Пантелеева Марина

Тема Крыма стала одной из наиболее обсуждаемых в ушедшем 2014 году. Все мировое сообщество пристально следило за событиями «Крымской весны» и референдумом, определившим статус полуострова как субъекта Российской Федерации.

Крым привлекал внимание своей красотой и экзотикой, его моря и горы были темами многих стихотворений. Жизнь русских писателей и поэтов, таких как А. С. Пушкин, А.С. Грибоедов, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, А.П. Чехов, М. Горький, И.А. Бунин, М. И. Цветаева, А.И. Куприн была связана с этим чудным местом. Для кого-то оно являлось вдохновением, а для кого-то изменило всю жизнь.

Данная тема показалась очень интересной и актуальной, потому что, вспоминая историю нашего Отечества, смело можно сказать, что прекрасный Крымский край сыграл в её судьбе не маловажную роль. Крым - родина русского православия. Именно в Крыму, в районе Херсонеса, на месте нынешнего Севастополя киевский князь Владимир принял крещение. Из Крыма православие начало распространяться по всей Руси. Крым связан с величественными и героическими страницами русской истории. Это и военное противостояние с Османской империей, и Крымская война 1853-1856 годов, и революционные выступления черноморских моряков (крейсеров «Очаков» и «Потемкин»), и последний оплот Белого движения, штурм Перекопа в Гражданскую войну, две героических обороны Севастополя. Крым для России - история культуры. Наш земляк, Афанасий Никитин вернулся на родину из Индии через Кафу (Феодосию), где ему поставлен памятник(приложение 1). Писатели и поэты в своих произведениях заставляют нас восхищаться удивительной местностью Крыма, помогают проникнуться чувством патриотизма и любви к своей родине. К работе прикрепляется презентация.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ «Медновская СОШ»

филиал «МОУ Октябрьская СОШ им. С. Я. Лемешева»

Исследовательская работа по литературе:

Крым в судьбе и творчестве русских

писателей и поэтов

Выполнила: Пантелеева М. В.

Руководитель: Фомина М. А.

Кумордино 2015 г.

Введение

  1. Историческая справка о Крыме 4
  2. Воспоминание А.С. Пушкина о Крыме 5
  3. Высказывания разных писателей и поэтов о Крыме 5
  4. Писатели и поэты, чья жизнь была связанна с Крымом 6
  1. Н. В. Гоголь 6
  2. Л. Н. Толстой 7
  3. А. П. Чехов 9
  4. М. А. Волошин 10
  5. М. И. Цветаева 12
  6. А. И. Куприн 13

Заключение 15

Список литературы 16

Введение

Тема Крыма стала одной из наиболее обсуждаемых в ушедшем 2014 году. Все мировое сообщество пристально следило за событиями «Крымской весны» и референдумом, определившим статус полуострова как субъекта Российской Федерации.

Крым привлекал внимание своей красотой и экзотикой, его моря и горы были темами многих стихотворений. Жизнь русских писателей и поэтов, таких как А. С. Пушкин, А.С. Грибоедов, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, А.П. Чехов, М. Горький, И.А. Бунин, М. И. Цветаева, А.И. Куприн была связана с этим чудным местом. Для кого-то оно являлось вдохновением, а для кого-то изменило всю жизнь.

Данная тема показалась мне очень интересной и актуальной, потому что, вспоминая историю нашего Отечества, я смело могу сказать, что прекрасный Крымский край сыграл в её судьбе не маловажную роль. Крым - родина русского православия. Именно в Крыму, в районе Херсонеса, на месте нынешнего Севастополя киевский князь Владимир принял крещение. Из Крыма православие начало распространяться по всей Руси. Крым связан с величественными и героическими страницами русской истории. Это и военное противостояние с Османской империей, и Крымская война 1853-1856 годов, и революционные выступления черноморских моряков (крейсеров «Очаков» и «Потемкин»), и последний оплот Белого движения, штурм Перекопа в Гражданскую войну, две героических обороны Севастополя. Крым для России - история культуры. Наш земляк, Афанасий Никитин вернулся на родину из Индии через Кафу (Феодосию), где ему поставлен памятник(приложение 1). Писатели и поэты в своих произведениях заставляют нас восхищаться удивительной местностью Крыма, помогают проникнуться чувством патриотизма и любви к своей родине.

Настоящая работа имеет целью: выяснить какова же роль Крыма в судьбе и творчестве русских писателей и поэтов. К числу основных задач относятся: эффективное использование проектной технологии для повышения мотивации в изучении предмета, развития и совершенствования исследовательской деятельности. Обобщать и анализировать материал, четко излагать свои мысли. Прививать чувство патриотизма и любви к литературе.

  1. Историческая справка о Крыме

Крым - полуостров в северной части Чёрного моря, с северо-востока омывается Азовским морем. В русских источниках конца XVIII - начала XX веков Крымский полуостров именовался также как «Таврида», отсюда название Таврической губернии.

Крым известен в русской литературе со времен возникновения ее древнейших памятников. Уже в начале XII в. полуостров упоминает летописец Нестор в «Повести временных лет». Мифический див велит князю Игорю «послушати – земли незнаемъ... и Сурожу, и Корсуню...» в «Слове о полку Игореве» (приложение 2). Далекая и влекущая земля рождала сказания и легенды. Шло время... Некогда притягательный край становится для Руси источником постоянной опасности, превращается в место, где навсегда исчезали угнанные в неволю пленники. Крепнущее Русское государство вступает в долгую борьбу с Крымским ханством, бывшим в то время вассалом Турции. Борьбу за выход к морю, за прекращение опустошительных набегов. 8 (19) апреля 1783 г. Крым стал владением Российской империи, вошел в созданную в 1784 г. Таврическую область(приложение 3). Россия пристально всматривается во вновь приобретенный край, учится видеть в нем уже не поле боя, но требующее изучения «истинное сокровище», ей принадлежащее. Романтический край, экзотическая «русская Италия» влекла правителей, ученых, путешественников, а также поэтов. Великие поэты вдохновенно описывали красоты Крыма.

  1. Воспоминание А.С. Пушкина о Крыме

Из письма Александра Пушкина летом 1820 года:

«Перед рассветом я заснул, между тем корабль остановился в виду Юрзуфа. Проснувшись, увидел я картину пленительную: разноцветные горы сияли, плоские кровли хижин… издали казались ульями, прилепленными к горам, тополи, как зеленые колонны, стройно возвышались между ними, справа огромный Аю-Даг… И кругом это синее, чистое небо, и светлое море, и блеск, и воздух полуденный…

Великий поэт во время путешествия по Крыму, провел, как он сам писал, «счастливейшие минуты в своей жизни».

Кто видел край, где роскошью природы

Оживлены дубравы и луга,

Где весело шумят и блещут воды

И мирные ласкают берега.

Где на холмы под лавровые своды

Не смеют лечь угрюмые снега?

Скажите мне: кто видел край прелестный,

Где я любил, изгнанник неизвестный?..

А. С. Пушкин

Три населённых пункта в Крыму носят название Пушкино, а в Симферополе, Гурзуфе, Саках, Бахчисарае и Керчи главному русскому поэту установлены памятники. В Гурзуфе действует музей А.С. Пушкина (приложение 4).

3.Высказывания разных писателей и поэтов о Крыме

Во все времена великие поэты, писатели, знаменитые путешественники и государственные деятели приезжали в Крым за вдохновением, сочиняли стихи и писали прозу, вершили историю. Что же о самом полуострове, его природе и городах они говорили и какие их фразы до сих пор на слуху?

Николай Некрасов: «Море и здешняя природа покоряют и умиляют. Выезжаю теперь каждый день - чаще всего в Ореанду - это лучшее, что здесь пока видел».

Дмитрий Мамин-Сибиряк: «Чудное местечко, счастливое пока тем, что на него обращено очень мало благосклонного внимания „его величества публики“. Если бы это зависело от меня, я устроил бы именно здесь санаторию для писателей, артистов и художников».

Константин Паустовский: «За десятку здесь сдают комнаты в бывшем дворце Апраксина, у самого моря. Там очень тихо, пустынно, можно прекрасно работать. Приезжайте».

Лев Толстой: «Не может быть, чтобы при мысли, что вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах!».(приложение 5)

Каждый из русских писателей по-своему воспринимал Крым, но ни для одного из них этот полуостров не был только лишь красивым и тёплым местом отдыха.

4.Писатели и поэты, чья жизнь была связанна с Крымом

4.1.Н. В. Гоголь

Писатель изучал историю Крыма задолго до поездки. Так, в «Тарасе Бульбе» он описал быт и нравы крымской станицы 15 века. Полуостров Гоголь посетил, чтобы пройти лечение в Сакском курорте, где тогда была единственная на полуострове грязевая лечебница. В письме Василию Жуковскому Гоголь писал: «Проклятых денег не хватило и на половину вояжа. Был только в Крыму, где пачкался в минеральных грязях. Наконец, здоровье, кажется, уже от одних переездов поправилось. Сюжетов и планов накопилось во время езды ужасное множество, так что если бы не жаркое лето, то много бы израсходовалось теперь у меня бумаги и перьев...». В лечебнице писатель провел несколько недель, и хотя совершить большое путешествие по полуострову ему не удалось, Крым оставил в его душе глубокий след. Не случайно спустя 13 лет, когда его здоровье сильно пошатнулось, он хотел снова отправиться в Крым. Однако совершить задуманное писателю не удалось: «проклятых денег не собрал».

4.2 . Л. Н. Толстой

Лев Толстой бывал в Крыму трижды, и провел на полуострове в общей сложности два года своей жизни. Первый раз 26-летний писатель попал в Севастополь во время первой обороны, поздней осенью 1854 года, когда после настойчивых требований он был переведён в действующую армию. Какое-то время он находился в тылу, а в последних числах марта 1855 года был переведён на знаменитый четвёртый бастион. Под непрекращающимся обстрелом, постоянно рискуя жизнью, писатель находился на нём до мая, и после также участвовал в боях и прикрытии отступающих русских войск. В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы, здесь он начал писать цикл "севастопольских рассказов", которые были новой для того времени литературой. Вскоре напечатанные рассказы имели огромный успех (очерк "Севастополь в декабре месяце" прочитал даже Александр II). То, о чем пишет Толстой в своих военных рассказах, он пишет не понаслышке, не со стороны, а как человек, сам все переживший и по собственному опыту все знающий. Этого не может не заметить, не почувствовать читатель его произведений. Отсюда- то особенное доверие, которое мы, читатели, испытываем к Толстому. В «Севастопольских рассказах» война предстала такой, какая она есть, без пафосного героизма.

Командиром граф оказался хорошим, но строгим: запрещал солдатам материться. К тому же, непокорный нрав плохо способствовал военной карьере: после неудачного наступления, в котором ему пришлось участвовать, Толстой сочинил сатирическую песню, которую распевала вся русская группировка войск (приложение 7). Песня содержала строки «На Федюхины высоты нас пришло всего две роты, а пошли полки» и «Чисто писано в бумаге, да забыли про овраги, как по ним ходить», а также поимённо высмеивалось командование. Во многом эта выходка молодого графа послужила причиной его увольнения из армии, а от более серьёзных последствий его спасла только литературная слава.

Второе длительное пребывание Толстого в Крыму пришлось уже на глубокую старость. В 1901 писатель отдыхал в Крыму, в дворце графини Паниной «Гаспра». Во время одной из прогулок он сильно просудился, и хотя поначалу болезнь не казалась серьёзной, вскоре дело приняло такой оборот, что врачи посоветовали родным писателя готовиться к худшему. Несмотря на это, Толстой несколько месяцев боролся с болезнью и победил её. На это время Крым стал культурным центром России: сюда приезжали Чехов, Горький и другие самые крупные российские писатели. Помимо дневников, Толстой работал в Гаспре над повестью «Хаджи-Мурат» и статьёй «Что такое религия и в чём суть её», в которой были, в том числе, и такие слова: «Закон жизни человеческой таков, что улучшение её как для отдельного человека, так и для общества людей возможно только через внутреннее, нравственное совершенствование. Все же старания людей улучшить свою жизнь внешними друг на друга воздействиями насилия служат самой действительной проповедью и примером зла, и потому не только не улучшают жизни, а, напротив, увеличивают зло, которое, как снежный ком, нарастает всё больше и больше, и всё больше и больше удаляет людей от единственной возможности истинного улучшения их жизни».

Во дворце «Гаспра» сохраняется мемориальная комната Толстого, которую писатель занимал во время своего пребывания в Крыму(приложение 8).

4.3. А. П. Чехов

Первый раз отправился в Крым летом 1888 г. и был восхищен его морем и горами. Картина моря встречается у Чехова в повести "Черный монах" (1894). О том, что Антон Чехов несколько лет прожил в Ялте, знают многие, но о том, что, в сущности, он уехал в Крым умирать, известно далеко не всем. После того, как у писателя проявились первые признаки чахотки (туберкулеза), Чехов, как опытный врач, понял, что конец предрешён и вскоре принял решение об отъезде в Крым. В 1894 г. Чехов приехал в Ялту уже лечиться. Пробыл с 5 марта по 5 апреля. Жил в гостинице "Россия" (N 39). После этой поездки южнобережная природа, детали ялтинского быта начинают проникать в творчество Чехова. В "Черном монахе" находят место картины моря, в повести "Ариадна" (1895) тип "вечной" курортницы, в рассказе "Три года" (1895) упоминается проживавшие в Ялте французское семейство, фамилии некоторых ялтинцев - художника Ярцева, хирурга Кирма. В ничем не примечательном тогда городке Ялта Чехов приобрёл небольшой участок, на котором в 1899 году построил небольшой дом, получивший прозвище «Белая дача» (приложение 9). Если в Европе «Цветущим кладбищем» (как прозвал его Мопассан) был Лазурный берег, то в России именно Крым был «последней соломинкой» для больных туберкулёзом. Тёплый климат мог немного отсрочить неизбежный исход, но не предотвратить его. Чехов, понимая это, занялся подведением итогов и составлением собрания сочинений. Понимала это и вся литературная Россия, в которой многие стремился помочь Чехову, навестить его в Крыму. Жила на «Белой даче» и помогала писателю его сестра Мария, а жена Чехова, актриса Ольга Книппер (на которой писатель женился в 1901 году), появлялась в Ялте только летом, когда заканчивался театральный сезон. Также в ялтинском доме писателя навещали Бунин, Горький, Куприн, Короленко, Шаляпин, Рахманинов и другие крупнейшие деятели культуры. Тем не менее, долгие месяцы в межсезонье писатель проводил в одиночестве, гуляя по опустевшим пляжам и улицам курортного городка. Но чувство юмора его не покидало. В письмах родным он жаловался, что в Ялту газеты приходят с опозданием, а «без газет можно было бы впасть в мрачную меланхолию и даже жениться», в одном из писем он написал, что «Ялта - это Сибирь», а над своей уединённой и непорочной жизнью в Крыму иронизировал, подписывая письма «Антоний, епископ мелиховский, Ауткинский и Кучук-койский». В Крыму писателем были созданы пьесы «Три Сестры», «Вишнёвый Сад», множество крупных и мелких рассказов. Чехов был знатоком курортной жизни, за долгие годы научившись видеть оборотную сторону праздного отдыха. В рассказе «Дама с собачкой» он писал: «По случаю волнения на море пароход пришёл поздно, когда уже село солнце, и, прежде чем пристать к молу, долго поворачивался. Анна Сергеевна смотрела в лорнетку на пароход и на пассажиров, как бы отыскивая знакомых, и когда обращалась к Гурову, то глаза у неё блестели. Она много говорила, и вопросы у нее были отрывисты, и она сама тотчас же забывала, о чём спрашивала; потом потеряла в толпе лорнетку».

В Ялте писателю установлен памятник, а также работает мемориальный дом-музей в здании «Белой дачи».

4.4. М. А. Волошин

Максимилиан Волошин стал признанным поэтом Крыма. Родившись в Киеве, он с малых лет жил на полуострове, затем получал образование за рубежом, жил в Москве и Петербурге, а после революции окончательно «осел» в Коктебеле. Во время революции и гражданской войны он не принимает ничью сторону, помогая сначала красным, а затем и отступающим белым. Он колесит по Феодосии, пытаясь сохранить культуру Крыма, а позже в собственном имении в Коктебеле создаёт знаменитый «Дом поэта», двери которого «открыты всем, даже приходящему с улицы». В 1923 г. через Дом прошло 60 человек, в 1924-м - триста, в 1925-м - четыреста. В разное время здесь бывали Мандельштам, Белый, Горький, Брюсов, Булгаков, Цветаева, Гумилёв, Зощенко, Чуковский, Нейгауз и многие другие. Волошин чувствовал себя коренным жителем Крыма и всегда вступался за него в различных статьях, причём далеко не всегда вставал на сторону России. В одной из них он писал: «Вот уже второе столетие, как он задыхается, как рыба, вытащенная на берег». В доме поэта в Коктебеле открыт музей, а могила Волошина на горе неподалеку от него является местом паломничества почитателей таланта поэта. (приложение 10)

Творческая деятельность Волошина о Крыме начинается с 1907 года, когда поэт уезжает в Коктебель. Уже по пути в Крым, он пишет стихотворение «Я иду дорогой скорбной в мой безрадостный Коктебель...»(приложение 11). Торжественным и суровым предстает перед ним реальный мартовский Коктебель. «Он неуютен, суров,- пишет Волошин жене.- Резкий холодный горный воздух. Горы инкрустированы снегом. Море ревет. Я никогда не видел Коктебеля таким грозным и неприветливым». Один за другим возникают сонеты «Здесь был священный лес. Божественный гонец...», «Старинным золотом и желчью напитал...», «Равнина вод колышется широко...». Волошин посылает их в Петербург - Вячеславу Иванову и жене. И вот в одном из ответных писем Маргарита Васильевна сообщает, что два его «крымских сонета» войдут в составляемую Ивановым антологию «Цветник Ор» - и «назовутся "Киммерийскими сонетами" (старое имя Крыма)». Волошин пишет Иванову, что новые стихи «слагаются в определенную серию, которая только что начинается», и что ему «приходит в голову» назвать ее «Одиссей в Киммерии»... В дальнейшем цикл, включивший 14 стихотворений, получит название «Киммерийские сумерки». Ныне он считается одной из жемчужин волошинской поэзии. Волошин ухватился за находку Вячеслава Иванова, назвав Киммерией «восточную область Крыма от древнего Сурожа (Судака) до Босфора Киммерийского (Керченского пролива), в отличие от Тавриды, западной его части (южного берега и Херсонеса Таврического)». И стал поистине певцом этой «усыновившей» его земли. Стихи первого киммерийского цикла можно назвать пейзажными: это лирические зарисовки многообразных ликов Киммерии, обычно отлитые в форму сонета. Пейзажи эти слагаются, как правило, из одних и тех же элементов: море, скалы, песок, сухие выжженные травы. Два запаха царят над этим миром: запах морской соли и запах полынной сухости, берегового зноя. Это запах самой Киммерии. Земля, которую воспевает Волошин,- пустынная, нерадостная, «отверженная». Но эта земля - мать, даже Праматерь,- тем более любимая, что она безгласна, нема. И поэт сам становится ее голосом, сам повествует о пережитом ею.

4.5. М. И. Цветаева

Цветаева Марина Ивановна, русская поэтесса. Неоднократно бывала в Крыму, там поэтессой написаны многие лирические шедевры. Один из них стихотворение «Встреча с Пушкиным» (приложение12). Впервые Цветаева приехала в Крым, по свидетельству сестры поэтессы, А.И. Цветаевой, - в 1905 году в Ялте вместе с матерью, страдавшей туберкулезом. Жили Цветаевы на даче Е.Я. Елпатьевского. Крым сыграл в жизни Цветаевой очень важную роль, именно там юная поэтесса познакомилась с Сергеем Эфроном, который стал ее мужем.

В мае 1911 года он приехал в Коктебель, к своему дяде – Максимилиану Волошину. У Макса останавливается и Марина Цветаева. У нее была довольно бурная молодость, разбитое от неразделенной любви сердце, и она уже не надеялась на то, что в мире есть молодой человек, способный вернуть ее к жизни. Она так и признавалась Максу Волошину: «Макс, я выйду замуж за того, кто угадает, какой мой любимый камень».

В романтически-таинственной атмосфере Коктебеля, где сама природа создавала в угоду литературным вкусам времени профили поэтов, Сергей Эфрон, представленный Цветаевой как молодой литератор, тёмноволосый юноша с большими зеленовато-серыми глазами совершенно соответствовал её творческому воображению. Когда Марина впервые увидела Сергея в белой рубашке на скамейке у моря, он был, по её признанию, так неправдоподобно красив, что, казалось, ей стыдно ходить по земле.

Сергей подарил Марине в первый же день знакомства генуэзскую сердоликовую бусину (сердолик её любимый камень) – она поместила её в серебряное кольцо (серебро – любимый металл, оно серебрится, подобно пене морской, и сама Марина – «бренная пена морская»). Это была любовь с первого взгляда. Они нашли друг в друге столько интересного, что не расставались все два месяца, которые провели в Коктебеле. А потом опять-таки вместе они отправились дальше. Эта талантливая пара создала семью 27 января 1912 года. В этот день в Москве состоялось венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. Марина взяла фамилию мужа, которою первое время и подписывалась. В 1913 году Цветаева вновь в Крыму, в Феодосии. О феодосийском периоде жизни писательницы рассказывает музей сестёр Цветаевых (приложение 13) , созданный в этом прекрасном городе. По словам Ариадны Эфрон, дочери поэтессы, "тот Крым она искала везде и всюду – всю жизнь…"

Над Феодосией угас

Навеки этот день весенний,

И всюду удлиняет тени

Прелестный предвечерний час.

4.6. А. И. Куприн

Среди русских классиков, судьба которых тесно связана с Крымом, Александр Иванович Куприн - самый преданный и искренний почитатель благодатной земли, отразивший в произведениях романтический образ Крыма.

Многие его современники - известные литераторы, приезжали а Южнобережье по состоянию здоровья. Куприна же тянуло сюда просто потому, что он страстно любил сказочный полуостров. Его сердце, как он сам говорил, всю жизнь стремилось к «благословенному Крыму, сине-синему Чёрному морю».

Писателю замечательно работалось на юге. Он написал здесь множество своих произведений, среди них принесшую ему мировую известность повесть «Поединок». Многие его рассказы сюжетно связаны с крымским краем или написаны по крымским впечатлениям. В Крым Куприн приезжал часто: гостил у Чехова в Ялте, у Гарина-Михайловского в Кастрополе, познакомился с Львом Толстым, останавливался в Мисхоре, в Алуште, Гурзуфе, Кореизе, Алупке, очень полюбил Севастополь. Среди многих истинно крымских произведений признаны классическими "Сон", "Светлана", "Белый пудель", "Гранатовый браслет".

Впервые Куприн побывал в Крыму летом 1901 года, во времена, когда служил в киевских и южнорусских газетах «пожарным строчи­лой». Так он называл работу репортёра. Цель его приезда была творческая - написать рассказ о цирковом борце. В 1902 году писатель живет на даче в Мисхоре, работает над рассказами "На покое", "Трус", "Болото", по приглашению Л.Н. Толстого часто бывает в Ялте. В 1903 году в Мисхоре заканчивает первые шесть глав повести "Поединок".

В 1904, 1905 и 1906 годах Куприн с семьёй жил в Балаклаве, подружился с местными рыбаками и написал о них сборник художественных очерков "Листригоны".

А потом за смелые политические высказывания Куприна выслали из Балаклавы, где он хотел поселиться навсегда и уже начал строить домик.

После революции писатель эмигрировал. Он успешно печатался в Париже, но, не в силах побороть ностальгии, вернулся на родину в 1937 году, за год до смерти. До конца жизни хранил Куприн приятные воспоминания о Крыме.

Заключение

Итак, можно сделать вывод, что велика и значима историческая роль Крыма в истории государства Российского, начиная с Киевской Руси и до распада СССР.

Отметим также, что три населённых пункта в Крыму носят название Пушкино, а в Симферополе, Гурзуфе, Саках, Бахчисарае и Керчи главному русскому поэту установлены памятники. В Гурзуфе действует музей А.С. Пушкина.

Резюмируя, можно сказать, что каждый из русских писателей по-своему воспринимал Крым, но, ни для одного из них этот полуостров не был только лишь красивым и тёплым местом отдыха.

Следовательно, такие писатели как, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, М. А. Волошин, М. И. Цветаева, А. И. Куприн, находясь и живя в Крыму, создавали свои лучшие произведения, которые до сих пор популярны и интересны читателям. А так как были увековечены места их творчества памятниками, бюстами, музеями, то это привлекает не только любителей художественной литературы, но и обычных туристов, как российских, так и иностранных.

Без этого удивительно края и его истории, мы бы никогда не узнали о «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого, о повести «Поединок» А. И. Бунина, не смогли бы насладиться чудесными стихотворениями М. А. Волошина, о крымских пейзажах. Благословенная Таврида навсегда оставила глубокий и неизгладимый след в истории и литературе.

Цель и задачи, поставленные в работе, выполнены. В частности выяснена роль Крыма в судьбе и творчестве русских писателей и поэтов. Эффективно использовалась проектная технология для повышения мотивации в изучении предмета, развивалась и совершенствовалась исследовательская деятельность. Обобщались и анализировались материалы, четко и последовательно излагались мысли. Данная работа позволила привить чувство патриотизма и любви к литературе

Список литературы

1. Кунцевская Г.Н. Благословенная Таврида. Крым глазами великих русских писателей / Г.Н.Кунцевская. – Симферополь: Таврия, 2008. - 392с. с илл.

2. Волошина М. С. О Максе, о Коктебеле, о себе. Воспоминания. Письма. Феодосия. - М.: Издательский дом «Коктебель», 2003. 367 с.

3. Шестов Л. «Творчество из ничего: А. П. Чехов»

4. Вересаев В. В. Да здравствует весь мир! (О Льве Толстом).

5. Чембрович О. В. Религиозно-философские идеи М. Горького в оценке критики и литературоведения // «Культура народов Причерноморья», № 83, 2006. Крымский научный центр Академии Наук Украины и Министерства образования и науки Украины.

Не мало превосходных мастеров слова прошло по крымской земле. Почти повсюду, где Вы побываете, память о них хранят мемориальные доски, скульптурные портреты, названия улиц.

А.С.Пушкин. На крымскую землю поэт ступил 15 августа 1820 г. в районе Керчи. Ничего интересного в ней не нашёл и на следующий день был уже в Феодосии. Остановился у бывшего градоначальника С. М. Броневского. Грот, расположенный на месте его усадьбы, и сейчас называется Пушкинским. Ночь на 19 августа Пушкин провёл на судне, двигаясь вдоль берега к Гурзуфу. На корабле и родилось первое «крымское» стихотворение «Погасло дневное светило». В гурзуфском доме поэт провёл две недели, «счастливейшие» в своей жизни. В начале сентября Пушкин выехал из Гурзуфа в Бахчисарай по севастопольской дороге.

Главную гряду перевалил по Чёртовой лестнице (Шайтан-Мердвен) в районе нынешнего Оползневого (за Симеизом). На Байдарском плоскогорье посетил Георгиевский монастырь с легендарными остатками храма греческой богини Дианы. 7 сентября провёл в Бахчисарае, осмотрел Ханский Дворец. С 8-го по 15-е жил в Симферополе, лечился у доктора Ф.Мюльгаузена от мучившей его лихорадки. Месяц отдыха в Крыму оставил глубокий след в творчестве поэта: на основе крымских воспоминаний он написал более десяти стихотворений, поэтому «Бахчисарайский фонтан», множество строф в «Евгении Онегине».

А.С. Грибоедов. Спустя пять лет после Пушкина, в Крыму побывал Александр Сергеевич Грибоедов. 18 июня 1825 г. он остановился в симферопольской Афинской гостинице (ныне пр. Кирова). 24 июня Грибоедов отправляется путешествовать на Южный берег Крыма. В красной пещере, что под Симферополем, в подземном коридоре выбил своё имя и год посещения; этот коридор и поныне зовут Грибоедовским. Несколько раз поэт поднимался на вершине Чатыр-Дага. Объехал берег моря от Алушты (через Ущельное под Ялтой, где ныне ему поставлен памятник) до Балаклавы, а оттуда – в Севастополь.

По дороге писатель не только любуется природой, но и тщательно изучает исторические памятники. Из Севастополя через Учкуевку добирается Грибоедов до пещерных городов, посещает Бахчисарай и его окрестности, часто бывает в имении Саблы, принадлежавшем видному крымскому деятелю Бороздину (село Партизанское Симферопольского района). О том, что видел в Крыму, с кем встречался, о чём размышлял Грибоедов, можно прочитать в его «Крымском дневнике» и письмах друзьям.

Н. В. Гоголь. Летом 1835 г. профессор истории Петербургского университета Николай Васильевич Гоголь получает каникулярный отпуск. Из двух маршрутов – кавказского и крымского – он выбирает отдых в Крыму, как более близкий; кроме того, именно в Крыму «славятся минеральные грязи и купание в море». В ту пору на полуострове действовал один грязевой курорт- сакский. Там и пачкался грязями Гоголь. Ванны принимали тогда главным образом на свежем воздухе, в ямах, которые имели две трети метра в глубину и два метра в длину. Стоимость процедур и содержания на курорте была очень высокой. Отдых в Крыму не только укрепил здоровье, но и дала «ужасное множество сюжетов и планов».

В.А. Жуковский. Почти по всему крымскому маршруту Грибоедова (за исключением восточного направления) через 12 лет проехал Василий Андреевич Жуковский. По перекопской дороге он прибыл в Симферополь 2 сентября 1872 г. Остановился в доме на углу улиц Гоголя и Садовой (ныне улица Жуковского д.13). Поэт путешествовал в том году, когда погиб А.С. Пушкин. Многие записи в его дневнике и рисунки в альбоме посвящены пушкинским местам в Крыму.

Л.Н. Толстой побывал в Крыму в 1854-1855 и 1901-1902 гг. В Симферополе, Севастополе, в селе Лозовом, в Ялте его пребывание отмечено различными памятниками. Во время легендарной обороны Севастополя 29-летний подпоручик Толстой участвовал во многих сражениях и вылазках. За мужество и храбрость был досрочно произведён в поручики, награждён медалью. Повседневное общение с защитниками города дало ему материал для бессмертных «Севастопольских рассказов», прославивших героизм и мужество русских людей. Во второй раз Л.Н. Толстой десять дней проводит в Симеизе, работает над рассказом «Ильяс».

Когда Толстой приехал на Южный берег Крыма в третий раз, ему было уже более 70 лет. Севастопольцы несколько дней дежурили на вокзале, чтобы встретить писателя. Лев Николаевич был болен, и всё-таки объехал места былых сражений. Писатель поселился на Южном берегу в имении Паниной в Гаспре (ныне в нём расположен санаторий, которому присвоено название родовой усадьбы Толстого «Ясна Поляна»).

Во время тяжёлой болезни царские власти намеревались здесь арестовать рукописи Толстого, но его друзья, во главе с А.М. Горьким своевременно вывезли их. Великий писатель работал в Гаспре над повестью «Хаджи Мурат» и публицистическими произведениями – памятками солдата, офицера, письмом царю и другими. Выехал Толстой из Крыма в конце июня 1902 г.

Н. А. Некрасов . Два месяца, сентябрь и октябрь, 1876 г. провёл в Ялте тяжело больной Николай Алексеевич Некрасов. В этом месяце он смог повидать в Крыму места, где происходили кровопролитные сражения в период осады Севастополя. Об этой войне Некрасов написал немало. Широко популярны были его стихи «Внимая ужасам войны», «Тишина», отзывы о произведениях, посвящённых обороне, в частности о «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого.

К героической обороне и другим событиям крымской жизни – пребыванию Пушкина в Гурзуфе, строительству железной дороги на полуостров – поэт возвращался ещё не раз. Некрасов видел в Севастополе незалеченные раны, нанесённые Крымской войной. Не налажена были и жизнь многих её участников. Поэт описал мытарства инвалида войны в той части поэму «Кому на Руси жить хорошо», на которой работал в Ялте.

А.П. Чехов . Многое в современной Ялте напоминает об Антоне Павловиче Чехове. Впервые он приехал на отдых в Крым 1888 г. и две недели прожил в Феодосии. Уже тогда писатель заметил контрасты курортной жизни: рядом с чахоточными больными богатых бездельников с их жаждой грошовых наслаждений. Дважды – в 1889 и 1894 гг. – Чехов приезжает на короткие сроки, прежде чем в сентябре 1898 г. поселиться в Ялте навсегда. Здесь он приобретает небольшой участок земли и в течении года строит дом, разводит сад.

В этом доме действительно побывала почти «вся русская литература», многие выдающиеся деятели культуры и среди них – артисты Художественного театра. В ялтинские годы Чехов написал девять крупных рассказов, две пьесы. Крымская действительность отразилась в таких его рассказах, как «Длинный язык», «Чёрная молния», «Арианда», «Дама с собачкой». Музей Чехова в Ялте (ул. Кирова, 112) создан усилиями сестры писателя М.П.Чеховой. Его открытию в 1921 г. способствовал М. Горький.

М. М. Коцюбинский. Не отдыхать, а работать приехал в Крым (весной 1895 г.) Михаил Михайлович Коцюбинский. В составе группы специалистов по борьбе с болезнями виноградников- филлосерой он провёл в Симеизе, Алуште, и Солнечногорском около полутора лет. Изучая одновременно быт крымских крестьян, он создаёт рассказы «В сетях шайтана» и «На камне». Писатель проводит в Крыму свой отпуск летом 1904. В поисках тем посещает монастырь, расположенный в горном Крыму, и Бахчисарай. Эта поездка дала материал для рассказов «В грешный мир», «Под минаретами».

В. Г. Короленко . Летом 1889 г. Владимир Галактионович Короленко сутки пробыл в Керчи, проникаясь, как он выразился, историческим настроением, а потом почти два месяца жил в Карабахе (ныне село Бондаренково). Весной 1902 г. Короленко приезжает в Ялту, чтобы посоветоваться с Чеховым, что предпринять в ответ на отмену царём выборов А. М. Горького в почётные академики. Тогда же Короленко посетил Л.Н. Толстого в Гаспре. В 1910 и 1913 гг. писатель отдыхал и работал в Алупке и Батилимане. Крымская действительность отразилась в его рассказах «Рыбалка Нечипор» , «Емельян», в некоторых мемуарных и публицистических произведениях.

А.М. Горький. От Перекопа до Ялты, от Севастополя до Керчи, что называется, вдоль и поперёк исходил, и изучил Крым Алексей Максимович Горький. «Я шёл в немом восхищении перед красотой природы этого куска земли, ласкаемого море», - говорил писатель о своих чувствах и дни первого знакомства с Крымом в 1891 г. Эти чувства остались у него неизменными на всю жизнь. Более тридцати произведений Горького отразили события, факты, людей и пейзажи, которые он наблюдал в Крыму. Крымский климат благотворно влиял на здоровье писателя, и он бывал часто приезжал на отдых в Крым. Яркими страницами его биографии стали крымские встречи с великими писателями Л.Н. Толстым и А. П. Чеховым. Жизнь в Форосе и Коктебеле принесла ему ценнейшие наблюдения, которые он передал в пьесе «Яков Богомолов».

А. С. Грин. Более десяти лет прожил в Крыму Алесандр Степанович Грин. Не всегда, правда, он задерживался здесь на долго время по своему желанию: с осени 1903 г. и до осени 1905 г. он просидел в севастопольской тюрьмах за революционную пропаганду среди моряков. До 1903 г. Грин наблюдал крымские пейзажи, плавая матросом на грузовом судне вдоль южного побережья. В советское время Грин недолго жил в Севастополе, затем с 1924 по 1939 г. – в Феодосии. Последние два года жизни он находился в Старом Крыму, где и умер в июле 1932 г.

Здесь бережно сохраняется его могила, восстановлен дом, котором жил писатель. Крымские впечатления отразились во многих произведениях Грина. Среди них можно назвать следующие романы и рассказы: «Дорога никуда», «Золотая цепь», «Блестящий мир», «На досуге», «Посидели на берегу», «История одного ястреба» и другие. Приметы Севастополя, Балаклавы, Ялты, Гурзуфа вошли в гриновские пейзажи и описания фантастических городов Лисса, Зурбагана, Гель-Гью, Гертона.

К. А. Тренёв. В Симферопольском парке цветов установлен монументальный памятник Константину Андреевичу Тренёву. Это не случайность: здесь, в Симферополе, писатель прожил более двух десятилетий, здесь создал свои крупнейшие прозаические произведения, написал пьесу «Любовь Яровая». К.А. Тренёв приехал в Симферополь в 1909 г. Педагог-словесник высокой квалификации, он преподавал русскую литературу и язык в нескольких учебных заведениях.

В учительских коллективах пользовался большим уважением, но у педагогического начальства был «на подозрении», так как до переезда в Крым проявил себя прогрессивным журналистом, был связан с революционным движением среди учащихся. «Педагог то я опальный», - писал Тренёв Горькому в 1911 году. Крымская дореволюционная действительность нашла отражение в его повести «Владыка», в рассказах «Самсон Глечик», «Любовь Бориса Николаевича».

В 1919 г. писатель возглавляет школьный отдел комиссариата просвещения Крыма, преподаёт в народном университете, внимательно изучает события гражданской войны, развернувшейся в Крыму с особой остротой. Из этих наблюдений возникла революционная эпопея – пьеса «Любовь Яровая», вошедшая в золотой фонд советской драматургии. Уехав в 1932 году из Крыма, Тренёв часто возвращался сюда. Он приобрёл дачу в тихом Горном переулке в Ялте, где много и плодотворно работал.

М. А. Волошин . У самого берега моря, в курортном посёлке Коктебель стоит дом оригинальной архитектуры. Бывший его владелец – поэт и художник Максимилиан Александрович Волошин – провёл здесь не одно десятилетие своей сложной и интересной жизни. Он исходил все окрестности восточного Крыма, который и по сей день носит следы древней культуры киммерийцев – народа, жившего в Крыму в гомеровские времена (тысячелетие до современной эры). В своих стихах Волошин воспевает историю Киммерии, зримо передаёт её ландшафт, быт, нравы. Одарённый художник, он пишет акварели, которые воспринимаются, как стихи…

Тип тура: Автопешеходный маршрут
Тур по маршруту: Старый Крым - Феодосия - Коктебель - Ялта
Продолжительность тура: 3 дня / 2 ночи

Стоимость тура: 9600 руб. на одного участника тура.

Во время путешествия туристы узнают о известных поэтах и писателей живших в Крыму. В г. Старый Крым увидят усадьбу А. Грина и место его упокоения.
В г. Феодосия путешественники познакомятся с творчеством и Дом - музеем сестер Цветаевых. В пос. Коктебель туристы посетят Дом – музей художника и поэта М. Волошина. В г. Ялта паломники познакомятся с Ялтинским Дом — музеем А.П.Чехова и его театром.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Россия, Крым

МАРШРУТ: Старый Крым — Феодосия - Коктебель - Ялта

УРОВЕНЬ СЕРВИСА: Стандарт

Тематическая программа
Благодаря чарующей красоте природы, Крым всегда был источником вдохновения для многих деятелей культуры, искусства и литературы. Одним приходилось задерживаться здесь на несколько месяцев, другие предпочитали намного дольше не расставаться с музой и оставались на несколько лет. Они останавливались в гостях, на дачах или строили собственные дома.
Всем, что мы знаем о Крыме, мы обязаны русской литературе, Державину, Пушкину, и даже одна из главных идей мировой литературы «война есть сумасшествие» тоже родилась в Крыму у Льва Толстого во время обороны Севастополя.
Но самое литературное место на полуострове – это Коктебель. Дача Максимилиана Волошина стала сначала центром притяжения художников и поэтов Серебряного века, а потом и советских писателей. В конце 19 века здесь на много километров вокруг не было ни одного колодца пресной воды. Но Волошин решил, что раз профиль на Карадаге напоминает его собственный, это – предопределение, и строит дом. Волошин опередил гениального Ле Корбюзье, вписав свой дом в окружающий ландшафт. В него же он вписал и русскую литературу. Здесь гостили Цветаева, Гумилёв, Мандельштам, Ходасевич, Булгаков, Остроумова-Лебедева… В советские годы за сезон бывало более сотни художников и писателей.
Марина Цветаева приезжала к Волошину из Феодосии, о которой говорила, что это «сказка из Гауфа, кусочек Константинополя». Теперь, какой она была, мы можем увидеть в музее Цветаевых.
Чтобы исполнить мечту Александра Грина о собственном доме, его жена втайне продала его же подарок – золотые часы – и купила вот этот домик в Старом Крыму. Ненадолго, но он продлил ему жизнь.
Тур знакомит гостей с историческими местами и творчеством поэтов и писателей проживавших в Крыму в разные периоды времени. Это такие известные поэты и писатели: А.С. Пушкин, А. Грин, А.П.Чехов, М. Волошин и другие. Гости посетят города и Дома - музеи русских поэтов и писателей, где были написаны яркие шедевры, пополнившие коллекцию русской литературы.

Программа тура

1 день
Встреча в аэропорту г. Симферополя.
Поездка в г. Старый Крым. Посещение Дом - музея А. Грина, знакомство с его романтическим творчеством, с известными литературными произведениями, местом его упокоения. Посещение старо крымского Литературного Дом-музея. Знакомство с творчеством Паустовского. многих писателей. Пешеходная экскурсия на водопад Паустовского.
Обед в татарском кафе (татарская кухня).
Прибытие в г. Феодосия.Посещение картинной галереи И.К.Айвазовского–художника-мариниста.
Посещение Феодосийского Дом-музея А. Грина. Знакомство с литературными экспонатами и личными вещами писателя.
Посешение Дом-музея сестер Цветаевых. Знакомство с творчеством сестёр Цветаевых в Феодосии.

2 день
Завтрак.
Трансфер в пос. Коктебель. Экскурсия по Дом — музею М. Волошина.
Экскурсия знакомит гостей с историей возникновения литературного и художественного общества русской интеллигенции в Коктебеле. Паломники посетят Дом – музей художника и поэта Максимиляна Волошина, услышат историю о необыкновенном человеке, объединившего лучшую половину русской интеллигенции. Также посетят гору М. Волошина - место паломничества художников поэтов, писателей.
Прогулка по Коктебелю.
Трансфер в Ялту. Экскурсия по Южному берегу Крыма.
Размещение в гостинице. Ужин. Свободное время.

3 день
Завтрак.
Посещение Дом — музея А.П. Чехова. Знакомство с творчеством писателя, его личными вещами, с историей написания произведения «Дама с собачкой».
Прогулка по набережной г. Ялта, знакомство с театром А.П.Чехова и скульптурной композицией «Дама с собачкой».
Переезд в Гурзуф.
Обед в Гурзуфе в ресторане.
Посещение дома-музея Пушкина и экскурсия по Гурзуфскому Парку (фонтаны «Ночь» и «Рахиль»).
Трансфер в аэропорт. Отъезд.

В СТОИМОСТЬ ТУРА ВХОДИТ:
Проживание, трехразовое питание, экскурсионная программа, транспортное обслуживание, медицинское страхование

В X Международном литературном фестивале «Чеховская осень - 2019» в г.Ялта, который прошел в Ялте с 21 по 24 октября, приняли участие поэты и писатели из разных стран: России, Украины, Донецкой Народной Республики, Казахстана, Узбекистана, Беларуси, Германии, Сирии, Италии, Ливана, Египта, Черногории, Саудовской Аравии, Индонезии, Вьетнама, Сербии, Марокко, Индии, Бангладеш, Чехии, Республики Коста-Рика, Боснии и Герцеговины, Польши, Албании и Швейцарии. И всех их объединила не только возможность творческого выражения себя, но и возможность рассказать о культуре своей страны и наладить связь между нашими народами. Организатором фестиваля традиционно выступил и в этом году РОО «Союз писателей Республики Крым». Фестиваль стал уже десятым со времени его создания и третьим с новейшей русской истории полуострова.

Все четыре дня члены международного жюри и участники наслаждались интересной и яркой конкурсной программой, круглыми столами, встречами о творчестве Чехова. Открывал Фестиваль 21 октября Президент фестиваля Андрей Чернов, который рассказал о важности объединения писателей Крыма с писателями из других областей России и зарубежья. Были зачитаны приветственные адреса от друзей Фестиваля: Мурадова Г. - Постоянного Представителя Республики Крым при Президенте РФ, Переверзина И. - Председателя МСОО “Международное сообщество писательских союзов”, Бояринова В. - Председателя Московской городской организации Союза писателей России, Е.И.В. Великой Княгини Марии Владимировны, Савченко С. - депутата Государственной Думы ФС РФ.

Высокое Международное жюри в составе: Айман Абу-Шаар (Сирийская Арабская Республика) председатель жюри, Терёхин В. (Россия, Калужская область) заместитель председателя жюри, Доха Асси (Арабская Республика Египет) заместитель председателя жюри, Смирнов В. (Шумилов) (Россия, Республика Крым), Кондрюкова Г. (Россия, г.Севастополь), Грачев В. (Россия, Республика Крым), НГУЕН ТХИ КИМ ХИЕН (Народная Республика Вьетнам), Мельников А. (Германия), Томская Л. (Украина), Шалюгин Г. (Россия, Республика Крым), Салихов Д. (Россия, Республика Татарстан), Матвеева М. (Россия, Республика Крым), Рябчиков Л. (Россия, Республика Крым), Голубев М. (Россия, Республика Крым), Илаев А. (Россия, Республика Крым), Берлин Т. (Украина), Попова Н. (Россия, Москва) , Клоссовский И. (Россия, Республика Крым), Подосинникова Л. (Россия, г.Севастополь).

В первый день были проведены конкурсы: «Общественное признание», музыкальные конкурсы «Бери шинель, пошли домой!» и «Свободная авторская песня», «Любовная лирика».

Второй день X Международного литературного фестиваля «Чеховская осень - 2019» прошёл не менее ярко. В этот день у участников была возможность послушать стихотворения, посвящённые природе (номинация «Пейзажная лирика. Крымские мотивы»), работы молодых поэтов («Поэзия молодых»), «Стихи для детей», а также «Гражданская и духовно-философская лирика». Был в этот день проведён и конкурс чтецов среди школьников на тему «Лучший знаток стихов Владимира Луговского». Во второй половине 22 октября гостей фестиваля ждали экскурсии в Массандровский Дворец Императора Александра III и в Дом-Музей А. П. Чехова «Белая Дача». В том же Доме-Музее после экскурсий был организован Час интересных встреч - «Круглый стол», темой которого стало обсуждение творчества Антона Павловича Чехова не только как выдающегося писателя своего времени, но и как личности, впоследствии объединившей писателей и поэтов со всех уголков Мира под одной крышей.

24 октября ознаменовался праздничным закрытием Фестиваля. Были подведены итоги заочных и очных конкурсов, объявлены и награждены все победители и призёры, а также вручён «Гран-При Фестиваля».

В свои страны увезут дипломы и медали 10 лауреатов, участвовавших в конкурсах: «Пейзажная лирика. Крымские мотивы» Sandhu Nupur Majumder (Республика Индия), «Любовная лирика» диплом и бронзовую медаль получила Rubin Sabrina (Республика Бангладеш), «Я люблю тебя, море!» диплом и серебряную медаль получила Гетманенко Инна Владимировна (Украина, г. Днепр), «КРЫМСКАЯ МУЗА» (поэтический ринг или марафон) диплом и бронзовую медаль получил Al Muhaish Nabeel Abdorrahman A (Королевство Саудовская Аравия), «Гражданская и духовно-философская лирика» диплом и серебряную медаль получила Lara Mshawrab (Республика Ливан), заочном литературном « Чеховские мотивы» диплом и бронзовую медаль получила Pankhuri Sinha (Республика Индия), «Писатели и общественность мира о Крыме» диплом и серебряную медаль получил Graham Phillips (Соединенное Королевство Великобритания), «Автор журнала «Брега Тавриды» диплом и серебряную медаль получил Abdulla Issa (Государство Палестина), «Общественное признание» диплом и золотую медаль получил Mohamed Ali Rafie Mohamed (Арабская Республика Египет), «Общественное признание» диплом и золотую медаль получила Sandhu Nupur Majumder (Республика Индия), «За выдающиеся заслуги перед литературой» диплом и золотую медаль получила Rokiah Hashim (Малайзия).

Диплом I -ой степени и золотую медаль Фестиваля получили:

Конкурс «Пейзажная лирика. Крымские мотивы» - Каменщикова Лариса Георгиевна (Россия, Краснодарский край);

Конкурс «Любовная лирика» - Милодан Ариолла Владимировна (Россия, Республика Крым, г.Ялта);

Конкурс «Стихи для детей» - Прудский Александр Николаевич (Россия, Республика Крым, г.Ялта);

Конкурс «Лучший знаток стихов Владимира Луговского» - Шиян Александр Александрович (Россия, Республика Крым, г.Ялта);

Конкурс «Я люблю тебя, море!» - Крылова Любовь Андреевна (Россия, Тамбовская область, г.Тамбов);

Конкурс «КРЫМСКАЯ МУЗА» (поэтический ринг или марафон) - Милодан Ариолла Владимировна (Россия, Республика Крым, г.Ялта);

Конкурс «Гражданская и духовно-философская лирика» - Бабушкин Евгений Васильевич (Россия, Республика Крым, г.Алушта);

Конкурс «Бери шинель, пошли домой! » -Дуэт Струнко Надежда - Межирова Галина (Россия, г.Анапа - г.Омск);

Конкурс «Поэзия молодых» - Алекс Каспер Дрю (Россия, Республика Крым, г.Керчь);

Конкурс заочный «Чеховские мотивы» - Кураев Михаил Николаевич (Россия, г.Санкт-Питербург);

Конкурс «Писатели и общественность мира о Крыме» - Бондарев Юрий Васильевич (Россия, г.Москва);

Конкурс заочный «Автор журнала «Брега Тавриды» - Куняев Станислав Юрьевич (Россия, г.Москва);

Конкурс «За лучшую песню» - Струнка Надежда Александровна (Россия, Краснодарский край, г.Анапа);

Конкурс «За лучшие стихи» Прудский Александр Николаевич (Россия, Республика Крым, г.Ялта);

Конкурс «Приз зрительских симпатий» - Золотарев Алексей Юрьевич (Россия, г.Москва);

Конкурс «Общественное признание» - Кибирева Елена Андреевна (Россия, Курганская область), Mohamed Ali Rafie Mohamed (Арабская Республика Египет), NUPUR MAJUMDER SANDHU (Республика Индия);

Конкурс «За выдающиеся заслуги перед литературой» - Rokiah Hashim (Малайзия), Илляшевич Владислав Николаевич (Эстонская Республика) , Кулунчакова Бийке Исхаковна (Россия, Республика Дагестан);

Кубок, диплом I -ой степени и золотую медаль получили:

Конкурс «Лучшее ЛИТО Крымского полуострова» - Лито фантастов “Клуб фантастов Севастополя и Республики Крым”, Председатель - Гаевский Валерий Анатольевич Николаевич (Россия, Республика Крым);

Конкурс «За выдающиеся заслуги перед литературой» - Иванов - Таганский Валерий Александрович (Россия, г.Москва)

Диплом и награда «Литературный Олимп» от Лиги писателей Евразии были вручены заместителю председателя жюри , руководителю египетской делегации Doha Assy .

Главный приз фестиваля - «Гран - При Фестиваля» и золотую медаль получила замечательная поэтесса из города Ялты – Ариолла Милодан. От председателя жюри Айман Абу-Шаара (Сирийская Арабская Республика) Ариолла получила также и специальный приз – сирийское платье.

X Международный литературный фестиваль «Чеховская осень - 2019» в городе Ялта прогремел на весь мир. Фестиваль удался!

Президент X Международного литературного Фестиваля «Чеховская осень - 201 9 » в г. Ялта

А. Чернов

Незабываемые виды и дух полуострова вдохновили многих русских поэтов, писателей и художников на создание бессмертных шедевров. На кого из них Крым произвёл особенное впечатление?

Александр Сергеевич Пушкин

«Наше всё», Солнце русской поэзии оказался в Крыму из-за опалы и благодаря семейству героя Отечественной войны 1812 года Николая Раевского. В компании генерала и его очаровательных дочерей Пушкин начал своё путешествие из Тамани. Он посетил здесь Керчь , античные развалины которой только разочаровали его, и Феодосию, показавшуюся ему просто большим купеческим городом. Однако самое глубокое впечатление на поэта произвёл Гурзуф , особенно древняя гора Аю-Даг: здесь из-под пера Пушкина вышла элегия «Погасло дневное светило», начало «Кавказского пленника», стихотворение «Нереида». По дороге из гостеприимного Гурзуфа Пушкин и его спутники посетили древний Монастырь Святого Георгия, который также отпечатался в памяти поэта. По пути на север Пушкин достиг места в Крыму, благодаря которому связь поэта и полуострова сегодня известна каждому - древнюю ханскую столицу Бахчисарай. Хотя ветшающий ханский дворец и мечети выглядели удручающе, Александра Сергеевича поразила услышанная здесь легенда о дворцовом «Фонтане слёз», и она легла в основу знаменитой поэмы «Бахчисарайский фонтан». Интересно, что крымские впечатления сопровождали Пушкина и в пору его творческой зрелости: их можно найти в нескольких строфах из «Евгения Онегина ».

Антон Павлович, чрезвычайно любопытный и наблюдательный, буквально «впитывал» всё, что видел и слышал во время своих поездок в Крым. Он бывал здесь в разных городах, однако по-настоящему привязался к Ялте, её размеренной курортной жизни и крымским татарам, которых очень уважал и нередко гостил. Сначала писатель бывал в Крыму только в качестве туриста и отдыхающего, однако с 1894 года, когда «чахотка» обострилась, посещения курорта стало жизненно необходимым. В Ялте писатель обзавёлся собственным домом - «Белой дачей», сад вокруг которой он высадил сам. Кстати, хотя Чехов вложил немало сил и средств в строительство дома, он не любил его и называл «тюрьмой», а сам уединялся на другой даче, в Гурзуфе. Здесь, как считается, родились всемирно известные «Три сестры». В ялтинском доме Чехова бывали многие тогдашние знаменитости: Куприн, Бунин и даже Максим Горький . Здесь же развивались отношения между Чеховым и актрисой Ольгой Книппер , ставшей супругой писателя в 1901 году. Под впечатлением о ялтинской жизни Антон Павлович создал один и самых известных своих рассказов - «Даму с собачкой».

Лев Николаевич Толстой впервые оказался в Крыму в качестве артиллерийского офицера: в ноябре 1854 года он был по собственному желанию направлен в Севастополь , чтобы принять участие в его обороне. Молодой офицер сражался на самом ответственном участке, знаменитом четвёртом бастионе. Живые картины бомбардировок, смелых вылазок и жизни в осаждённом городе легли в основу написанных там же первых серьёзных рассказов писателя: «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае» и «Севастополь в августе 1855 года». Толстой искренне восхищался героизмом и стойкостью русских людей, до последнего защищавших город и, кроме того, впервые пришёл к выводу об отсталости крепостной России и необходимости перемен. В Крым писатель вернулся только через 30 лет, в 1885 году он сопровождал больного князя Урусова. Третье и последнее посещение Крыма состоялось в 1901-1902 гг., где остановился в Гаспре у графини Паниной. В Крыму Толстой работал над «Хаджи Муратом», а также встречался с Горьким, Куприным и Чеховым, с которым провёл немало вечеров. Даже когда Толстой тяжело заболел, Чехов навещал великого писателя и подолгу беседовал с ним о литературе.

Александр Иванович Куприн

Впервые ещё никому не известный журналист Александр Иванович Куприн оказался в Крыму в 1900 году. Именно тогда он попал в круг Антона Павловича Чехова и уже в нём познакомился с Буниным и Горьким. Считается, что без этих судьбоносных крымских знакомств Куприн так никогда бы не сформировался как настоящий писать. Но Крым оказал на творчество Александра Ивановича и другое, привычное уже действие: в полюбившейся ему Балаклаве он наблюдал жизнь во всех её проявлениях. Здесь он специально вступил в артель к рыболовам-грекам, чтобы точнее описать их быт. В результате, на свет появился цикл рассказов «Лестригоны» - так в гомеровской Одиссее назывались древние жители мифических земель, описание которых считается первым упоминанием Крыма в истории. Сама атмосфера полуострова вдохновляла писателя: здесь он создал знаменитые «В цирке», «Трус», «На покое». А самое известное произведение, написанное под впечатлением от Крыма - «Белый пудель». Куприн планировал навсегда обосноваться в Балаклаве, особенно его увлекала идея разбить здесь свой «сад на камнях». В перерывах между приготовлениями к строительству и посещением питейных заведений он писал рассказ «На глухарей», работал над «Видом с высоты Ай-Петри», «Восточной легендой» и «Ялтинским жанром».

Максим Горький

Талант Максима Горького (Алексей Максимович Пешков) отчасти «ковался» в Крыму. Сюда народный писатель попал в 1891 году во время своего «хождения по Святой Руси». Горький исходил полуостров вдоль и поперёк, всюду наблюдая за течением жизни и пробавляясь случайным заработком. В Симферополе ему довелось поработать над созданием кафедрального собора, недалеко от Бахчисарая - мостить дорогу, а в Ялте - разгружать баржи и пароходы. Впечатления от жизни на полуострове, а также великолепные пейзажи, виденные им в южной части Крыма дали жизнь многим рассказам. Основой же для этих рассказов были легенды, которые автор слышал на привалах или гостя у случайных хозяев. В старинном Бахчисарае слепой татарин поведал ему легенду, ставшую впоследствии рассказом «Хан и его сын», здесь же он услышал будущую «Легенду о соколе». Став признанным маститым писателем, Горький не раз возвращался в Крым, где встречался с Чеховым. В советское время признанный классик, вернувшись с острова Капри, уделял большое внимание преображению Крыма во «всесоюзную здравницу».

Творчество лауреата Нобелевской премии по литературе Ивана Бунина невозможно представить без Крыма: полуостров стал колыбелью его таланта. Именно в Севастополь в 1889 году прибыл восемнадцатилетний Бунин в самом начале своей журналистской и писательской карьеры. Сюда его влекла любовь к Пушкину и рассказы отца - ветерана Крымской войны. В пору зрелости Иван Алексеевич особенно любил останавливаться у Чехова в Ялте: здесь он мог найти кров и беседы, наполненные тонким юмором и проницательными замечаниями. Крымским наблюдениям Бунин обязан целым рядом ярких стихотворений, таких как «Вино», Кипарисы», «Купальщицы» и «К прибрежью моря длинная аллея». Именно в Крыму развился талант Бунина - пейзажиста, мастерски описавшего Чёрное море. Позднее, в эмиграции Бунин с теплотой вспоминал время, проведённое на полуострове, в пору, когда раскрывались его писательские и поэтические способности. В автобиографическом романе Бунина «Жизнь Арсеньева» также нашлось место для крымских воспоминаний.

Впервые в жизни автор «Алых парусов» и «Бегущей по волнам» увидел Крым с борта парохода «Платон», на котором служил юнгой. Опыт работы во время каботажного плавания вдоль берегов полуострова, а также впечатления от портов Ялты и Феодосии легли в основу будущего романа «Алые паруса». Александр Гриневский вернулся на полуостров в 1923 году в ходе туристической поездки, в ходе которой написал рассказ «На облачном берегу». Возвращение в места моряцкой юности натолкнули писателя на мысль обосноваться в Крыму. Он выбрал для себя Феодосию. Атмосфера южного города стала той необходимой для творчества средой, в которой родились замечательные произведения Грина-мечтателя: «Золотая цепь», «Дорога никуда», «Джесси и Моргиана» и другие. В 1930 году писатель по совету врача перебрался в Старый Крым в восточной части полуострова. Здесь, продолжая работу над главным детищем своей жизни, романом «Недотрога», он умер в 1932 году.

Владимир Владимирович Маяковский

Знаменитый поэт Владимир Владимирович Маяковский впервые прибыл в Крым в 1913 году для участия в Олимпиаде Футуризма, организованной Вадимом Баяном. Тогда Маяковскому, прибывшему на «состязания» вместе с поэтом Игорем Северяниным , на полуострове ужасно не понравилось. Он писал, что в Ялте скучно, точно «у эскимоса в желудке» и предлагал поскорее убираться из этого «склепа». Совсем с иным настроем вернулся поэт сюда в 1924 году. Теперь он прославлял «Всесоюзную здравницу», только начинавшую развивать «Людей ремонт, ускоренный в огромной крымской кузнице». На разный лад восхваляя в своих стихотворениях-агитках крестьянские санатории на месте великокняжеских и царских дворцов, он, тем не менее, не забывал восхищаться красотами Крыма, в особенности Евпатории, Алушты и Гурзуфа. Маяковский и сам был не прочь отдохнуть на новых курортах, а параллельно и подзаработать: привыкший к импровизациям поэт множество раз выступал для отдыхающих и очень гордился, когда Совнарком ввиду большой идеологической значимости его выступлений постановил освободить его «гастроли» от налогов.

Владимир Владимирович Набоков

В отличие от многих героев этой статьи, Владимир Владимирович Набоков попал в Крым не по своей воле. После Октябрьской революции семейство видного члена партии Кадетов Владимира Дмитриевича Набокова решило направить сыновей в Крым, подальше от петроградских волнений. Пребывание Владимира и его брата Сергеем в Крыму затянулось: к ним успели присоединиться мать и отец, не дождавшийся контрреволюционного удара. В Крыму, превратившемся в один из центров Белой России, Набоковы сняли дом напротив Ливадийского дворца и вели вполне светскую жизнь. Юный Владимир тем временем пополнял свою коллекцию бабочек, готовился к учёбе в Лондоне и писал стихи. В местной периодике даже вышли его «Бахчисарайский фонтан» и «Ялтинский мол». Свою жизнь в удивительно «нерусском Крыму» Набоков описал в русскоязычной автобиографии «Другие берега».

В крымской Феодосии поселился ещё отец великого художника, Константин Гаврилович Гайвазовский. Именно в этом многонациональном городе-порте прошло небогатое детство Ивана Константиновича, отсюда от отправился на учение в Петербург и сюда он вернулся на три года после получения Золотой медали в Императорской академии художеств. В Феодосии были созданы первые его характерные «марины», здесь он вдохновлялся красотой местной природы, экспериментировал с различным освещением. Так уже в начале его самостоятельной карьеры появились незабываемые картины «Лунная ночь в Гурзуфе» и «Морской берег». Айвазовский работал также на благо Черноморского флота, создавая как исторические («Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями», Чесменский бой») так и современные батальные полотна («Синопский бой»). Особое место в творчестве Айвазовского занимает «пушкинская тема» - связь великого поэта и Крыма, Чёрного моря. Айвазовский, имея возможность посетить все тропы, которыми хаживал Александр Сергеевич, написал серию вдохновенных полотен, самая известная из которых - «Прощание Пушкина с Чёрным морем» (1877 год). Сегодня в Феодосии в большом доме, некогда принадлежавшем художнику, работает музей, где собраны множество картин этого плодовитого автора.

Русский поэт, писатель, художник и критик Максимилиан Волошин, обожавший Париж и посетивший множество городов мира, родным всё же считал крымский Коктебель. Впоследствии он писал, что местные пейзажи - одни из самых красивых в его жизни. В Коктебеле семье поэта и художника владела большим домом. В пору творческой зрелости Волошина его Дом Поэта превратился в настоящий центр русской культуры, ведь здесь собирались самые видные творцы Серебряного века: Валерий Брюсов , Марина Цветаева , Николай Гумилёв , Александр Блок, Андрей Белый . Сам же Волошин поражал современников своими разнообразными талантами: никогда не учившись живописи, он создал замечательные акварели окрестностей Коктебеля, причём на манер японских граверов подписывал свои работы короткими стихотворениями. Волошин создавал и вполне самостоятельные стихотворные произведения, многие из которых были посвящены Крыму и его дому в Коктебеле. В годы советской власти Дом Поэта не был национализирован и отобран у владельца. При поддержке наркома Луначарского в нём Волошин открыл дом отдыха для деятелей науки и культуры.

Знаменитый русский баталист Франц Алексеевич Рубо, одесский француз, посвятил все свои творческие силы увековечению подвигов российского оружия. В Москве он известен благодаря монументальной «Панораме Бородинской битвы», а в Севастополе находится его шедевр «Оборона Севастополя», конечно, тоже панорама. Заказ на создание полотна о Крымской войне Рубо получил в 1901 году. Для точного воспроизведения сражения за Малахов Курган художник отправился в Севастополь, где работал с историческими документами, очевидцами и «натурой». Получив одобрение на общий эскиз в Петербурге, он завершил работу в Мюнхене, где баталисту помогала целая артель немецких художников. По желанию высочайшего заказчика Рубо сделал изображения моряков и солдат менее «портретными» и убрал фигуру Нахимова. Позднее его первоначальный замысел был воплощён, но при каких обстоятельствах! В 1942 году полотно сильно пострадало во время второй в истории осады Севастополя: хранители музея и бойцы успели спасти лишь около 80% Панорамы. Когда после войны советские художники-реставраторы взялись за восстановление полотна, они возвратили на него фигуру Нахимова и даже «добавили» матроса Кошку.

Исаак Ильич Левитан поехал в Крым, быстро набиравший популярность среди российских элит в 1886 году. Для Левитана это была и увеселительная прогулка (он недавно заработал неплохие деньги у Саввы Мамонтова) и попытка новых поисков. До этого момента он писал только пейзажи в окрестностях Москвы. По почти единодушному мнению искусствоведов, эта поездка стала настоящим открытием «нового Крыма», отличного от торжественно-монументального у Айвазовского. Левитан в Крыму обратился не к «лицевой» стороне полуострова, проигнорировав и красоты моря, и великолепные дворцы. Его привлекала крымская «изнанка»: самые незатейливые виды он умел превратить в незабываемые полотна. Считается, что за время своей крымской поездки Левитан успел посетить Ялту, Массандру, Алупку и Гурзуф, оставив несколько картин, например, одну из самых знаменитых - «В крымских горах», или «Дворик в Ялте». В 1899 году Левитан, уже объездивший немало городов и весей, вернулся в Крым зрелым мастером. Теперь он переносил на полотно свои опыты от знакомства с творчеством импрессионистов, создав созвучные им «Весна в Крыму» или «Сумерки. Стога».

В крымской Феодосии началось «учение» знаменитого мастера света Архипа Ивановича Куинджи. Юноше из небогатой семьи посоветовали отправиться к известному маринисту Айвазовскому, но здесь Архипа ждало разочарование: ему доверили только растирать краски. Однако время в Феодосии не пропало даром: в 1868 году он неожиданно продемонстрировал публике свой талант, выставив крымский пейзаж - «Татарскую деревню при лунном освещении на южном берегу Крыма». Юного художника заметили, позволив быть вольным слушателем в Императорской Академии художеств, с ним познакомились знаменитые «Передвижники», заметив в его работе «социальный подтекст». До 1882 года продолжался творческий взлёт Куинджи, после чего художник неожиданно для всех исчез из художественного мира. Свое самовольное «изгнание» он проводил на Кавказе и в Крыму, где обзавёлся сначала землёй, потом домами и даже стал хозяином целого поселения - посёлка Кикинеиз. Именно в Крыму Архип Иванович продолжал свои эксперименты с красками и светом, выработав полностью самостоятельный стиль. Крымские работы Куинджи, такие как «Лунная ночь на море» или «Красный закат» отличаются особыми световыми эффектами.

Русский импрессионист Константин Алексеевич Коровин по-настоящему писал именно в двух местах: на родине течения, во Франции и в любимом Крыму. Художник обосновался на полуострове при активном содействии друга, Антона Павловича Чехова. Писатель даже был готов уступить Коровину свою «уединённую» дачу в Гурзуфе, однако она художнику не подошла. Вскоре он в 1912 году всё же построил по собственному проекту дом «Саламбо», где часто работал и принимал знаменитых гостей. Примечательно, что Коровин в Крыму писал не только замечательные пейзажи («Ялтинский порт», «Севастопольский базар», «Гурзуф»), но и жанровые сцены («Бахчисарай») и натюрморты. В Крыму Коровину дышалось легко, и, самое главное, здесь был тот особенный свет, столь необходимый для неуловимого мгновения, столь любимого импрессионистами. Разумеется, внимание художника не остановилось на Ялте, он также написал несколько работ в Симферополе и Севастополе, где его задержала болезнь. Крыму и счастливому периоду творчества на полуострове отведено особое место в мемуарах художника, написанных в эмиграции.