Б уряк Николай Васильевич - командир эскадрильи 247-го истребительного авиационного полка 203-й истребительной авиационной дивизии 1-го штурмового авиационного корпуса 5-й воздушной армии Степного фронта, старший лейтенант.

Родился 15 января 1918 года в селе Желанное ныне Марьинского района Донецкой области Украины в семье крестьянина. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. Окончил 9 классов и школу ФЗУ. Работал в паровозном депо Красногоровского огнеупорного завода имени В.И. Ленина.

В Красной Армии с 1937 года. В 1938 году окончил Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов.

Участник Великой Отечественной войны с января 1942 года.

Командир эскадрильи 247-го истребительного авиационного полка (203-я истребительная авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия, Степной фронт) старший лейтенант Николай Буряк к сентябрю 1943 года совершил 254 боевых вылета, провел 84 воздушных боя, сбил лично 11 и в составе группы 1 самолет противника.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, старшему лейтенанту Буряку Николаю Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Всего за годы войны Н.В. Буряк произвёл 395 успешных боевых вылетов, провёл 104 воздушных боя, сбил 17 самолётов противника лично и 1 - в группе с товарищами.

После войны отважный летчик продолжал службу в ВВС СССР. В 1947 году окончил высшие офицерские летно-тактические курсы. С 1949 года работал в ДОСААФ. Работал в Тамбовском аэроклубе начальником лётной части и начальником аэроклуба, с 1953 по 1961 годы – начлётом в Коломенском аэроклубе. С 1960 года полковник Буряк Н.В. - в отставке.

Жил в городе Коломна Московской области. Работал начальником отдела кадров автоколонны. В конце 1980-х годов генерал-майор авиации в отставке переехал в городе Краматорск Донецкой области Украины. Являлся членом Социал-демократической партии Украины (объединенной).

Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями.

На фронт Николай Васильевич попал в январе 1942 года. Ему, летчику-истребителю, пришлось защищать с воздуха наши войска, сражавшиеся с немецко-фашистскими захватчиками на Керченском полуострове. В жарких воздушных боях над Крымом с превосходящими силами противника закалялась воля, совершенствовалось боевое мастерство Н.В. Буряка, рос его авторитет среди товарищей. Когда наши части оставили Керченский полуостров, Николая Васильевича в числе одиннадцати лучших пилотов направили в помощь героическим защитникам Севастополя. Обстановка там была крайне сложной. Базы снабжения горючим и боеприпасами находились далеко - в Новороссийске и Туапсе. К тому же в распоряжении нашей авиации был всего один аэродром на мысе Херсонес, который не только постоянно подвергался бомбардировочным ударам немецких самолетов, но и обстреливался артиллерией противника. Несмотря на все эти трудности советские летчики поднимали машины в воздух и вступали в ожесточенные бои с вражеской авиацией.

5 июня Н.В. Буряк вылетел в 14-й раз на выполнение боевого задания. К месту расположения советских войск шла большая группа бомбардировщиков под прикрытием 12 «мессершмиттов». Шестерка истребителей Як-1 во главе с командиром полка подполковником Кутихиным смело бросилась навстречу этой воздушной армаде. Пара Яков во главе с ведущим ринулась на головной «юнкерc». Шедший сзади Буряк увидел, как самолет командира полка сверху атаковали два «мессершмитта». Прибавив скорость, Николай Васильевич бросился наперерез вражеским истребителям и отсек их пушечно-пулеметным огнем. В это время два других «мессершмитта» зашли в хвост истребителю Буряка. Он успел их заметить в самый последний момент и попытался увернуться, но было уже поздно: трасса, выпущенная фашистским летчиком, прошила правое крыло Яка, как раз то место, где находились бензобаки. Самолет мгновенно загорелся, пламя быстро достигло кабины летчика. Поняв, что спасти машину уже невозможно, Н.В. Буряк выбросился с парашютом. Озверевшие гитлеровцы дважды атаковали спускавшегося на парашюте советского летчика и ему только чудом удалось избежать гибели: пули не только не задели его, но и не повредили купол парашюта, который относило ветром все дальше в море. Около двух часов пробыл летчик в ледяной воде волнующегося моря, пока его не подобрали на борт проходившего мимо военного катера.

Уже в двадцатых числах июня, получив новый самолет, Н.В. Буряк продолжал бои в небе родного Донбасса, под Ворошиловградом. Несколько дней летная часть базировалась на том самом аэродроме, где в 1938 году Николай летал курсантом Ворошиловградской школы военных летчиков. Он рассказывал товарищам, как, будучи слесарем Красногоровского паровозного депо, загорелся идеей стать летчиком, поступил в Красногоровский филиал Сталинского аэроклуба, а вскоре стал военным летчиком.

Потом были ожесточенные воздушные бои под Ростовом, Новочеркасском, в Сальских степях, на Северном Кавказе. И, наконец, участие в наступательных операциях под Воронежем и Белгородом, в боях по освобождению Харькова, Правобережной Украины и Молдавии. Н.В. Буряк за время войны совершил 395 боевых вылетов, в 104 воздушных боях сбил 17 самолетов противника, за что ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

К концу войны на груди заместителя командира полка по летной подготовке гвардии майора Буряка кроме ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» сияли три ордена Красного Знамени, ордена Александра Невского, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды и многие медали.

Родился в 15 Января 1919 года в селе Желанное, ныне село Первое Марьинского района Донецкой области (Украина), в семье крестьянина. Окончил 9 классов и школу ФЗУ. Работал в паровозном депо Красногоровского огнеупорного завода им. В. И. Ленина. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков.

С Января 1942 года Лейтенант Н. В. Буряк в действующей армии. Сражался на Крымском, Южном, Северо - Кавказском, Закавказском, Воронежском, Степном, 2-м Украинском фронтах.

К Сентябрю 1943 года командир эскадрильи 247-го истребительного авиационного полка (203-я истребительная авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, Степной фронт) Старший лейтенант Н. В. Буряк совершил 254 боевых вылета, участвуя в 84 воздушных боях, сбил лично 11 и в составе группы 1 самолёт противника.

4 Февраля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего произвёл 395 успешных боевых вылетов, провёл 105 воздушных боёв, сбил 16 самолётов противника лично и 1 - в группе с товарищами.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1947 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы. С 1949 года работал в ДОСААФ. С 1960 года Полковник Н. В. Буряк - в отставке. Жил в городе Коломна Московской области, работал начальником отдела кадров автоколонны. Умер 27 Декабря 2006 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды; медалями.

* * *

Как и многие ребята того времени, Николай по комсомольской путевке пришёл в один из филиалов Донецкого (Сталинского) аэроклуба города Красногоровки, затем учился в школе пилотов, стал военным лётчиком.

На фронт Николай Васильевич попал в Январе 1942 года. Ему, лётчику - истребителю, пришлось защищать с воздуха наши войска, сражавшиеся с немецко - фашистскими захватчиками на Керченском полуострове. В жарких воздушных боях над Крымом с превосходящими силами противника закалялась воля, совершенствовалось боевое мастерство Н. В. Буряка, рос его авторитет среди товарищей. Когда наши части оставили Керченский полуостров, Николая Васильевича в числе 11 лучших пилотов направили в помощь героическим защитникам Севастополя.

Обстановка там была крайне сложной. Базы снабжения горючим и боеприпасами находились далеко - в Новороссийске и Туапсе. К тому же в распоряжении нашей авиации был всего один аэродром на мысе Херсонес, который не только постоянно подвергался бомбардировочным ударам немецких самолётов, но и обстреливался артиллерией противника. Несмотря на все эти трудности советские лётчики поднимали машины в воздух и вступали в ожесточённые бои с вражеской авиацией.

На Керченский полуостров пришла весна. Яркими красками оживала земля, море - недавно мрачное, со свинцовым отливом, - набирало голубизну. Природа несла покой и тишину, а незваные пришельцы её взрывали. В небе зловеще гудели тяжело гружённые немецкие бомбардировщики, которых редким огнём встречали зенитчики. Перехватить самолёты противника не успели и наши лётчики: они заметили их тогда, когда те отбомбились и на малых высотах, не соблюдая строя, шли в сторону моря.

Встреча Николая с одним из "Юнкерсов" произошла прямо над морем, на высоте 20 - 30 метров. Подойдя слева, он с ходу открыл огонь. Безрезультатно. Но так как скорость "Яка" была больше Ju-88, Буряк повторно атаковал врага справа. Бортовой стрелок "Юнкерса" на этот раз чуть зазевался. Николай нажал на гашетки и длинной очередью полоснул по фюзеляжу бомбёра. Он нехотя накренился, выпустил орайжевый язык пламени и пошёл вниз. Вскоре на водной глади появилось белое пятно, поднялось облако пара, и над вражеской машиной сомкнулись воллы. Вот она - первая победа!

Як-1Б Я. Н. Кутихина, 156-й ГвИАП, 1943 год.

Но вскоре ему пришлось пережить горечь поражения и вынести тяжёлое испытание...

5 Июня 1942 года группа из 6 Як-1, которой командовал Подполковник Я. Н. Кутихин, взлетела с Херсонесского аэродрома. К месту расположения советских войск шла большая группа немецких бомбардировщиков под прикрытием 12 Ме-109. Шестёрка "Яков" смело бросилась навстречу этой воздушной армаде. Пара "Яков" во главе с ведущим ринулась на головной "Юнкерc".

Шедший сзади Буряк увидел, как самолёт командира полка сверху атаковали 2 "Мессера". Прибавив скорость, Николай Васильевич бросился наперерез вражеским истребителям и отсёк их пушечно - пулемётным огнём.

В это время 2 других Ме-109 зашли в хвост истребителю Буряка. Он успел их заметить в самый последний момент и попытался увернуться, но было уже поздно: трасса, выпущенная фашистским лётчиком, прошила правое крыло "Яка", как раз то место, где находились бензобаки. Самолёт мгновенно загорелся, пламя быстро достигло кабины лётчика. Поняв, что спасти машину уже невозможно, Буряк выбросился с парашютом. Озверевшие фашисты дважды атаковали спускавшегося на парашюте советского лётчика и ему только чудом удалось избежать гибели: пули не только не задели его, но и не повредили купол парашюта, который относило ветром всё дальше в море.

Надо было приводняться. Ртом при помощи шланга надул резиновый пояс, расстегнул карабины грудной перемычки и ножных обхватов, освободился от подвесной системы и плюхнул метров с 5 в воду.

А вокруг волновалось море. Он грёб, пока не посинели руки, которые всё тяжелели и тяжелели. Едкая солёная вода, как наждачная бумага, терла лицо. Голова тяжелела, одеревеневшие руки стали не чувствовать холода. Но что это? Вдали послышался будто гул мотора. Галлюцинация? Нет, действительно к нему шёл катер. Сколько же он пробыл в воде? Посмотрел на циферблат - ровно 2 часа со времени приводнения.

Катер, маневрируя, осторожно подходил к Николаю, чтобы того не ударило о борт. Бросили верёвку, но лётчик никак не мог её схватить - скользкая, да и пальцы плохо слушались. Затем привязали к верёвке какое - то бревно. Наконец - то прижал его к телу. Потом подцепили багром.

По счёту у Николая это был 14-й боевой вылет... А сколько их было потом, на счету этого удивительно смелого и добродушного парня?!..

Уже в 20-х числах Июня, получив новый самолёт, Н. В. Буряк продолжал бои в небе родного Донбасса, под Ворошиловградом. Несколько дней лётная часть базировалась на том самом аэродроме, где в 1938 году Николай летал курсантом Ворошиловградской школы военных лётчиков. Он рассказывал товарищам, как, будучи слесарем Красногоровского паровозного депо, загорелся идеей стать лётчиком, поступил в Красногоровский филиал Сталинского аэроклуба, а вскоре стал военным лётчиком.

Потом были ожесточённые воздушные бои под Ростовом, Новочеркасском, в Сальских степях, на Северном Кавказе. И, наконец, участие в наступательных операциях под Воронежем и Белгородом, в боях по освобождению Харькова, Правобережной Украины и Молдавии...

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 Февраля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, Старшему лейтенанту Буряку Николаю Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1494).

Свой последний воздушный бой Николай Буряк провёл в ходе Берлинской операции, где сбил 17-й вражеский самолёт. Последний боевой вылет совершил уже после Дня Победы - в небе Чехословакии.

Всего же за годы войны он выполнил 395 успешных боевых вылетов. Проведя 105 воздушных боёв, сбил 16 самолётов противника лично и 1 - в группе. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 14 личных и 1 групповую победы лётчика. ]

К концу войны на груди заместителя командира 156-го Гвардейского истребительного авиаполка по лётной подготовке Гвардии майора Н. В. Буряка кроме ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" сияли 3 ордена Красного Знамени, ордена Александра Невского, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды и многие медали.

После войны отважный лётчик продолжал службу в ВВС СССР. В 1947 году окончил высшие офицерские лётно - тактические курсы. С 1949 года работал в ДОСААФ. С 1960 года Полковник Н. В. Буряк - в отставке. Жил в городе Коломна Московской области. Работал начальником отдела кадров автоколонны. Уйдя на заслуженный отдых, Генерал - майор авиации в отставке переехал в городе Краматорск Донецкой области Украины. Являлся членом Социал - демократической партии Украины (объединённой). Скончался в ночь на 27 Декабря 2006 года. Похоронен в Краматорске.

* * *

Список всех известных побед Гвардии майора Н. В. Буряка:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
1 21.04.1942 г. 1 Ju-88 Керчь Як-1.
2 28.04.1942 г. 1 Ju-88 м. Казантип
3 09.05.1942 г. 1 Ме-109 юж. Сейтджейт
4 19.05.1942 г. 1 Ме-109 Керчь
5 1 Ме-109 (в группе - 1 / 5) Керчь
6 13.07.1942 г. 1 Ме-109 Криворожье
7 08.07.1943 г. 1 Ме-109 вост. окр. ст. Сажное
8 16.07.1943 г. 1 Ju-87 Казачье
9 25.07.1943 г. 1 Ме-109 Терновка - Шопино
10 09.08.1943 г. 1 Ме-109 Большие Проходы - Липцы
11 29.08.1943 г. 1 Hs-126 зап. Буды
12 16.10.1943 г. 1 Ju-87 зап. Попельнастое
13 22.07.1944 г. 1 Ме-109 сев - зап. Збойка
14 09.08.1944 г. 1 Ме-109 юж. Ожарув
15 14.09.1944 г. 1 Ме-109 вост. Змигруб - Стары

Всего сбитых самолётов - 14 + 1; боевых вылетов - 395; воздушных боёв - 105.
У-Ф-Х Ц-Ч Ш-Щ Э-Ю-Я

Родился 15 января 1918 года в селе Желанное (Марьинский район Донецкой области Украины). Окончил 9 классов и школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Работал в паровозном депо Красногоровского огнеупорного завода. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов.

С января 1942 года лейтенант Н. В. Буряк в действующей армии. Воевал составе 247-го ИАП (5 февраля 1944 года преобразован в 156-й Гвардейский ИАП). Летал на Як-1, Як-7 и Як-9. Сражался на Крымском, Северо-Кавказском, Южном, Закавказском, Воронежском, Степном, 2-м Украинском, 1-м Украинском фронтах.

К сентябрю 1943 года командир эскадрильи 247-го истребительного авиационного полка (203-я истребительная авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, Степной фронт) старший лейтенант Н. В. Буряк совершил 254 боевых вылета, в 84 воздушных боях сбил лично 11 и в составе группы 1 самолёт противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1494).

К 9 мая 1945 года помощник командира по воздушно-стрелковой службе 156-го Гвардейского истребительного авиационного полка (12-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) Гвардии майор Н. В. Буряк совершил 395 боевых вылетов, провёл 105 воздушных боёв, в которых сбил лично 15 и в составе группы 1 самолёт противника. Последний боевой вылет совершил в небе Чехословакии.

После окончания войны продолжал службу в ВВС. В 1947 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы. С 1949 года - начальник лётной части, затем - начальник Тамбовского аэроклуба. С 1953 года - начальник лётной части Коломенского аэроклуба. С 1960 года Гвардии полковник Н. В. Буряк - в отставке. Жил в городе Коломна (Московская область). Работал начальником отдела кадров автоколонны. В конце 1980-х гг. переехал в город Краматорск (Донецкая область Украины). Умер 27 декабря 2006 года.

Награждён орденами: Ленина (04.02.1944), Красного Знамени (07.07.1942, 11.08.1943, 08.03.1945), Александра Невского (17.08.1944), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Отечественной войны 2-й степени (09.07.1943), Красной Звезды; медалями.


* * *
Список известных воздушных побед Н. В. Буряка:

Д а т а Противник Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
21.04.1942 1 Ю-88 Керчь Як-1
28.04.1942 1 Ю-88 мыс Казантип
09.05.1942 1 Ме-109 южнее Сейтджейт
19.05.1942 1 Ме-109 Керчь
1 Ме-109 (в гр. 1/5)
13.07.1942 1 Ме-109 Криворожье
08.07.1943 1 Ме-109 восточная окраина Сажное
16.07.1943 2 Ю-87 Казачье
25.07.1943 1 Ме-109 Терновка - Шопино
09.08.1943 1 Ме-109 Большие Проходы - Липцы
29.08.1943 1 Хш-126 западнее Буды
16.10.1943 1 Ю-87 западнее Попельнастое
22.07.1944 1 Ме-109 северо-западнее Збойка Як-1, Як-9.
09.08.1944 1 Ме-109 южнее Ожарув
14.09.1944 1 Ме-109 восточнее Змигруб-Стары

Всего сбитых самолётов - 15 + 1; боевых вылетов - 395; воздушных боёв - 105.

Старший лейтенант Н. В. Буряк совершил 254 боевых вылета, участвуя в 84 воздушных боях, сбил лично 11 и в составе группы 1 самолёт противника. 4 Февраля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.


Родился в 15 Января 1919 года в селе Желанное, ныне село Первое Марьинского района Донецкой области, в семье крестьянина. Окончил 9 классов и школу ФЗУ. Работал в паровозном депо Красногоровского огнеупорного завода. С 1937 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с Января 1942 года. Сражался на Крымском, Южном, Северо - Кавказском, Закавказском, Воронежском, Степном, 2-м Украинском фронтах.

К Сентябрю 1943 года командир эскадрильи 247-го истребительного авиационного полка (203-я истребительная авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, Степной фронт) Старший лейтенант Н. В. Буряк совершил 254 боевых вылета, участвуя в 84 воздушных боях, сбил лично 11 и в составе группы 1 самолёт противника. 4 Февраля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего произвёл 395 успешных боевых вылетов, провёл 104 воздушных боя, сбил 16 самолётов противника лично и 1 - в группе с товарищами.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1947 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы. С 1949 года работал в ДОСААФ. С 1960 года Полковник Н. В. Буряк - в отставке. Награждён орденами Красного Знамени (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями. Жил в городе Коломна Московской области, работал начальником отдела кадров автоколонны. Умер 27 Декабря 2006 года.

Как и многие ребята того времени, Николай по комсомольской путевке пришёл в один из филиалов Донецкого (Сталинского) аэроклуба города Красногоровки, затем учился в школе пилотов, стал военным лётчиком.

На Керченский полуостров пришла весна. Яркими красками оживала земля, море - недавно мрачное, со свинцовым отливом, - набирало голубизну. Природа несла покой и тишину, а незваные пришельцы её взрывали. В небе зловеще гудели тяжело гружённые немецкие бомбардировщики, которых редким огнём встречали зенитчики. Перехватить самолёты противника не успели и наши лётчики: они заметили их тогда, когда те отбомбились и на малых высотах, не соблюдая строя, шли в сторону моря.

Встреча Николая с одним из "Юнкерсов" произошла прямо над морем, на высоте 20 - 30 метров. Подойдя слева, он с ходу открыл огонь. Безрезультатно. Но так как скорость "Яка" была больше Ju-88, Буряк повторно атаковал врага справа. Бортовой стрелок "Юнкерса" на этот раз чуть зазевался. Николай нажал на гашетки и длинной очередью полоснул по фюзеляжу бомбёра. Он нехот

я накренился, выпустил орайжевый язык пламени и пошёл вниз. Вскоре на водной глади появилось белое пятно, поднялось облако пара, и над вражеской машиной сомкнулись воллы. Вот она - первая победа!

Но вскоре ему пришлось пережить горечь поражения и вынести тяжёлое испытание...

Группа, которой командовал Подполковник Я. Н. Кутихин, взлетела с херсонесского аэродрома. Бомбардировщиков догнали, но встретились и с 12 "Мессерами". Сразу завязался бой. Через определённое время Николай увидел, как два Ме-109 зашли сзади пары командира и стали сокращать дистанцию для атаки.

Нужно немедленно предупредить командира об опасности! Но как это сделать? Радиостанции на его машине не было, пришлось изменить направление полёта своего самолёта и параллельно своей паре дать пулемётную очередь, может, заметят трассу. Так и сделал. Но в это время увидел себя, можно сказать, в кольце прицела вражеского истребителя. Получил несколько очередей в правое крыло, пары бензина воспламенились, и огонь перекинулся на кабину, ослепил лётчика. Николай расстегнул привязные ремни и резко отжал ручку управления от себя. Из кабины будто выбросили. Через несколько секунд взорвались бензобаки.

Надо было приводняться. Ртом при помощи шланга надул резиновый пояс, расстегнул карабины грудной перемычки и ножных обхватов, освободился от подвесной системы и плюхнул метров с 5 в воду.

А вокруг волновалось море. Он грёб, пока не посинели руки, которые всё тяжелели и тяжелели. Едкая солёная вода, как наждачная бумага, терла лицо. Голова тяжелела, одеревеневшие руки стали не чувствовать холода. Но что это? Вдали послышался будто гул мотора. Галлюцинация? Нет, действительно к нему шёл катер. Сколько же он пробыл в воде Посмотрел на циферблат - ровно 2 часа со времени приводнения.

Катер, маневрируя, осторожно подходил к Николаю, чтобы того не ударило о борт. Бросили верёвку, но лётчик никак не мог её схватить - скользкая, да и пальцы плохо слушались. Затем привязали к верёвке какое - то бревно. Наконец - то прижал его к телу. Потом подцепили багром.

По счёту у Николая это был 14-й боевой вылет... А сколько их было потом, на счету этого удивительно смелого и добродушного парня?!..

Свой последний воздушный бой Николай Буряк провёл в ходе Берлинской операции, где сбил 17-й вражеский самолёт. Последний боевой вылет совершил уже после Дня Победы - в небе Чехословакии. Всего же за годы войны он выполнил 395 успешных боевых вылетов. Проведя 104 воздушных боя, сбил 16 самолётов противника лично и 1 - в группе. За это время освоил истребители И-16 и "Яки" различных типов.

(род. 15.01.1918) - летчик-истребитель, Герой Советского Союза (1944), подполковник. Участник Великой Отечественной войны с января 1942 г. Воевал в составе 247 иап, был командиром эскадрильи. Совершил 395 боевых вылетов, в 104 воздушных боях сбил лично 16 и в группе 1 самолет противника. После войны продолжал служить в ВВС. С 1949 г. работал в ДОСААФ.

  • - арт. оперы, камерный певец и муз.-общ. деятель. Пению обучался в Петербурге у И. Прянишникова. В 1906 дебютировал в партии Альфреда на сцене петерб. Нар. дома, в сезоне 1907/08 выступал в петерб...
  • - Арцыбушев, Николай Васильевич, русский композитор, присяжный поверенный. Родился в 1858 году. Музыкальное образование получил в спб. консерватории у Н.А. Римского-Корсакова...

    Биографический словарь

  • - Китаевед-нумизмат. Род. в г. Николаев. По ок. ср. школы работал в органах СНХ Северной обл. и НКпрода. В 1920-23 на военно-морской службе. С февр. 1923 служащий АН...
  • - Японовед и кореист; журналист; писатель. Род. в г. Владивосток. Преп. МИВ, КУТВ. Арестован в 1934. 23 мая 1935 осужден ВК ВС СССР по ст. 58-6 УК РСФСР на 10 лет ИТЛ...

    Биобиблиографический словарь востоковедов - жертв политического террора в советский период

  • - Рус. сов. прозаик, известный также произв. приключенческой лит-ры. Род. в Москве, учился в гимназии и Моск. ун-те, окончил его с дипломом экономиста...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - летчик-испытатель 1 кл. , лейтенант. В 1935-1936 гг. был инструктором-парашютистом в Сталинском аэроклубе Москвы, в 1936-1937 - начальником парашютной станции Ивановского аэроклуба...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - 1802 года переводчик, 1811-12 г. 7 кл. служ. в Колл. иностранных...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - летчик-бомбардировщик, Герой Советского Союза, старший лейтенант. Участник Великой Отечественной войны с июня 1942 г. Воевал в составе 57 бап, был командиром эскадрильи...

    Большая биографическая энциклопедия

  • Большая биографическая энциклопедия

  • - Президент Компании "Visiоn Intеrnаtiоnаl Реорlе Grоuр"; родился 12 декабря 1957 г. в г. Москве; окончил Московский геологоразведочный институт им. Серго Орджоникидзе по специальности "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Актриса, родилась в 1966 г. Окончила ЛГИТМиК. Актриса Санкт-Петербурского молодежного театра на Фонтанке. Снималась в фильмах: "На острие меча" ; "Холодное лето пятьдесят третьего" ; "В знак протеста" ; "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Народный депутат РФ, был членом Конституционной комиссии Съезда народных депутатов, членом Комиссии Совета Республики Верховного Совета РФ по бюджету, планам, налогам и ценам, входил в состав фракции "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Вельяминов Николай - сын тысяцкого Василия Вельяминова. Несмотря на измену старшего брата, Николай Вельяминов был очень близким лицом к Димитрию Донскому...

    Биографический словарь

  • - Иван Макарович - сов. горняк, инициатор внедрения комбинир. метода бурения взрывных скважин на железорудных шахтах, Герой Соц. Труда. Чл. КПСС с 1959...

    Геологическая энциклопедия

  • - композитор, род. в 1858 г.; музыкальное образование получил под руководством Н. А. Римского-Корсакова...
  • - местное название дикого гуся...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

"Буряк, Николай Васильевич" в книгах

СОКОЛОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Из книги 100 знаменитых анархистов и революционеров автора Савченко Виктор Анатольевич

СОКОЛОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (род. в 1835 г. – ум. в 1889 г.) Один из первых теоретиков русского анархизма. Николай Соколов родился в ноябре 1835 года в Петербурге в дворянской семье. Отец его, Василий Гаврилович, был офицером и служил экономом в школе гвардейских подпрапорщиков

1. Николай Васильевич Бугаев

Из книги Книга 1. На рубеже двух столетий автора Белый Андрей

Николай Васильевич Адамов

Из книги Путь автора Адамова-Слиозберг Ольга Львовна

Николай Васильевич Адамов В 1944 году я уже знала, что приговор, полученный моим мужем - 10 лет без права переписки, - это шифр расстрела, что я вдова.И вот явился друг, опора в жизни. Я вышла замуж за Николая Васильевича Адамова.Он был полной противоположностью моему первому

Климов Николай Васильевич

Из книги автора

Климов Николай Васильевич (Интервью Артема Драбкина)Климов Николай Васильевич. Полковник в отставке. Родился 29 апреля 1923 года в городе Кузнецке Пензенской области. Ну что? Окончил среднюю школу, десять классов. После окончания этой школы направлен был в Саратов, в

ГОГОЛЬ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Из книги 50 знаменитых больных автора Кочемировская Елена

ГОГОЛЬ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (род. в 1809 г. - ум. в 1852 г.) Ни об одном русском писателе не спорили так много, как о Гоголе, - уже более ста лет литературоведы, психологи, психиатры пытаются объяснить черты его характера, странные поступки и особенности творчества. Даже болезнь

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

АРХАНГЕЛЬСКИЙ Николай Васильевич Николай Васильевич Архангельский родился в 1922 году в селе Красномылье Шадринского района Курганской области в семье крестьянина. Русский. Работал на Челябинском тракторном заводе, одновременно учился в аэроклубе. В 1940 году призван в

Николай Васильевич Гоголь

Из книги автора

Николай Васильевич Гоголь Встреча этих титанов отечественной культуры была неизбежна, она продиктована самим временем. Первые драматические замыслы Гоголя совпали с общим подъемом театрального искусства в России, чему немало способствовал яркий талант Щепкина. А

Бычков Николай Васильевич

автора Аполлонова А. М.

Бычков Николай Васильевич Родился в 1924 году в деревне Асеевке Алексинского (ныне Ферзиковского) района Тульской (ныне Калужской) области в семье крестьянина. Окончив семилетнюю школу, работал в колхозе. В марте 1942 года призван в ряды Советской Армии, участвовал в

Дуничев Николай Васильевич

Из книги Туляки – Герои Советского Союза автора Аполлонова А. М.

Дуничев Николай Васильевич Родился в 1919 году в гор.Плавске Тульской области. Работал в Плавском горкомхозе. 25 июня 1944 года погиб в бою с немецко-фашистскими захватчиками. Звание Героя Советского Союза присвоено 24 марта 1945 года.Командир полка Сергей Георгиевич Богачев

Худяков Николай Васильевич

Из книги Туляки – Герои Советского Союза автора Аполлонова А. М.

Худяков Николай Васильевич Родился в 1913 году в гор.Туле в семье рабочего. Окончил 10-ю среднюю школу, затем школу ФЗО патронного завода, аэроклуб Осоавиахима и Серпуховскую летную школу. В 1933 году по окончании Ейского военно-морского авиационного училища направлен в

АРХАНГЕЛЬСКИЙ Николай Васильевич

Из книги автора

АРХАНГЕЛЬСКИЙ Николай Васильевич Николай Васильевич Архангельский родился в 1922 году в селе Красномылье Шадринского района Курганской области в семье учителей. По национальности русский. Член КПСС с 1943 года.С 1937 года жил в Шадринске, учился в средней школе № 9, где

БУТОРИН Николай Васильевич

Из книги автора

БУТОРИН Николай Васильевич Николай Васильевич Буторин родился в 1912 году в деревне Зайково Кетовского района Курганской области в семье крестьянина. По национальности русский. Беспартийный.После окончания Зайковской начальной школы работал в хозяйстве родителей. В 1931

ЕРМОЛАЕВ Николай Васильевич

Из книги автора

ЕРМОЛАЕВ Николай Васильевич Николай Васильевич Ермолаев родился в 1924 году в селе Мало-Дубровное Половинского района Курганской области в семье крестьянина. По национальности русский. Член КПСС с 1950 года.После окончания в 1938 году шести классов неполной средней школы в

Гудков Николай Васильевич

Из книги Я дрался в Афгане. Фронт без линии фронта автора Северин Максим Сергеевич

Гудков Николай Васильевич В армию меня призвали 22 апреля 1980-го. Еще на призывном пункте я узнал номер своего полка и что полк стоит в Афганистане.Сперва мы попали на тыловую базу 345-го отдельного гвардейского воздушно-десантного полка в городе Фергана тогдашней

Николай Васильевич Гоголь

Из книги 1000 мудрых мыслей на каждый день автора Колесник Андрей Александрович

Николай Васильевич Гоголь (1809–1852) писатель, мыслитель... В литературном мире нет смерти, и мертвецы так же вмешиваются в дела наши и действуют вместе с нами, как живые. ... Сила влияния нравственного выше вся ких сил. ... Чем истины выше, тем нужно быть осторожнее с ними: иначе