Человек всеми силами нацелился в космос, фантасты уже рисуют картины освоения других планет, а что у нас «под ногами», порой знают далеко не все. И если сушу еще более-менее изучили, то о глубинах вод практически ничего неизвестно. Да и на простой вопрос о том, что такое океан, сможет ответить не всякий. Давайте «латать» дыры в образовании и разбираться с понятиями и определениями.

Какой он, океан, чем отличается от других водоемов

Почти треть поверхности планеты (семьдесят один процент) занимает вода. Она образует Мировой океан. Он, в свою очередь, делится на более мелкие части. Все их мы прекрасно знаем: моря и заливы, реки и проливы - это его части. Самыми большими считаются океаны. Согласно определению, это массы воды между материками. Всего их четыре (хотя некоторые ученые склонны считать, что пять). Самый теплый - Индийский океан. Наибольший - Тихий. Ледовитый океан по большей части покрыт ледниками. Атлантический - отличается сильными течениями. Пятый, непризнанный океан, предположительно находится в районе Южного полюса. Его на глобусе и картах не выделяют. Представить, что такое океан, будет проще, если посмотреть на изображение планеты с орбиты. Это огромное пространство, покрытое голубой водой и белыми льдами. Его признаки: расположение между континентами, невероятные размеры.

Исторические представления

В древности люди не имели понятия о том, сколько воды на планете. Да и освоение этих просторов было делом нереальным без высоких технологий и современного оборудования. В Древней Греции на вопрос, что такое океан, отвечали - воды, окружающие известный мир. Чаще их представляли в виде реки, текущей вокруг Земли. Их уровень судоходства не позволял путешествовать между материками, значит, и составить реальные данные о величии океанических просторов было невозможно. Представления человечества стали постепенно меняться с развитием кораблестроения. Уже к семнадцатому веку созрело первое понимание реального размера Мирового океана. Хотя существует доказательство того, что древние люди знали о планете намного больше, только не сумели сохранить эту информацию. Тому доказательство - карта Меркатора, которой более пятисот лет.

Современные взгляды

Ученые считают, что будущее человечества напрямую связано с Мировым океаном. На вопрос, что такое океан, они ведут бесконечный рассказ о его неисчерпаемых ресурсах. Например, сама вода. Это источник минеральных элементов, которых в ней содержится более семидесяти пяти. Из нее можно выделить магний и йод, кадмий и золото, бром и поваренную соль. Да еще и останется. Запасы жидкости настолько велики, что это трудно представить. На каждого жителя планеты приходится объем, равный 270 миллионам кубических метров. Это приблизительно по два что под Москвой. Дно океана - источник энергоносителей. Большую часть газа и нефти добывают на Запасы этих веществ, по словам ученых, огромны. В прошлом веке были обнаружены запасы железомарганцевых конкреций. Это позволяет задуматься о добыче тридцати видов металлов. Океаны - это еще и источник энергии. Ее можно получать от приливов, течений. Ученые подсчитали, что на планете сейчас есть двадцать пять мест, где стоит строить такие станции. Наилучшими считаются берега Белого, Охотского и

Биологическое разнообразие

Невероятно стремительный рост населения планеты заставил ученых задуматься о необходимости развития пищевых ресурсов. Многие обернули взгляды в сторону океанов. Там плавает и размножается невероятное разнообразие всевозможных существ. На рыбу приходится порядка 14 процентов. Большую часть занимают водоросли. А их использование в пищу также возможно, хотя пока не распространено. Сейчас внимание переключили на развитие океанических ферм. На них пытаются разводить всевозможную морскую полезную живность. Направление считается перспективным. В настоящее время искусственно выращиваются, в основном, устрицы и мидии, ламинария. Работа по развитию направлений марикультур ведется всеми странами. Все, что известно о биосфере океанов, - это прибрежные области. Более восьмидесяти процентов не исследованы, что позволяет человечеству возлагать большие надежды на свое океаническое будущее. Постоянно появляются сообщения об открытии новых видов живых организмов в глубинах, так как развитие техники делает возможным более детальное изучение морского дна.

Экология Мирового океана

Техногенная деятельность человека сказывается и на состоянии океанов. Причем
пагубность действий зачастую приводит к непоправимой беде. Например, в воды попадает много мазута и нефти. Технологии эффективной очистки пока не существуют. Такие катастрофы губят все живое, вредят экосистеме. Кроме того, часто причиной становится деятельность человека на суше. Так, в Азовское море стекает столько удобрений с полей, что оно считается самым грязным на планете. От нефти страдают Балтийское и Средиземное моря. вообще на некоторое время превратился в свалку нефтеотходов благодаря военному конфликту, развязанному на его территории.

Особое значение сейчас приобретает охрана поверхности океана от деятельности человека. Это обязательно нужно делать, если мы хотим, чтобы наши потомки тоже знали, что такое океан!



Океан

Океа́н

сущ. , м. , употр. часто

Морфология: (нет) чего? океа́на , чему? океа́ну , (вижу) что? океа́н , чем? океа́ном , о чём? об океа́не ; мн. что? океа́ны , (нет) чего? океа́нов , чему? океа́нам , (вижу) что? океа́ны , чем? океа́нами , о чём? об океа́нах

1. Океан - это водное пространство, покрывающее собой бо́льшую часть поверхности Земли и окружающее материки и острова.

По существу Земля - это водная планета, так как Мировой океан занимает более 70 процентов её территории. | Дно океана образует земная кора океанического типа. | Воды океана содержат большое количество соли.

2. Океаном называют каждую из четырёх частей, на которые всё водное пространство Земли делится материками.

Самым крупным и глубоким является Тихий океан. | В Северный Ледовитый океан впадает несколько крупных рек: Енисей, Обь, Лена. | Острова Атлантического океана отличаются мягким климатом. | Для Индийского океана цунами являются достаточно редким явлением.

3. Говоря, что вы прибыли, привезли что-либо и т. п. из-за океана или отправились, совершили путешествие и т. п. за океан, вы имеете в виду Северную или Южную Америку.

Куда едешь, опять за океан? | Молодые учёные всё чаще отправляются работать за океан. | Вчера получил посылку от друга из-за океана.

4. Океаном называют большое количество, скопление чего-либо.

На нашем сайте вы найдёте океан музыки различных стилей. | Такого океана грибов и ягод я нигде больше не видел. | Город тонул в океане огней. | На площадь хлынул праздничный людской океан.

5. Океаном называют то, что покрывает очень большое пространство.

Под окном самолёта расстилался зелёный океан тайги. | До самого горизонта тянется унылый снежный океан.

океа́нский прил.

Океанский лайнер.

океани́ческий прил.

Океаническая рыба.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "океан" в других словарях:

    - (греч.). Огромное пространство горько соленой воды, покрывающей большую часть земного шара. 2) по греческой мифологии, бог морей, облегающий всю землю и воды, муж Фетиды, отец 3000 сыновей источников и стольких же дочерей океанид. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (Oceanus, Ωχεανός). Так называли греки величайшую реку в мире, окружавшую, по их понятиям, землю и море; вместе с тем они считали Океан живым существом, сыном Урана и Геи, старшим из титанов, супругом Тефисы, от которой он родил все реки и… … Энциклопедия мифологии

    ОКЕАН, океана, муж. (греч. okeanos, первонач. собственное имя в мифологии). 1. Водное пространство между материками земной поверхности. Атлантический океан. Перелет через океан. || Весь водный покров земли (геогр.). || море (поэт.). На море синее … Толковый словарь Ушакова

    А, муж. Стар. редк.Отч.: Океанович, Океановна.Производные: Ока; Ана.Происхождение: (В греч. мифологии: Океан сын Урана Неба и Геи Земли, владыка водной стихии.)Именины: 16 нояб. Словарь личных имён. Океан Имя прародителя олимпийских богов и… … Словарь личных имен

    - (греч. Okeanos) (Мировой океан) непрерывная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова и обладающая общностью солевого состава. Занимает площадь 361,10 млн. км² (объем 1340,74 млн. км³), что составляет 70,8% земной поверхности… … Большой Энциклопедический словарь

    ОКЕАН, непрерывная масса соленой воды, окружающая континенты и заполняющая крупные углубления в Земле. Океаны покрывают около 71% поверхности Земли (более 80% Южного полушария) и составляют около 98% всей воды на поверхности Земли. Существует… … Научно-технический энциклопедический словарь

    - [οχεαυος (океанос) беспредельное море] самый крупный по площади и глубине тип водоемов Земли; крупнейший отрицательный элемент мегарельефа планеты, огромная впадина, заполненная океанскими (океаническими) водами … Геологическая энциклопедия

    Государство * Армия * Война * Выборы * Демократия * Завоевание * Закон * Политика * Преступление * Приказ * Революция * Свобода * Флот Власть * Администрация * Аристократия … Сводная энциклопедия афоризмов

    - (Ocean) 1. В древнегреческой мифологии древнейший бог водной стихии, родоначальник морей. 2. Части мирового океана (см.): Атлантический, Индийский, Тихий, Южный Ледовитый и Северный Ледовитый О. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.:… … Морской словарь

    океан - безбрежный (Сологуб, П.Я.); безграничный (Фофанов); бездонный (Бальмонт, Козлов, Фет); бесконечный (Козлов); беспредельный (Гиляровский); буйный (Тан, Фет); бурный (Жуковский, Козлов); вечно ропщущий (Майков); грозный (Жуковский); загадочный… … Словарь эпитетов

Юлия Куделя
Конспект развлечение НОД «Путешествие по океанам»

НОД " Путешествие по океанам "

Цели : продолжать знакомство представления об океанах и его обитателях .

Задачи : обучающая :

1. Закрепить и конкретизировать знания детей об океанах и его обитателях .

2. Формировать умение делать простейшие выводы и умозаключения, отражать свои впечатления в различных видах деятельности.

Развивающая :

1. Развивать творческую активность

2. развивать речь , наблюдательность, память детей.

3. развивать умение действовать согласованно в команде

Воспитывающие :

1. Воспитывать интерес к океану и его обитателям .

2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Оборудование : Карта мирового океана , макеты океанов 4 шт . с названиями, карта с изображением океана 2 шт ., карточки-слоги, схемы-карты, бутылка с письмом, демонстрационный материал, ватман 2 ш. флажки 8шт. фуражка, награды для детей, пилотки матросам, магнитофонная запись

Ход занятия.

Воспитатель : Ребята присядьте пожалуйста на стульчики. (включается магн. запись. шум океана ) . Ребята как вы думаете что это за шум? Он мне очень знаком что же это?

Дети : так шумит океан .

Воспитатель : правильно это шум океана . Сегодня я приглашаю вас совершить морское путешествие на корабле по Океанам . Я буду вашим капитаном а вы мои Матросы. Мы встретим множество препятствий которые необходимо будет преодолеть. Ну и какие может быть у нас путешествия без карты . (Повесить карту на доску) Ребята прежде чем отправиться в путешествие вам нужно пройти инструктаж, правило поведения на воде.

Воспитатель показывает карты-схемы правило поведения на воде. Воспитатель : Первое правило. (Схема1)

Дети : Научиться плавать.

Воспитатель : Второе правило (схема2)

Дети : Не ходить на солнышке без головного убора.

Воспитатель : Третье правило. (схемам 3)

Дети : не бросать в воду опасные предметы.

Воспитатель : Пятое правило.

Дети : Не лежать долго на солнышке можно обгореть.

(Вставая со стульчиков дети двигаются к столам с картами) Воспитатель зачитывает стих :

Четыре великана шумят и бьют волной;

Четыре великана полные водой.

Вот великий океан - океан безбрежный ,

То шипит в нем ураган, то он Тихий нежный,

А вот это знаменитый океан наш Ледовитый ,

Холоден суров на вид, льдом и снегом он покрыт,

Есть еще два океана , два могучих великана,

Вот Индийский океан-омывает много стран ,

А это Атлантический, красивый фантастический,

(Останавливаясь возле столов воспитатель обращается к детям)

Дети о чем было стихотворение

Дети Об океанах

Воспитатель : Кто из вас был внимателен, о каких океанах говорится в стихотворении назовите их пожалуйста.

Дети : Тихий, Атлантический, Ледовитый, Индийский.

Воспитатель Верно молодцы. Посмотрите на доску там висит. Ой У меня пропала карта,как же мы с вами отправимся в путешествие если , а вы знаете где на карте находятся океаны ? Сейчас мы это проверим.

Игра " Найди океаны "

(детей делим на 2 команды. Перед командой стоит стол лежит карта, стола 4 флажка)

Воспитатель : Дети будьте внимательны вам нужно найти наши океаны и поставить на каждый флажок (детям нужно на каждый океан поставить флажок )

Воспитатель : Молодцы справились. Теперь у нас есть большая карта и нам пора отправляться. Но куда же мы с вами отправимся? Сейчас посмотрим. А скажите матросы что же это за океан такой " Холоден суров на вид, льдом и снегом он покрыт"

Дети : Ледовитый или Северный

Воспитатель : Правильно, Ледовитый и наша первая остановка. Ледовитый океан и так мы отправляемся. (двигаемся в направлении стола воспитатель рассказывает) Северный ледовитый океан самый маленький океан .

Воспитатель : А кто знает почему его так назвали

Дети : Потому что он находится рядом с севером.

Воспитатель : Верно его так назвали потому что он находится рядом с северным полюсом земли, его воды скованны льдом большую часть года. На северном полюсе обитают животные Севера А какие животные севера вы знаете, сейчас мы и знаем. (Делимся на 2 команды у каждой команды одинаковое кол-во карточек нужно убрать лишних животных)

Проводится игра найди животных севера. (Какая команда справится быстро и правильно)

Воспитатель : Справились молодцы.

Воспитатель : Ребята мы побывали на самом маленьком океане пора отправится на самый большой. Наша остановка Тихий океан (Двигаемся к следующему столу) - это самый большой океан из всех океанов Земли . Его так назвали потому, Что когда первые мореплаватели пересекали его воды, стояла тихая безветренная погода, ни шторма, ни бури не было.

Вопрос : Как вы думаете на чем первые мореплаватели пересекали океан

Дети : На катере, лодке, корабле, яхте и т. д.

Воспитатель : Молодца. Я предлагаю вам собрать картинки и назвать транспорт который у вас получился.

Молодцы а как называется весь этот транспорт одним словом

Дети водный транспорт.

Воспитатель : Молодцы. И наш корабль продолжает бороздить просторы наших океанов и прямо по курсу лежит индийский и Атлантический Океаны . Индийский - этот океан был назван в честь Индии, так как через его воды проходят все морские пути в эту страну.

Индийский океан является самым теплым на Земле. Атлантический океан - свое название он получил по имени титана Атланта (по греческой мифологии, держащего на своих плечах небесный свод) В разное время его называли по-разному : " Море за Геракловыми холмами, " Атлантик", Западный океан ", " Море мрака" и т. д. Здесь нас ждут загадки и вопросы.

Воспитатель : Дети для вас мои помощники приготовили загадки.

1 ребенок

И звездной ночью и солнечным днем

Лазурные волны гуляют по нем.

И пенистый бьется о берег прибой,

он камешки точит и точит волной (Море)

2 ребенок

Она гроза морей

Прочь от неё скорей (Акула)

3 ребенок

Оболочка водная Земли,

Плавают по ней большие корабли (Океан )

4 ребенок

Кровь у него голубая

Словно вода морская

У него восемь ног

Кто же это (осьминог)

5 ребенок

Любят мячиком играть

Любят плавать и нырять

Любят веселиться на хвостах кружиться (Дельфины)

Молодцы а сейчас будут вопросы потяжелее :

1. Чем отличается и чем похож морской и лесной ежи.

Ответ : Похожи оба сворачиваются в шарик защищаясь от врагов, у обоих есть норка : лесной живет на суше а морской в океане , разная еда.

2. Чем отличаются и похожи морской конёк и конь.

Ответ : у конька нет ни ног с копытцами, ни пышной гривы, ни пышного хвоста, и морской конек живет в морях а не на суше.

3. Сколько сердец о осьминога и сколько у канарейки.

Ответ : У осьминог 3 сердца, а у канарейки одно.

Какие молодцы а как вы справитесь с эти заданием :

1. Почему акула считается одной из самых опасных морских хищников

Ответ : Акулы едят все в подряд они могут проглотить черепаху, они нападают на людей, очень сильные.

2. Какие рыбки сопровождают акул.

Ответ : Полосатые рыбки -лоцман.

3. Какая рыба может ударить электрическим разрядом.

Ответ : Электрические скаты.

Воспитатель : Молодцы как много вы знаете, (раздается стук в дверь воспитатель находит бутылку с письмом от Пирата Взявшего карту у воспитателя, он просит ему помочь найти дорогу т. к. он читать не умеет) Я предлагаю вам разобрать последнюю головоломку и помочь нашему пирату выбраться из пучин морских. нужно из слогов сложить и прочесть названия океанов . (проводится на ковре разложены карточки дети выбирают и составляют слова и читают что получилось)

Ребята какие вы молодцы помогли пирату найти верный путь. а за то что вы помогли Пират выдал вам грамоты.

А пока они к нам плывут я предлагаю нарисовать всех обитателей океана которых вы знаете . После вручаются грамоты.

Моря и океаны — это огромные водные бассейны. В статье рассказано, что между ними общего, а чем они различаются.

Водой покрыто 71% поверхности Земли. Из этого объема 96,5% - это соленая вода океанов и морей. И хотя это большая часть планеты, изучена она плохо. Ученые спорят даже по поводу количества морей и океанов. Некоторые ученые считают, что морей всего 90, но Международное гидрографическое бюро признало лишь 63, хотя и подтверждает, что эта цифра не является точной.

Даже количество океанов вызывает споры: одни называют четыре, другие - пять. К общепринятым Атлантическому, Тихому, Индийскому и Северному Ледовитому добавляют пятый - Южный океан или Антарктический. В 2000 году его признали. Но существует проблема в определении его границ, поэтому до сих пор многие ученые выделяют лишь 4 океана.

Хотя все эти деления достаточно условны, поэтому существует теория, что на планете всего один океан - Мировой.

Что такое море: определение, признаки

Море - это относительно небольшая часть океана, которая имеет с океаном водную связь. Море отделяется от океана различными географическими объектами: островами, заливами, горами, порогами. В результате ограничения получается относительно замкнутая система, имеющая ограниченную связь с океаном.

Признаки :

  • В море образуется определенная экосистема со своими климатическими особенностями, течениями, ветрами, животным миром.
  • Связь с океаном существует, но она происходит через узкие проливы, пороги. Поэтому в морские воды попадает вода океана лишь с поверхностных слоев.
  • Вода менее соленая за счет стоковых вод рек.
  • Море может соприкасаться с океаном вплотную - это окраинные моря. Например, Баренцево, Норвежское моря.
  • Существуют моря, которые полностью окружены сушей, это внутренние - Средиземное, Черное.
  • Море может быть ограничено островами - это межостровные, большинство находится в окружении островов Малайского архипелага.
  • Береговая линия имеет заливы, бухты, лагуны, полуострова, лиманы, пляжи, косы, мысы и т.д.
  • Моря имеют меньшую площадь.
  • Флора и фауна морей богатая и разнообразная. Это связано с близостью к берегу, поскольку большинство жителей и растений морей и океанов обитают на глубине до 500 м.
  • Моря имеют разные составы воды и разный процент соли.

Что такое океан: определение, признаки

Океан - это крупнейшее водное пространство. Каждый океан является частью всего водного покрова Земли - Мирового океана, который занимает 71% поверхности планеты. Океаны разделены континентами и архипелагами.

Признаки:

  • Мировой океан вмещает около 95% всей воды на планете.
  • Оказывает влияние на температуру прилежащей части суши.
  • Имеется общая циркуляция: воды всех океанов постоянно перемешиваются.
  • Солевой состав океанов около 35‰.
  • Плотность и состав воды всех океанах практически идентичны.
  • В океане обитают самые крупные рыбы - акулы и животные - киты.


Величие Северного Ледовитого океана

Что меньше: океан или море?

Океан значительно больше моря. Самое большое по площади море - Саргассово - 6000 тыс. км 2 , а площадь самого маленького океана - Северного Ледовитого - 13,1 млн. км 2 .

Самым глубоким является Филиппинское море, которое находится в Тихом океане. Его максимальная глубина составляет 11 022 м, поскольку именно здесь находится самая глубокая Марианская впадина.



Тонгатапу — остров в Тихом океане

Чем море отличается от океана, кроме размера: сравнение, сходства и отличия, описание для детей 6, 7 класса

Море - это огромные резервуары с водой. Море является частью того океана, к которому оно относится, и с которым соединяется. Вода имеет горько-соленый вкус, поскольку содержит более 50 элементов.

Поэтому максимальная глубина - 11022 Марианская впадина, является одновременно максимальной глубиной Тихого океана и, входящего в его состав, Филиппинского моря.

Отличия:

Признаки Море Океан
Принадлежность Часть океана, в котором оно находится Составная часть Мирового океана
Площадь Максимальная площадь - 6000 км 2 (Саргассово море) Минимальная площадь - у Северного Ледовитого океана 13,1 млн.км 2 , а максимальная - у Тихого океана 179,62 млн. км 2
Система течений Имеет одно течение — поверхностное теплое или холодное течение Имеет разные поверхностные течения: теплые и холодные
Дно Материковый шлейф. Исключение составляют лишь Саргассово и Филиппинское моря Земная океаническая кора
Разделяются Берегами, островами, проливами, рельефом дна, течениями и т.д. Материками
Степень солености Разная. В основном моря менее соленые, чем океаны, но самая соленая вода в Красном море - 41 ‰. Около 35‰.
Флора и фауна Разнообразные, порой уникальные экземпляры растений и животных. Обитают самые большие животные, рыбы.
Температура Выше, поскольку они мельче и в большинстве расположены возле берегов Ниже

Мировой океан покрывает 2/3 площади планеты, но он остается наиболее неизведанной областью, которая таит еще много тайн и загадок.

Видео. Интересные факты - океан

Крупные массивы соленой воды, которые в настоящее время покрывают около 60 % поверхности Земли. Впервые образовались около 2 млрд. лет назад. Вследствие движения континентальных плит океаны то открываются, то закрываются, при изменениях климата их уровень может подниматься или опускаться.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОКЕАН

Величайшая река в мире (??????? ??., Ноm. Il. 14, 245), которая окружает землю и море. В ней берут начало все морские течения, реки и источники (Ноm. Il. 21, 196); из нее восходит солнце, луна и звезды и опять заходят в нее. Ноm. Il. 7, 422. 8, 485. 5, 6. Хотя река эта граничит с морем, но волны ее не сливаются с ним: тихо течет она, широкая и глубокая, катя свои обильные воды в необъятную даль. На берегах ее в отдаленнейших концах земли живут счастливые и справедливые киммерийцы, без солнечного света, покрытые ночью и туманом, подобно блаженным эфиопам (Ноm. Il. 1, 423. 23, 205. Ноm. Od. 1, 22. 11, 14 слл. ). На западе по ту сторону О. царит вечная ночь; там находятся роща Персефоны и вход в ад (Ноm. Od. 10, 508 слл. ), а по эту сторону - счастливый Элизион. Ноm. Od. 4. 568. Гомер не знает источников и начала О.; у Гесиода он имеет источники (Hesiod. theog. 282). Стикс есть рукав этой реки, ее десятая часть; остальные части обтекают землю и море и, совершив свой круг, опять вливаются в нее (Hesiod. theog. 789 слл. ). У Гомера О. - живое существо: он прародитель всех богов, титанов и олимпийцев (Il. 14, 201. 246) По Гомеру, он имеет родителей; у Гесиода же он сын Урана и Геи, старейших из титанов; со своею женой Тефисой он родил 3000 рек и 4000 океанид (Hesiod. theog. 153. 337 слл. ); для правящих богов он почтенный престарелый родитель, предмет их особенных забот, хотя он и не принимает никакого участия в управлении миром. По свержении его сына Кроноса он подчинил себе новых правителей, но сам живет в уединении и никогда не является в собрания богов. Ноm. Il. 20, 7. Гомеровское представление об О. как мировой реке долго удерживалось у позднейших поэтов. Еврипид первый называет его морем (Orest. 1376). Геродот (2, 23. 102. 3, 115. 4, 8. 13. 45) смотрит на мнение об О. как о мировой реке, как на выдумку поэтов и принимает О. за мировое море, каковое мнение его разделяют все, признающие шарообразность земли, как Платон (в Тимее) и Аристотель (de coel. 2, 14). Со времени Аристотеля О. считался внешним большим морем в противоположность морю внутреннему. О. изображают вообще очень опасным и почти невозможным для плавания, и рассказы о его темноте, опасных мелях и постоянном штиле держались до средних веков. Из О. вытекает на западе Средиземное море у столбов Геркулеса, почему пролив этот и называется Oceani ostium. В Средиземное море вливается на северо-востоке Каспийское море, хотя уже Геродот (1, 203) описывает его как огромное озеро. Позднее отличали различные части О.: О. эфиопский, эритрейский, германский, гиперборейский, галльский и т. д. У Цезаря О. называется то Атлантический О. (Caes. b. g. 3, 7), то Северное море (4, 10).