В 2016 году в структуре подразделений, выполняющих особые задачи по охране порядка на территории Российской Федерации, произошли изменения. Указом Президента была организована Национальная гвардия в России. По поводу названия разразилась серьезная дискуссия. Ныне в документах оно остается тем же, что и было «Нацгвардия», а в медийном пространстве прижилось иное наименование новой структуры - Росгвардия. Кого возьмут туда на службу в 2019 году, на какую зарплату могут рассчитывать бойцы и офицеры? Об этом далее.

Что такое Национальная гвардия и для чего ее создали

В Указе Президента РФ № 157, датированном 05.04.2016, раскрываются цели и задачи новой структуры.

Росгвардия создана на основе ныне существующих подразделений. Конкретнее, в нее включают:

  1. Подразделения Министерства внутренних дел (МВД), которые занимаются:
    • раскрытием преступлений в сфере оборота оружия;
    • охранной деятельностью, в том числе частной;
    • специальной вневедомственной охраной.
  2. Подразделения быстрого реагирования, подконтрольные региональным органам МВД.
  3. Мобильные отряды МВД.
  4. Центр сил оперативного реагирования, в том числе авиационное подразделение.

Таким образом, данная структура строится на основе части подразделений МВД. Это делается для того, чтобы повысить мобильность и оперативную связку ранее разрозненных структурных элементов, выполняющих одни и те же задачи.

Скачать для просмотра и печати:

Важно: Росгвардия будет находиться в подчинении непосредственно у Президента РФ.

Какие задачи возложены на Нацгвардию


Политическое отступление: мир вошел в период так называемой турбулентности. Это означает, что вся обстановка меняется. А вместе с этим происходят глубокие перемены в методах взаимодействия стран и наднациональных структур. Такие метаморфозы приводят к тому, что в ближайшие десятилетия стране угрожают не большие войны, а:

  • проявления терроризма;
  • экстремистские атаки;
  • действие небольших групп по организации террористических актов на важных и опасных объектах.

Таким образом, необходимо заранее подумать, как организовать эффективную защиту населения от перечисленных бед. Борьбу с новыми угрозами решили поручить вновь созданной структуре Нацгвардии.

В ее обязанности внесены следующие пункты:

  1. Проведение антитеррористических мероприятий на всей территории страны.
  2. Организация охраны любых объектов, представляющих интерес для террористов, в том числе ядерных и особо важных.
  3. Выполнение действий совместно с иными службами, направленных на:
    • поддержание порядка (по всей стране);
    • охрану границ;
    • защиту целостности Российской Федерации.

Важно: основной идеей, заложенной в структуру, является руководство из единого центра, минуя региональные уровни. А это повышает в разы ее возможности, а также оперативность реагирования на противоправные проявления в любом уголке огромной страны.

Критерии отбора в состав Нацгвардии

В таком важном для безопасности России и ее населения воинском образовании должны нести службу только самые надежные люди. Заявлено, что отбор в состав Росгвардии будет очень тщательным. Так, преимущественно возьмут молодых людей:

  • имеющих стаж службы в подразделениях:
    • пограничной охраны;
    • вооруженных сил и других силовых структур;
  • являющихся гражданами РФ и проживающих в стране;
  • соответствующих критериям медицинского отбора;
  • не отпраздновавших 31-летие.

Внимание: для поступления на службу нужно будет сдать физическую подготовку. Проверяться будет:

  • умение подтягиваться на перекладине (не менее 30 раз);
  • скорость прохождения штурмовой полосы;
  • меткость стрельбы.

Особые полномочия гвардейцев


В связи с особой важностью выполняемых задач, солдатам и офицерам дают более широкие права:

  • им разрешается вести огонь, без предварительного оповещения;
  • проводить досмотр любого автотранспорта;
  • выяснять личность граждан, в том числе путем проверки документов;
  • в случае необходимости проводить мероприятия по задержанию подозрительных;
  • осуществлять полномочия в любом уголке страны.

Внимание: для бойцов Нацгвардии не будет преград, обусловленных региональной подчиненностью объектов или частным характером собственности на территории.

Запрет пока выявлен один:

Военнослужащим не позволено стрелять в детей и женщин, готовящихся стать матерями. Но он снимается в моменты особой угрозы. К примеру, когда в смертельной опасности находится большое количество людей.

Вознаграждение за службу


Пока органы Нацгвардии находятся в стадии формирования. Уже заявлено, что заработок бойцов и офицеров будет выше, чем в других силовых подразделениях. Называют такие цифры:

  • рядовым и сержантам станут платить от 19 до 90 тыс. руб.;
  • офицерам планируется начислять 45 - 120 тыс. руб.

Важно: такой разброс цифр вызван тем, что различные доплаты будут выделяться за особые условия и риски. Кроме того, в суммах учтены районные коэффициенты и другие льготные доплаты военнослужащим.

Что нового
В Госдуму поступил пакет законопроектов, направленных на создание и обеспечение деятельности Национальной гвардии России, внесенный Президентом.
Комитет по безопасности и противодействию коррупции начал работу над законопроектом № 1037356-6 « О войсках национальной гвардии Российской Федерации».
Законопроектом предусматривается определить задачи войск национальной гвардии России, их состав, принципы деятельности и полномочия, урегулировать вопросы, связанные с руководством и управлением ими, комплектованием личным составом, обеспечением социальной защиты военнослужащих войск национальной гвардии, а также с финансовым и материально-техническим обеспечением войск национальной гвардии.
Законопроектом устанавливается, что войска национальной гвардии состоят из органов управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций. Руководство войсками национальной гвардии осуществляет Президент Российской Федерации. Управление войсками национальной гвардии осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере деятельности войск национальной гвардии, являющийся командующим войсками национальной гвардии. Комплектование войск национальной гвардии осуществляется военнослужащими, проходящими военную службу по контракту и по призыву, а также гражданским персоналом.
В случае принятия реализация закона потребует изменения и признания утратившими силу ряда актов федерального законодательства и их отдельных положений, что планируется сделать отдельными законопроектами.
Комитету Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции поручена работа над законопроектом № 1037366-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признание утратившим силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии РФ», предусматривающий внесение обеспечивающих реализацию возложенных на войска национальной гвардии России изменений в законы:
1. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»
2. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»
3. «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»
4. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»
5. «О Государственной границе Российской Федерации»
6. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»
7. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»
8. «О государственной охране»
9. «Об обороне»
10. «Об оружии»
11. «О судебных приставах»
12. «О наркотических средствах и психотропных веществах»
13. «О воинской обязанности и военной службе»
14. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
15. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации «О государственной службе российского казачества»
16. «О противодействии терроризму»
17. «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в сфере использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
18. «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»
19. «О полиции»
20. «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
21. «Об образовании в Российской Федерации»
22. «О порядке отбывания административного ареста»
23. Гражданский кодекс Российской Федерации
24. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Этим же законопроектом предложено распространить на лиц, имеющих специальные звания и проходящих службу в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии России, в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, положения законов «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», наделяя соответствующими полномочиями уполномоченные органы государственной власти и их руководителей.
Кроме того, в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам поступили законопроекты № 1037369-6 «О внесении изменений в статью 21 Бюджетного кодекса РФ», предусматривающий отнесение расходов на обеспечение деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации как правопреемника внутренних войск Министерства внутренних дел к единым разделам и подразделам классификации расходов бюджетов бюджетной системы России и № 1037372-6 «О внесение изменений в статью 333-38 части второй Налогового кодекса РФ» в соответствии с которым предусматривается освободить военнослужащих вновь созданной Федеральной службы войск национальной гвардии России как правопреемника внутренних войск Министерства внутренних дел России Федерации от уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий.

Задерживать нарушителей и применять силу, если того требует ситуация. Новый законопроект, поступивший в Госдуму, определяет обязанности новой структуры, которая появилась в системе МВД. При этом никаких дополнительных расходов на нее не потребуется, уточняют депутаты. По разным оценкам, численность Национальной гвардии может составить от 350 до 400 тысяч бойцов. Там будут служить как призывники, так и контрактники. О задачах нацгвардейцев - материал специального корреспондента Николая Осипова.

Охрана общественного порядка, обеспечение госбезопасности и режима чрезвычайного положения - это лишь краткий список задач Национальной гвардии, из которого следует, что структура будет привлекаться к непосредственной работе, можно сказать, в исключительных случаях, когда обычных сил полиции недостаточно. Ранее, например, МВД подключало для этого внутренние войска - чтобы выставлять оцепление во время массовых мероприятий, помогать в поиске преступников при прочесывании территории, охранять важные объекты при возникновении угроз.

Национальная гвардия во многом принимает теперь на себя эти функции. Сотрудники подразделения смогут оцеплять участки местности, говорится в законопроекте, в том числе при пресечении массовых беспорядков, смогут применять спецсредства, такие как водометы и бронемашины, смогут блокировать движение транспорта и пешеходов, если того требует ситуация. В экстренных случаях служащие Нацгвардии смогут использовать автомобили граждан или организаций для выполнения поставленных задач. И даже стрелять на поражение в преступника, если есть прямая угроза жизни людей и промедление грозит большими жертвами.

Задержание подозреваемых и досмотр транспорта - тоже входят в полномочия нацгвардейцев. Правда, задерживать можно не более чем на 3 часа. И точно так же, как и обычные полицейские, они обязаны разъяснять гражданам причины задержания. В чрезвычайных ситуациях для спасения жизни людей нацгвардейцы могут проникать в запертые помещения, взламывая их.

Во многом обязанности сотрудников новой структуры схожи с обязанности рядовых полицейских. Но Нацгвардия предполагает ее активное применение во время полицейских спецопераций, когда обычных сил МВД не хватает. Гвардейцы обеспечат силовую поддержку, прикрытие и защиту граждан, которые оказались в опасной зоне. Впрочем, отличие от тех же внутренних войск будет в том, что контрольные полномочия у Нацгвардии будут несколько шире, поясняет член Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов:

"Национальной гвардии будут переданы два огромных блока. А именно - лицензионно-разрешительная работа, то есть всё, что связано с оружием на руках у граждан, спортивным оружием и так далее, и регулирование частной охранной деятельности. Поэтому мы прекрасно понимаем, что те же задачи по охране государственных объектов, грузов, которые не всегда ассоциировали с внутренними войсками, а, скорее, это были вопросы вневедомственной охраны, то сейчас они будут сосредоточены в одних руках. Я думаю, ключевое отличие от внутренних войск заключается именно в этом: если внутренние войска задействовали в каких-то частных контртеррористических операциях, для обеспечения конституционного порядка, то, судя по законопроекту о Нацгвардии, здесь мы получим концентрат всех сил специального назначения, подразделений ОМОНа, и это позволит более адресно выделять силы и средства для поддержания правопорядка в стране".

На службу планируют набирать не только по контракту, но и по призыву. Правда, места дислокации подразделений Нацгвардии, а также данные личного состава засекречены, разглашать их запрещено. Известно только, что примерная численность структуры может составить от 350 до 400 тысяч бойцов.

Национальная гвардия России, созданная в апреле 2016 года по инициативе президента Владимира Владимировича Путина, уже сейчас стала для страны революционным шагом в контексте ее развития. Федеральная служба войск нацгвардии РФ также сокращенно именуется Росгвардией. Эта недавно созданная и абсолютно новая служба, которой не было аналогов в России до сегодняшнего дня, является федеральным органом исполнительной власти.

В день объявления о создании Росгвардии - 5 апреля - данная новость стала одной из самых обсуждаемых в Сети. Большинство пользователей Интернета, включая не только жителей РФ, а и соседних стран, в тот же день узнали, что новая служба была создана на базе МВД, а ее руководителем стал Виктор Золотов. Сегодня, по истечении месяца с того момента, стали известны практически все подробности касательно назначения войск нацгвардии и ее основных задач, состава, необходимости и т. д. Ниже мы рассмотрим детально каждый из этих моментов.

Задачи

Нацгвардия России, начиная с 2016 года, будет выполнять огромное количество работы. Широкий спектр задач, которым наградил абсолютно новый орган Владимир Путин, в первую очередь сводится к тому, чтобы обеспечить безопасность граждан страны в мирное время.

Самая главная задача Росгвардии - обеспечение безопасности России, борьба с терроризмом и экстремизмом еще на этапе зарождения. Таким образом, президент считает, что нацгвардия сможет бороться со всеми видами преступлений и не допускать их возникновение.

Следующей задачей федерального органа исполнительной власти РФ является разработка госполитики вместе с ее последующей реализацией. Регулирование государственной политики России подразумевает не только план по созданию и руководству войсками национальной гвардии, а также по обороту оружия на территории страны и за ее пределами (если это касается ее и угрожает нарушению ее суверенитета), по контролю за созданием ЧОП (частных охранных предприятий) и их деятельностью, по контролю за вневедомственной охраной (ОВО).

В задачи Национальной гвардии РФ с 2016 года будет входить обеспечение общественного порядка и охрана стратегических гособъектов. Общественный порядок войска нацгвардии должны будут обеспечивать всегда и там, где это необходимо в первую очередь (к примеру, во время проходящей акции протеста). Охрана государственного объекта войсками национальной гвардии и грузов, расположенных на его территории, заранее обсуждается правительственными органами, после чего происходит процедура утверждения.

Состав

Национальная гвардия России создана на базе МВД. Внутренние войска МВД России существовали с 1992 года. С 2016 года на смену им пришла Росгвардия. Указом президента Путина от 5 апреля настоящего года руководителем Нацгвардии назначен Президент РФ, а пост директора федерального органа исполнительной власти на данный момент времени занимает генерал армии Виктор Золотов. Звание генерала Золотов получил годом ранее по указу Президента.

Виктор Золотов в прошлом был начальником личной охраны Владимира Путина, с которым они познакомились еще на службе в КГБ. Таким образом 13 лет, с 2000 до 2013 года, Золотов был начальником службы охраны Президента.

Помимо МВД, войска которого вошли в Нацгвардию в 2016 году, в нее входят следующие подразделения: СОБР и ОМОН. Численность двух последних подразделений равна 5200 и 40 000 человек соответственно. 350 000 человек - численность подразделения МВД, в задачи которого входит контроль по обороту оружия, охранной деятельности и ОВО. Еще 1200 человек из так называемого Кадыровского спецподразделения также входит в состав Росгвардии. В общей сумме, включая еще и силы оперативного реагирования, и авиационные подразделения, и ФГУП «Охрана», численность Национальной гвардии составляет около 450 000 человек.

Чуть больше 1 млн человек - это бывшие сотрудники МВД. Львиную долю из них (более 975 тыс.) представляют сотрудники ОВД. Порядка 60 с лишним тысяч человек вместе (примерно по 30 000 от каждого) из ФСКН и ФМС сейчас перешли под контроль Росгвардии. Как видно, общая численность Национальной гвардии Российской Федерации на 2016 год составляет около 1,5 млн человек.

Бюджет

Для Национальной гвардии России, как утверждают эксперты, уже в конце 2016 года представят совершенно новую форму. Вместе с этим, к 1 января 2017 года, исходя из указа президента Путина, будут разработаны новые образцы служебных удостоверений. Также Росгвардия с начала будущего года сможет похвастаться собственными бланками, печатями и штампами.

Все те же эксперты настаивают на том, что для разработки формы, удостоверений и печатей, их внедрения и обеспечения ими каждого сотрудника потребуется выделить из федерального бюджета порядка 2,5 млрд рублей. Они не верят в то, что, как указано в дополнении к принятому законопроекту о создании Росгвардии, на содержание федерального органа исполнительной власти не потребуется прибегать к помощи в виде выделения дополнительных средств из бюджета. Эксперты приводят в пример недавнее переименование милиции в полиции, обошедшееся государству в чуть более чем 1 млрд рублей.

Необходимость

Замена сотрудников внутренних войск МВД на нацгвардейцев призвана не просто сменить название и таким образом повысить имидж последних. Как утверждают эксперты и близкие к Росгвардии люди, такой шаг поможет оптимизировать существующий штат. Из этого следует, что в ближайшем будущем, вплоть до 1 января 2017 года, будут предприняты попытки по сокращению настоящего штата сотрудников, подчиняющихся приказам руководителей того или иного органа.

Можно даже предположить, что после будущих сокращений численность нацгвардейцев сократится с 1,5 млн человек до 1 млн. Как и в случае с заменой милиции на полицию, все шаги будут предприняты в неспешном порядке в течение определенного промежутка времени, заранее принятого и указанного Президентом.

Зарплата

Пока что остается открытым вопрос об оплате труда бойцов Национальной гвардии РФ в 2016-2017 гг. Зарплата в Нацгвардии России в 2016 году, как утверждают эксперты, останется на прежнем уровне. Для отдельно взятого сотрудника того или иного органа, она разная, поэтому нет смысла говорить о каком-либо фиксированном ее значении.

Вполне возможно, что с 1 января 2017 года, когда вступят в силу все предложенные на данный момент времени реформы, в частности, когда будет оптимизирован штат нацгвардейцев, заработная плата сотрудников Росгвардии сможет быть увеличена согласно принятому постановлению Президента. Эксперты говорят, что это может быть повышение на уровне 10-25% от сегодняшних показателей.

Что общего между Нацгвардией и ФСБ?

Глава ФСБ, как известно, подчиняется только президенту РФ. В то же время назначить руководителя Федеральной службы безопасности вправе только президент Российской Федерации. Именно по такому принципу будет организована деятельность Национальной гвардии России.

Владимир Владимирович Путин, как президент России, в настоящий момент в состоянии назначить руководителя Нацгвардии, который будет напрямую подчиняться его приказам. Виктор Золотов, генерал армии и директор Росгвардии, контролирует работу Нацгвардии и управляет своими подчиненными, но при этом не может предпринимать тех решений, которые невозможны без соответствующего подтверждения Президента РФ.

3 июля 2016 года вступил в силу закон о войсках национальной гвардии. Инициатива принятия закона исходила от Президента РФ. Нацгвардия пришла на смену внутренним войскам, входившим в систему МВД, а также забрала некоторые полномочия у полиции. Для чего Президенту понадобилась новая структура?

ЗАДАЧИ И ПОЛНОМОЧИЯ НАЦГВАРДИИ



Логическая структура определения задач, полномочий войск национальной гвардии отличается от структуры основных направлений деятельности, обязанностей и прав полиции. Это затрудняет сопоставительный анализ законов « О войсках национальной гвардии РФ » и « О полиции ». Также это вызывает вопросы с точки зрения законодательной техники: законы, принятые с интервалом в пять лет, не единообразно используют терминологию.

Статья 2 закона о нацгвардии называет восемь основных задач войск нацгвардии. Практически все они перешли из аналогичной статьи 2 закона о внутренних войсках, утратившего силу с принятием закона о нацгвардии. Две задачи перешли от полиции (контроль оборота оружия, контроль частной охранной деятельности). Во многом задачи нацгвардии пересекаются с задачами полиции: участие в охране общественного порядка, участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом, участие в обеспечении специальных режимов, оказание содействия погранслужбе.

Полиция по закону не участвует в «территориальной обороне », в отличие от внутренних войск и нацгвардии. Однако в законе о полиции есть норма о задействовании сил полиции при отражении вооруженных вторжений на территорию России, а также норма, согласно которой по решению Президента РФ сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности (миротворческие операции). Если по закону об обороне Вооруженные Силы РФ создаются в целях обороны, то нацгвардия лишь привлекается к обороне.

Вместо конструкции прав и обязанностей, которая используется в законе о полиции, закон о нацгвардии применяет понятие полномочий. В законе дается классификация полномочий нацгвардии (статья 8): общие; специальные; полномочия, связанные с обеспечением специальных режимов; иные полномочия.

Сопоставление общих полномочий нацгвардии (статья 9) с полномочиями внутренних войск и полиции позволяет сделать вывод о том, что во многом эти полномочия пересекаются. Есть и особенные полномочия нацгвардии, которые возникли в связи с передачей ей полномочий полиции в части деятельности, касающейся оружия (включая выдачу лицензий на оружие), а также лицензирования частных охранников.

Прочитать перечень общих полномочий может каждый, поэтому остановимся лишь на некоторых деталях. Одним из отличий нацгвардии от внутренних войск, которым она пришла на смену, является возможность привлечения войск нацгвардии для пресечения несанкционированных массовых мероприятий, даже если они не перерастают в массовые беспорядки . В законе о внутренних войсках (статья 18) был прямой запрет привлекать соединения и воинские части оперативного назначения и специальные моторизованные соединения и воинские части для пресечения несанкционированных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования ненасильственного характера. Для нацгвардии такого запрета нет.

Интересно сравнение формулировок законов в части использования войск и полиции для спасения людей. В законе о полиции (статья 12) принятие при чрезвычайных ситуациях неотложных мер по спасению граждан названо обязанностью полиции. В статье 15 закона о нацгвардии неотложные меры по спасению людей названы лишь правом нацгвардии. Как это понимать? Хотим – спасаем, не хотим – не спасаем? Кто это будет решать? В законе о внутренних войсках участие совместно с органами внутренних дел в принятии неотложных мер по спасению людей было названо среди задач войск (статья 18).

Статья 22 закона о нацгвардии называет случаи применения боевой и специальной техники, в том числе для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях. При этом в статье 22 даже нет оговорки, как в части 5 статьи 21 про использование оружия: «военнослужащий войск национальной гвардии не имеет права применять оружие при значительном скоплении людей, если в результате его применения могут пострадать случайные лица ». Это значит, что боевую технику можно применять для спасения граждан, даже если при этом могут пострадать случайные лица.

Наличие описанных формулировок и внутренних противоречий позволяет сделать вывод, что в целом спасение людей (в условиях чрезвычайных ситуаций и массовых беспорядков) не является какой-то значимой целью для нацгвардии . Это косвенно подтверждается и перечнем случаев использования техники (в статье 22): спасение людей указано на последнем месте после освобождения заложников, освобождения захваченных объектов, охраняемых гвардией, защиты органов госвласти и др. Понятно, что спасение людей – прерогатива МЧС, однако по Конституции РФ человек высшая ценность для всех, логично было бы расставить соответствующие приоритеты в законе о нацгвардии в соответствии с Конституцией.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ НАЦГВАРДИИ



Специальные полномочия нацгвардии перечислены в статье 8 закона, это меры принуждения: задержание; вскрытие транспортного средства; вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории (акватории); оцепление (блокирование) участков местности (акваторий), жилых и иных помещений, строений и других объектов; формирование и ведение банков данных о гражданах.

Для каждого специального полномочия есть отдельная статья с правилами его применения. Аналогичные положения имеются в законе о полиции, однако там отсутствует отдельная статья о вскрытии транспортного средства.

Задержание . Военнослужащий нацгвардии имеет право задерживать граждан в определенных случаях. Перечень этих случаев меньше, чем для полиции. Правила задержания для полиции расписаны подробнее, чем в законе о нацгвардии. Есть и любопытные нюансы. Например, в законе о нацгвардии сказано, что «в каждом случае задержания военнослужащий войск национальной гвардии обязан разъяснить задержанному лицу основания задержания». Для полицейского правил гораздо больше: он должен представиться и разъяснить гражданину его права.

Вскрытие транспортного средства . В отличие от задержания перед вскрытием сотрудник нацгвардии обязан представиться и предъявить удостоверение, объяснить причину и основания вскрытия и разъяснить права граждан. В законе есть оговорка – «за исключением случаев, когда это не представляется возможным». Логично предположить, что если дело доходит до вскрытия транспортного средства (помимо воли находящихся там граждан), то все предварительные реверансы с правами будут «не представляться возможными». Если граждане внутри отсутствуют или убиты/ранены/без сознания, то предъявлять удостоверение гвардейцам тоже нет смысла.

Вскрывать машину можно и без присутствия собственника, но его надо будет поставить в известность о вскрытии в течение суток. Основания для вскрытия, которые есть в законе, по большому счету позволяют вскрыть и осмотреть любую машину. Например, в статье 11 закона указано такое основание: «если имеются основания полагать, что в транспортном средстве находятся без специального разрешения предметы или вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособны е». Откуда должны появиться «основания полагать », какие это должны быть основания, закон не говорит.

Проникновение в помещения и на территории . Правила проникновения в помещения для полицейских и гвардейцев в целом сопоставимы. Для полиции есть оговорка об особом порядке проникновения в жилые помещения (подразумевается также необходимость судебного санкционирования проникновения в жилище), а для нацгвардии есть общая оговорка о том, что проникновение допускается в случаях, предусмотренных законодательством, особый порядок не упоминается.

Оцепление местности . Правила оцепления практически идентичны для полиции и нацгвардии, за исключением того, что в законе о нацгвардии специально прописано оцепление акваторий.

Формирование и ведение банков данных о гражданах . Если перечень лиц, в отношении которых банки данных ведутся полицией, насчитывают более 40 позиций, то нацгвардия учитывает всего две категории данных – о частных охранниках и о владельцах оружия. Полномочия нацгвардии при обеспечении специальных режимов (в том числе режима КТО, статья 15) в целом идентичны полномочиям полиции. Для внутренних войск также прописывались возможности участия в обеспечении режима КТО и других режимов, однако полномочия были рассредоточены по всему закону о внутренних войсках.

ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ И СПЕЦСРЕДСТВ



В главе 3 закона о нацгвардии подробно расписывается, когда и как можно использовать физическую силу, специальные средства, оружие, боевую и специальную технику. В законе о полиции есть аналогичная глава 5, однако там речь идет об использовании огнестрельного оружия, а не «оружия, боевой и специальной техники ». Боевую технику также можно использовать войскам ФСБ. В части использования физической силы и спецсредств правила для полиции и для нацгвардии идентичны. Перечень спецсредств различается в одном пункте: нацгвардия в отличие от полиции может использовать ударно-шоковые средства.

Случаи использования оружия нацгвардией и полицией совпадают. Но и тут есть нюансы: одним из случаев использования оружия нацгвардией является «защита граждан, военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления» . В отличие от закона о полиции тут нет оговорки о том, что защита производится «от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья».

Отсутствие массовых беспорядков в перечне случаев использования оружия не должно сбивать с толку: такое основание есть среди случаев для применения боевой техники. А согласно части 2 статьи 21 закона о нацгвардии военнослужащий войск национальной гвардии имеет право применять оружие во всех случаях, когда законом разрешено применение боевой и специальной техники.

При этом закон содержит двойную оговорку о том, что сотрудник нацгвардии не имеет права применять оружие при значительном скоплении людей, если в результате его применения могут пострадать случайные лица. Вторая часть оговорки звучит так: «за исключением случаев применения оружия в целях предотвращения (пресечения) террористического акта, освобождения заложников, отражения группового или вооруженного нападения на важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, охраняемые войсками национальной гвардии, и на собственные объекты войск национальной гвардии ». Аналогичные права и оговорки действуют в отношении сотрудников ФСБ.

Перечень случаев применения боевой и специальной техники в целом сопоставим со случаями использования оружия. Но в нем есть и несколько новых пунктов: пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований; подавление сопротивления вооруженных лиц, отказывающихся выполнить законные требования военнослужащего войск национальной гвардии о прекращении противоправных действий; спасение жизни граждан и (или) их имущества, обеспечение безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях.

Пожалуй, тут заключается одно из отличий полномочий нацгварди от полиции: во время массовых беспорядков можно использовать боевую технику . В законодательстве нет четкого понятия массовых беспорядков. В этом вопросе следует ориентироваться на статью 212 Уголовного кодекса РФ, согласно которой массовые беспорядки уголовно наказуемы, если они сопровождаются насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением оружия, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих либо иных веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти.

Другим важным отличием полномочий нацгвардии является сокращенный перечень ограничений на использование спецсредств. Например, полиции запрещается использовать спецсредства при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций. Для нацгвардии такого запрета нет. Полиции запрещено наносить человеку удары палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца. Нацгвардии это не запрещено . Специальные средства нацгвардии можно использовать для пресечения административных правонарушений, а незаконный митинг как раз является таковым (статья 20.2 КоАП РФ).

УПРАВЛЕНИЕ НАЦГВАРДИЕЙ



Статья 6 закона о нацгвардии гласит, что руководство войсками национальной гвардии осуществляет Президент РФ. Такое руководство включает в себя: определение задач нацгвардии, утверждение структуры и состава войск нацгвардии, утверждение штатной численности нацгвардии, назначение на должность главнокомандующего войсками нацгвардии и другие полномочия. Аналогичные полномочия были у Президента РФ в отношении внутренних войск, однако есть и различия.

В частности, главнокомандующего внутренними войсками Президент РФ назначал на должность только по представлению министра внутренних дел РФ. Теперь такого представления не требуется. Это также означает возможность смены главкома нацгвардии в любой момент по желанию Президента.

Управление нацгвардией отличается от управления полицией. Полиция входит в систему МВД, руководит полицией министр внутренних дел и руководители территориальных органов МВД, а также руководители подразделений полиции. Президент РФ определяет состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции. Прямого руководства полицией Президент РФ не осуществляет.

Схема управления нацгвардией сопоставима с подчиненностью ФСБ. Руководство деятельностью ФСБ также осуществляет Президент РФ, он назначает директора службы. Президент устанавливает численность сотрудников ФСБ. Президент РФ может принимать решение об использовании подразделений специального назначения органов ФСБ против находящихся за пределами России террористов и (или) их баз для устранения угрозы безопасности России.

ВЫВОДЫ :

1. Национальная гвардия получает более широкие полномочия и возможности, чем полиция и внутренние войска. Однако эти более широкие возможности кроются в ряде деталей закона, а не в перечнях полномочий, которые можно считать во многом схожими.

2. В отличие от полиции нацгвардия может использовать спецсредства при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций. Нацгвардии в отличие от полиции не запрещается бить человека «палкой специальной» по любым частям тела.

3. В отличие от внутренних войск национальную гвардию можно использовать для пресечения несанкционированных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования ненасильственного характера.

4. От полиции и внутренних войск нацгвардию отличает и прямое руководство Президента РФ. Президент РФ единолично назначает и увольняет главнокомандующего нацгвардией. Такая схема подчинения роднит нацгвардию с ФСБ. Таким образом, нацгвардия усиливает личную власть Президента РФ.

5. Пояснительная записка к законопроекту о нацгвардии не объясняла, почему понадобилось создавать новую силовую структуру, подконтрольную лично Президенту РФ, почему, например, вместо этого нельзя было полностью переформатировать внутренние войска, выведя их из-под МВД. Вероятно, нацгвардия должна получить какие-то новые принципиальные установки и руководства к действию. Ясно одно: нацгвардия «заточена» на охрану общественного порядка (видимо, в части противодействия массовым беспорядкам), охрану спецобъектов (их перечень разрабатывает Правительство РФ), борьбу с терроризмом и экстремизмом.

Фото с официального сайта национальной гвардии Российской Федерации/ Квалификационные испытания на право ношения крапового берета,Смоленская область; special-ops.org; govermentpolit.ru.