План – конспект внеурочного занятия по ФГОС

Кружок « Родная сторона»

Руководитель -

Класс - 5 «а»

Тема занятия: « Лиманский район - туристическая Мекка»

Тип занятия: открытие новых знаний.

Технология занятия: элементы кейс - технологии, проектная технология.

Образовательная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Развивающая цель: Формирование у детей образа родной страны, края, как Родины. Формирование понятий «храм», « хурул», «маяк», умение объяснять эти понятия. Развивать исследовательские навыки.

Воспитательная цель: воспитывать любовь к Родине, уважение к ее памятникам.

Формирование УУД:

Личностные действия: ценить и принимать базовые ценности « родина», «семья». Уважение к своей родине, ее символам, семье, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России, в Лиманском районе, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата,

Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности , план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.

Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Основные понятия: «родина», « храм», «хурул», «маяк».

Основные задачи :

1.Изучить исторические сведения о храмах Лиманского района

2.Формирование уважения к историческому прошлому и настоящему нашей Родины.

Оборудование: интерактивный комплекс, раздаточный материал для работы

Этап занятия

Действия учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивационный этап (1-2 минуты)

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Этап актуализации знаниймин)

Сегодняшнее занятие мы начнем с красивой песни и красивых картинок на экране. Внимательно послушайте и посмотрите и ответьте на вопрос « Почему эти картинки объединены?»

(показ слайдов с изображением природы, символов Лиманского района и т. д. под гимн Лиманского района

Итак, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

А что значит Родина?

Я просила вас узнать, как произошло слово «Родина?» Что вы узнали?

Ребята, а что вы зовете Родиной?

Как красиво вы рассказали, что вы зовете Родиной: это наша страна, наш край (т. е. область, район, село). Как называется страна, в которой мы живем? область? район? село?

У каждого края, области, района есть свои достопримечательности.. Я просила узнать вас из дополнительных источников, какие интересные и памятные места есть в нашем краю

Как они называются? Кто попробует мне их описать?

Оказывается, вы не все знаете об интересных местах нашего Лиманского района, его туристических возможностях. Попробуйте определить тему и поставить цель перед собой.

Учащиеся слушают песню о России и смотрят презентацию.

Ответы детей: о России, о Родине.

Ответы детей.

В толковом словаре говорится, что слово «Родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством.

А само слово «род» обозначает древнейшего бога славян РОДА. Родители, родня, родственники, родичи, Родина – слова с одним корнем, близкими по смыслу.

Дети отвечают на вопросы,

Есть.

Дети пытаются ответить на вопрос.

Цель - узнать об истории и достопримечательностях нашего края

Личностные УУД: ценить и принимать базовые ценности « родина», «семья», «символ». Уважение к своей родине, ее символам, семье, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

Регулятивные УУД:

определять цель учебной деятельности.

Познавательные УУД:

определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Этап открытий новых знаний.

1. Проектная деятельность.

2. Постановка проблемы

3. Выдвижение гипотезы

Посмотрите на слайд и давайте вместе прочтем, что означают эти слова (храм, хурул, маяк, родина).

Физкультпауза

Сегодня мы работаем в группах, их четыре. Не забудьте о распределении обязанностей в группе и правилах поведения при работе в группе.

Мы сейчас займемся созданием проекта «Туристическая карта путешественника по Лиманскому району ». Он будет состоять из двух этапов. 1 этап – наброски проекта. 2 этап – коррекция и оформление. Перед вами лежит лист бумаги – плакат, который вы должны будете красиво и правильно оформить. Для этого раздаю кейсы, в которых лежит материал для оформления.

Раскройте их, выложите материал на парту и посмотрите, что это такое.

Попробуйте сформулировать проблему, которая возникла перед вами.

Для того, чтобы решить эту проблему, внимательно послушайте мое задание. Распределите содержимое кейса по группам на парте: карты, листы А-4, фломастеры, текстовая информация к ним, заголовки. 5-4группы.

Теперь найдите в группе заголовков самый большой по шрифту заголовок - Туристический маршрут по Лиманскому району

А теперь подумайте и выработайте план работы над проектом. У вас в конце работы должен получиться результат – маршрутные листы с изображением пути и их описание.

Дети выкладывают содержимое кейса (изображения достопримечательностей района, карта Лиманского района, названия)

Нам необходимо правильно распределить символы на плакате.

Изображение - Карта Лиманского района, текстовая информация.

Дети оформляют маршрутные листы.

Личностные УУД:

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «родина», «терпение». Уважение к своей родине, ее символам, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.

Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное.

Познавательные УУД:

перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель учебной деятельности, план выполнения задания,

самоконтроль.

4. Работа с эталоном.

Ребята, я вижу, вы закончили 1 этап работы, и теперь я обращаю ваше внимание на экран. Наступило время описания достопримечательностей и их небольшая история, а вы, пользуясь моментом, по необходимости корректируете свою работу.

(электронная презентация)

Физкультминутка для глаз.

Дети слушают и смотрят презентацию о достопримечательностях и проводят коррекцию работ по необходимости.

Познавательные УУД:

систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.

Регулятивные УУД:

Самоконтроль и коррекция.

Рефлексия

Покажите всем Ваш продукт деятельности – туристический маршрутный лист по Лимнскому району

На прошлом занятии мы начали проект « Герб семьи». Ведь семья – это наша маленькая родина. И у нас есть уже результаты, и я прошу всем продемонстрировать их.

Защита проекта пройдет на следующем занятии.

Вспомните цель, поставленную в начале занятия. Ребята, как вы думаете, мы достигли результата на занятии? Почему так думаете?

Как бы вы оценили свою работу по шкале оценки.

Дети представляют плакаты.

Дети выполняют задания.

Личностные УУД: Уважение к своей родине, ее символам, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль.

Познавательные УУД:

выполнять логические операции: сравнивать, синтезировать, классифицировать. Регулятивные УУД:

способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности,

самоконтроль, самооценка.

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

Обобщению способов действия;

Постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Конспект занятия по внеурочной деятельности на тему: "Вежливые слова. Просьба"

Описание работы: занятие содержит упражнения в употреблении вежливых слов, небольшие инсценировки, иллюстрирующие важность "волшебных слов", детям предлагается проанализировать ситуации и выяснить, как нужно поступать вежливо; дети узнают и систематизируют знания о различии просьбы и приказа. Данное занятие предназначено для реализации внеурочной деятельности социального, научно-познавательного направления в соответствии с ФГОС НОО ; материал занятия направлен на развитие коммуникативных навыков у младших школьников.
Годлевская Наталья Борисовна, студентка группы Ш-31 ГБОУ СПО "Ейский педагогический колледж"
Тип занятия: комбинированный.
Технология занятия: игровая, коллективного взаимодействия.
Образовательная цель: научить употреблять различные средства выражения вежливости; познакомить с этикетными выражениями просьбы; научить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения просьбы; пользоваться интонацией как средством вежливого обращения просьбы.
Развивающая цель: развивать речь детей, мышление, словарный запас.
Воспитательная цель: воспитывать культуру общения, культуру поведения в обществе, сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
2) формирование мотивации к обучению и познанию
3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
4) формирование уважительного отношения к иному мнению
Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
5) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
Познавательные УУД:
1) осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире и людей.
2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи
3) установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство
Коммуникативные УУД:
1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме
2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач
3) формирования умения слушать и вступать в диалог.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация (содержание слайдов указано в ходе занятия)

Ход занятия

Учитель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришёл гость кот Леопольд. Кот Леопольд хочет рассказать вам о очень важном качестве любого воспитанного человека. Сравните две ситуации:
1) Денис сказал:
– Никита, дай карандаш, и побыстрее.
2) Саша попросил:
– Никита, дай мне, пожалуйста, карандаш, а то мой сломался.
Учитель: Скажите, чем отличаются эти просьбы? (первая невежливая, а вторая вежливая)
Как вы думаете, кому Никита даст карандаш? Почему? Поднимите руку, кто уже догадался, о чём вам расскажет кот Леопольд.
Учитель: Сегодня вы узнаете о вежливых словах и о том, как правильно высказать просьбу. Ребята, а что значит вежливый?

Вежливый - соблюдающий правила приличия, воспитанный

Учитель: А где должны соблюдаться привила приличия? (везде) Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. Раньше слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия и формы выражения доброго отношения к людям.
Учитель: Ребята, подумайте, как можно проявлять вежливость? (жесты, мимика, вежливые слова) Какие вежливые слова вы знаете? Чтобы лучше вспомнить вежливые слова, мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Кто знает ответ – поднимает руку.

Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…» (Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свиданья!)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…» (Извини!)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (Спасибо!)
Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…» (Браво!)
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…» (Будь здорова!)

Учитель: Молодцы! Ребята вежливые слова называют ещё волшебными. А почему их так называют? С помощью волшебных слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Вежливые слова оказывают «волшебное» действие на человека. Послушайте рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово», и приготовьтесь отвечать на вопросы.

Валентина Осеева "Волшебное слово"

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
– Подвиньтесь, – сказал ему Павлик и присел на край.

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы ее разжались, и, снимая руку со стола, она смущенно пробормотала:
– Ка-кую тебе?
– Мне синюю, – робко сказал Павлик.
Он взял краску, подержал ее в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
– Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.
Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
– Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! – приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.


Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал ее в обе щеки.
«Волшебник! Волшебник!» – повторял он про себя, вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
– Возьми меня, пожалуйста.
За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
– Возьми его, – вдруг сказала сестра. – Что тебе стоит!
– Ну, отчего же не взять? – улыбнулась бабушка. – Конечно, возьми.
– Пожалуйста, – повторил Павлик.
Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
– Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
«Помогло! Опять помогло!»
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.


Учитель: Почему Павлику хотел убежать из дома?
Чем он был расстроен?
Какое волшебное слово старик сказал Павлику?
Как нужно говорить волшебное слово? (глядя прямо в глаза, тихим голосом)
Как помогло Павлику волшебное слово?
Почему Павлик захотел вернуться к старику?
Учитель: Слово оказалось по-настоящему волшебным. Ребята, поднимите руку те, кому уже приходилось просить о чём-то. А что такое просьба?

Просьба – вежливое обращение к кому-либо, призывающее сделать что-либо.

Учитель: Ребята, как можно выразить просьбу? (жесты, мимика, слова) Сейчас двое из вас покажут сценку, а вам нужно будет её озвучить. (перед занятием учитель предупреждает двух ребят)
Сценка: Стоит стул, на котором сидит один из учеников. Один без слов просит другого уступить место.
Учитель: С помощью чего была выражена просьба? Как её выразить с помощью слов? Сейчас двое из вас покажут эту сценку, только со словами.
Учитель: А теперь ещё двое покажут и со словами, и с жестами.
Учитель: Ребята, кот Леопольд приготовил для вас «Словарики вежливых слов». (Приложение 1) Дежурные раздайте по одному словарику каждому. Прочитайте вежливые слова про себя. Чтение вслух слов первого столбика. Чтение вслух слов второго столбика.


Учитель: Какие слова вы раньше не употребляли в своей речи? Составим предложения-просьбы с этими словосочетаниями. Составим словосочетание с первым словом, вторым и т.д. с опорой на словарик вежливых слов.
Учитель: Ребята, как вы думаете, после этих слов хочется выполнить просьбу? Сейчас будем учиться грамотно выражать обращение с просьбой. А поможет нам в этом план.

План:
1. Обращение.
2. Просьба помочь.
3. Благодарность.

Учитель: В этой последовательности должны строиться обращение с просьбой. С чего начнем? Если это ваш ровесник, то обратимся к нему по имени. А если взрослый человек - по имени и отчеству. Дальше сама просьба. Что обязательно должно быть в просьбе? (волшебное слово) И когда нам ответят согласием, мы должны поблагодарить человека.
Учитель: Сейчас каждый выберет, к кому он обратится с просьбой, проговорит её про себя, а затем озвучит её. Кто будет готов – поднимет руку. У вас есть 1 минута.
Учитель: Молодцы. А теперь послушайте отрывок, и определите, из какой он сказки.

Тогда девочка сказала ему строго:
-Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.


Учитель: Из какой сказки этот отрывок? Это отрывок из сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». Определите, просьбу ли использовала Мальвина при беседе с Буратино. Так что же использовала Мальвина, обращаясь к Буратино? (приказ) Какие она использовала слова? Чем отличается приказ от просьбы?
На слайд выводятся различия просьбы и приказа


Учитель: Прочитайте, как строятся приказ и просьба про себя. В просьбе присутствуют волшебные слова, а в приказе? (Нет)
Просьбу произносят тихим голосом, глядя прямо в глаза, а приказ? (Строгой, повелительной интонацией.)
Просьба выполняется по желанию, а приказ? (Выполняется обязательно.)
Учитель: А теперь вернемся к отрывку из сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино». Как же надо было сказать Мальвине, чтобы Буратино захотел все выполнить? Исправьте слова Мальвины.
Учитель: Сейчас разыграем сценку. В сценке Мальвина будет использовать просьбу, а не приказ, а Буратино выполнит просьбу Мальвины.
Учитель: Увидеть разницу между просьбой и приказом поможет нам отрывок из мультфильма «Возвращение блудного попугая».
Учитель: Кто произносил приказ? А кто просьбу?
Учитель: Вежливость проявляется не только в словах, но и на деле. Послушайте несколько ситуаций, и определите, кто поступает вежливо, а кто нет.
Ситуация 1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?».
Вопросы: Ответит ли прохожий мальчику? Исправьте ситуацию так, чтобы в ней прозвучала вежливая просьба.
Ситуация 2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись.
Вопросы: Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому 11 лет?
Ситуация 3. Учительница задала вопрос классу. Аня знает ответ и, как и положено ученице подняла руку для ответа. А Стёпа выкрикнул ответ, не дав ответить другим ребятам.
Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Стёпе?
Ситуация 4. На перемене учительница разговаривала с учительницей из параллельного класса. А Оле срочно нужно было что-то спросить, и она перебила разговор.
Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Оле?
Ситуация 5. Петя пришёл на день рождения к Кате. Петя подготовил слова для поздравления, но Катя сразу же с порога выхватила из рук Пети подарок и начала снимать обёртку, ещё не пригласив гостя в дом.
Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Кате?
Учитель: Вот и подошло к концу наше занятие.
1. С чем сегодня познакомил вас кот Леопольд?
2. Как правильно составить просьбу?
3. Назовите вежливые слова.

Внеурочное занятие (ФГОС)

Тема: «Волшебные слова.»

Цели: 1. Обогащение словарного запаса.

2. Развитие речи, мышления, памяти, внимания, познавательной активности.

3. Воспитание вежливости.

Универсальные учебные действия: 1) формирование основ социально ценных личностных и нравственных качеств: уважение и вежливое отношение к окружающим;

2) формирование умения строить рассуждения в устной форме;

3) развитие этических чувств: стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

4) учебно-познавательный интерес к предмету.

Оборудование: плакат «Вежливые слова», пословицы «Как аукнется, так и откликнется», «Чего себе не хочешь, того и другому не делай», «Язык острее меча».

Место проведения: учебный кабинет.

Время проведения : 30 минут.

План-конспект занятия :

I . Оргмомент.

Посмотрите на доску, прочитайте пословицы, слова на плакате. Как вы думаете, о каких словах сегодня мы будем говорить?

II . Ход занятия.

1. Игры

«Доскажи словечко»

(Дети по ходу чтения текста вставляют хором «волшебные» слова)

Дядя Стёпа огорчён.

Рассказал он вот о чём:

Настя – славная девчонка.

Настя ходит в первый класс.

Но давно уже от Насти

Я не слышу слова… (Здравствуйте).

Встретил Витю я соседа.

Встреча грустною была:

Налетел он как торпеда,

Налетел из-за угла.

Но представьте!

Зря от Вити ждал я слова… (Извините).

А слово-то, какое – очень дорогое!

Он про внучку говорил:

Экая досада! Я портфель ей подарил,

Вижу – очень рада!

Но нельзя ж молчать как рыба.

Ну, сказала бы… (Спасибо).

Слово-то, какое – очень дорогое!

(Шкатова Л.А.)

«Вежливые ребята»

(По мере надобности в рассказ хором вставляются «волшебные слова»)

Однажды Витя поехал в автобусе в кинотеатр. Войдя в салон автобуса, мальчик сел на свободное место и с интересом стал рассматривать из окна улицы и витрины магазинов.

На остановке в автобус вошла старенькая бабушка. Петя встал и сказал ей …(Садитесь пожалуйста). Бабушка была очень вежливой и сказала ему… (Спасибо ).

Вдруг водитель резко нажал на тормоза, так как через дорогу бежала собака. Витя чуть не упал и сильно толкнул молодого человека. Парень уже хотел было рассердиться, но мальчик быстро сказал… (Извините, пожалуйста ). Молодой человек улыбнулся и сказал: «Ничего страшного. Бывает».

«Вежливое слово»

Расстаётся даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо).

Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо).

Когда нас бранят за шалости, говорим…(прости, пожалуйста).

И во Франции и в Дании на прощание говорят…(до свидания).

2. Беседа .

(Дети дают развёрнутые ответы)

Какие «волшебные» слова вы знаете? (Плакат «Вежливые слова»)

Как надо произносить «волшебные» слова? («Волшебные» слова надо произносить приветливо, глядя на того, к кому обращаешься).

Что никогда не делает вежливый человек? (Вежливый человек не бывает грубым, не высмеивает людей и не дразнит своих товарищей).

Почему так говорят: «Как аукнется, так и откликнется», «Чего себе не хочешь, того и другому не делай», «Язык острей меча»?

3. Ролевые игры.

(Дети показывают, как бы они поступили, в небольших сценках с участием одноклассников)

(В сценке участвуют два человека. Алёша забыл учебник по математике дома). Мальчик просит у Вики учебник на один урок: «Вика, дай, пожалуйста, учебник на один урок».

Вика: «Бери, не жалко».

Алёша: «Спасибо , ты меня выручила».

(В сценке участвуют до10 человек, изображая давку в автобусе)

Даниил «случайно» наступает на ногу Жене и говорит: «Извини меня, пожалуйста. Я случайно».

Женя улыбается, не сердится.

Класс. Звенит звонок. Дети сели на свои места, приготовились к уроку. Учитель у доски объясняет новое правило. Вдруг запыхавшись, в класс входит Саша и говорит: «Простите, пожалуйста , за опоздание, я проспал, потому что у меня сломался будильник»

Учитель: «Проходи на своё место и тихо готовься к уроку. Старайся не мешать одноклассникам»

4.Сценка «Волшебное слово»

(Сценку по одноимённому рассказу В.Осеевой готовят обучающиеся 5 класса)

Действующие лица: Павлик, старик, Лена, бабушка, брат.

(На скамейке сидит старик и зонтиком что-то чертит на песке. Рядом садится взлохмаченный, раскрасневшийся разъярённый мальчик).

Старик. Да ты только что кричал, плакал. Сердился.

Павлик. А Вам-то что? Я скоро совсем из дома убегу из-за одной Ленки. На одной краски не даёт, а у самой сколько! А бабушка меня из-за одной морковки из кухни прогнала тряпкой… Никто меня не любит и не жалеет…

Старик. Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово… Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.

Павлик. А какое слово?

Старик. (Наклонился к мальчику и что-то прошептал)

Не забудь, как нужно говорить волшебное слово…

Павлик (Подбегает к сестре)

Лена, дай мне, пожалуйста, одну краску…пожалуйста…

Лена (Удивлённо)

Тебе какую?

Павлик

Мне синюю. (Подержав краску в руке, отдаёт её сестре).

Пойду к бабушке. (Павлик подошёл к бабушке и обнял её)

Дай мне кусочек пирожка…пожалуйста…

Бабушка (Широко улыбнувшись)

Горяченького …горяченького захотел, голубчик мой!

Павлик (Подпрыгивая)

Волшебник! Волшебник!

Павлик (Обращаясь к старшему брату за столом)

Возьми меня покататься на лодке…пожалуйста…

Лена.

Возьми его. Чего тебе стоит.

Бабушка.

Конечно, возьми!

Старший брат.

Эх, ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!

Павлик (Выскакивая из-за стола)

Помогло! Опять помогло!

5. Итог занятия.

Какие вежливые слова мы сегодня вспомнили?

Как надо произносить эти слова?

Сценарий урока

Учитель начальных классов

Направление : внеурочная деятельность

Класс 4

Тема внеклассного мероприятия : «Формула здоровья»

Продолжительность занятия: 60 минут

Цель мероприятия :

формирование понятия “Здоровье”, поиск основных слагаемых формулы здоровья.

Задачи:

    Образовательные

    Дать определение понятию «Здоровье»

    Вывести формулу здоровья

    Развивающие

    Создать условия для развития внимания, логического мышления, наблюдательности; кругозора сообразительности, любознательности, коммуникативные умения

    Правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать

    Воспитательные:

    воспитывать стремление вести здоровый образ жизни, доброжелательность, умение работать в группе.

Задачи, планируемые на достижение метапредметных результатов:

    Регулятивные:

Обучающиеся научатся:

    Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу занятия;

    Выполнять учебные действия в устной речи.

    Познавательные

Обучающиеся научатся:

    Извлекать из исторического текста нужную информацию

    Формулировать объект практической работы

    Строить логическую цепь рассуждений

    Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Обучающиеся получат возможность научиться:

    Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

    Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

    Принимать участие в работе группами

    Формулировать и аргументировать своё мнение

Задачи, направленные на достижение личностных результатов;

Личностные:

У обучающихся будут сформированы:

    Осознание ответственности за общее дело.

    Адекватное понимание причин успеха, неуспеха в деятельности.

    Интерес к изучаемому материалу.

Оборудование

1.Презентация Power Point

Необходимое оборудование и материалы для занятия:

    Компьютер учителя

    Приложение 1 «Исторический текст»

    Лист ватмана и карточки с режимом дня

    Карточки с названиями продуктов питания

    Чипсы, вафли, газированная вода для исследования

    Приготовленные витаминные напитки

    Приложение 2 игра «Чепуха»

    Инвентарь для спортивной игры

    Для рефлексии круги красного, зелёного и синего цветов

    Видеофильм «Формула здоровья»

ХОД ЗАНЯТИЯ

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1 . Организационный момент. Создание эмоционального настроя

Сегодня на заседании круглого стола научной лаборатории школьного корабля «Юнга» собрались ученые-практики. Итак, вы настроились на работу? Поприветствуем друг друга улыбками.

Дети сидят вокруг стола

1 мин

2. Цель внеурочного занятия

Чтобы определить объект практической работы, вам предстоит восстановить пословицу и объяснить её смысл: Деньги потерял – ……. не потерял, время потерял – ……. потерял, здоровье потерял – ……потерял”.

Что же является самым важным в жизни человека?

(ЗДОРОВЬЕ) По вашему определению: «Здоровье – это что?»

Это слово, которое сегодня является объектом нашего практического исследования.

Посмотрите на цель и скажите, что будет самым главным на занятии?

Вывод : Правильно! Сегодня мы вспомним слагаемые здоровья и выведем формулу!

Дети работают сообща, восстанавливают пословицу и объясняют её смысл.

ЗДОРОВЬЕ

по-современному определению, – это состояние физического, психического, социального благополучия.

Дети отвечают:

ВЫВЕДЕНИЕ ФОРМУЛЫ ЗДОРОВЬЯ

7 мин

3. Выведение слагаемых здоровья

Начинаем работу.

В нашу научную лабораторию попал исторический текст 18 – 19 века. В этом тексте говорится об одном слагаемом формулы. Внимательно изучите этот текст и скажите, о каком слагаемом формулы здесь говорится?

(личная гигиена)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (ИСТОРИЧЕСКИЙ ТЕКСТ)

Дети читают текст, обсуждают и делают вывод:

« Личная гигиена - совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению человека »

5 мин

У меня в руках карточки с ещё одним слагаемым формулы. Рассмотрите карточки, разложите в нужном порядке, наклейте на лист ватмана и назовите ещё одно слагаемое формулы.

(режим дня)

КАРТОЧКИ С РЕЖИМОМ ДНЯ

Дети на листочках вклеивают режимные моменты в распорядок дняи делают вывод: «Это слагаемое здоровья – режим дня »

Режим дня – это правильное распределение времени на основные жизненные потребности человека.

7 мин

Сейчас учёная группа находится в кафе – лаборатории. Вам задание: «Приготовить бутерброд, используя данные продукты питания»

Обязательно нужно учесть пользу для здоровья, а не вред.

(здоровое питание)

КАРТОЧКИ СО ВСЕВОЗМОЖНЫМИ ПРОДУКТАМИ ПИТАНИЯ

Давайте исследуем некоторые продукты на наличие опасных добавок. У каждой ученой группы есть свой продукт для исследования. Найдите на упаковке состав и определите, есть ли в нем опасные добавки. Каждому ученому я предоставлю таблицы вредных пищевых добавок, сверяйте маркировки по ней.

Здоровое питание – это ещё и витамины.

В каком виде мы можем употреблять витамины?

(Ребята приготовили витаминные напитки, угостите всех)

Из предложенного списка продуктов дети выбирают только те продукты, которые полезны, а вредные оставляют, делают вывод о здоровом питании

Дети работают в группах, исследуя продукты на наличие вредных добавок: чипсы, сухарики, вафли.

Дети называют вредные добавки, входящие в состав предложенных продуктов.

10 мин

Ответы детей о витаминах

(таблетки, сироп – по назначению врача)

Ягоды, травы

(варенье, отвары, компоты, ягодные морсы)

Дети угощают всех витаминным напитком

Расшифруйте ещё одно слагаемое формулы здоровья. Соберите по порядку буквы и вы получите составляющую формулы (Х,М,Е,С)

(смехотерапия)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ИГРА «ЧЕПУХА»

Дети разгадывают слово и играют в игру «Чепуха»

При работе над проектом «Береги здоровье смолоду» у каждого из вас было задание: Взять интервью у родителей, учителей и спросить, «Что для них значит выражение «Здоровая семья»?

Отчитайтесь, пожалуйста, о результатах своей работы

(здоровая семья)

Ребята заранее берут интервью у родителей, учителей (вопрос о здоровой семье, что это значит?)

5 мин

Будем вместе мы играть Бегать, прыгать и скакать Чтобы было веселее начинай игру скорее.

Мы с вами на городскую программу «Азбука здоровья» готовили спортивную игру. Мне бы очень хотелось, чтобы мы её показали! Но, сначала определим последнее слагаемое формулы здоровья.

(спортивные игры)

Дети определяют последнее слагаемое формулы здоровья и затем показывают игру

(в хореографическом зале)

10 мин

4. Рефлексия

Вот и подошло к концу наше мероприятие.

Что было нашей целью?

Какие слагаемые здоровья мы с вами определили?

А какие выводы вы для себя сегодня сделали?

Надеюсь, в вашей жизни найдется место для всех компонентов здоровья.

А значит, на ваших лицах будет сиять счастливая улыбка здорового человека.

Вот вам добрый совет,
В котором спрятан секрет
Как здоровье сохранить:
Научитесь здоровье ценить!

Задумайтесь о своём отношении к своему здоровью. Давайте выразим в цвете, как вы теперь будете относиться к своему здоровью.

Красный – Я буду стараться придерживаться слагаемым формулы здоровья

Зелёный – Я не уверен в своём выборе.

Голубой – Я так же равнодушен к своему здоровью.

Дети отвечают:

«Определить слагаемые здоровья».

Ребята берут соответствующего цвета круг и прикрепляют на доску

5 мин

Итогом нашей совместной работы стал видеофильм «Формула здоровья», который я в заключении предлагаю посмотреть.

Совместный просмотр видеофильма

4 мин

План – конспект внеурочного занятия по ФГОС. Кружок « Следопыт»

Направленность: историко-краеведческий

Тема занятия: «Экскурсионный маршрут «Дорогой Великой победы».

Тип занятия: систематизация и применение знаний.

Образовательная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Развивающая цель: Формирование у детей образа экскурсовода. Развивать исследовательские навыки.

Воспитательная цель: воспитывать любовь к Родине, ее истории в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»
Формирование УУД:

Личностные действия: ценить и принимать базовые ценности « родина», «защитник Отечества». Уважение к своей родине, ее символам, гордость, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.

Познавательные действия: уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Основные понятия: «родина», «патриот», «Победа», «память».

Оборудование: интерактивный комплекс, музыкальная запись, стенд.

Этап занятия

Действия учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивационный этап (1-2 минуты)

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Настал новый день. Мы улыбнулись вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.

Учащиеся приветствуют друг друга и учителя.

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Этап актуализации знаний (5 - 6 мин)

Сегодняшнее занятие мы начнем с красивой песни. Внимательно послушайте и ответьте на вопрос « О чем мы сегодня будем говорить на занятии?»
(показ слайдов с изображением Мамаева кургана)
- Итак, о чем мы сегодня будем заниматься на занятии?
- Мы приглашаем вас на виртуальную экскурсию по музею-заповеднику «Сталинградская битва».
- Ребята, а вы знаете, что составляет этот музей-заповедник «Сталинградская битва»?
-

Учащиеся слушают песню.

Ответы детей:
О Мамаевом кургане
Ответы детей.

Составлять экскурсионный маршрут

  1. Музей-панорама «Сталинградская битва»
  2. Мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане
  3. Мемориально исторический музей

Личностные УУД: ценить и принимать базовые ценности « родина», «семья», «символ». Уважение к своей родине, ее символам, семье, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.
Регулятивные УУД:
определять цель учебной деятельности.
Познавательные УУД:
определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Этап открытий новых знаний.
(20 мин)

1. Проектная деятельность.

2. Постановка проблемы

3. работа в группах

В нашей школе мы уже создали один экскурсионный маршрут. Как называется наш путеводитель?

Перечислите все достопримечательности нашего поселка, по которым пролегает этот маршрут.

А какую экскурсию мы могли бы с вами еще создать.

Физминутка
Сегодня мы работаем в группах. Не забудьте о распределении обязанностей в группе и правилах поведения при работе в группе.
Мы сейчас займемся созданием проекта «_____». Он будет состоять из двух этапов. 1 этап – наброски проекта. 2 этап – коррекция и оформление. Перед вами лежит лист бумаги – плакат, который вы должны будете красиво и правильно оформить.
Попробуйте сформулировать проблему, которая возникла перед вами.

Какие памятники есть в нашем городе?

Как мы будем передвигаться?
Давайте попробуем выбрать те памятники, к которым мы смогли бы подъехать на автобусе.

Самостоятельно разрабатываем маршрут. Составляйте его на плакатах.

Историко-культурный путеводитель «Мой край родниковый»
Мемориальный комплекс, Хурул, родники, аршанский сад, сосновый бор

В преддверии праздника 70-летия Победы в Великой Отечественной войне экскурсия по памятникам

Группы:
Изображения:

Дети перечисляют памятники.

На автобусе
Дети называют эти памятники (памятник воинам 28 Армии, аллея героев, памятник Б.Б. Городовикову, бюст Т. Хахлыновой, Мемориальный комплекс «Никто не забыт, ничто не забыто»)

Личностные УУД:
Уважение к своей родине, радость и гордость от того, что мы родились и живем в п.Аршан.
Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом,слушать и понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное.
Познавательные УУД:
перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.
Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель учебной деятельности, план выполнения задания,
самоконтроль.

4. Работа с эталоном.
(5- 7 мин)

Ребята, я вижу, вы закончили 1 этап работы, и теперь я обращаю ваше внимание на стенд. Наступила минутка описания символов и их небольшая история, а вы, пользуясь моментом, по необходимости корректируете свою работу.

Дети слушают и смотрят.

Познавательные УУД:
систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.
Регулятивные УУД:
Самоконтроль и коррекция.

Рефлексия
(10 мин)

Покажите всем Ваш продукт деятельности – плакат с маршрутом.

Вспомните цель, поставленную в начале занятия. Ребята, как вы думаете, мы достигли результата на занятии? Почему так думаете?
Как бы вы оценили свою работу по шкале оценки.

В заключении подведем итоги:

  1. Что значит для вас «Родина»?
  2. Что значит быть «патриотом»?
  3. Какой вклад внесли наши предки в ПОБЕДУ над фашизмом?
  4. Что мы должны передать своим потомкам?

Дети представляют плакаты.

Дети выполняют задания.

Личностные УУД: Уважение к своей родине, ее символам, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.
Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль.
Познавательные УУД:
выполнять логические операции: сравнивать, синтезировать, классифицировать. Регулятивные УУД:
способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности,
самоконтроль, самооценка.

PS: В октябре 2015 года одна из членов историко-краеведческого кружка «Следопыт» Манджиева Алтана заняла I место в номинации «Школьные музеи» в XIV республиканской конференции туристско-краеведческого движения «Бичкн Т?рскм», посвященной 575-летию юбилея калмыцкого героического эпоса «Джангар» по теме «Дорогой Великой Победы!».

Использованные ресурсы

  1. Виртуальный тур: Музей-заповедник Сталинградская битва.// ФГБУК Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва».
  2. Карта города Элисты.

Приложение
Фотоматериалы с урока