Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Диктатумра (лат. dictatura) -- форма государственного правления, при которой вся полнота государственной власти принадлежит одному лицу -- диктатору, группе лиц или одной социальной прослойке («диктатура пролетариата»).

Диктатумра с точки зрения политологии -- форма осуществления власти, при которой власть осуществляет своё правление прямым, директивным, путём. Независимость данной формы осуществления власти от формы власти и формы отношения к власти ярко показывает пример политической системы, возникшей в результате Великой французской революции -- форма власти -- республика, форма отношения к власти -- демократия, форма осуществления власти -- диктатура.

Эффективность и оптимальность данной формы осуществления власти зависит от многих факторов, в том числе от объективной ситуации, восприятия обществом необходимости именно данной формы осуществления власти, формы отношения общества и власти, формы идеологического обоснования власти.

В настоящее время диктатурой, как правило, именуют режим власти одного лица или группы лиц, не ограниченный нормами законодательства, не сдерживаемый какими-либо общественными или политическими институтами. Несмотря на то, что нередко в условиях диктатуры сохраняются отдельные демократические институты, их реальное влияние на политику сводится к минимуму. Как правило, функционирование диктаторского режима сопровождается репрессивными мерами против политических оппонентов и жестким ограничением прав и свобод граждан.

Диктатура в Древнем Риме

Первоначально диктатурой именовалась высшая экстраординарная магистратура в Римской республике. Диктатура устанавливалась постановлением сената, согласно которому высшие ординарные магистраты республики -- консулы назначали диктатора, которому передавали всю полноту власти. В свою очередь, диктатор назначал своего заместителя -- начальника конницы. Диктаторам полагалось сопровождение 24 ликторов с фасциями -- символами власти, в то время как консулам полагалось по 12 ликторов.

Диктаторы имели практически неограниченную власть и не могли быть привлечены к суду за свои действия, однако в обязательном порядке слагали свои полномочия по истечении срока. Первоначально диктатура устанавливалась на срок в 6 месяцев, либо на время исполнения поручения сената, как правило, связанного с устранением угрозы государству.

Однако в 82 году до н. э. был избран первый бессрочный диктатор Луций Корнелий Сулла (формально -- «для проведения законов и для приведения республики в порядок» (legibus faciendis et rei publicae constituendae causa)). В 79 году Сулла, однако, сложил свои полномочия диктатора. В 44 году, за месяц до гибели от рук заговорщиков, бессрочным диктатором стал Гай Юлий Цезарь, до этого несколько раз избиравшийся диктатором во время гражданской войны по обычной схеме. Должность диктатора была отменена в 44 году до н. э., вскоре после убийства Цезаря.

Сулла и Цезарь были последними диктаторами по формальной должности и первыми диктаторами Рима в современном смысле слова. Октавиан Август и последующие императоры не назначались на должность диктатора (хотя Августу эта должность и предлагалась), но фактически обладали диктаторской властью. Формально Римское государство ещё долго считалось республикой и существовали все республиканские органы власти.

Уже Август добился того, что его преемником стал его приёмный сын -- Тиберий. В дальнейшем подобные случаи происходили всё чаще. Это стало одной из предпосылок к последующему преобразованию Древнего Рима в монархию.

Диктатура в древнегреческих государствах

Диктатура была нередким явлением в Древней Греции и её колониях. Диктаторы в этих государствах назывались «тиранами», а диктатура -- «тиранией». Первое время это слово не несло негативного оттенка. Большинство тиранов опирались на демос и притесняли аристократию. Некоторые из тиранов, особенно ранних, прославились как меценаты, справедливые правители и мудрецы: например тиран Коринфа Периандр или тиран Афин Писистрат. Но гораздо больше сохранилось рассказов о жестокости, подозрительности и самодурстве тиранов, которые изобретали изощренные пытки (особенно был известен тиран Акраганта Фаларид, сжигавший людей в медном быке). Существовал популярный анекдот (его героем был сначала Фрасибул Милетский, потом он привязывался и к другим лицам) о тиране, который на вопрос коллеги-тирана (вариант: сына) о наилучшем способе удержаться у власти стал ходить по полю и молча срывать все колоски, выдававшиеся над общим уровнем, показывая тем самым, что тирану следует уничтожать всё сколько-нибудь выдающееся в гражданском коллективе. Хотя на этапе становления греческого полиса тирания могла играть позитивную роль, кладя конец аристократическому произволу, в конечном итоге они быстро становились помехой для окрепшего гражданского коллектива.

Некоторые тираны стремились превратить свои государства в наследственные монархии. Но сколько-нибудь долговечных династий ни один из тиранов не создал. В этом смысле показателен оракул, будто бы полученный Кипселом, захватившим власть в Коринфе: «Счастлив Кипсел, и дети его, но не дети его детей». Действительно, сам Кипсел и его сын Периандр благополучно правили, но уже преемник (племянник) Периандра был быстро убит, после чего всё имущество тиранов было конфисковано, их дома срыты и их кости выброшены из могил.

Эпоха VII--VI вв. известна как эпоха «старшей тирании»; к её концу в материковой Греции тираны исчезают (в Ионии они оставались из-за персидской поддержки, в Сицилии и Великой Греции -- из-за специфической военной обстановки). В эпоху развитой демократии, в V в. до н. э., отношение к тирании было однозначно негативное, и именно тогда этот термин приблизился к своему нынешнему значению. Тирания сама по себе воспринималась зрелым гражданским сознанием как вызов справедливости и основе существования гражданского коллектива -- всеобщему равенству перед законом. О Диогене, например рассказывали, что на вопрос, какие животные самые опасные, он ответил: «из домашних -- льстец, из диких -- тиран»; на вопрос, какая медь наилучшая: «та, из которой сделаны статуи Гармодия и Аристогитона» (тираноубийц).

В IV в. до н. э., в условиях острого кризиса полиса, в греческих городах-государствах вновь появляются тираны (так называемая «младшая тирания») -- как правило, из удачливых военачальников и командиров наёмных отрядов; но на этот раз рассказы о мудрых и справедливых тиранах вовсе отсутствуют: тираны были окружены всеобщей ненавистью и сами в свою очередь жили в атмосфере постоянного страха.

диктатура тоталитарный идеология

Диктатура в Средние века

В Средневековье господствующей формой правления была монархия. Даже в результате переворотов к власти, как правило, приходили представители королевских или других знатных родов, причём они не скрывали намерений передавать свою власть по наследству. Однако существовали и исключения. Многие города-коммуны и торговые республики нанимали для обороны полководцев -- кондотьеров или князей. На время войны кондотьеры получали большие властные полномочия в городе. После войны, опираясь на наёмное войско, набранное на деньги города, некоторые кондотьеры удерживали власть, превращаясь в диктаторов. Такая диктатура называлась синьорией. Некоторые синьории становились наследственными, превращаясь в монархии. Одним из самых известных диктаторов, основавших монархию, являлся Франческо Сфорца.

Диктатура в Новейшее время

В Новейшее время диктаторские режимы получили широкое распространение в Европе в 20-е -- 40-е годы 20-го века. Зачастую, их установление становилось следствием распространения тоталитарных идеологий. В частности, в 1922 году установлена фашистская диктатура в Италии, а в 1933 -- нацистская диктатура в Германии. Диктатуры крайне правого толка были установлены и в ряде других европейских государств. Большинство таких диктаторских режимов прекратили свое существование в результате Второй мировой войны. Последней диктатурой Европы принято считать Республику Беларусь.

В Азии, Африке, Латинской Америке

В Азии, Африке и Латинской Америке установлением диктатур сопровождался процесс деколонизации. Широко практиковался в указанных регионах захват государственной власти выходцами из военной среды, приводивший к установлению военных диктатур.

Диктаторские режимы левого толка

В марксизме имеется также понятие диктатуры пролетариата.

Скрытые формы диктатуры

Патриотический акт, принятый в США, фактически дал старт развитию новой неявной формы диктатуры. Этот акт наделяет чересчур широкими полномочиями правоохранительные и разведывательные органы государства и спецслужбы, приводимыми в действие по их усмотрению, и эти полномочия могут быть использованы во вред, то есть против граждан, не связанных с терроризмом, просто для установления более тщательного контроля над обществом в ущерб конституционным правам и свободам граждан США.

Данный документ позволяет создавать подзаконные распоряжения и инструкции для государственных и частных организаций, разрешающий применение различных методов получения информации вплоть до применения пыток.

Преимущества и недостатки

Сторонниками диктатуры обычно указываются следующие преимущества диктатуры как формы правления:

· Диктатура обеспечивает единство и, как следствие, прочность системы власти;

· Диктатор в силу своего положения выше любой политической партии (в том числе и своей) и поэтому является непредвзятой политической фигурой;

· При диктатуре больше возможности осуществить какие-либо долговременные (не ограниченные сроком избрания) преобразования в жизни государства;

· При диктатуре больше возможности осуществить кардинальные преобразования, необходимые в долгосрочной перспективе, но непопулярные в краткосрочной;

По сравнению с монархией выделяют следующие преимущества:

· К диктаторской власти обычно приходит человек, обладающий организационными и иными способностями, волей и знаниями. В то же время при монархии замещение власти проходит не по способностям кандидата, а по случайности рождения, вследствие чего верховную государственную власть может получить человек, совершенно не готовый к исполнению подобных обязанностей;

· Диктатор обычно лучше монарха осведомлён о реальной жизни, о проблемах и чаяниях народа.

Среди недостатков диктатуры обычно упоминаются следующие:

· Диктаторы обычно менее уверены в прочности своей власти, поэтому они нередко склонны к массовым политическим репрессиям;

· После смерти диктатора может возникнуть риск политических потрясений;

· Велика возможность проникновения во власть людей, для которых власть является самоцелью.

По сравнению с республикой выделяют также следующие недостатки:

· При диктатуре больше теоретической возможности для возникновения монархии;

· Диктатор не несет юридической ответственности перед кем-либо за своё правление, что может привести к принятию решений, объективно не отвечающих интересам государства;

· При диктатуре плюрализм мнений полностью отсутствует либо ослаблен;

· Нет легальной возможности сменить диктатора, если его политика оказалась противоречащей интересам народа.

По сравнению с монархией выделяют также следующие недостатки:

· Диктатуру обычно не считают «богоугодной» формой государственного устройства.

· В отличие от диктатора, монарх, как правило, с детства воспитывается с учётом того, что в будущем он станет верховным правителем государства. Это позволяет ему гармонично развивать качества, необходимые для такой должности.

Адольф Гитлер (1889-1945) германский диктатор.

Ким Ир Сен (1912-1994) вождь Северной Кореи (1948-1994).

Мао Цзэдун (1893-1976) председатель ЦК Коммунистической партии Китая (1943-1976), творец "Культурной революции".

Бенито Муссолини (1883-1945) фашистский диктатор Италии (1922-1943).

Аугусто Пиночет Угарте (1915-2006) чилийский диктатор.

Пол Пот (Салот Сар) (1928-1998) вождь режима кампучийских "красных кхмеров".

Антониу ди Оливейра Салазар (1889-1970) португальский диктатор (1932-1968).

Анастасио Сомоса (1896-1956) никарагуанский диктатор (1937-1947, 1950-1956).

Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили) (1878-1953) советский политический и государственный деятель.

Мухаммед Ходжи Сухарто (1921-2008) президент Индонезии (1968-1998).

Франсиско Франко (1892-1975) диктатор Испании.

Энвер Ходжа (1908-1985) государственный и политический деятель Албании.

Саддам Хусейн (1937-2006) президент Ирака (1979-2003).

По данным журнала, сейчас в мире не менее 40 диктаторов, под властью которых живут около 1900 миллионов человек. Большинство из них - лидеры различных африканских стран, но достаточно "популярным" диктаторство оказалось и в пределах бывшего советского пространства, пишет "Обозреватель".

Возглавил же список "худших из худших" лидер Северной Кореи Ким Чен Ир. Как отметили составители рейтинга, Ким сформировал свой культ личности, культивируя при этом политику изоляционизма, что привело к обнищанию его народа, массового голода и заключений сотен тысяч людей в лагерях, при этом как все силы диктатор бросил на проведение ядерной программы.

1. Ким Чен Ир, КНДР (16 лет у власти)

2. Роберт Мугабе, Зимбабве (30 лет у власти)

3. Тан Шве, Бирма (18 лет у власти)

4. Омар Хассан аль-Башир (Судан (21 год у власти)

5. Гурбангулы Бердымухамедов, Туркменистан (4 года у власти)

6. Исайя Афеворк, Эритрея (17 лет у власти)

7. Ислам Каримов, Узбекистан (20 лет у власти)

8. Махмуд Ахмадинежад, Иран (5 лет при власти)

9. Мелес Зенауи, Эфиопия (19 лет у власти)

10. Ху Цзиньтао, Китай (7 лет у власти)

11. Муаммар Каддафи, Ливия (41 год у власти)

12. Башар аль-Асад, Сирия (10 лет у власти)

13. Индрис Деби, Чад (20 лет у власти)

14. Теодоро Обианг Нгема Мбасого, Экваториальная Гвинея (31 год у власти)

15. Хосни Мубарак, Египет (29 лет у власти)

16. Яйя Джамме, Гамбия (16 лет у власти)

17. Уго Чавес, Венесуэла (11 лет у власти)

18. Блез Компаоре, Буркина-Фасо (23 года у власти)

19. Йовери Мусевени, Уганда (24 года у власти)

20. Поль Кагаме, Руанда (10 лет у власти)

21. Рауль Кастро, Куба (2 года при власти)

22. Александр Лукашенко, Беларусь (16 лет у власти)

23. Поль Бийя, Камерун (28 лет у власти)

О формах диктатуры

1. Финансово-олигархическая форма диктатуры. Она часто близка к буржуазной демократии.

2. Партийно-религиозная диктатура. Примеры: диктатура христианства времен инквизиции, фашизм-гитлеризм, «сталинизм», «маоизм» и т.д. Эта форма часто сливается с диктатурой «финансистов» (клан олигархов + клан идеологов или жрецов). Примеры: древнеегипетская диктатура фараонов + жрецы; клан крепостников + РПЦ в царской России.

3. «Императорская» (личная) диктатура. (Ее разновидности: «вождизм», монархия). Но если «монархия» сочетается с Парламентом, то это уже не диктатура, а форма демократии (как в Англии). Ибо в таком варианте «монархия» - это лишь «обрядовость», «маскарад».

4. Разные сочетания указанных выше форм.

Экономика диктатур: клубок противоречий

Диктатура концентрирует государственную власть в руках одного человека или небольшой группы людей. Диктатура любого типа однозначно попирает права человека, однако ее влияние на экономику весьма неоднозначно.

На всем протяжении человеческой истории, начиная с античных философов - до политиков и мыслителей 19-го века, существовали различные, зачастую противоположные, мнения о приемлемости недемократических видов правления. Экономист Лайонел Артидж\Lionel Artige, автор исследования "О Диктатуре, Экономическом Развитии и Стабильности" \On Dictatorship, Economic Development and Stability, отмечает, что практически во всех случаях анализ авторитарных систем правления сводился к рассмотрению лишь политической составляющей диктатуры, а экономические аспекты этого строя игнорировались.

Артидж объясняет это тем, что темпы экономического развития в прошлом были ничтожны и поэтому не заслуживали внимания. Однако после начала "индустриальной революции" уровень жизни многих людей значительно повысился. Именно степень влияния промышленной революции, по мнению Артиджа, предопределила возникновение тех или иных политических режимов в разных странах мира.

Многие экономисты доказали наличие четкой взаимозависимости между типом политического режима и динамикой экономического развития - в качестве критерия они принимали величину дохода на душу населения. Однако до сих пор (первое исследование на эту тему провел известный экономист Сеймур Липсет\Seymour M. Lipset в 1959 году), не удалось установить, каким образом политический режим и экономика влияют друг на друга. Ныне принято считать, что именно политический режим определяет экономическое развитие страны, а не наоборот, хотя такое мнение может считаться субъективным, поскольку статистических данных, доказывающих ее правоту весьма немного.

Исследователи влияния диктатур на экономики вынуждены рассматривать множество противоречивых факторов. Экономический эффект диктатуры крайне противоречив: диктатуры либо порождали тяжелые экономические кризисы, либо оказывались в состоянии сотворить "экономическое чудо". Известно, что в 20 веке диктатуры наиболее многочисленны в беднейших странах мира. Тем не менее, стремительный экономический рост многих стран Юго-Восточной Азии произошел именно в условиях правления диктаторов. Есть теория, что диктатуры реже всего появляются и хуже всего выживают в странах, население которых имеет средний уровень доходов. Однако и у этой теории есть многочисленные критики.

Артидж, проанализировавший историю нескольких десятков диктатур, пришел к выводу, что диктаторы обычно заинтересованы в развитии экономики "своей" страны. Однако цена решений диктаторов чрезвычайно высока - она оказывает прямое и значительное влияние на экономический рост страны. Из-за этого экономические ошибки диктаторов (например, уничтожение или устранение от власти талантливых администраторов, популистские реформы, гигантомания и пр.) наносят колоссальный ущерб. В экономике диктаторы стремятся, прежде всего, устранять угрозы для своего режима. Главными проблемами для них являются массовые волнения населения и заговоры. Для того, чтобы остаться у власти, диктатору надо суметь доказать населению, а особенно приближенным, что государственные перевороты, нестабильность и смена лидера невыгодны для них.

Однозначно доказаны несколько тезисов. Во-первых, в странах, где правят диктаторы, доход на душу населения ниже, чем в странах, где существует демократическая форма правления. Во-вторых, в странах, где правят диктаторские режимы, темпы экономического роста являются либо крайне низкими, либо крайне высокими - в демократиях рост обычно остается на более стабильном среднем уровне. В-третьих, в последние сто лет все случаи массового голода происходили в странах с диктаторской формой правления (автор этой аксиомы Амартья Сен\Amartya Sen, лауреат Нобелевской премии по экономике 1998 года). Тем не менее, до сих пор неясно, что появляется сперва - курица или яйцо: приводит ли диктатура к экономическому отставанию страны, или неблагоприятное положение в экономике порождает тиранов и диктаторов.

Примеры диктаторских экономик: Германия, Северная Корея и Чили

Вне зависимости от существующей в стране политической системы и формы государственного правления, лидерам всех стран приходится решать схожие экономические задачи.

Нацистская Германия.В Германии, к периоду прихода к власти Адольфа Гитлера (1933 год), экономика находилась в плачевном состоянии. Ко времени прихода к власти Гитлера, почти половина трудоспособного населения страны не имела работы. Гитлер наметил ряд экономических целей: уменьшение объемов импорта, сокращение уровня безработицы, реформа системы государственных закупок и т. д. Однако ни одной из целей нацистам достичь не удалось. Государственные расходы намного превышали доходы, государственный долг нацистской Германии к 1939 году (то есть к последнему мирному году в ее истории) достиг 40 млрд. марок. В 1939 году Германия импортировала 33% необходимых ей сырьевых ресурсов.

Вероятно, единственным бесспорным достижением нацистов на экономическом фронте являлось сокращение безработицы. Нацистская пропаганда постоянно использовала термин "экономическое чудо" для описания успехов правления Гитлера. Пропаганда акцентировала внимание именно на уровне безработицы. Так, если в 1933 году безработица составляла 6 млн., то уже в 1934 году эта цифра уменьшилась до 3.3 млн., в 1935 году - до 2.9 млн., в 1936-м - до 2.5 млн., в 1937-м году - до 1.8 млн., в 1938-м году - до 1 млн. К 1939 году количество безработных составляло уже 302 тыс., то есть, число незанятых уменьшилось почти в двадцать раз по сравнению с уровнем 1933 годом. Эта статистика была не вполне честной. Во-первых, в отчетах не учитывались женщины, в том числе и одинокие, многие из которых были вынуждены работать, чтобы прокормить свои семьи. Во-вторых, у безработных не было выбора: нужно было либо соглашаться на любую работу, которую им предлагали власти, либо быть признанными "тунеядцами" и оказаться в концентрационных лагерях. В-третьих, была создана Национальная Трудовая Служба, работники которой должны были выполнять различные виды работ - строительство ирригационных каналов, автомагистралей, озеленение местностей и т.д. Работники Национальной Трудовой Службы жили в особых лагерях, носили полувоенную одежду и получали за свой труд лишь "карманные деньги", что, тем не менее, было лучше, чем оставаться безработными. Оставлять работу можно было лишь с письменного разрешения властей. Все виды забастовок были объявлены вне закона. Рабочие должны были работать по 72 часа в неделю. Тем, не менее, мало кто из работников роптал на свою участь, так как их зарплаты были в десять раз выше пособий по безработице. В-четвертых, уже в 1935 году все евреи были лишены гражданства Германии, поэтому также не учитывались в статистических отчетах по безработице. В-пятых, молодые люди, призванные в вооруженные силы Германии, в то время составляющие 1.4 млн. человек, также выбыли из числа безработных. Для обеспечения германской армии оружием и обмундированием понадобились новые производственные мощности, что позволило уменьшить безработицу, однако реалии были намного скромней данных, использованных нацистскими пропагандистами.

Одним из "козырей" нацистской пропаганды была компания по созданию "народного автомобиля" - Volkswagen. Первая модель Volkswagen стоила 990 марок, что составляло около 35 недельных зарплат среднего работника. Согласно специально созданной схеме, немцы, желавшие приобрести автомобиль, должны были откладывать по 5 марок на специальные накопительные счета. Тем не менее, на практике никто не смог купить машину - все накопленные вкладчиками деньги пошли на военные нужды. С началом Второй Мировой войны программа "народного автомобиля" была заморожена.

Северная Корея. Западные экономисты делят послевоенную (то есть после окончания Корейской войны, проходившей в 1950-1953 годы) экономическую историю КНДР на пять декад: первые два десятилетия сопровождались быстрыми темпами экономического роста и индустриализации, после чего последовали три десятилетия стагнации и кризисов. Начиная с 1960 года, в Северной Корее не было опубликовано ни одного официального статистического отчета об экономике страны, что естественно затрудняет работу иностранных экспертов.

После окончания войны КНДР смогла довольно быстро восстановить свою экономику, сделав основной упор на тяжелую индустрию, включая химическую и машиностроительную промышленность, производство чугуна и стали и т.д. Вплоть до начала 1970-х годов, КНДР опережала Южную Корею по уровню индустриализации и доходу на душу населения. Типичной схемой торговли для КНДР был экспорт минералов и металлов, отчасти вооружений и текстильной продукции, и импортирование нефти, коксующего угля и промышленного оборудования. В 1970-е годы КНДР приобрела у западных компаний ряд современных производств. Однако впоследствии, когда мировая экономика вошла в фазу рецессии, а цены на экспортируемое Северной Кореей минеральное сырье снизились, КНДР оказалась не в состоянии обслуживать свой долг, на то время составлявший около $2 млрд. В отличие от социалистических стран Восточной Европы, КНДР продолжала поддерживать систему полномасштабного планирования. Это привело к стагнации. В 1991 году Москва прекратила оказывать Пхеньяну экономическую помощь и потребовала оплаты своих товаров (прежде всего, энергоносителей) в конвертируемой валюте. Главным спонсором Северной Кореи стал Китай, который согласился предоставлять КНДР нефть и продукты питания по сниженным ценам. Однако в 1994 году Китай также сократил размеры дотаций Северной Корее.

Северная Корея не имеет своих запасов нефти и газа и зависит от импорта, который по "братским ценам" ранее обеспечивали СССР и Китай. Пик потребления нефти КНДР пришелся на 1988 год и составил 23 млн. баррелей - прекращение советских поставок и сокращение китайского экспорта снизили количество импортируемой КНДР нефти до 4 млн. баррелей к 1997 году. Несмотря на то, что КНДР имеет значительные запасы каменного угля, низкий технологический уровень не дает возможности организовать его добычу в необходимых масштабах.

Пахотные земли составляют лишь 14% от всей территории Северной Кореи. КНДР стремилась к самодостаточности в производстве продуктов питания, однако хищническое возделывание почв привело к их истощению, активное использование химических удобрений - к окислению почвы, а неэффективное террасирование - к эрозии. Ситуацию усугубили стихийные бедствия. Сильнейший град 1994 года, наводнения 1994 и 1995 годов, засуха 1997 года окончательно разрушили сельское хозяйство Северной Кореи, в стране начался голод, в результате которого погибло более 1 млн. человек (точные данные неизвестны). В 1995 году Северная Корея впервые обратилась за международной помощью.

В последние годы в Северной Корее было создано несколько свободных экономических зон. Однако их успехи весьма скромны.

Чили. Политическую систему, которая была создана генералом Аугусто Пиночетом, совершившим государственный переворот в 1973 году (этот режим просуществовал до 1990-го года), принято называть "классическим образцом военной диктатуры правых сил". Режим Пиночета многие называли фашистским. Однако, нацисты в Германии и фашисты в Италии 1930-х годов были сторонниками активного вмешательства государства в экономику, тогда как Пиночет выступал за свободу экономической деятельности.

Стратегия развития, которая взяла на вооружение хунта Пиночета, была основана на принципе невмешательства государства в экономку, ее открытия для внешней торговли и иностранного капитала. Подобные взгляды иногда называют "монетаристскими". Монетаризм ассоциируется с группой сторонников консервативной экономики, называемой иначе Чикагской Школой, во главе которой стоял знаменитый экономист Милтон Фридман\Milton Friedman, лауреат Нобелевской премии по экономике 1976 года. Так называемые "чикагские мальчики" - молодые экономисты, призванные восстановить экономику Чили - начали крупномасштабную приватизацию чилийской экономики. Они стремились контролировать инфляцию путем сдерживания общего уровня заработных плат. Если с первой задачей "чикагским мальчикам" удалось справиться, то со сдерживанием инфляции дело пошло не совсем удачно. В период с 1974 по 1976 годы ежегодный уровень инфляции составлял 200-300%, в первую очередь из-за резкого роста цен на импортируемую нефть. В данных условиях сдерживание зарплат на низком уровне означало ухудшение благосостояния рядовых чилийцев. В первые четыре года диктатуры Пиночета расходы на социальное страхование, здравоохранение и образование были сокращены на 40%.

Результаты влияния Пиночета на экономику Чили довольно противоречивы. После переворота хунте потребовалось целых пять лет для того, чтобы восстановить экономику и вернуть ее к показателям "допутчевого" 1972 года. Однако в 1978-1980-е годы экономический рост был впечатляющим, составив 8% в год. Потом вновь последовал период рецессии, когда показатели роста начали снижаться. После 1986 года рост чилийской экономики составлял 5-6% в год, повысившись до 9.3% в 1989. В среднем, экономический рост в период 1973-1988 годов составлял скромные 2%. Многие экономисты объясняют это неэффективным инвестированием, так как львиная доля инвестиций направлялась либо в недвижимость, либо в спекулятивные сделки. Среди положительных изменений принято указывать рост объемов чилийского экспорта на 400% с 1973 года и уменьшение зависимости Чили от импорта металлов.

Кроме того, количество личных автомобилей в Чили увеличилось в три раза по сравнению с 1970-м годом - это косвенное свидетельство того, что, по крайней мере, часть чилийского общества выиграла от действий Пиночета. Тем не менее, уровень жизни большинства чилийцев снизился. Чилийцы даже стали хуже питаться. Резко выросло расслоение общества: в 1988 году 20% самых богатых людей Чили контролировали 60% национального дохода, тогда как в 1978 году данный показатель составлял 51%. Еще одним неблагоприятным последствием экономической политики Пиночета явилось образование огромного внешнего долга Чили, который к 1990 году составил $17 млрд.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика тоталитаризма как политического феномена ХХ века. Ознакомление с типологией авторитарных политических режимов: олигархические, диктаторские, прямо- и непрямопредставительские. Рассмотрение критериев и теоретических моделей демократии.

    реферат , добавлен 20.06.2010

    Форма правления государством, отличающаяся участием граждан в управлении и их равенством перед законом. Формы реализации демократии. Ограничение произвола и злоупотреблений властью. Демократия и диктаторские режимы. Партии Германия 20-30 х годов.

    реферат , добавлен 20.11.2011

    Демократический режим, его характеристика. Характеристика демократии и диктатуры. Антидемократические режимы, их особенности. Сравнительная характеристика авторитарного, тоталитарного и демократического режимов. Процесс распада тоталитарных режимов.

    реферат , добавлен 24.05.2013

    Поражение фашистской Германии во Второй мировой войне. Возникновение радикальных политических организаций как правого, так и левого толка. "Немецкое сообщество" Августа Наусляйтера. Идеологические наследники НСДАП. Деятельность Адольфа фон Таддена.

    реферат , добавлен 27.07.2015

    Авторитарный режим как форма правления политической диктатуры. Описание условий, в результате которых зарождаются авторитарные режимы. Виды военных режимов и практические примеры военного правления. Характеристика политических режимов в современном мире.

    реферат , добавлен 16.01.2011

    Сравнение двух противоположных политических режимов - демократии и диктатуры. Идейные истоки и социальные предпосылки тоталитаризма. Характерные черты тоталитарных режимов. Особенности авторитарных политических систем. Авторитаризм и демократия.

    контрольная работа , добавлен 09.03.2010

    Характеристика основных форм осуществления государственной власти (политических режимов). Признаки диктатуры, тоталитарного, авторитарного и демократического режимов. Идеология разных политических режимов, наличие или отсутствие демократических свобод.

    презентация , добавлен 25.09.2013

    Теоретические основы тоталитаризма как особого общественно-политического феномена. Определенные черты сходства в методах политической борьбы, захвата и реализации власти нацистов и большевиков. Противоположность тоталитарных режимов СССР и Германии.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2015

    Сравнительная характеристика тоталитарных и авторитарных режимов. Их основные различия и сходства. Типология тоталитарных режимов в зависимости от формы социального контроля. Основные виды однопартийных режимов. Отличительные черты корпоратизма.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2012

    Причины возникновения и условия формирования тоталитаризма. Установление личной диктатуры. Контроль за свободой мысли, подавление инакомыслия. Разрушение гражданского общества. Деформация политического сознания. Фашизм и коммунизм как формы тоталитаризма.

Есть разные формы правления, которые применяются в тех или иных странах: автократия, демократия, монархия, республика, диктатура. Последняя является наиболее интересной и в современном мире встречается редко. Тем не менее все еще есть страны, которые живут под этой формой правления. Давайте разберемся, что такое диктатура, каковы ее особенности, преимущества и недостатки. Также интересно будет рассмотреть современные страны, в которых применяется данная форма правления.

Что такое диктатура?

Это одна из форм государственного правления. При ней вся власть принадлежит всего лишь одной политической фигуре - человеку (диктатору) или правящей партии. Также во главе диктаторского режима может стоять группа лиц, правящий союз.

В политологии диктатура - форма власти, при которой правящий диктатор или группа осуществляют управление страной директивным путем. Данный режим не допускает появления оппонентов на политическом фронте, поэтому его функционирование обязательно сопровождается репрессивными и радикальными мерами в их отношении. Также возможно подавление или физическое устранение граждан, которые имеют смелость выступить против нынешнего правительства. В некоторых случаях репрессивные меры в отношении людей могут применяться даже в том случае, если с их стороны прямая критика власти отсутствует, однако мнение является отличным от "официального".

Отметим, что в некоторых случаях диктатура является достаточно эффективной формой правления. Все зависит от того, как сам народ воспринимает эту форму, понимает ли ее необходимость. Также важна и форма отношения общества к власти и ее идеологического обоснования.

Восприятие гражданами

На данный момент диктатура государства воспринимается в негативном свете. Само понятие искажено в негативную сторону, и его применяют к тому государству, в котором установлен режим строгой цензуры, имеет место несменяемость лидера или правящей партии, где нормы законодательства сильно ограничены, а сама власть не сдерживается политическими или общественными институтами.

Преимущества формы

Сторонники диктатуры обычно выделяют следующие достоинства этой формы:

  1. Прочность смены власти и единство.
  2. Единоличный диктатор - это непредвзятая политическая фигура.
  3. При такой форме правления есть возможности осуществить долговременные преобразования в жизни страны. То есть срок избрания фактически отсутствует, что позволяет в течение многих лет держать один политический и идеологический курс. Верный он или нет - это уже другой вопрос.
  4. Диктатура дает возможность произвести серьезные изменения в стране, которые нужны в долгосрочной перспективе, однако не являются популярными в краткосрочной. В этом плане режимы с переизбранием власти уступают диктатуре, так как мало кто производит непопулярные изменения, результаты которых, возможно, будут пожинать другие лидеры в будущем.

Отметим, что диктаторские режимы часто пытаются сравнивать с монархическими. Однако монархия отличается. В частности, диктатура обладает следующими достоинствами:

  1. Диктатор - это всегда умный и дисциплинированный человек с прекрасными организаторскими способностями, волей и большим багажом знаний. Однако при монархии власть передается по наследству. В результате ее может получить человек, который совсем не готов к своим обязанностям. Поэтому преемственность власти "по случайности рождения" - это явный недостаток.
  2. Диктатор лучше понимает положение народа и реальную жизнь государства.

Недостатки

Несмотря на очевидные преимущества, диктатура имеет и ряд недостатков:

  1. Если диктатор является единоличным, то он менее уверен в стойкости своей власти. Поэтому обязательно имеют место политические репрессии.
  2. После смерти лидера в стране начинаются политические потрясения, которые могут заканчиваться даже гражданскими войнами.

Если сравнивать это устройство с республикой, то можно выделить такие недостатки:

  1. Есть теоретическая вероятность трансформации в монархию (недостатки монархии уже объяснены выше).
  2. Единоличный диктатор не отвечает перед законом и не несет никакой ответственности за свои действия. Это может привести к тому, что будет принят ряд мер, которые противоречат интересам государства.
  3. Плюрализм мнений либо сильно ослаблен, либо полностью отсутствует.
  4. Если политика диктатора противоречит интересам народа, то легальных способов изменения власти и устранения диктатора нет.

Если сравнивать диктатуру с монархией, то есть следующие недостатки:

  1. Диктатура редко считается "богоугодной" формой правления.
  2. Монарх, в отличие от диктатора, с раннего детства знает, что в будущем может стать лидером государства. Следовательно, он уже с ранних лет изучает качества, необходимые для должности. Однако это лишь в теории, на практике же все может быть по-другому.

Формы политической диктатуры

В современном мире система диктаторского типа может существовать всего в нескольких формах - тоталитаризма и авторитаризма. Эти формы сильно отличаются друг от друга, однако при этом они обладают важными характеристиками диктатуры. В частности, авторитаризм является менее жесткой формой государственного устройства, при которой в стране возможно существование оппозиции, парламента и даже "свободных" средств массовой информации. Однако и парламент и СМИ строго контролируются государством, а критика власти если и допускается, то лишь поверхностная и безвредная. Сегодня авторитарные режимы существуют в развивающихся странах: Латинской Америке, Африке, странах Азии.

Что касается тоталитаризма, то это чистая диктатура во всей красе. При такой форме правления запрещается любое инакомыслие, ни о какой оппозиции официальной власти и речи быть не может, вся страна следует только установленным партией курсом, а попытка его изменить строго карается. Чаще всего диктаторские режимы опираются на армию. В развивающихся странах распространение получила так называемая военная диктатура, когда лидером государства является генерал армии. Обычно такой режим устанавливается после осуществления военного переворота. Отличным примером является режим Пиночета в Чили, который был установлен в 1971 году.

Гибридные режимы

Говоря о том, что такое диктатура, обязательно нужно затронуть и гибридные режимы, в которых сочетаются элементы авторитаризма и тоталитаризма. Хорошим примером может быть установленная в Испании диктатура Франко или Салазара в Португалии. Сюда также можно отнести национал-социалистические и фашистские диктатуры в Германии и Италии. В СССР в период господства сталинизма тоталитарный режим также имел место.

Современная диктатура

Несмотря на то что во многих странах установлен демократический режим, диктатура все равно есть. Просто современные диктатуры, чтобы сохранить свои привилегии, симулируют демократические процессы (проведение выборов и т. д.), однако в самих политических процессах участвуют партии из сотрудников, находящихся на довольствовании этой самой установившейся диктатуры. Также в партиях могут состоять зависимые политики, на которых у спецслужб есть компромат. Государственная система при подобных режимах пронизана насилием служб, которые тайно пресекают инициативы, направленные против государства.

Что касается экономических вопросов, то в современной диктатуре имеет место государственный бандитизм. Власть при этом не производит ничего нового, не участвует в научных и технологических разработках, ее главная задача - извлекать прибыль. Для этого используются все возможные ресурсы:

  1. Новые месторождения сырья не разрабатываются, старые используются до последнего.
  2. Фабрики и заводы отрабатывают по полной. Оборудование не списывается даже спустя десяток лет после изнашивания. Оно ремонтируется и снова эксплуатируется. Нерентабельные предприятия просто закрываются, а не модернизируются.
  3. Устанавливаются необоснованные налоги. Это может быть налог до техосмотр машины, на допуск автомобиля к дорогах, акциз на топливо, налог на денежные переводы и т. д.
  4. Внедрение директивных поборов с населения. К примеру, это может быть обязательная платная установка домофонов, отчисления в разные фонды.

Средства массовой информации могут присутствовать при современной диктатуре, однако они в основном не замечают огрехов власти. Большинство СМИ принадлежат олигархам и политикам. Поэтому на объективность новостных телеканалов рассчитывать не приходится. Вот что такое диктатура в современном мире - она приспособилась скрываться. Причем, скрывается она иногда насколько хорошо, что граждане даже не понимают (или их полностью это устраивает), что живут при таком режиме. Следовательно, от демократии до диктатуры - один шаг.

Диктатура пролетариата

Говоря о подобной форме правления, нельзя также не затронуть диктатуру пролетариата. Это определение, которое обозначает период перехода от краха капиталистического строя к коммунизму. Она необходима рабочему классу на период революции, в ходе которой капитализм трансформируется в коммунизм.

Главная руководящая (читай - правящая) сила подобного государственного строя - партия коммунистов, в которой состоят представители рабочего класса. В систему пролетарской диктатуры входят организации трудящихся: профсоюзы, молодежные союзы, органы народного представительства. Поэтому подобная форма правления представляет собой высший тип настоящей демократии, которая ставит в качестве цели привлечение масс к управлению государством.

Формы диктатуры пролетариата могут быть разными, и когда употребляют это словосочетание, то чаще всего имеют в виду не конкретный политический режим, а сущность государства.

Страны с очевидной диктатурой

На данный момент в мире есть страны, где установлена строжайшая диктатура в своем чистом проявлении, где не существует другого мнения, кроме официального государственного, где каждая сфера жизни гражданина строго контролируется властями.

Судан

Судан - первая страна, которая является одной из самых крупных в Африке. Во главе стоит президент Омар Хасан Ахмад аль-Башир, который получил власть после военного переворота. Как только он получил полномочия, тут же запретил политические партии, отменил действие конституции. Несмотря на то что в Судане множество христиан, президент настаивает на регулировании жизни народа шариатом.

Известен Омар Хасан по подозрениям в организации массовых убийств чернокожих во время войны в Дарфуре. В 2009 году впервые в истории Международный уголовный суд выписал ордер на арест президента Судана, однако на своей должности Омар Хасан остается и по сей день.

КНДР

Северная Корея сегодня мелькает по всем новостным телеканалам. В этой стране также установлен строжайший тоталитарный строй, во главе которого стоит Ким Чен Ын. Он получил власть по наследству от отца Ким Чен Ира.

По разной информации, в стране около 150 тысяч людей занимаются принудительным трудом в лагерях для политических диссидентов. В государстве установлена строжайшая цензура, новостные телеканалы ежедневно вещают об успехах КНДР и ее лидера.

Саудовская Аравия

Саудовская Аравия - еще один пример. И хотя здесь установлена монархическая форма правления, строй этой страны также соответствует характеристикам диктатуры. Здесь не проводятся выборы правителя, тут существуют ограничения для женщин (им нельзя путешествовать, работать и даже водить машину). В королевстве применяют смертные казни и пытки к заключенным, внесудебные аресты.

Заключение

Теперь вы знаете значение слова "диктатура" и понимаете, какую форму правления оно означает. Это во всех отношениях мерзкий государственный строй, который всегда ведет к краху государства. Революция и диктатура - очень тесно связанные явления. Обычно революция является следствием недовольства граждан, которые больше не могут терпеть правление своего диктатора.

К счастью, в современном мире в силу развития интернет-технологий и свободного доступа к разным источникам информации такой государственный строй постепенно исчезает, однако в неразвитых странах он все еще есть. Впрочем, эта форма меняется, и даже в странах с демократическими режимами негласно действует так называемая "закулисная диктатура".

Форма осуществления власти - диктатура.

Функционирование диктаторского режима сопровождается радикальными или репрессивными мерами против политических оппонентов и жёстким подавлением или устранением тех прав и свобод граждан, которые тем или иным образом противоречат позиции данного режима.

Эффективность и оптимальность данной формы осуществления власти зависит от многих факторов, в том числе от объективной ситуации, восприятия обществом необходимости именно данной формы осуществления власти, формы отношения общества и власти, формы идеологического обоснования власти.

В настоящее время диктатурой, как правило, именуют режим власти одного лица или группы лиц (в противопоставлении народу), не ограниченный нормами законодательства и не сдерживаемый какими-либо общественными или политическими институтами. Несмотря на то, что нередко в условиях такой диктатуры сохраняются отдельные демократические институты, их реальное влияние на политику сводится к минимуму.

Типология

На современном этапе развития общества диктаторские политические системы могут существовать в одной из двух основных форм: авторитаризма и тоталитаризма . Последний термин на данный момент имеет скорее историческое значение, относясь преимущественно к определенным режимам середины и конца XX века , в то время как первый довольно активно используется и для характеристики современных государств с высокоцентрализованным управлением, ассоциируемых главным образом с третьим миром . Несмотря на наличие общих черт, продиктованных родовой близостью, эти две формы имеют также и ряд отличий, не позволяющих смешивать их между собой.

Если в рамках тоталитарной системы государство , его руководящие органы, общество, экономика , идеология и другие составляющие социума цементируются в единое образование, то авторитаризм характеризуется меньшей степенью подавления различных аспектов общественной жизни: к примеру, государство, хотя и пользуется неспособностью гражданского общества оказывать сопротивление власти, но, тем не менее, не предпринимает никаких мер, которые были бы направлены на прекращение его существования. Сохраняется определенная свобода действий в экономической сфере, в области личных убеждений («дозированное инакомыслие»), допускаются классовые различия определенного рода, могут существовать альтернативные партии и парламент . Кроме того, если при тоталитаризме власть концентрируется в руках определенной группировки или организации (к примеру, политической партии), то центром властных полномочий при авторитаризме является государство как таковое. В силу изложенного выше, смена авторитарного политического режима на демократическое устройство общества не обязательно подразумевает радикальных изменений всей общественной системы в целом, в то время как при демократизации тоталитарного устройства социума такие модификации неизбежны.

  1. Властные полномочия принадлежат группе наиболее финансово обеспеченных семейств , которым подконтрольны как политика, так и экономика государства. Такие варианты распространены, к примеру, в Латинской Америке .
  2. Лидерство принадлежит национальной буржуазии как классу («новой олигархии»), которая часто выступает в союзе с военными структурами. Эта модель встречается в африканских государствах.
  3. Главой государства является монарх , передающий власть по наследству; формально государство считается монархией, однако фактически существуют основания классифицировать его как авторитарный режим. Соответствующие вариации встречаются на Ближнем Востоке ; в зависимости от конкретной специфики монарх может также одновременно и являться религиозным лидером.

Нередко в отдельную форму выделяется также военная диктатура , характерная для ряда развивающихся стран .

Иногда встречаются случаи, когда говорить об однозначном соответствии общественного устройства тому или иному типу не представляется возможным по тем или иным причинам - к примеру, в силу того, что страна находится в переходном периоде и ещё не успела достигнуть определенного системного этапа в своем развитии. В таких случаях режим может определяться как смешанный, или промежуточный; в зависимости от конкретных соотношений употребляются термины «демократический авторитаризм» или «авторитарная демократия». Несмотря на общие диктаторские наклонности, в том числе - к применению силы, такой режим приемлет частную собственность и стремится опираться на определенные слои общества, в которых ищет поддержку; соответственно, в государстве наличествуют либеральные элементы, а экономическое устройство общества создает условия для их дальнейшего развития: чем активнее модернизируется экономика, тем сильнее демократические тенденции.

В историческом аспекте существовали также гибридные режимы, объединявшие в себе отдельные черты авторитаризма и тоталитаризма (пример - режим Франко в Испании 30-х гг. XX века).

Диктатура в Древнем Риме

Первоначально диктатурой именовалась высшая экстраординарная магистратура в Римской республике . Диктатура устанавливалась постановлением сената , согласно которому высшие ординарные магистраты республики - консулы назначали диктатора , которому передавали всю полноту власти . В свою очередь, диктатор назначал своего заместителя - начальника конницы . Диктаторам полагалось сопровождение 24 ликторов с фасциями - символами власти, в то время как консулам полагалось по 12 ликторов .

Диктаторы имели практически неограниченную власть и не могли быть привлечены к суду за свои действия, однако в обязательном порядке слагали свои полномочия по истечении срока. Первоначально диктатура устанавливалась на срок в 6 месяцев, либо на время исполнения поручения сената, как правило, связанного с устранением угрозы государству.

Диктатура в древнегреческих государствах

Диктатура была нередким явлением в Древней Греции и её колониях. Диктаторы в этих государствах назывались «тиранами», а диктатура - «тиранией». Первое время это слово не несло негативного оттенка. Большинство тиранов опирались на демос и притесняли аристократию . Некоторые из тиранов, особенно ранних, прославились как меценаты , справедливые правители и мудрецы: например тиран Коринфа Периандр или тиран Афин Писистрат . Но гораздо больше сохранилось рассказов о жестокости, подозрительности и самодурстве тиранов, которые изобретали изощренные пытки (особенно был известен тиран Акраганта Фаларид , сжигавший людей в медном быке). Существовал популярный анекдот (его героем был сначала Фрасибул Милетский , потом он привязывался и к другим лицам) о тиране, который на вопрос коллеги-тирана (вариант: сына) о наилучшем способе удержаться у власти стал ходить по полю и молча срывать все колоски, выдававшиеся над общим уровнем, показывая тем самым, что тирану следует уничтожать всё сколько-нибудь выдающееся в гражданском коллективе. Хотя на этапе становления греческого полиса тирания могла играть позитивную роль, кладя конец аристократическому произволу, в конечном итоге они быстро становились помехой для окрепшего гражданского коллектива.

Некоторые тираны стремились превратить свои государства в наследственные монархии. Но сколько-нибудь долговечных династий ни один из тиранов не создал. В этом смысле показателен оракул , будто бы полученный Кипселом , захватившим власть в Коринфе : «Счастлив Кипсел, и дети его, но не дети его детей». Действительно, сам Кипсел и его сын Периандр благополучно правили, но уже преемник (племянник) Периандра был быстро убит, после чего всё имущество тиранов было конфисковано, их дома срыты и их кости выброшены из могил.

Эпоха VII-VI вв. известна как эпоха «старшей тирании» ; к её концу в материковой Греции тираны исчезают (в Ионии они оставались из-за персидской поддержки, в Сицилии и Великой Греции - из-за специфической военной обстановки). В эпоху развитой демократии, в V в. до н. э. , отношение к тирании было однозначно негативное, и именно тогда этот термин приблизился к своему нынешнему значению. Тирания сама по себе воспринималась зрелым гражданским сознанием как вызов справедливости и основе существования гражданского коллектива - всеобщему равенству перед законом. О Диогене , например рассказывали, что на вопрос, какие животные самые опасные, он ответил: «из домашних - льстец, из диких - тиран»; на вопрос, какая медь наилучшая: «та, из которой сделаны статуи Гармодия и Аристогитона » (тираноубийц).

Диктатура в Новейшее время

Диктаторские режимы правого толка

В Европе

В Азии, Африке, Латинской Америке

Диктаторские режимы левого толка

Примером диктатуры левого толка является большевистский режим в СССР .

После войны в странах Восточной Европы под влиянием СССР установились коммунистические диктатуры, прекратившие своё существование в конце 1980-х - начале 1990-х годов (распад мировой системы социализма).

В большинстве своём средства массовой информации стран Западной Европы, некоторых стран Восточной Европы и США для описания политического строя в Республике Беларусь время от времени пользуются словосочетанием «последняя диктатура Европы», а президента Александра Лукашенко они называют «последним диктатором Европы» .

Скрытые формы диктатуры

Патриотический акт , принятый в США в 2001 году, по мнению ряда политологов и представителей правозащитных организаций, фактически дал старт развитию новой неявной формы диктатуры. По их мнению, этот документ наделяет чересчур широкими полномочиями правоохранительные и разведывательные органы государства и спецслужбы, приводимыми в действие по их усмотрению, и эти полномочия могут быть использованы во вред, то есть против граждан, не связанных с терроризмом, просто для установления более тщательного контроля над обществом в ущерб конституционным правам и свободам граждан США. Кроме того, по мнению критиков, данный документ позволяет создавать подзаконные распоряжения и инструкции для государственных и частных организаций, разрешающий применение различных методов получения информации вплоть до применения пыток.

Преимущества (объективные и субъективные)

Сторонниками диктатуры обычно указываются следующие преимущества диктатуры как механизма государственной власти:

  • Диктатура обеспечивает единство и, как следствие, прочность системы власти;
  • При единоличной диктатуре диктатор в силу своего положения выше любой политической партии (в том числе и своей) и поэтому является непредвзятой политической фигурой;
  • При диктатуре больше возможности осуществить какие-либо долговременные (не ограниченные сроком избрания) преобразования в жизни государства;
  • При диктатуре больше возможности осуществить кардинальные преобразования, необходимые в долгосрочной перспективе, но непопулярные в краткосрочной;

По сравнению с монархией выделяют следующие преимущества единоличной диктатуры:

  • К диктаторской власти обычно приходит человек, обладающий организаторскими и иными способностями, волей и знаниями. В то же время при монархии замещение власти проходит не по способностям кандидата, а по случайности рождения, вследствие чего верховную государственную власть может получить человек, совершенно не готовый к исполнению подобных обязанностей;
  • Диктатор обычно лучше монарха осведомлён о реальной жизни, о проблемах и чаяниях народа.

Недостатки и риски

Многие недостатки диктатуры и порождаемые ею риски есть оборотная сторона её достоинств. В частности:

  • Единство и прочность власти зачастую мнимые:
    • многие диктаторы не полностью уверены в прочности своей власти и поэтому склонны к проведению террора с целью упрочить своё влияние;
    • избыточная централизация власти делает государство заложником личных качеств диктатора как верховного правителя, - смерть диктатора может ввергнуть государство в кризисное состояние;
  • Велика возможность проникновения во власть людей, для которых власть есть самоцель, или просто профессионально непригодных к работе государственных властителей .
  • Новое правительство (особенно если при этом диктатор свергнут) может инициированные диктатором долговременные проекты свернуть ради сиюминутной политической выгоды, проигнорировав последующий за этим долговременный политический и даже экономический ущерб, особенно если он не сразу проявится.

Также в сравнении с республикой выделяют также следующие недостатки и риски:

  • При диктатуре больше теоретической возможности для возникновения монархии;
  • При единоличной диктатуре диктатор не несёт юридической ответственности перед кем-либо за последствия своего правления, что может привести к принятию решений, объективно не отвечающих интересам государства;
  • При диктатуре плюрализм мнений полностью отсутствует, либо ослаблен;
  • При единоличной диктатуре нет легальной возможности сменить диктатора, если его политика идет вразрез с интересами государства как общества.

В сравнению с монархией выделяют также следующие недостатки:

  • Диктатуру обычно не считают «богоугодной» формой государственного устройства. Хотя бывают и исключения. Например, диктатура Аугусто Пиночета поддерживалась церковью и гонений на религию не было.
  • есть страница

Диктатура – форма государственного устройства, при которой власть сконцентрирована в руках одного человека, группы лиц, клики или партии, монополизирующих ее. Ее суть отражена уже в самом термине "диктатура", который происходит от лат. dictatur , что означает "неограниченная власть".

В широком смысле слова под диктатурой подразумевается жесткая авторитарная или тоталитарная власть, не несущая ответственности перед гражданами данного государства. Диктатура – это монократия, которая в важнейших аспектах политической самоорганизации общества является антиподом демократии. Диктаторские режимы при всех существующих между ними различиях едины в неприятии конституционных и плюралистических принципов демократии.

Не допуская или существенно ограничивая оппозицию, они отвергают честные выборы, основанные на принципе конкуренции различных политических сил, либо заменяют их выборами плебисцитарного характера с одним безальтернативным кандидатом, где результаты заранее известны. Для них характерно отсутствие гарантий прав и свобод человека и гражданина – разделения властей, реального представительства народа в органах государственной власти и других демократических принципов и норм государственного устройства.

Диктатура, равно как и демократия, воплощается в жизнь в различных формах, ее можно обнаружить во всех цивилизациях и исторических эпохах. Уже с древнейших времен как на Востоке, так и на Западе существовали различные ее формы, такие как древневосточные деспотии, тирании античной Греции, абсолютные монархии Средних веков, самодержавие в России и т.д. В марксизме-ленинизме, служившем идеологической основой политического режима в СССР, использовалось понятие "диктатура пролетариата" для обозначения формы власти советского государства.

В наши дни политические системы диктаторского типа существуют в двух формах: авторитаризм и тоталитаризм. Обладая важнейшими характеристиками диктатуры, в ряде аспектов они значительно отличаются друг от друга. Для авторитаризма характерны доминирование государства над обществом, примат исполнительной власти над законодательной и судебной ветвями. Но здесь такое доминирование не приобретает той жесткости и всеохватности, которые характерны для тоталитаризма.

Авторитаризм использует слабость и неразвитость гражданского общества, но, в отличие от тоталитаризма, не уничтожает его. Может уживаться и сочетаться как с государственной, так и с рыночной экономикой. В ряде случаев формально функционируют парламент и политические партии, но их деятельность находится под строгим контролем государства. В наиболее "либеральных" авторитарных режимах допускается "дозированное" инакомыслие, сохраняются классовые, сословные, клановые, племенные различия.

Существует множество типов авторитарных режимов. В основном они распространены в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки, реже – в капиталистических странах (Испания, Португалия, Греция до антидиктаторских выступлений середины 1970-х гг.), отстающих в своем развитии от главных индустриальных стран.

Авторитаризм утверждается в результате выдвижения на господствующие позиции национальной компрадорской буржуазии, которая устанавливает тесные связи с военными. Типичными примерами этого типа являются режимы Камеруна, Туниса, Алжира и др.

В большинстве случаев главной опорой режима служит армия. В развивающихся странах большое распространение получил режим военной диктатуры, когда власть захватывают, как правило, путем военных переворотов. Этот тип представлен, например, военной диктатурой А. Пиночета в Чили, установленной в сентябре 1971 г., и режимом "черных полковников" в Греции в середине 1960-х гг, существовавшим до середины 1970-х гг.

В современном мире существуют также режимы, которые являются монархическими по форме и авторитарными по содержанию. Это так называемые абсолютные монархии, характеризующиеся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти в руках монарха. Они основаны на принципе наследования власти при отсутствии каких-либо законных способов лишения правителя властных полномочий. Такие режимы преобладают в исламских государствах Большого Ближнего Востока.

Можно выделить также режимы с большей либо меньшей жесткостью, или "либеральностью", в организации властной вертикали. Например, военно-политическая диктатура А. Пиночета в Чили отличалась от авторитарного режима Чои Ду Хвана в Южной Корее (занимал пост президента республики в 1980–1988 гг.) более откровенной опорой на репрессивный аппарат, большей интенсивностью террора и подавления и др.

В ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки различается также "авторитаризм развития". В данном случае политическая модернизация с уклоном па профессионализацию, демократизацию, разделение властей и т.д. идет медленно и с теми или иными трудностями. Здесь "авторитаризм развития" постепенно эволюционирует в сторону парламентаризма и демократии.

Существуют своего рода гибридные режимы, в которых органически сочетаются элементы как тоталитаризма, так и авторитаризма. К ним, как правило, относят франкистский режим в Испании и салазаровский в Португалии, просуществовавшие с 30-х гг. XX в. до демократических революций середины 70-х гг. Некоторые авторы (например, М. Дюверже) не без оснований называли их псевдофашистскими.

В XX в. важнейшие признаки политической системы диктаторского типа проявились в чисто тоталитарных режимах. В политической системе тоталитарного типа выделяются фашистский и национал-социалистический режимы соответственно в Италии и Германии на правом фланге идейнополитического спектра, а также большевистский в СССР – на его левом фланге (во всяком случае, в период господства сталинизма).

Фагиизм (итал. fascismo, от fascio пучок, связка, объединение) представляет собой одно из главных течений общественно-политической мысли и социально-политическое движение, получившие широкое распространение в странах Европы в 20–40-х гг. XX в. Основную роль в разработке, распространении и реализации идей, принципов и ценностей фашизма внесли граф Ж. А. де Гобино, X. Чемберлен, Г. д"Аннунцио, Дж. Джентиле, А. Розенберг, Й. Геббельс и, конечно, Б. Муссолини и А. Гитлер.

Наиболее законченное выражение эти идеи и концепции получили в итальянском фашизме и германском национал-социализме, воплотившихся в соответствующих политических режимах сначала в Италии, а затем в Германии. Между ними располагались переходные или гибридные режимы генерала Франко в Испании, Салазара в Португалии, Хорти в Венгрии.

В фашизме в качестве главного теоретического и аналитического инструмента трактовки мировой истории используется своеобразно трактуемая идея нации, или национализм, который в германской версии фашизма – национал-социализме приобрел форму расизма. В нем было достигнуто слияние крайних форм национализма с отдельными своеобразно трактуемыми элементами социализма, что и дало основание А. Гитлеру и его сподвижникам говорить о национал-социализме.

С самого начала фашизм рассматривал нацию как некий синтез всех без исключения материальных и духовных ценностей и как таковой пользующийся приоритетом перед отдельным индивидом, группами, слоями, классами. Как утверждал Гитлер, определяющее значение имеет "осуществление волеизъявления нации, ибо только это волеизъявление может быть исходной точкой для политических выступлений". В отличие от "буржуазного и марксистско-еврейского мировоззрения", откровенничал он, идея национал-социалистического "народного государства" оценивает "значение человечества в его базовых расовых терминах". Наиболее законченное выражение эта установка нашла в антисемитизме.

Фашисты отвергали какие бы то ни было ограничения на власть государства. Оно но своей сущности интегрально и тотально, в его рамках нет места частному в отрыве от публичного. Эта идея нашла доктринальное выражение в следующем афоризме Муссолини: "Все внутри государства, ничего вне государства, и ничего против государства".

Фашизм и большевизм имеют как точки соприкосновения концептуального и типологического характера, так и серьезные расхождения. Бросается в глаза изначальная несовместимость их идеологий. Здесь достаточно упомянуть такие дихотомические пары, как интернационализм – национализм, теория классовой борьбы – национально-расовая идея, материализм – идеализм, с помощью которых определяется противостояние марксизма-ленинизма и фашизма.

Если в марксизме-ленинизме в качестве главного теоретического и аналитического инструмента трактовки мировой истории брался класс, то в фашизме в качестве такового служила нация. Первый отдавал моральный и теоретический приоритет концепции класса, а второй – концепции нации и даже расы. В результате место марксистских понятий "прибавочная стоимость" и "классовая борьба" в национал-социализме заняли понятия "кровь" и "раса".

Фашисты и национал-социалисты как в теории, так и на практике отводили решающую роль политике и идеологии, они сохранили частную собственность на средства производства и рыночные механизмы функционирования экономики. Большевики же, которые в теории определяющую роль отводили базису, или экономике, пошли по пути полного обобществления средств производства. Если большевики уничтожили рынок, то национал-социалисты его оседлали, приручили.

Марксизм-ленинизм в теории руководствовался коммунистическим идеалом построения совершенного и справедливого общественного строя. Однако проблема состоит в том, что для реализации поставленной цели на вооружение были взяты безжалостные, антигуманные средства. В этом контексте величайшая ошибка большевиков состояла в том, что они дискредитировали великий коммунистический идеал.

При всем том неоспорим факт близости и определенного родства фашизма и большевизма по целому ряду параметров. Это, в частности, единая, всеохватывающая цель (хотя она существенно различается по своему содержанию); господство одной-единственной революционной партии нового типа; моноидеология, отвергающая другие идеологии; сходные средства и методы достижения идеальных целей; слияние в единое целое партии, государства и общества; политизация всех без исключения сфер жизни; физический и моральный террор и т.д.

Именно эти характеристики позволяют оценивать и фашизм в разных его вариантах, и марксизм-ленинизм в его большевистской интерпретации как два противоположных проявления или два альтернативных (правый и левый) варианта особого общественно-исторического феномена – тоталитаризма.

При этом нельзя забывать, что сами тоталитарные режимы были подвержены определенным изменениям. В Советском Союзе о более или менее чисто тоталитарном режиме, по-видимому, корректно говорить применительно к сталинскому режиму, охватывающему период с конца 1920-х до первой половины 1950-х гг. В последующие же годы имела место постепенная либерализация режима в плане отказа от наиболее жестких форм контроля над умами людей, а также от явного террора.

(лат. dictatura) - форма правления, при которой вся полнота государственной власти принадлежит одному лицу - диктатору, группе лиц или одной социальной прослойке («диктатура пролетариата»).

В настоящее время диктатурой, как правило, именуют режим власти одного лица или группы лиц, не ограниченный нормами законодательства, не сдерживаемый какими-либо общественными или политическими институтами. Несмотря на то, что нередко в условиях диктатуры сохраняются отдельные демократические институты, их реальное влияние на политику сводится к минимуму. Как правило, функционирование диктаторского режима сопровождается репрессивными мерами против политических оппонентов и жестким ограничением прав и свобод граждан.

Диктатура в Древнем Риме

Первоначально диктатурой именовалась высшая экстраординарная магистратура в Римской республике. Диктатура устанавливалась постановлением сената, согласно которому высшие ординарные магистраты республики - консулы назначали диктатора, которому передавали всю полноту власти. В свою очередь, диктатор назначал своего заместителя - начальника конницы. Диктаторам полагалось сопровождение 24 ликторов с фасциями - символами власти, в то время как консулам полагалось по 12 ликторов.

Диктаторы имели практически неограниченную власть и не могли быть привлечены к суду за свои действия, однако в обязательном порядке слагали свои полномочия по истечении срока. Первоначально диктатура устанавливалась на срок в 6 месяцев, либо на время исполнения поручения сената, как правило, связанного с устранением угрозы государству.

Однако в 82 году до н. э. был избран первый бессрочный диктатор Луций Корнелий Сулла (формально - «для проведения законов и для приведения республики в порядок» (legibus faciendis et rei publicae constituendae causa)). В 79 году Сулла, однако, сложил свои полномочия диктатора. В 44 году, за месяц до гибели от рук заговорщиков, бессрочным диктатором стал Гай Юлий Цезарь, до этого несколько раз избиравшийся диктатором во время гражданской войны по обычной схеме. Должность диктатора была отменена в 44 году до н. э., вскоре после убийства Цезаря.

Сулла и Цезарь были последними диктаторами по формальной должности и первыми диктаторами Рима в современном смысле слова. Октавиан Август и последующие императоры не назначались на должность диктатора (хотя Августу эта должность и предлагалась), но фактически обладали диктаторской властью. Формально Римское государство ещё долго считалось республикой и существовали все республиканские органы власти.

Уже Август добился того, что его преемником стал его приёмный сын - Тиберий. В дальнейшем подобные случаи происходили всё чаще. Это стало одной из предпосылок к последующему преобразованию Древнего Рима в монархию.

Диктатура в древнегреческих государствах

Диктатура была нередким явлением в Древней Греции и её колониях. Диктаторы в этих государствах назывались «тиранами», а диктатура - «тиранией». Первое время это слово не несло негативного оттенка. Большинство тиранов опирались на демос и притесняли аристократию. Некоторые из тиранов, особенно ранних, прославились как меценаты, справедливые правители и мудрецы: например тиран Коринфа Периандр или тиран Афин Писистрат. Но гораздо больше сохранилось рассказов о жестокости, подозрительности и самодурстве тиранов, которые изобретали изощренные пытки (особенно был известен тиран Акраганта Фаларид, сжигавший людей в медном быке). Существовал популярный анекдот (его героем был сначала Фрасибул Милетский, потом он привязывался и к другим лицам) о тиране, который на вопрос коллеги-тирана (вариант: сына) о наилучшем способе удержаться у власти стал ходить по полю и молча срывать все колоски, выдававшиеся над общим уровнем, показывая тем самым, что тирану следует уничтожать всё сколько-нибудь выдающееся в гражданском коллективе. Хотя на этапе становления греческого полиса тирания могла играть позитивную роль, кладя конец аристократическому произволу, в конечном итоге они быстро становились помехой для окрепшего гражданского коллектива.

Некоторые тираны стремились превратить свои государства в наследственные монархии. Но сколько-нибудь долговечных династий ни один из тиранов не создал. В этом смысле показателен оракул, будто бы полученный Кипселом, захватившим власть в Коринфе: «Счастлив Кипсел, и дети его, но не дети его детей». Действительно, сам Кипсел и его сын Периандр благополучно правили, но уже преемник (племянник) Периандра был быстро убит, после чего всё имущество тиранов было конфисковано, их дома срыты и их кости выброшены из могил.

Эпоха VII-VI вв. известна как эпоха «старшей тирании»; к её концу в материковой Греции тираны исчезают (в Ионии они оставались из-за персидской поддержки, в Сицилии и Великой Греции - из-за специфической военной обстановки). В эпоху развитой демократии, в V в. до н. э., отношение к тирании было однозначно негативное, и именно тогда этот термин приблизился к своему нынешнему значению. Тирания сама по себе воспринималась зрелым гражданским сознанием как вызов справедливости и основе существования гражданского коллектива - всеобщему равенству перед законом. О Диогене, например рассказывали, что на вопрос, какие животные самые опасные, он ответил: «из домашних - льстец, из диких - тиран»; на вопрос, какая медь наилучшая: «та, из которой сделаны статуи Гармодия и Аристогитона» (тираноубийц).

В IV в. до н. э., в условиях острого кризиса полиса, в греческих городах-государствах вновь появляются тираны (так называемая «младшая тирания») - как правило, из удачливых военачальников и командиров наёмных отрядов; но на этот раз рассказы о мудрых и справедливых тиранах вовсе отсутствуют: тираны были окружены всеобщей ненавистью и сами в свою очередь жили в атмосфере постоянного страха.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907).

Диктатура в Средние века

В Средневековье господствующей формой правления была монархия. Даже в результате переворотов к власти, как правило, приходили представители королевских или других знатных родов, причём они не скрывали намерений передавать свою власть по наследству. Однако существовали и исключения. Многие города-коммуны и торговые республики нанимали для обороны полководцев - кондотьеров или князей. На время войны кондотьеры получали большие властные полномочия в городе. После войны, опирясь на наёмное войско, набранное на деньги города, некоторые кондотьеры удерживали власть, превращаясь в диктаторов. Такая диктатура называлась синьорией. Некоторые синьории становились наследственными, превращясь в монархии. Одним из самых известных диктаторов, основавших монархию, являлся Франческо Сфорца.

Диктатура в Новейшее время

Диктаторские режимы правого толка

В Европе

В Новейшее время диктаторские режимы получили широкое распространение в Европе в 20-е - 40-е годы 20-го века. Зачастую, их установление становилось следствием распространения тоталитарных идеологий. В частности, в 1922 году установлена фашистская диктатура в Италии, а в 1933 - нацистская диктатура в Германии. Диктатуры крайне правого толка были установлены и в ряде других европейских государств. Большинство таких диктаторских режимов прекратили свое существование в результате Второй мировой войны.

Высказываются мнения, что в Российской Федерации, Республике Беларусь в настоящее время имеет место одна из форм диктатуры

В Азии, Африке, Латинской Америке

В Азии, Африке и Латинской Америке установлением диктатур сопровождался процесс деколонизации. Широко практиковался в указанных регионах захват государственной власти выходцами из военной среды, приводивший к установлению военных диктатур.

Диктаторские режимы левого толка

В марксизме имеется также понятие диктатуры пролетариата.

Скрытые формы диктатуры

Патриотический акт принятый В США, фактически дал старт развитию новой формы диктатуры. Патриотический акт наделяет чересчур широкими полномочиями правоохранительные и разведывательные органы государства, приводимыми в действие по их усмотрению, и что такие полномочия могут быть пущены в ход против граждан, не связанных с терроризмом, просто для установления более тщательного контроля над обществом в ущерб конституционным правам и свободам граждан США. Данный документ, позволяет создавать подзаконные распоряжения и инструкции для государственных и частных организаций, разрешающий применение различных методов получения информации, вплоть до применения пыток.

Преимущества и недостатки

Сторонниками диктатуры обычно указываются следующие преимущества диктатуры как формы правления:
Диктатура обеспечивает единство и, как следствие, прочность системы власти;
Диктатор в силу своего положения выше любой политической партии (в том числе и своей) и поэтому является непредвзятой политической фигурой;
При диктатуре больше возможности осуществить какие-либо долговременные (не ограниченные сроком избрания) преобразования в жизни государства;
При диктатуре больше возможности осуществить кардинальные преобразования, необходимые в долгосрочной перспективе, но непопулярные в краткосрочной;
Диктатор гораздо больше, чем избранный руководитель государства, осознает свою ответственность за управляемое им государство.

По сравнению с монархией выделяют следующие преимущества:
К диктаторской власти обычно приходит человек, обладающий организационными и иными способностями, волей и знаниями. В то же время при монархии замещение власти проходит не по способностям кандидата, а по случайности рождения, вследствие чего верховную государственную власть может получить человек, совершенно не готовый к исполнению подобных обязанностей;
Диктатор обычно лучше монарха осведомлён о реальной жизни, о проблемах и чаяниях народа.

Среди недостатков диктатуры обычно упоминаются следующие:
Диктаторы обычно менее уверены в прочности своей власти, поэтому они нередко склонны к массовым политическим репрессиям;
После смерти диктатора может возникнуть риск политических потрясений;
Велика возможность проникновения во власть людей, для которых власть является самоцелью.

По сравнению с республикой выделяют также следующие недостатки:
При диктатуре больше теоретической возможности для возникновения монархии;
Диктатор не несет юридической ответственности перед кем-либо за своё правление, что может привести к принятию решений, объективно не отвечающих интересам государства;
При диктатуре плюрализм мнений полностью отсутствует либо ослаблен;
Нет легальной возможности сменить диктатора, если его политика оказалась противоречащей интересам народа.

По сравнению с монархией выделяют также следующие недостатки:
Диктатуру обычно не считают «богоугодной» формой государственного устройства.
В отличие от диктатора, монарх, как правило, с детства воспитывается с учётом того, что в будущем он станет верховным правителем государства. Это позволяет ему гармонично развивать качества, необходимые для такой должности.