Значение Корана в жизни мусульманина трудно переоценить. Текст этой Священной Книги является несотворённым Словом Аллаха по форме и содержанию. Именно вокруг Корана строится вся жизнь верующего. Это уникальное Писание, обращённое ко всему человечеству. Намеченный в нём путь духовного освобождения и нравственного очищения настолько совершенен, что Коран не утратил своей актуальности по сей день и не утратит до Конца света. Чтение этой Священной Книги является одним из самых достойных и любимых видов поклонения Всевышнему Аллаху. Поэтому каждому мусульманину следует стремиться изучать и заучивать Коран.

1. Искренность в намерении

Целью изучения и заучивания должно быть стремление обрести довольство Аллаха , в противном случае наши стремления не осенятся благодатью Божьей, а значит и не будет помощи от Всевышнего на этом пути.

2. Проявление этики (адаба) к Корану

Очень важно соблюдать этические нормы (адаб) при обращении со Священным Писанием. Вот некоторые из них: не поворачиваться к спиной; прикасаться к только в состоянии ритуального омовения и читать его только в этом состоянии; перед чтением ротовая полость должна быть чистой от частиц пищи, рекомендуется почистить зубы сиваком; читающему рекомендуется быть в самом лучшем виде, в хорошей чистой одежде; при чтении сидеть прямо, ни на что не опираясь; сидеть на чистом месте, обратившись лицом в сторону Киблы; не перелистывать смоченными слюной пальцами; нужно размещать выше всех остальных книг, класть на него другую книгу не разрешается; начать чтение рекомендуется с произнесения: «Аузубилляhи мина-щщайтани-рраджим» («Я прибегаю к помощи Аллаха против козней проклятого шайтана !»), а затем «Бисмилляhи-ррахмани-ррахим» («Именем Аллаха , Милостивого на этом свете ко всем, а на том свете – лишь к уверовавшим»); читающий должен быть так сосредоточен, как будто он тихо, шёпотом беседует с Аллахом , будучи уверенным, что находится перед Ним и читает Его Слово; читать спокойно, не торопясь, даже если смысл его непонятен; не прерывать чтение для разговоров, кроме крайней необходимости; если при чтении сделана пауза, то, прежде чем вновь приступить к чтению, следует произнести «Аузу билляhи мина-щщайтани-рраджим», почистить зубы и дёсны сиваком; читать лучше, следя за текстом глазами: это ценится дороже, чем чтение наизусть, ибо здесь присутствует поклонение Аллаху и глазами; не одобряется чтение в состоянии дремоты, так как при этом велика вероятность допущения ошибок и т.п.

3. Придерживаться плана в заучивании Корана

Следует составить план обучения, заранее определиться с количеством аятов , заучиваемых в день, и в дальнейшем придерживаться этого плана, какие бы трудности при этом не возникали.

4. Постоянство в изучении Корана

Главное в обучении соблюдать постоянство. Не пропускать ни одного дня! Пропущенный день отбросит вас назад и вы будет об этом сожалеть. Как можно чаще повторяйте заучиваемые аяты, ведь повторение – основа учения.

5. Концентрация на заучивании Корана

Постарайтесь добиться того, чтобы ничто не отвлекало вас от процесса чтения и заучивания . По возможности найдите тихое место, чтобы полностью сконцентрироваться на учёбе.

6. Чтение Корана вслух

Читайте аяты вслух, чтобы вы сами слышали своё чтение. Это поможет закрепить прочитанное.


7. Слушание аята Корана перед заучиванием

Прежде чем приступить к заучиванию аята , постарайтесь его прослушать из уст учителя либо в записи. Это будет способствовать лучшему запоминанию и произношению данного аята.

8. Познать смысл заучиваемых аятов Корана

Перед заучиванием очередного аята, постарайтесь изучить его общий смысл. Заучивание с пониманием написанного эффективнее простой зубрёжки.

Фото: vectorstock.com

В Коране и Сунне содержится немало текстов, которые поощряют заучивание Корана наизусть, разъясняют превосходство знатоков Писания Аллаха над остальными верующими, указывают на достоинства обучающегося Корану и обучающего ему других. Всевышний Аллах облегчает заучивание Своего Писания для тех, кто искренне стремится к этому ради Его довольства и в надежде получить Его награду: “Мы облегчили Коран для поминания. Но есть ли поминающие? ” (сура 54 “аль-Камар=Луна”, аят 17).

Следуя наставлениям Корана и Сунны, сподвижники пророка Мухаммада, мир ему и благословения Аллаха, заучивали Коран наизусть и почтительно относились к знатокам Корана. Многие сподвижники, их последователи и исламские ученые посвятили свою жизнь изучению и распространению Книги Аллаха. Они передавали традиции чтения Корана от пророка Мухаммада, мир ему и благословения Аллаха, заботились о сохранении цепочки передатчиков, восходящей к посланнику Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, обучали мусульман правилам чтения Корана (таджвид ). Благодаря помощи Всевышнего Аллаха, а затем усилиям имамов мусульманской уммы чтение Корана и обучение ему превратилось в непрерывную традицию, которая будет продолжаться вплоть до исчезновения последнего Писания на земле незадолго до Судного Дня.

В специальной литературе разбираются различные методы заучивания Корана с учетом психологических, физиологических, социальных и иных факторов. Цель данной статьи состоит не в рассмотрении этих факторов, а в том, чтобы облегчить русскоязычным мусульманам процесс заучивания Корана в домашних условиях. Кроме того, речь пойдет именно о процессе заучивания Корана, а не об обучении тонкостям таджвида, поскольку работа органов речи у каждого человека индивидуальна и требует коррекции опытным преподавателем, являющимся знатоком правил чтения Корана.

Для правильной организации процесса заучивания Корана, который требует настойчивости, терпения и постоянства, исламские ученые разработали систему развития памяти, основанную на мусульманской традиции и многовековом опыте знатоков Корана. Как известно, сподвижники пророка Мухаммада, мир ему и благословения Аллаха, заучивали пять-десять аятов и не приступали к заучиванию следующих аятов, пока не претворяли приобретенные знания в жизнь. Закрепление выученных аятов в памяти может быть подытожено следующим образом:
1 – частое повторение аятов
2 – чтение наизусть
3 – осмысление смысловых значений аятов
4 – ознакомление с толкованием аятов (тафсир)
5 – выполнение содержащихся в аятах предписаний

В соответствие с данной методологией и с учетом доступных для русскоязычных мусульман ресурсов, целесообразно предложить следующий процесс заучивания и повторения Корана:

1. Арабский алфавит.

Всевышний Аллах неоднократно указывает в Коране, что он был ниспослан на “ясном арабском языке”. Поэтому любой верующий, желающий обучиться Корану, должен знать арабский алфавит и уметь читать по-арабски. Как отмечено специалистами, человек, который обладает средними способностями к обучению, может выучить буквы арабского алфавита за одну неделю, а научиться читать – за один месяц.
В домашних условиях я рекомендую обучиться арабскому алфавиту по видеоурокам Ильнура Сарбулатова, которые называются “Арабский алфавит с “нуля”

Хочу особо отметить, что многие русскоязычные мусульмане совершают грубую ошибку, заучивая Коран по транскрипции (арабские слова написаны кириллицей или латиницей). Это недопустимо, поскольку чтение по транскрипции нарушает произношение Корана и изменяет смысл его аятов. Например, в арабском языке есть твердый согласный звук [к] и мягкий согласный звук [к]. Арабское слово “кальб” при написании с твердым согласным звуком [к] означает “сердце”, а с мягким согласным звуком [к] – “собака”. Теперь представьте себе человека, который читает аяты, в которых упоминаются эти слова, по транскрипции, произнося слово “собака” вместо слова “сердце” и наоборот! Поэтому призываю всех единоверцев приложить усилия и обучиться чтению на арабском языке, тем более, что вы почувствуете особую сладость веры, когда будете учить аяты напрямую из Корана.

2. Заучивание аятов Корана

Основной метод заучивания Корана – частое повторение его аятов. Существуют разные способы заучивания, которые зависят от индивидуальных особенностей человека. Некоторые верующие учат аяты по одному, другие – читают по пять аятов сразу, а затем повторяют их, третьи – читают сначала целую страницу, а затем повторяют ее. Необходимо выбрать тот способ, который наиболее легок для человека.
Рекомендую учить аяты в следующей последовательности:
1. Выберите суру, которую вы хотите выучить. Как правило, лучше начинать обучение с коротких сур в конце Корана.
2. Внимательно прослушайте чтение выбранных аятов.
Для этой цели я рекомендую слушать запись “шейха чтецов Корана” нашего времени, Махмуда Халиля аль-Хусари, да помилует его Аллах, чтение которого отличается простотой, четкостью дикции и правильностью произношения. Более того, имеется специальная запись Корана, которая является учебным пособием для тех, кто начал заучивать Книгу Аллаха.
3. Прочитайте перевод заучиваемых аятов.
Я рекомендую смысловой перевод, выполненный нашим уважаемым братом Эльмиром Кулиевым.
4. Ознакомьтесь с толкованием заучиваемых аятов.
Я рекомендую трехтомный тафсир «Облегчение от Великодушного и Милостивого» Абдуррахмана ас-Саади.
5. После того, как вы выучили часть аятов или всю суру, вернитесь к записи Махмуда Халиля аль-Хусари.

В паузе между аятами или внутри аята постарайтесь по памяти прочитать выученный фрагмент Корана.
Например, 112 сура “аль-Ихлас=Очищение веры”.
Вы : Бисми-Лляхи р-рахмани ррахим (пауза в записи)
аль-Хусари : Бисми-Лляхи р-рахмани ррахим
Вы : куль хува-Ллаху ахад (пауза в записи)
аль-Хусари : куль хува-Ллаху ахад
Вы : Аллаху ссамад (пауза в записи)
аль-Хусари : Аллаху ссамад
Вы : лям йалид уа лям йуляд (пауза в записи)
аль-Хусари : лям йалид уа лям йуляд
Вы : уа лям йакуль-ляху куфуан ахад (пауза в записи)
аль-Хусари : уа лям йакуль-ляху куфуан ахад

Этот метод очень полезен и эффективен для укрепления запоминания Корана (хифз ). На начальном этапе рекомендуется ежедневно запоминать по три-четыре коротких аята, а затем соединять все выученное вместе, многократно повторяя выученный фрагмент. Важно окончательно закрепить выученные аяты и не приступать к изучению нового фрагмента до тех пор, пока не будет выучен предыдущий. Со временем рекомендуется наращивать объем заучиваемого текста, пока он не достигнет максимального количества строк, которые учащийся способен запомнить за один раз.

3. Повторение аятов Корана в намазах.

Необходимо поэтапно накапливать и регулярно повторять выученные аяты Корана. Помимо ежедневного чтения Корана (об этом речь пойдет далее) эффективным способом является чтение выученных аятов и сур в намазах.
Выдающийся ученый и знаток хадисов Абу аль-Хасан ас-Синди в своем комментарии к сборнику “Сунан ан-Насаи” пишет: “Иногда имаму следует читать [в намазах] то, что читал пророк, мир ему и благословения Всевышнего Аллаха, дабы получить благодать (барака ) от его, мир ему и благословения Всевышнего Аллаха, чтения и возродить его Сунну…” (том 2 , стр. 170).

В этой связи будет целесообразно обратить внимание уважаемого читателя на те аяты и суры, которые пророк, мир ему и благословения Аллаха, читал в ежедневных пятикратных намазах, дабы мы последовали в этом его примеру (взято из книги ):

I. Рассветный намаз (фаджр )

Два раката сунны перед обязательной рассветной молитвой:

1 ракат – “аль-Бакара” (№2), аят 136
2 ракат – “Аль Имран” (№3), аят 64 или “Аль Имран” (№3), аят 52

ЛИБО
1 ракат- “аль-Кафирун” (№109)
2 ракат – “аль-Ихлас” (№112)

Два раката обязательной рассветной молитвы (фард ):

Длинные расчлененные суры (тиваль аль-муфассаль ) 1:
1. “аль-Вакиа” (№56) и подобные суры в обоих ракатах
2. “ат-Тур” (№52) и подобные суры
3. “Каф” (№50) и подобные суры в первом ракате
Короткие расчлененные суры:
4. “ат-Таквир” (№81)
5. “аз-Залзала” (№99) в обоих ракатах
Однажды прочитал в пути:
6. в 1-ом ракате- “аль-Фаляк” (№113), во 2-ом ракате – “ан-Нас” (№114)
Иногда читал более 60 аятов (в одном или обоих ракатах):
7. “ар-Рум” (№30)
8.” Йа Син” (№36)
9.”аль-Муминун” (№23)
10. “ас-Саффат” (№37)
По пятницам читал (иногда):
11. в 1-ом ракате – “ас-Саджда” (№32), во 2-ом ракате- “аль-Инсан” (№76)

II. Полуденный намаз (зухр )

Первый и второй ракаты обязательной полуденной молитвы:

1. около 30 аятов равных по длине суре “ас-Саджда” (№32)
2. “аль-Бурудж” (№85), “ат-Тарик” (№86) и подобные суры
3.” аль-Лейл” (№92) и подобные суры
4. “аль-Иншикак” (№84) и подобные суры
5. в 1-ом ракате – “аль-Аъля” (№87), во 2-ом ракате -“аль-Гашия” (№88)

Третий и четвертый ракаты обязательной полуденной молитвы:

1. около 15 аятов равных по длине суре “ас-Саджда” (№32)
2. “аль-Фатиха” (№1)

III. Предвечерний намаз (‘аср )

Первый и второй ракаты обязательной предвечерней молитвы:

Около 15 аятов равных по длине суре “ас-Саджда” (№32)

Третий и четвертый ракаты обязательной предвечерней молитвы:

1. около 7-8 аятов равных по длине суре “ас-Саджда” (№32)
2. “аль-Фатиха” (№1)

IV. Закатный намаз (магриб )

Первый и второй ракаты обязательной закатной молитвы:

1. Короткие расчлененные суры
2. Однажды прочитал в пути “ат-Тин” (№95) во 2-ом ракате
3. Средние и длинные расчлененные суры
4. “Мухаммад” (№47)
5. “ат-Тур” (№52)
6.” аль-Мурсалят” (№77)
7. “аль-Аъраф” (№7) в обоих ракатах
8. “аль-Анфаль” (№8) в обоих ракатах

Два раката сунны после обязательной закатной молитвы:

1 ракат- “аль-Кафирун” (№109)
2 ракат – “аль-Ихлас” (№112)

V. Ночной намаз (‘иша )

Первый и второй ракаты обязательной ночной молитвы:

Средние расчлененные суры:
1. аш-Шамс (№91) и подобные суры
2. аль-Иншикак (№84)
3. аль-Аъля (№87)
4. аль-Аляк (№96)
5. аль-Лейл (№92)
6. Однажды прочитал в пути “ат-Тин” (№95) в 1-ом ракате

Чтение сходных по смыслу сур в одном ракате :
1. “ар-Рахман” (№55) и “ан-Наджм” (№53)
2. “аль-Камар” (№54) и “аль-Хакка” (№69)
3. “ат-Тур” (№52) и “аз-Зарийат” (№51)
4. “аль-Вакиа” (№56) и “аль-Калам” (№68)
5. “аль-Мааридж” (№70) и “ан-Назиат” (№79)
6. “аль-Мутаффифин” (№83) и “Абаса” (№80)
7. “аль-Муддассир” (№74) и “аль-Муззаммиль” (№73)
8. “аль-Инсан” (№76) и “аль-Кийама” (№75)
9. “ан-Наба” (№78) и “аль-Мурсалат” (№77)
10. “ад-Духан” (№44) и “ат-Таквир” (№81)

4. Ежедневное повторение аятов Корана

В одном из достоверных хадисов сообщается, что Коран покидает сердца тех, кто не уделяет ему должного внимания, быстрее, чем верблюдица особождается от своих пут. Поэтому важно выделить время для ежедневного повторения выученных аятов Корана.
Один из методов повторения Корана содержится в хадисе, который привели Абу Дауд, Ахмад, ат-Тахави и другие знатоки хадисов.
Поскольку мнения мухаддисов относительно достоверности данного хадиса разошлись из-за одного передатчика (выделен курсивом), я приведу всю цепочку его передатчиков.

1) Фахд – Йусуф ибн Бухлюль – Сулейман ибн Хаййан – Абдуллах ибн Абдуррахман ибн Йаъля ибн Каъб ат-Таифи – Усман ибн Абдуллах ибн Аус ибн Хузейфа – его дед Аус ибн Хузейфа
(“Шарх Мушкиль аль-Асар” (№1371, 1373) ат-Тахави).
2) Абу Халид аль-Ахмар (т.е. Сулейман ибн Хаййан -прим. Д.Х.) – – Усман ибн Абдуллах ибн Аус – его дед Аус ибн Хузейфа (“Муснад” (№539) Ибн Абу Шейбы)
3) Абдуррахман ибн Махди – Абдуллах ибн Абдуррахман ат-Таифи – Усман ибн Абдуллах ибн Аус ас-Сакафи – его дед Аус ибн Хузейфа (“Муснад” (№16166, 19021) имама Ахмада).
4) Абу Бакр ибн Абу Шейба – Абу Халид аль-Ахмар (т.е. Сулейман ибн Хаййан -прим. Д.Х.) – Абдуллах ибн Абдуррахман ибн Йаъля ат-Таифи – Усман ибн Абдуллах ибн Аус – его дед Аус ибн Хузейфа (“Сунан” (№ 1345) Ибн Маджи)
5) Мусаддад – Курран ибн Таммам – (через другую цепочку Абдуллах ибн Саид – Абу Халид -) – Абдуллах ибн Абдуррахман ибн Йаъля – Усман ибн Абдуллах ибн Аус – его дед Аус ибн Хузейфа
(“Сунан” (№ 1393) Абу Дауда).

В хадисе сообщается, что когда Аус ибн Хузейфа, да будет доволен им Аллах, прибыл к пророку, мир ему и благословения Аллаха, в составе делегации племени сакиф, он вел с ними беседы после ночной молитвы (‘иша ). Однажды посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, задержался и пришел позже обычного, поскольку в силу определенных обстоятельств он не смог прочитать часть Корана, которую он ежедневно читал. Поэтому он не хотел оставлять это чтение и задержался. Далее Аус ибн Хузейфа сказал: “Я спросил сподвижников посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, о том, как они делят (чтение сур) Корана по частям. Они ответили: “По три, пять, семь, девять, одиннадцать, тринадцать и часть “муфассаля” целиком”.

Как отмечает шейх аль-Албани: “Иснад этого хадиса является слабым из-за Ибн Йаъли, он же ат-Таифи, которого назвали слабым рассказчиком аз-Захаби и [Ибн Хаджар] аль-Аскалани…Я (т.е. аль-Албани) также считаю данный хадис слабым. Все его рассказчики являются надежными, кроме Абдуллаха ибн Абдуррахмана ибн Йаъля ат-Таифи. Он является слабым рассказчиком из-за (плохой) памяти, на что указали ведущие знатоки хадисов. Ибн Абу Хатим передал от своего отца (2/2/97): “Слабый передатчик хадисов”, ан-Насаи сказал: “Не очень сильный (передатчик), записывал свои хадисы”. Ибн Маин разошелся в своем мнении о нем. Он охарактеризовал его такими словами: “Годный”, “Годный с натяжкой”, “Слабый”. Что касается аль-Бухари, то он назвал его очень слабым рассказчиком, как следует из его слов: “В нем есть сомнения”. Некоторые же знатоки хадисов считали его надежным. Однако их мнение о надежности данного передатчика не имеет веса, поскольку оно противоречит классификации вышеупомянутых имамов, особенно если учесть, что в науке о хадисах есть правило: в случае разногласий о надежности рассказчика отведению (джарх ) отдается приоритет перед подтверждением (таъдиль ). Поэтому аз-Захаби поместил имя этого рассказчика в свой сборник “Слабых передатчиков хадисов”. (“Даиф Абу Дауд”, № 246).

Приняв во внимание мнение тех знатоков хадисов, которые сочли данный хадис слабым из-за наличия в нем ненадежного рассказчика, нам тем не менее ничто не может помешать принять дополнение, которое приводит в своем сборнике Абу Джафар ат-Тахави со слов знатока хадисов Сулеймана ибн Хаййана 2 , поскольку он в цепочке передатчиков стоит после Абдуллаха ибн Абдуррахмана ибн Йаъли ат-Таифи.

Так, приведя вышеупомянутый хадис, Абу Джафар ат-Тахави сказал: “Абу Халид, т.е. Сулейман ибн Хаййан, [сказал:] “Мы посмотрели в него (т.е. в свиток Корана – прим. Д.Х.), и [разделили чтение Корана на части следующим образом:] три суры в начале Корана – “аль-Бакара” (№2), “аль-Имран” (№3) и “ан-Ниса” (№4), [затем] пять (сур) – “аль-Маида”(№5), “аль-Анъам”(№6), “аль-Аъраф”(№7), “аль-Анфаль”(№8) и “Бараа” (№9), [затем] семь (сур) – “Йунус”(№10), “Худ”(№11), “Йусуф”(№12), “ар-Раъд”(№13), “Ибрахим”(№14), “аль-Хиджр” (№15) и “ан-Нахль” (№16), [затем] девять (сур) – “Бану Исраил”(№17), “аль-Кахф”(№18), “Марьям”(№19), “Та Ха” (№20), “аль-Анбийа”(№21), “аль-Хадж”(№22), “аль-Муминун”(№23), “ан-Нур”(№24) и “аль-Фуркан”(№25), [затем] одиннадцать (сур) – суры, начинающиеся с букв “Та. Син. [Мим]” (№№ 26-28), “аль-Анкабут”(№29), “ар-Рум” (№30), “Лукман”(№31), “ас-Саджда”(№32), “аль-Ахзаб”(№33), “Саба”(№34), “Фатыр”(№35) и “Йа Син”(№36), [затем] тринадцать (сур) – “ас-Саффат”(№37), “Сад”(№38), “аз-Зумар”(№39), суры, начинающиеся с букв “Ха. Мим. [Айн. Син. Каф]” (№№ 40-46), “Мухаммад”(№47), “аль-Фатх” (№48) и “аль-Худжурат” (№49), [а затем все суры из] части “муфассаль” (№№ 50-114). (“Шарх Мушкиль аль-Асар” (№1373) ат-Тахави, “Тафсир” Ибн Касира к суре “Каф”).

Таким образом цикл чтения Корана согласно данной классификации делится на семь дней:

1 день – “аль-Фатиха”(№1), “аль-Бакара” (№2), “аль-Имран” (№3) и “ан-Ниса” (№4)
2 день – “аль-Маида”(№5), “аль-Анъам”(№6), “аль-Аъраф”(№7), “аль-Анфаль”(№8) и “Бараа” (№9)
3 день – “Йунус”(№10), “Худ”(№11), “Йусуф”(№12), “ар-Раъд”(№13), “Ибрахим”(№14), “аль-Хиджр” (№15) и “ан-Нахль” (№16)
4 день – “Бану Исраил”(№17), “аль-Кахф”(№18), “Марьям”(№19), “Та Ха” (№20), “аль-Анбийа”(№21), “аль-Хадж”(№22), “аль-Муминун”(№23), “ан-Нур”(№24) и “аль-Фуркан”(№25)
5 день – суры, начинающиеся с букв “Та. Син. [Мим]” (№№ 26-28), “аль-Анкабут”(№29), “ар-Рум” (№30), “Лукман”(№31), “ас-Саджда”(№32), “аль-Ахзаб”(№33), “Саба”(№34), “Фатыр”(№35) и “Йа Син”(№36)
6 день – “ас-Саффат”(№37), “Сад”(№38), “аз-Зумар”(№39), суры, начинающиеся с букв “Ха. Мим. [Айн. Син. Каф]” (№№ 40-46), “Мухаммад”(№47), “аль-Фатх” (№48) и “аль-Худжурат” (№49)
7 день – все суры из части “муфассаль” (№№ 50-114).

В заключение следует отметить, что изучение Корана – это особый образ жизни, достигаемый за счет следования кораническим заповедям, соблюдения мусульманской морали, постоянного духовного самосовершенствования и регулярного повторения выученных сур. В хадисах пророка, мир ему и благословения Аллаха, разъясняется, что знатоки Корана являются “людьми Аллаха и Его особыми рабами”. А в аяте Корана, который известен как “аят чтецов”, сказано, что читающие Коран и соблюдающие его заповеди получат свою награду сполна и добавку в придачу: “Воистину, те, которые читают Писание Аллаха, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы наделили их, тайно и открыто, надеются на сделку, которая не окажется безуспешной, дабы Он вознаградил их сполна и даже добавил от Своей милости. Воистину, Он – Прощающий, Благодарный ” (сура 35 “Фатыр=Творец”, аяты 29-30).

1 Муфассаль – общее название всех сур Корана, начиная с 50-й суры “Каф” и до конца Корана

Две самые распространенные классификации сур из раздела “аль-муфассаль”:

Длинные расчлененные суры (тиваль аль-муфассаль) – суры от “Каф” (№50) до “аль-Хадид” (№57)
Средние расчлененные суры (аусат аль-муфассаль) – суры от “аль-Хадид” (№57) до “ат-Таквир” (№81)
Короткие расчлененные суры (кысар аль-муфассаль) – суры от “ат-Таквир” (№81) до конца

Длинные расчлененные суры (тиваль аль-муфассаль) – суры от “Каф” (№50) до “ан-Наба” (№78)
Средние расчлененные суры (аусат аль-муфассаль) – суры от “ан-Наба” (№78) до “ад-Духа” (№93)
Короткие расчлененные суры (кысар аль-муфассаль) – суры “ад-Духа” (№93) до конца

2 Абу Халид аль-Ахмар Сулейман ибн Хаййан аль-Азди аль-Куфи был имамом, хафизом Корана и знатоком хадисов. Он родился в Джурджане в 114 году хиджры. Передавал хадисы от Хишама ибн Урвы, Лейса ибн Абу Салима, Абу Малика аль-Ашджаи и других ученых, а от него передавали хадисы имамы Ахмад ибн Ханбал, Абу Бакр ибн Абу Шейба, Исхак ибн Рахавейх и другие знатоки религии. Все знатоки хадисов охарактеризовли его как правдивого и надежного рассказчика. Умер в 189 году хиджры. Он был одним из знатоков хадисов. Он избегал калама, споров и суждений на основании личного мнения (райй). (Более подробно см. его биографию в “ас-Сикат” (6/395), “Тахзиб аль-Камаль” (3 /271-272), “Табакат улама аль-хадис” 1/ 398-399).

Теги: Как сказать по-арабски,Арабский разговорник,Интересные факты,koran-tadghvid-po-arabski

Не так давно обратился ко мне один мусульманин с вопросом:

Я посоветовала ему приобрести мои онлайн-курсы «Арабское чтение-письмо за 3 часа » в комплекте с «Фонетическими тонкостями за 2 часа », что он в тот же день и сделал. Проходит ровно три дня, пишет он мне на вайбер:

Ну я думаю: наверное, человек уже алфавит знал, теперь просто обобщил материал, и у него пошло. Думаю, дай переспрошу. Спрашиваю, учился ли он до этого читать, он говорит, нет, это в первый раз. Я начинаю расспрашивать, и выясняю, что он действительно, занимаясь по моим урокам с нуля начал читать Коран за 3 дня!!!

Я была крайне удивлена, поскольку в среднем у людей на самостоятельное изучение всего материала курсов уходит от месяца до полутора. Спрашиваю, сколько времени в день Вы занимались?

Он мне отвечает: Ну где-то 5, 6 часов в день и сразу читал Коран, смотрел уроки и читал. Одновременно делал и так я запомнил всё. Сейчас читаю свободно, только пока медленно. Но читаю без проблем. Альхамдулиллах. Делал дуа Аллаху, чтобы Он облегчил мне изучение и все получилось, АльхамдулиЛлах. Читаю своим более опытным братьям, и они удивлены, что за 3 дня я научился читать Коран!

Тогда я попросила его рассказать свою историю, поскольку она будет весьма полезна тем людям, которые годами собираются взяться за изучение арабского языка, но кажущаяся сложность предмета останавливает их на пороге…

«Меня зовут АбдульМалик, мне 36 лет. Всю свою жизнь смотрел на Арабские писания как на китайские), думал что это мне не по силам. Моим дедушке и бабушке больше 80 лет, лет 5 назад они научились читать Коран на арабском языке и для меня была это удивительная новость. Я подумал как в таком возрасте можно научиться этим иероглифам?! В тот момент они мне сказали чтобы я тоже научился и что это на самом деле просто. Но я не поверил и продолжал думать что у меня не получится. Прошло ещё пять лет и тут моя родная мама возрастом старше 60 лет тоже научилась читать Коран за месяц, и тут я уже был в шоке как так им удаётся. Мама сказала мне давай учись это просто. В итоге я решил попробовать и нашёл видео уроки в интернете. 3 дня я внимательно изучал эти уроки и применял сразу же их на деле. На самом деле я понял о чем мне говорили мои старики пять лет назад. Все действительно просто и понятно. Все что требуется это запомнить алфавит и буквально ещё 4 приема очень простых как ты начинаешь удивительным образом читать. Прошло три дня с тех пор как я начал изучать чтение арабско языка и я уже читаю Коран АльхамдулиЛлах. Вообщем братья и сестры, мораль этой истории такова что вам стоит только начать и ИншаАллах все произойдёт само собой!»

От себя добавлю, что арабский язык, язык Последнего Послания, обладает удивительным мистическим свойством открываться тем, кто действительно ищет Знания.

Внутренняя логика этого языка поражает своей стройностью.

Поэтому если у вас присутствует желание и страх, то сделайте первый шаг – и возможно вас ждёт чудо.

Последние публикации блога:

Сегодня 25 декабря у нас в Египте официальный выходной день в честь католического Рождества. Школы и многие государственные заведения закрыты, на улицах праздничные иллюминации… Не так было в далёком 2003-м, когда я впервые приехала сюда...

Обучение чтению Корана состоит из 4 основных правил:

  1. Изучение алфавита (алфавит на арабском называется «Алиф ва ба»).
  2. Обучение письму.
  3. Грамматика (таджвид).
  4. Чтение.

Сразу вам может показаться, что это просто. Однако, все эти этапы делятся еще на несколько подпунктов. Основной смысл заключается в том, что вам необходимо научиться правильно писать. Именно правильно, а не грамотно! Если вы не научитесь писать, то нельзя переходить к обучению грамматике и чтению.

Еще 2 очень важных момента: первое - по этой методике вы лишь научитесь читать и писать на арабском, но не переводить. Чтобы полностью углубится в этот язык, можете поехать в арабскую страну и уже там грызть гранит науки. Второе – нужно сразу определиться, на каком Коране будете учиться, поскольку в них есть отличия. Большинство старых наставников обучают по Корану, который называется “Газан”.

Но я не советую этого делать, поскольку потом будет тяжело переходить на современный Коран. Шрифт везде очень отличается, а смысл текста одинаковый. Естественно, “Газан” проще научиться читать, однако лучше начать обучение с современного шрифта. Если вы не совсем поняли разницу, то посмотрите на картинку нижу, именно так должен выглядеть шрифт в Коране:

Я думаю, что если вы хотите научиться читать Коран, то уже купили его. Теперь можно перейти к алфавиту. На этом этапе советую завести тетрадь и вспомнить школу. Все буквы по отдельности необходимо вывести в тетради раз по 100. Арабский алфавит не сложнее русского. Во-первых, в нем всего 28 букв, во-вторых, гласных всего 2: «ей» и «алиф».

Но это может также усложнить понимание этого языка. Потому что кроме букв, есть еще и звуки: «ун», «у», «и», «а». Более того, практически все буквы (кроме «уау», «зей», «рей», «заль», «даль», «алиф») в конце, в середине и вначале слова пишутся по-разному. У большинства возникают проблемы и с тем, что нужно читать справа налево. Ведь все же читают слева направо. А в арабском все наоборот.

Также это может доставлять неудобства в письме. В нем главное, чтобы в почерке уклон был справа налево, а не наоборот. Вы можете долго привыкать, однако через некоторое время доведете все до автоматизма. Сейчас UchiEto покажет вам арабский алфавит (в желтых рамках выделены варианты написания букв в зависимости от их местоположения в слове):

Сперва важно, чтобы вы как можно больше писали. Необходимо на этом «набить руку», поскольку сейчас вы строите фундамент своего обучения. За месяц вполне реально выучить алфавит, знать варианты написания и обучиться письму. Если вам будет интересно, то вы уложитесь в и пол месяца.

Как только выучили алфавит и научились писать, то можно перейти к грамматике. На арабском она называется «таджвид». Постигать грамматику можно непосредственно во время чтения. Только маленький нюанс – в Коране начало находится не там, где все привыкли. Начало находится в конце книги, но лучше начать с первой суры Корана под названием «Аль-Фатиха».

21 16 547 0

Коран – это Святое создание мусульманской религии, основной памятник общества, основой которого является мировоззренческие и религиозные мысли. Научившись верно читать Коран, вы параллельно будете осваивать арабский язык.

Существует несколько правил для того, чтобы его читать:

  1. Овладейте арабским алфавитом «Алиф ва ба»;
  2. Практикуйтесь в письме;
  3. Изучите таджвид – грамматику;
  4. Пробуйте читать и практикуйте регулярно.

Залогом успеха будет умение правильно писать. После того как вы овладеете письмом, можете смело переходить к практике чтения и грамматики.

Вам понадобятся:

Преодолейте алфавит

Арабский алфавит – первое, что вам предстоит. Он состоит из 28 букв, 2 из которых гласные: «алиф» и «ей». Написание многих букв зависит от их размещения: начало, середина или конец слова.

Основным отличием от русского языка является то, что слова в арабском языке читаются справа налево. При написании нужно придерживаться того же принципа.

Необходимо узнать и запомнить, как правильно читать буквы и произносить их. Проще всего будет воспользоваться переводчиком, так как вы сможете визуально изучать букву и слышать ее произношение. Видеоуроки также смогут вам помочь самостоятельно овладеть языком. При этом в интернете вы сможете найти их большое количество и выбрать по своему усмотрению.

Самоучитель можно приобрести в книжной лавке и в таком случае он будет приложением к книге, которая даст вам возможность ознакомиться с языком. Если же вам по душе книги, выберите подходящую.

Желательно приобрести с дополнительными аудиофайлами, которые помогут услышать правильное произношение.

При изучении языка, используйте один и тот же вид Корана, это поможет развивать зрительную и слуховую память.

Ударение и паузы в словах

При изучении арабского, не забывайте смотреть, где поставленные ударения.

Небольшую сложность составит то, что язык имеет не одно ударение, а несколько: основное и второстепенное.

Основное ударение способствует повышению интонации голоса, вторичные берут на себя силовую функцию. Обратите внимание на ритм чтения, который построен на череде ударных и безударных слогов.

Воспользуйтесь правилами комбинирования слов, подробно изучите правила пауз. Так как неправильно прочитанный текст может привести к потере смысла или его изменения. После изучения видов пауз, почитайте текст в присутствии человека, который знает Коран. Он объяснит, какие ошибки вы допускаете и как их избежать.

Объем текста

Поставьте перед собой определенные задачи на каждый день, которые будете выполнять. Определитесь с тем, сколько информации вы сможете обрабатывать ежедневно. После чего несколько раз внимательно перечитывайте заданный объем, пытайтесь запомнить и в течение дня пробуйте повторить самостоятельно.

До того момента, пока не запомните отрывок текста, не начинайте изучать следующий.

Начните с первой суры «Аль-Фатиха». Каждый аят суры читайте по 20 раз. Например, сура «Аль-Фатиха» состоит из семи аятов, каждый нужно повторить 20 раз, после чего все стихи также нужно прочитать 20 раз.

Для того чтобы приступить к изучению следующей суры, необходимо повторить предыдущую такое же количество раз.

Письмо и грамматика

Главная задача – пишите как можно больше и чаще. Письмо необходимо довести до автоматизма. Трудностью может оказаться то, что писать нужно также справа налево, к этому нужно привыкнуть. Распределите задачи на протяжении месяца и вы овладеете правильным написанием.