Доброе утро, солнцу и птицам,

    Доброе утро, улыбчивым лицам,

    Задам я вам вопросы,

    Дать на них ответ не просто!

    Слушайте внимательно:

    Звонкая погода,

    Снега кутерьма

    Это время года

    Мы зовем … (зима).

    А мы мороза боимся?

Я мороза не боюсь (шагаем)

Подойдет, ко мне мороз

Посмотрите на снежинку.

На снежинке рисунок - узор. Значит, она какая? (узорчатая)

Игра «Снежинки»

Тихо падает снежок.

Белые пушинки.

И под елку улеглись (присели)

Каждый пальчик мы возьмем,

А теперь мы пойдем гулять:

Раз, 2,3,4,5

Мы во двор пошли гулять

Бабу снежную лепили

Птичек крошками кормили

А еще в снегу валялись.

Просмотр содержимого документа
«НОД по развитию речи «Волшебница зима»»

НОД по развитию речи «Волшебница зима»

2 младшая группа

Борзилова Наталья Викторовна

Воспитатель МДОУ «Детский сад №3»

Цель: формировать экологическую культуру у детей, прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.

Программные задачи :

    Образовательная:

Поддерживать интерес к явлениям неживой природы.

Закреплять полученные знания в играх и рисовании.

Обогащать словарь детей образными словами (снежинка, красивая, белая, узорчатая, круглая).

Вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

2. Развивающая:
- Развивать память, логическое мышление, внимание, творческое воображение, мелкую моторику.

3. Воспитательная:

Воспитывать умение заниматься в коллективе, уважение друг к другу, взаимопомощь.

4. Материалы и оборудование:
Поднос со снежинками, тарелочки с рисом, сундучок.

Ход

Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся друг с другом, громко скажем: «Доброе утро!»

Доброе утро, солнцу и птицам,

Доброе утро, улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера!

Задам я вам вопросы,

Дать на них ответ не просто!

Слушайте внимательно:

Звонкая погода,

Снега кутерьма

Это время года

Мы зовем … (зима).

Зимой холодно? Сильный мороз?

А мы мороза боимся?

Игра

Я мороза не боюсь (шагаем)

С ним я крепко подружусь (хлопаем в ладоши)

Подойдет, ко мне мороз

Тронет руку, тронет нос (показали руку, нос)

Значит надо не зевать (хлопаем в ладоши)

Прыгать, прыгать и шагать (прыгаем и шагаем)

Ой, что это такое? Посмотрите какой сугроб намела Волшебница зима! А как он получился? Отгадайте загадку:

Покружилась звездочка в воздухе немножко

Села и растаяла на моей ладошке (снежинка)

Много снежинок собралось и получился большой сугроб.

Садитесь на стулья, а я каждому положу на ладошку волшебную ладошку.

Давайте рассмотрим наши снежинки

Посмотрите на снежинку.

Какая снежинка по цвету? (белая)

Какая снежинка по форме? (круглая)

На снежинке рисунок – узор. Значит, она какая? (узорчатая)

Какая она: тяжелая или легкая? (легкая)

Саша, тебе нравится снежинка? Значит она какая? (красивая)

А как вы думаете, что снежинки умеют делать? (летать, кружиться, падать, таять)

Давайте возьмем свои снежинки и поиграем с ними.

Игра «Снежинки»

На поляну на лужок (руки вверх, вниз)

Тихо падает снежок.

Кружатся снежинки (покружиться)

Белые пушинки.

Полетели, понеслись (бег по кругу)

И под елку улеглись (присели)

Ребята, а если много-много снежинок упадет на землю, то что получится? (сугроб)

Давайте из снежинок наших сделаем большой сугроб.

Красивые снежинки сделала Волшебница зима.

А теперь мы придумаем узор для своей снежинки сами и подарим Волшебнице зиме. Сядем за стол и нарисуем пальчиком снежинку (рисование по рису)

Пальчиковая гимнастика:

Руки в кулачок сожмем и немножко подождем.

На ладошки мы подуем, все снежинки мы с них сдуем.

Каждый пальчик мы возьмем,

Сильно на него нажмем. (два раза)

А теперь мы пойдем гулять:

Раз, 2,3,4,5

Мы во двор пошли гулять

Бабу снежную лепили

Птичек крошками кормили

А еще в снегу валялись.

Понравилась вам Волшебница зима? И ей понравилось с вами играть. А за это она вам приготовила сюрприз.

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Зима»

Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах. Формировать понятия
Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать однокоренные слова.
Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных, совершенствовать навыки слогового анализа слов.
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.
Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением зимы, зимних месяцев, спортивного инвентаря, мяч; стаканчики с крошками пенопласта и соломинки для коктейля, тетради, цветные карандаши, пробки от пластиковых бутылок по две штуки на каждого ребенка.
1. Организационный момент
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] встречает детей и предлагает каждому взять по одной предметной картинке.
- Рассмотрите картинки и назовите.
(Снежинка, снеговик, Снегурочка, снежок)
2. Введение в тему
- Правильно. Садитесь и подумайте, от какого слова образованы слова снежок, снежинка, снеговик, Снегурочка.
- Подумайте и назовите еще несколько слов, которые образованы от слова снег.
Логопед убирает предметные картинки и, если детям трудно выполнить задание, оказывает им помощь.
- Как называются цветы, первыми появляются из-под снега?
- Какую бабу слепили из снега?
- Когда идет сильный снег, он падает, как мы это называем?
- Какое время года наступило?
- Кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии?
3. Рассматривание картины «В зимнем парке»
Логопед помещает на наборное полотно картину.
- Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?
- Верно. Расскажите о земле. Как она выглядит?
- Что вы можете сказать о снеге, лежащем на земле? Какой он? Начните ответ со словаснег.
- Опишите небо. Какое оно?
- Деревья какие?
- что еще есть на картине?
- Что делают дети?
- Как они одеты? Почему?
- Как вы думаете, детям нравится гулять в зимнем парке?
Логопед просит детей отвечать на вопросы полными предложениями.
- Вы хорошо все рассказали. Я приготовила для вас следующее задание.
4. Упражнение «Снеговик» (составление предложений)
Логопед убирает картину.
- Скажите мне, кого дети слепили на прогулке в парке?
- Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем это слово.
- А теперь произнесите это слово по очереди, прохлопывая его.
Дети по одному выполняют задание, называя, сколько слогов в этом слове.
- Попробуйте придумать предложение со словомснеговик.
5. Работа в тетрадях
- Откройте тетради. Посмотрите на страничку, где нарисованы предметы для зимних развлечений. Что вы видите?
Лыжи, снеговика, санки.
- Послушайте загадку об одном из этих предметов, изображенных на этой странице.
Две новые кленовые
Подошвы двухметровые.
На них поставишь две ноги –
И по большим снегам беги.
- Что это? Почему вы так решили? Объясните.
- Обведите лыжи по контуру и раскрасьте любым цветным карандашом.
После выполнения задания логопед собирает тетради.
6. Игра «Снеговик»
- Пойдемте поиграем.
Давай, дружок, смелей, дружок, Идут по кругу, изображая, будто катят
Кати по снегу свой снежок. перед собой снежный ком.
Он превратится в снежный ком, «Рисуют» руками большой круг.
И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех комков.
Его улыбка так светла! Широко улыбаются.
Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза. Прикрывают голову
Ладошкой, дотрагиваются до носа.
Но солнце припечет слегка – Медленно приседают.
Увы! – и нет снеговика. Разводят руками, пожимают плечами.
7. Игра «Какое слово лишнее?»
- Я буду называть слова. Они похожи, но одно слово отличается от других. Будьте внимательны.
Каток, платок, каток, каток.
Лыжи, лыжник, булыжник, лыжница, лыжня.
Снежок, снежинка, нежный, снеговик.
8. Упражнение «Вьюга»
- Встаньте около стульчиков. Каждому из вас я раздаю стаканчики с маленькими крупинками-снежинками. Снег там волшебный и не тает.
- послушайте загадку.
Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
Кто там воет, завывает?
Все дорожки заметает?
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо?
(вьюга)
- Хотите устроить вьюгу? Встаньте прямо, левой рукой поднесите стаканчик ко рту, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в стаканчик, не надувая щек. Вот так.
Логопед показывает, как правильно выполнять упражнение.
Дети выполняют упражнение 3-4 раза.
9. Упражнение «Закончи предложение»
- Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик.
Мы решили слепить(снеговика).
Мы приделали нос-морковку нашему(снеговику).
Мы показали соседям нашего(снеговика).
Мы играли с нашим (снеговиком).
Мы рассказали бабушке о (снеговике).
10. Пальчиковое упражнение «Лыжники»
- Вы все верно ответили, и сейчас я превращу вас всех в лыжников. Кто такие лыжники?
- У каждого из вас по две пробки – это лыжи. Указательный и средний пальцы правой руки встают в пробки «как ноги». Двигаем пальчики «как на лыжах, делая по шагу на каждый слог:
Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы,
Мы любим забавы
Холодной поры!
11. Упражнение «Один много» (с мячом)
- Лыжники из вас получились отличные. Дома потренируйтесь делать это упражнение.
- Сейчас поиграем в мяч в игру «Один – много»
Сосулька снежок льдинка
след снежинка снеговик
сугроб мороз метель
12. Итог занятия
- Вспомните, о чём мы говорили на занятии?
- Что мы делали на занятии?
- Что понравилось?
Оценка детей.

Интегрированное занятие для детей старшей возрастной группы ДОУ.

Основная образовательная область: «Познавательно-речевое развитие».

Интеграция : «Художественно-эстетическое развитие» (Рисование, музыка, «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: Закрепить знания детей о зиме.

Образовательные задачи:

  1. Расширять и активизировать словарь по теме «Зима».
  2. Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы.
  3. Продолжать обучать детей правильно пользоваться речью, отвечать полным предложением на вопросы.
  4. Учить рисовать нетрадиционным способом «рисование солью».

Развивающие задачи:

  1. Закреплять умение правильно строить предложения, развивать фонематический слух.
  2. Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику.
  3. Учить отвечать на вопросы, рассуждать, решать проблемные ситуации, выслушивать своих товарищей.
  4. Совершенствовать грамматический строй речи, развивать фразовую речь, подбирать антонимы.
  5. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения.
  6. Закреплять правильное произношение.
  7. Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, связную речь, тактильные ощущения, творческое воображение; артикуляционной, тонкой и общей моторики.
  8. Совершенствовать умение работать кисточкой.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы.
  2. Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи и занятиям изо-деятельности.
  3. Воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь и умение работать в команде.
  4. Воспитывать у детей стремление к достижению результата; воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе.

Оздоровительные : следить за осанкой детей во время работы.

Методические приёмы: сюрпризный, игровой, словесный, наглядный, повторение, обобщение, художественное слово, физминутка, самомассаж, показ мультфильма, показ и объяснение воспитателя; наблюдение за работой детей; анализ работ воспитателем и детьми; поощрение.

Словарная работа: снежинки, снежная, красивая, снежки, ледяной, холодный, искрящийся… .

Индивидуальная работа : Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы, оказание помощи при рисовании снежинок нетрадиционным способом рисования.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечениях. Чтение произведений о зиме; знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях. Беседы о животных, составление описательных рассказов, заучивание стихотворений о зиме, знакомство с народными приметами и пословицами.

Оборудование, наглядный материал: игрушка Незнайка, картинки с явлениями природы разных времён года, снежки, вёдра, конверт с письмом, снежинки с заданиями, аудиозапись муз произведения Чайковского «Вальс снежных хлопьев», запись музыкальной физкультминутки «Снег-снежок», ноутбук, видеозапись мультфильма «Зимняя сказка. Как медвежонок заболел», Картон чёрного или синего цвета, соль, клей ПВА, кисти для клея, клеенки и салфетки.

Планируемые результаты:

  • приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища;
  • повышение познавательной активности;
  • усвоение необходимых знаний по теме «Зима»;
  • формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.

Ход занятия

Круг приветствия

Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, беленький снежок!
Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки,
Здравствуйте, я вам скажу, всех я вас приветствую!

Ребята, сегодня утром я получила необычное письмо. На конверте написано: Китовский Детский сад. Ребятам старшей группы «Семицветик». Поэтому я решила сразу вам его доставить. Посмотрите какое оно красивое. Давайте откроем и прочитаем!

Зима прислала нам письмо,
В снежинках-звездочках оно.
Так начинается письмо:
«Я не была у вас давно».
Красивый почерк у Зимы,
Письмо читаем дальше мы:
«Пора нам встретиться, друзья,
Вам без меня прожить нельзя.
Как на санях не покататься?
Как не слепить снеговика?
Ну как, ребята, вам остаться
Без снежной горки, без катка?
Я белоснежная Зима,
Я вам построю терема
И сад, и лес посеребрила,
Большую ёлку подарила.
Везде найдёте вы меня,
Среди сугробов прячусь я…

Хочу проверить ваши знания и приготовила задания…»

Снежинка №1:

Вот вам первая снежинка,
И на ней задание.
Вы скажите мне, друзья,
А какая я - зима?

  • Какое сейчас время года?
  • Как вы узнали, что наступила зима?
  • Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? (Декабрь, январь, февраль).
  • А сейчас какой месяц? (Январь).

Теперь давайте вспомним:

  • Что бывает зимой? Какие природные явления? (Иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа).
  • Каким бывает ветер? (Сильный, быстрый, жгучий, колючий, ледяной, холодный, порывистый, студёный).
  • Что происходит зимой на водоёмах?
  • А что бывает только зимой? (Снег).
  • Какой бывает снег? (Лёгкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный).

А сейчас мы с вами немного поиграем!

Игра «Зимние приметы»

Воспитатель:

Если ночь морозная,
Тихая и звездная,
Дым из труб идет столбом,
Значит, ясно будет…

Дети: Днем.

Воспитатель:

Пятна синие над лесом,
Снега мелкого завеса,
Чуть морозы ослабели,
Ветер с юга Жди …

Дети: Метели.

Воспитатель:

Если рыба зимним днем
Ходит прямо подо льдом,
Ходит прямо подо льдом
И об лед стучит хвостом -
Значит без сомнения ждите …

Дети: Потепления.

Воспитатель:

Если вечером закат
Был слегка зеленоват,
Если лег на ветки иней,
На стекле букет из роз,
Если дым ладошкой синей
Достает до самых звезд,
И не свищет ветер грозно
Будет ясно и …

Дети: Морозно.

Снежинка №2:

Есть слова похожие,
Как родственники схожие,
Они живут одной семьей,
Поиграть хотят с тобой.

Педагог: Хотите поиграть? Игра называется «Договори словечко». «Снегопад»

  • Тихо, тихо, как во сне, падает на землю …. (снег).
  • С неба всё скользят пушинки - серебристые … (снежинки).
  • На просёлки, на лужок всё снижается … (снежок).
  • Землю белой, чистой, нежной, застелил постелью … (снежной).
  • Вот веселье для ребят - всё сильнее … (снегопад).
  • Все бегут вперегонки, всё хотят играть в … (снежки).
  • Снежный ком - на снежный ком, всё украсили … (снежком).
  • Словно в белый пуховик мы одели …. (снеговик).
  • Рядом - снежная фигурка, это девочка … (Снегурка).

А теперь с предлагаю немного потанцевать (включается аудиозапись ).

Физкультминутка «Снег - снежок»

Снег - снежок,
Снег - снежок.
По дорожке стелется.
(Руки у детей подняты вверх, постепенно опускаются вниз)
Снег - снежок,
Снег - снежок
Белая метелица.
Снег - снежок,
Снег - снежок
Замело дорожки.
(Плавно качают руками вправо-влево).
Снег - снежок,
Снег - снежок
Тает на ладошке.
(Поочередно вытягивают вперед то правую, то левую руку).
Мы налепим снежков,
Вместе поиграем.
(«Лепят снежки»).
И друг в друга снежки
Весело бросаем.
(«Бросают снежки»).
Но тепло во дворе
(Хлопают в ладоши),
Не замерзли ушки
(Потирают ладонями уши).
Накатаем мы снег
(Сжимают пальцы в кулачки и вращают ими перед грудью)
В белый ком большущий.
(Разводят руки в стороны).

Молодцы, ребята!

Снежинка №3:

Вот ещё одна снежинка -
Посмотрите на картинки.
Вы скажите мне, друзья,
Что здесь лишнее убрать?

Проводится игра «Убери лишнюю картинку». (На доске расположены картинки с зимними, весенними, осенними явлениями природы. Необходимо убрать лишние картинки).

Педагог: Зимой все дети очень любят играть на улице в разные игры. А в какие игры любите играть вы? Давайте поиграем с вами в игру «Снежки».

Проводится игра «Попади снежком в цель».

Педагог: Молодцы, ребята! Снежки холодные, и руки у вас наверное замёрзли. Давайте с вами согреемся!

Проводится самомассаж.

Вот на улице мороз! (указательным пальцем массировать точку между бровями)
Эй, потри скорее нос, (то же у другую сторону)
Подбородок отогрей (массаж точки под нижней губой)
Улыбнулись все скорей (в другую сторону)
И у глаз потрем дружнее (круговые движения на висках)
Веселее, веселее. (в другую сторону)
Ну-ка взялись мы за уши (большие пальцы за ушами)
Ни к чему нам бить баклуши (круговые движения).
Покрутили, повертели - в от и уши отогрели!
Каждый палец согреваем, (снимать кольцо с каждого пальца),
Сильно-сильно растираем.

Педагог: Молодцы, ребята!

(Включается аудиозапись - плачет Незнайка).

Педагог: Ребята, вы слышите кто-то плачет? Давайте посмотрим кто это? (Педагог вносит игрушку Незнайку ). Да это же Незнайка! Что случилось с тобой?

Незнайка: Я живу далеко-далеко в Солнечном городе. У нас очень тепло и растет много цветов, и никогда не бывает снега. Я хотел посмотреть, какой он - снег! О нём мне рассказывал Знайка. У вас так красиво и весело зимой. А какие красивые снежинки, так и хочется их съесть!

Педагог: Что ты, Незнайка, снег есть нельзя! Ребята, расскажите Незнайке, почему нельзя есть снег. (Ответы детей ). Правильно, ребята, снег белый, но он холодный. Вот, Незнайка, ты вместе с ребятами, посмотри мультфильм.

(Показ фрагмента мультфильма «Снежная сказка». Про то, как медвежонок заболел»).

Педагог: Вот так медвежонок и проболел всю зиму. Лучше снежинками просто любоваться. Посмотрите, какие они красивые.

(Показ снежинок изображённых на картинках).

Незнайка: А можно я возьму снежинки с собой в Солнечный город?

Педагог: Ой, они же растают! Правда, ребята?

Незнайка: А что же мне делать? Я хотел показать их своим друзьям.

Педагог: Не расстраивайся, Незнайка, мы научим тебя рисовать снежинки. Они не растают, они будут нарисованы на бумаге.

Для этого нам необходимы вот листы синего картона, клей и кисточки, а ещё соль. На листе картона надо клеем нарисовать снежинку, а затем посыпать клей солью. Прижать ладошкой соль. Лишнее надо стряхнуть. Вот какие снежинки вы теперь умеете рисовать. Молодцы, ребята!

(Во время самостоятельной деятельности детей, включается музыка П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик», «Танец снежных хлопьев» ).

Незнайка: Спасибо вам, ребята! Теперь я покажу всем жителям Солнечного города, какие бывают красивые снежинки и научу их рисовать. До свидание!

Педагог: Вы справились со всеми заданиями Волшебницы-зимы! Какие задания вам понравились больше всего? Вот у меня есть красивые снежинки, они все разные: большие и маленькие. Я предлагаю вам взять каждому по снежинке,. Если вы хорошо занимались, у вас все получилось - то возьмите большую снежинку, а если вы считаете, что получилось не так как хотели (не все хорошо, или что то не получилось) - то возьмите снежинку поменьше. Молодцы!

Посмотрите здесь что-то лежит. Ребята, да это какой-то ларец. Давайте откроем его? Да тут записка. Вот что в ней написано: «Дорогие, ребята! Вы выполнили все мои задания, порадовали меня и в благодарность я посылаю вам цветные льдинки! Зимушка-зима!»
Да и мне пора к себе возвращаться! Спасибо вам, ребята, и до свидания!

Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе "Нам морозы не страшны, мы с ребятами дружны"

Программное содержание:
Образовательные задачи:
Закрепить и уточнить представления детей о зимующих птицах.
Подвести к раскрытию связей между внешним видом птиц и их питанием, движением и образом жизни.

Развивающие задачи:
Упражнять в употреблении сложных прилагательных, антонимов, притяжательных прилагательных; в согласовании существительных с местоимениями.
Расширять словарный запас.
Развивать логического мышления, зрительного вни¬мания, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, общей и тонкой моторики пальцев рук, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.
Воспитательные задачи:
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.
Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им.

Оборудование:
Презентация к занятию, иллюстрации с изображением птиц, мяч, сюжетная картина «Птицы у кормушки», дидактический синквейн «Зимующие птицы», дидактическая игра: «Выложи портрет птицы» (из счётных палочек, пористой резины, фетра), игровизоры «Угости птицу».

Предварительная работа:
Наблюдение за птицами на прогулке.
Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов и стихов о птицах, заучивание стихотворения Александра Яшина «Покормите птиц».

Словарная работа:
Надхвостье, подхвостье, плетень, красногрудый, черноголовая, белобокая, чернохвостая, малоподвижный, стрекочет, воркует, темя, надклювье, подклювье.

Методы и приемы:
Рассказы детей о птицах, беседа, дидактическая игра, загадывание и отгадывание загадок, демонстрация слайдов, дидактический синквейн, игровизор.

Ход мероприятия:

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей, давайте поздороваемся!

Пальчиковая речевая игра "Здравствуй"
(по стихотворению Т. Сикачёвой)
Я здороваюсь везде – дома и на улице,
Даже "Здравствуй" говорю
Я соседской... курице
(Дети показывают "крылышки").
Здравствуй, солнце золотое!
(Показывают солнце).
Здравствуй, небо голубое!
(Показывают небо).
Здравствуй, вольный ветерок!
(Показывают "ветерок") .
Здравствуй, маленький дубок!
(Показывают "дубок").
Здравствуй, Утро!
(Жест рукой вправо).
Здравствуй, День!
(Жест влево).
Нам здороваться не лень!
(Разводят обе руки в стороны).

Воспитатель: Мне Анечка по секрету сказала, что хочет прочитать нам стихотворение Ольги Высотской «Мастерица зима» давайте присядем и послушаем:
(дети садятся на стулья полукругом перед экраном)
Ребёнок читает:


Пришла зима, хлопочет:
Укутала в снега
Все кочки и пенечки,
Скамейки и стога.
Зима велела дубу
Накинуть пышный мех,
На ель надела шубу,
Тепло укрыла всех.
Краснеют свиристели
На веточках берез.
Они не улетели.
А выдержат мороз?

Воспитатель: О каком времени года говориться в стихотворении?
Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать? (зимующие )
Что это за птицы, смелые да выносливые, что холодов не боятся и остаются зимовать? Вы их знаете? Назовите. (Воробьи, вороны, сороки, синички, снеги¬ри, чижи, дятлы, клесты, галки, голуби, свиристели, щеглы, овсянки.)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите с ними поиграть?
Я приготовила для вас игру «Четвертый лишний»

Игра: «Четвёртый лишний»

На экране изображения птиц (три зимующие, одна перелётная). 4 варианта

Воспитатель : посмотрите на этих птиц, и скажите, какая лишняя и почему?
(лишняя ласточка, потому что все птицы – зимующие, а она одна – перелётная)


Воспитатель: Ребята, а вы хотите поиграть с мячом? Тогда становитесь в круг, мы поиграем в игру «Назови ласково».

Игра «Назови ласково»

(Снегирь, синица, голубь, воробей, птица, крыло, клюв, хвост, перо, пух)

Воспитатель: Ребята, а вы любите отгадывать загадки?
(дети садятся на стулья)
(на экране появляются все зимующие птицы)

Игра: «Отгадай загадку и найди отгадку»

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Кто это?

Дети: Снегирь (на экране появляется снегирь крупным планом.)

Воспитатель:
Почему эта птица называется снегирь? (От слова снег.)
Кто хочет описать его? (Верх головы, крылья, хвост и пятно под клювом черные. Спина у снегиря голубовато-серая, надхвостье и подхвостье белые, брюшко у снегиря красное, а у снегирихи - серое; клюв короткий, толстый, черный.)
Зачем снегирю толстый, короткий клюв? (Расклевывать ягоды рябины, семена клена, липы и клевать зернышки.)
Посмотрите, какая красивая птица снегирь! Кто знает, как она передвигается?
(Снегирь малоподвижная птица, по земле скачет короткими прыжками, ныряет в снег и купается.)

Воспитатель:

Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Все равно ты будешь мой!
Кто это?
Дети: Дятел (на экране появляется дятел крупным планом).

Воспитатель:
Какой красивый! Кто хочет описать его? (Верх тела - головы, шеи, спины и крыльев - у него черный, а на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, от клюва вдоль тела идет черная полоса, низ тела белый, подхвостье и темя красные.)
Как вы думаете, дятел хорошо летает? (Нет.)
А где проводит большую часть времени? (На дереве.)
Какой клюв у дятла и зачем он ему нужен? (У дятла крепкий клюв, им он стучит по стволу дерева, долбит кору и вытаскивает из-под нее длинным липким языком насекомых и их личинки, долбит шишки.)
Только дятел может уничтожить столько насекомых, живущих в коре деревьев.
Как по-другому называют дятла? (Дятла называют санитаром леса.)

Воспитатель:
Много интересного вы про птиц знаете. Я хочу вам тоже рассказать про одну необычную зимующую птицу. Вы хотите узнать, про какую птицу? Тогда отгадайте загадку:
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит.
Голоском речистым, чистым
Кле-кле-кле - поет со свистом?

Клест (на экране появляется клест крупным планом).

Воспитатель:
Это необычная птица. Посмотрите, какой у него клюв: надклювье и подклювье изогнутые и перекрещиваются между собой, таким клювом удобно щелкать орешки. Клест - единственная птица, которая выводит и выкармливает птенцов зимой.
Вы знаете, какие звуки издают клесты? (свистят)

Воспитатель:
Она маленькая птичка,
И зовут ее...
Дети: Синичка (на экране появляется синица крупным планом).

Воспитатель: Ребята, вы хотите с ней поиграть?

Динамическая пауза «Синица»

Скачет шустрая синица. (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится. (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки – на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень! (Прыжки на месте с ноги на ногу.)

Воспитатель: Тише-тише, не спешите
И спокойно подышите.

Дыхательная гимнастика

Филин
Сидит филин на дубу Вдох.
И кричит: «Бу-бу-бу-бу». Выдох со звуком. - Повторить 2 раза.

Дидактический синквейн «Зимующие птицы»

Воспитатель: Ребята, хотите еще поиграть? У нас есть игра, в которую вы очень любите играть. Я напомню вам правила: у нас есть карточки с птицами, выберите, кто какую хочет, и расскажите о ней по схеме (дети выбирают по одной карточке).
Кто хочет рассказать первым?


Воспитатель: Ребята, музыка зовет нас поиграть с пальчиками.

Музыкальная пальчиковая игра: «Птицы-пальчики»

(под фонограмму)


Воспитатель: Ребята, подскажите мне,
Если снегирь мало двигается, то он какой? (Малоподвижный.)
Если у синицы черная голова, то она какая? (Черноголовая.)
Если у сороки белый бок, то она какая? (Белобокая.)
Если у сороки черный хвост, то она какая? (Чернохвостая.)
Если у снегиря красная грудь, то он какой? (Красногрудый.)
Если у вороны чёрные крылья, то она какая? (Чернокрылая)
Если у сороки длинный хвост, то она какая? (Длиннохвостая)
Если у синицы желтая грудь, то она какая? (Желтогрудая)

Про кого из зимующих птиц можно сказать
мой? (клест, дятел, снегирь, воробей, голубь...),
моя? (ворона, синица, ворона, овсянка...),
мои? (птенцы, птицы, голуби).

Вы запомнили, кто как поёт?
Воробей - … чирикает.
Сорока - … стрекочет.
Голуби - … воркуют
Ворона - … каркает
Клёст - … свистит
Синица - … пищит.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько разных картинок с изображением птиц. А вы хотите сами выложить портрет птицы? У нас есть разные материалы, подойдите, выберите, кто что хочет и приступайте к работе.
(дети выкладывают на столе птиц из разных материалов: счетные палочки, пористая резина, фетр)
(звучит музыка)


(на экране картина: «Птицы на кормушке»)


Воспитатель: Ребята, вы хотите сосчитать птичек, которые прилетели к кормушке? Я начну, а вы продолжайте.

Упражнение «Посчитай-ка»

Один снегирь, три снегиря, пять снегирей. (Воробей, синица).

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картину и попробуйте полным предложением сказать, что на ней изображено.
Составление предложений по картине
Вопросы:
1. Как называется домик с кормом для птиц? (домик с кормом для птиц называется кормушка)
2. Какие птицы прилетели к кормушке? (к кормушке прилетели зимующие птицы)
3.Что едят синички? (синички едят семена, ягоды, крошки, очень любят сало)
4. Какую пользу птицы приносят людям? (спасают от вредителей деревья, поля, огороды; радуют песнями, украшают природу)
5. Почему нужно помогать птицам зимой? (птицам нужно помогать зимой, чтобы они не погибли от голода).
6. Как и чем мы можем помочь птицам зимой? Хотите ответить на этот вопрос словами стихотворения Александра Яшина «Покормите птиц»? Кто хочет начать первым?

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Не богаты их корма -
Горсть зерна нужна.
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Кормушка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 15 "Золотой ключик"

Конспект занятия по развитию речи.

Тема: "Зимушка-зима"

Выполнила: Егорова А. В.

Димитровград 2016г.

Разрыв страницы

Тема : "Зимушка-зима".

Цель : обобщить и закрепить знания детей о зиме. Учить связной речи.

Задачи.

1. Обучающие. Знакомить детей с сезонными изменениями в погоде. Совершенствовать диалогическую форму речи воспитателя с детьми.

2. Развивающие.

Развивать речь у детей, развивать зрительное восприятие и внимание. Закреплять и обобщать знание детей о зиме, о сезонных изменениях. Развивать умение работать в команде.

3. Воспитывать любовь к природе и животным.

Интеграция образовательных областей:

Тип занятия - усвоение новых знаний, закрепление ранее полученных знаний.

Форма занятия фронтальная

Продолжительность 15 минут

Участники 24 человека

Возраст обучающихся 3-4 года

Оборудование и материалы : Иллюстрации на тему "зима", тарелка с пшеном, игрушки зимних птиц (снегирь, воробей, синичка.)

Предварительная подготовка.

Рассматривание картинок по теме, чтение стишков про зиму.

Методы и приемы . Объяснительно-иллюстративный метод.

Структура занятия.

Этап

Содержание занятия

Время

Организация детей

Загадывание загадки на тему

5 мин

Основная часть занятия

Рассматривание картинок на тему зима, игры.

10 мин

Окончание занятия

Вспоминаем пройденное занятие

1-3 мин

Ход занятия.

Дети сегодня у нас будет очень интересное занятие. Сейчас я задам вам загадку, вы ее отгадаете, и поймете, о чем будет наше занятие.

Во дворе замерзли лужи,

Целый день поземка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла... (Зима)

Правильно ребята! Наше занятие посвящено зиме. А теперь давайте посмотрим картинки. (см. приложение 1). Работа по предметным картинкам.

Пришла зима. Листочки с деревьев опали, остались только голые ветки. На улице стало очень холодно, дует холодный ветер, идет снег, все кругом бело. Птички улетели в теплые края.

Ребята, а кто скажет, что можно делать зимой на улице. Правильно, играть. Давайте поиграем. Я буду показывать вам картинки с играми, а вы угадывать их название. Далее рассматриваем картинки с изображением игр (снежки, лепка снеговика, катание на санках, катание с горки.(см. приложение 2)

Физминутка "Зимой"

Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх).
На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках).
Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков).
Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»).
Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках).
Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх).

Игра "Зимняя одежда"

Ребята, а теперь давайте представим, что мы пойдем на улицу. На улице холодно, нужно одеться. Давайте посмотрим, как дети одеваются зимой. Далее воспитатель показывает картинку с изображением детей. (см. приложение3)

Дети посмотрите, как ребята оделись на прогулку. Давайте каждый из вас скажет, что одето на ребятах, правило - не повторять ответы других детей.

Игра, "Какие птицы остаются зимой"

Ребята, вот у нас есть кормушка для птиц. Их надо накормить. Давайте каждый из вас будет говорить, какая птица осталась на зимовку, и подносить ее к кормушке, так мы накормим всех птиц, оставшихся зимовать. Далее дети берут игрушки, говорят название птицы и сажают ее в кормушку.

Итог занятия . Ребята, а давайте с вами вспомним все что мы сегодня узнали о зиме. Правильно ребята, молодцы.

Литература

1. Антонова Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики. Ярославль «Академияразвития». Холдинг1997г.

2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. Просвещение 1991г.

3. Джежелей О. «Помогайка». М . Просвещение 1994 г .

4.starodubova_n_a_teoriya_i_metodika_razvitiya_rechi_doshkolni .

5. Конспект НОД «Речевое развитие»