Ушинский К. «Гуси», «Гусь и журавль», «Голуби», «Козел».

Чарушин Е. «Корова», «Коза», «Баран», «Индюк», «Утка с утятами», «Кролик», «Свинья».

Маршак С. «Сказка о глупом мышонке».

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ УГОЛКЕ

§ Наклейте картинки с изображениями лошади, кошки, коровы, козы, собаки, овцы, барана, быка, осла, кролика, слона, оленя, свиньи, верблюда.

§ Учите детей называть каждое животное в единственном и множественном числах (одна кошка - кошки - много кошек).

Собака лает. - Собаки лают.

Свинья хрюкает. - Свиньи...

Кошка мяукает. - Кошки...

Слон трубит. - Слоны...

Бык ревет. - Быки...

Корова мычит. - Коровы...

Овца блеет. - Овцы...

Ребенок должен четко проговаривать окончания глаголов.

§ Кто как ест?

Кролик грызет морковку.

Собака грызет косточку.

Кот лакает молоко.

Верблюд жует колючки.

Олень жует мох.

Корова, бык, коза, овца, баран жуют траву.

§ Учите детей рассказывать о каждом животном по плану:

Как называется животное?

Чем и как питается?

Например: - Это коза. Коза - домашнее животное.

Коза ходит. Коза блеет. Коза жует листья и траву.

§ Части туловища домашних животных.

Спросите у ребенка, у кого есть грива, рога, копыта, хобот, морда, клыки, хвост, пятачок, шерсть, щетина, вымя, ноги, лапы?

Образец ответа: - У коня грива. У коня густая грива.

§ Какую пользу приносят человеку домашние животные?

Корова дает молоко. Овца дает шерсть.

Олень дает шерсть, мех. Кролик дает шерсть. Из этих животных получают мясо. Коза дает шерсть, молоко.

Осел возит грузы. Верблюд возит грузы, дает шерсть, молоко. Кот ловит мышей. Собака сторожит дом. Лошадь возит грузы.

Звук, а точнее, ржание лошади если не вживую, то в каком-то историческом фильме слышали, наверное, все. Однако, по голосу, который подает животное, коневоды и опытные спортсмены-конники могут сразу понять эмоции или желания коней. Хотите научиться также понимать ржание лошади, тогда не пропустите наш небольшой обзор их звуковых сигналов. А какие звуки издает скакун при движении? Об этом также поговорим уже сейчас.

[ Скрыть ]

Звуки и сигналы, их расшифровка

В языковом арсенале коней очень много звуков и точно так же, как владельцы кошек или собак умеют по голосу распознавать желания своих питомцев, опытные конники умеют понимать своих скакунов. Среди звуковых сигналов различают фырканье и собственно вибрации голосовых связок или просто ржание лошади. «Фырканье» создается за счет движения воздуха из ноздрей животного и отличается глухим, но резким звучанием. Таким образом, создавая сильную вибрацию внутри носа, скакун очищает пути, когда двигается и нуждается в большем количестве воздуха или ест сено и траву (щекочет нос). Однако, фыркать кони могут и выражая эмоции, например, удивление, недовольство.

Кони при знакомстве пытаются лучше почувствовать запах друг друга, сильно выдыхая ноздрями воздух, поэтому также часто фыркают.

Еще один очень важный звук лошади - это храп. Его кони выдают при помощи сильного толчка воздуха через гортань. Немного приглушенное, глухое храпение животные издают при испуге или при недовольстве. Особенно часто храпят жеребцы, выражая тем самым свою грозность и силу. Часто храп завершает ржание лошади.

Однако, самый важный звук лошади – это ржание. С его помощью животные общаются как между собой, так и с человеком. Кони подают голос из разных причин и при этом меняют интенсивность голоса, его силу, тембр, длительность, тональность. Разное ржание коня показывает его эмоции и сигналы, например, как на видео (unterwein) во время драки. Также очень важными являются другие мимические жесты животного: движения глаз, ушей, позиция ног, поза, движения хвостом и прочее.


Проводя много времени рядом с конями, можно научиться их понимать. Рассмотрим какие есть голоса более подробно и какое ржание лошади что означает.
Звук МР3 вариант Эмоция или желание
Гугуканье или тихое короткое ржание лошади (скакун подает голос не открывая рта и напрягая голосовые связки)
  • Что-то незнакомое, что интересует, но одновременно настораживает животное;
  • кобыла подает сигнал или зовет жеребенка;
  • жеребец заигрывает с кобылицей;
  • «скоро обед»;
  • «обрати на меня внимание».
Короткое ржание лошади
  • Просит пить;
  • короткое ржание лошади подают при встрече знакомого человека;
  • привлекают к себе внимание.
Протяжное ржание лошади
  • Что-то просит, например, еду;
  • протест;
  • страх;
  • сексуальное влечение при виде противоположного пола.
Визг или сильное высокое ржание лошади
  • Сильный страх или испуг;
  • кобыла нервничает рядом с жеребцом.
Короткое и низкое ржание коня
  • Жеребец чует или видит кобылу;
  • подает другому сопернику сигнал о нападении или о недовольстве.

Цокот копыт

Цокот копыт – еще один вариант звуков, какие издает лошадь. Однако, если ржание коня зависит от его эмоций и желаний, то цокот копыт от темпа движения. Наиболее отчетливо слышен цокот подкованных копыт по твердой почве (асфальт). Некованые копыта на земле или грунтовой дороге не создают никакого особого цокота, кроме глухого удара. Давайте же разберемся, какие звуки отвечают какому аллюру.

Шаг – размеренный и четкий темп в четыре такта, когда каждая нога создает свой отдельный звук при соприкасании с поверхностью земли - «Цок-цок-цок-цок». Частота повторения удара об землю зависит от скорости шага, поэтому по звуку можно понять, с какой примерно скоростью движется животное.

Рысь – двухтактный ритм, при котором животное попеременно переставляет переднюю и заднюю ноги. Темп зависит от типа рыси (собранная, прибавленная), слышится два удара копытами.

Галоп – трехтактный ритм, при котором слышится три удара копытом, так как животное почти одновременно на землю ставит три ноги.

Карьер – прибавленный галоп, в звучании которого теряется четкое разграничение отдельных ног, так как скакун движется очень быстро.

Особенно неповторимая атмосфера всегда создается на ипподроме, когда кони бегут очень резво и группой. Конечно, в общем топоте копыт не различаются отдельные звуки, но зато в этом общем шуме и грохоте мимо пробегающих скакунов всегда ощущается некая сила и мощь. Убедиться в этом предлагаем со следующей записи.

Видео «В упряжке - цокот копыт»

Услышать, как стучат копыта коня по дороге на шаге и на рыси предлагаем также из этого видео - виртуальная прогулка в экипаже от Яны Хромовой.

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Лает громко пес лохматый, во дворе свистят ребята,

Жук над головой жужжит, телка рыжая мычит,

Прочирикал воробей песенку про сто червей.

Промурлыкал в кресле кот, а в лесу медведь ревет.

Квакает в лесу лягушка, на суку кричит кукушка,

В луже хрюкает свинья, собралась ее семья.

Кукарекает петух, в дудочку дудит пастух.

На лугу мычит корова, воет волк в овраге строго,

Белый гусь гогочет, Оленька хохочет.

У кого кто есть

У верблюда есть горбатый верблюжонок.

У серой мышки - маленький мышонок.

У кошки - пушистые котята,

У белки - рыжие бельчата.

У крольчихи - пуховые крольчата,

У собаки - шаловливые щенята,

У коровы - ласковый теленок,

У свиньи - веселый поросенок,

У лошади есть жеребенок,

У козы - смешной козленок,

У овцы - кудрявые ягнята,

А у мамы - конопатые ребята.

Задание 4. Дидактическая игра «Назови семью».

Он - кот, она - кошка, детеныш(и) - котенок (котята).

Он - конь, она - лошадь, детеныш(и) - жеребенок, (жеребята).

Задание 5. Дидактическая игра «Кто где живет»

Корова живет в коровнике, свинья - в свинарнике, лошадь - ... , (собака).

Задание 6. Дидактическая игра «Отгадай, кто это?»

(Взрослый загадывает загадку, а ребенок ее отгадывает,)

Сторожит, грызет, лает? - ....

Хрюкает, роет? - ....

Ржет, бегает, скачет? - ....

Мяукает, лакает, царапается? - ....

Мычит, жует, ходит? - ....

(Затем аналогичные загадки загадывает ребенок.)

Задание 7. Упражнение в понимании функции суффиксов в словообразовании «Два брата Ик и Ищ».

Стоял дом. В нем жил кот. У кота был рот, нос, хвост, усы, глаза. Но вот однажды к дому кота пришли два брата - звали одного Ик, а другого - Ищ. Ик был маленький и ласковый, он превратил дом в домик. А Ищ был очень большой, он превратил дом в домище. В домике стал жить котик, а в домище - котище. У котика был ротик, носик, лобик, хвостик, усики, глазки. А у кота был ротище, носище, лбище, хвостище, усищи и глазищи. (Обратить внимание ребенка на то, что если в слове слышится ик, значит предмет маленький, а если в слове слышится ищ, то значит предмет большой.)

Задание 8. Подобрать как можно больше действий к предмету: кошка - лакает, мяукает, царапается, мурлыкает, ласкается, облизывается... ; собака - сторожит, лает, кусает, охраняет, бросается, ласкается, воет, бегает... .

Задание 9. Дидактическая игра «Чей хвост, чье туловище, чья голова, чьи уши?» (образование притяжательных прилагательных).

Хвост (чей?) - кошачий... .

Туловище (чье?) - кошачье... .



Голова (чья?) - кошачья... .

Задание 10. Пересказать рассказ.

Кошка

(рассказ-описание)

У кошки мягкая, гладкая шерсть и большой пушистый хвост. На мордочке у нее большие круглые глаза, которые светятся в темноте, чуткие ушки и длинные усы. Кошка крадется мягко, осторожно, когда идет за добычей. Кошка - домашнее животное, живет рядом с человеком, ловит мышей и крыс.

Дружок

Пастух пас стадо овец у леса. Пастух заснул. Волк вышел из леса и схватил овечку. У пастуха была собака Дружок. Дружок погнался за волком и отбил овечку.

(Объяснить ребенку значение словосочетаний: «стадо овец», «отбил овечку».)

Тема «Перелетные птицы»

(2-я неделя)

вспомнить вместе с ребенком, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе, почему птицы улетают в теплые края на зиму;

назвать птиц, которые улетают на юг, объяснить, почему они улетают и называются перелетными;

рассмотреть иллюстрации с изображением перелетных птиц.

Задание 2. Дидактическая игра «Четвертый лишний»: ворона, утка, голубь, воробей.

Задание 3. Дидактическая игра «Улетает - не улетает». (Взрослый называет птицу, а ребенок говорит, перелетная она или зимующая.)

Задание 4. Дидактическая игра «Кто больше назовет перелетных птиц».

Задание 5. Составить описательные рассказы о перелетных птицах (по выбору).

Задание 6. Дидактическая игра «Один - много» (образование множественного числа имен существительных): утка - утки, лебедь - лебеди....

Задание 7. Дидактическая игра «Улетели птицы» (упражнение в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе).

Нет (кого?) - нет лебедя, утки... .

Нет (кого?) - нет лебедей, уток... .

Задание 8. Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»: лебединое (озеро), лебединая (шея), лебединый (клин).

Задание 9. Выучить стихотворение.

Птичка летает, птичка играет, птичка поет.

Птичка летала, птичка играла, птички уж нет.

Где же ты, птичка, где ты, певичка?

В дальнем краю гнездышко вьешь ты,

Там и поешь ты песню свою. (И. Токмакова)

Задание 10. Вспомнить стихотворение И.Токмаковой «Десять птичек - стайка» (см. 2-ю неделю ноября, ст. гр.) и назвать перелетных и зимующих птиц.

Тема «Звери наших лесов»

(3-я неделя)

поговорить с ребенком о том, какие дикие животные Живут в наших лесах;

вспомнить их названия, внешние признаки, повадки, детенышей, чем питаются, как добывают себе пищу, как называется их жилище;

рассмотреть иллюстрации с изображением этих животных;

вспомнить загадки о зверях наших лесов.

Задание 2. Почему эти животные называются дикими?

Задание 3. Подобрать как можно больше признаков к предмету: (согласование прилагательных с существительными):

волк (какой?) - ..., медведь (какой?) - ..., лиса (какая?) - ..., еж (какой?) - ..., заяц (какой?) - ..., белка (какая?) - ...

Задание 4. Подобрать как можно больше действий к пред, мету: медведь (что делает?) - ..., лиса (что делает?) - ....

Задание 5. Дидактическая игра «Чей, чья, чье?» (образование притяжательных прилагательных). След (чей?) - лисий, волчий... . Уши (чьи?) - лисьи, волчьи... . Голова (чья?) - лисья, волчья... .

Задание 6. Дидактическая игра «Чей хвост?» (образование притяжательных прилагательных).

Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца - хвост волка, у волка - хвост лисы, у лисы - хвост медведя... . Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост?» Вот хвост волка. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? - волчий. А это чей такой хвост - маленький, пушистый, белый? - зайца... и т.д. Теперь все звери нашли свои хвосты.

Задание 7. Подобрать родственные слова. Медведь - медведица, медвежонок, медвежий, медведушка (волк, лиса...).

Задание 8. Дидактическая игра «Кто сидит в клетке? Кого не стало?» (употребление родительного падежа имен существительных во множественном числе).

Задание 9. Дидактическая игра «Кто где живет» (употребление предложного падежа существительного).

Лиса живет в норе. Медведь зимует в... . Волк живет в... . Белка живет в... . Ежик живет в... .

Первый заяц, второй заяц... пятый заяц. Один заяц, два зайца... пять зайцев.

Задание 11. Прослушать рассказ.

Заяц

У зайца длинные уши и вытянутая мордочка. Задние лапы у него намного длиннее, чем передние. Поэтому заяц очень быстро бегает и скачет. Шкурка у зайчика мягкая, теплая. Зимой она белая, а летом серая: так ему легче скрываться от врагов. Заяц вместе с зайчатами живет в лесу в норе.

Составить самостоятельно описательный рассказ об одном из животных наших лесов, придерживаясь следующего плана:

Название.

Где живет?

Внешний вид (размер, окраска, шерсть).

Чем питается?

Как добывает корм?

Как защищается?

Детеныши.

Тема «Осень» (обобщение)

(4-я неделя)

вспомнить с ребенком, какое сейчас время года, назвать осенние месяцы по порядку;

обратить внимание ребенка на то, какие изменения произошли в живой и неживой природе;

сравнить природу ранней и поздней осенью;

рассказать о том, что происходит с деревьями осенью, как звери и птицы готовятся к зиме;

вспомнить названия перелетных птиц, почему они так называются;

перечислить как можно больше признаков осени;

рассказать о труде колхозников на полях осенью.

Задание 2. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. - Когда это бывает?

Осень

Опустел скворечник, улетели птицы,

Листьям на деревьях тоже не сидится.

Целый день сегодня все летят, летят...

Видно тоже в Африку улететь хотят. (И. Токмакова)

Осень

Скучная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льется, лужи у крыльца.

Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?

Еще просит сердце света и тепла. (А. Плещеев)

Задание 4. Подобрать как можно больше признаков к слову осень: осень (какая?) - золотая, дождливая... .

Задание 5. «Подбери предметы к признакам». Осенний - день, ... . Осенняя - погода, ... . Осеннее - небо, ... . Осенние - дожди, ... .

Задание 6. Дидактическая игра «Правильно - неправильно» (понимание причинно-следственных связей).

· Я взял зонт, потому что пошел дождь. Пошел дождь потому, что я взял зонт.

· Птицы улетели на юг, потому что наступила осень. Осень наступила потому, что птицы улетели на юг.

Задание 7. Ответить на вопросы по теме «Осень».

Какая погода осенью? Какой идет дождик осенью?

Где цветы завяли? Листья падают откуда?

Какие птицы улетели? Куда?

Что собрали колхозники?

Задание 8. Объяснить ребенку значение словосочетаний: «Моросит дождь», «серые тучи», «желтеют листья», «исчезают цветы», «наступила осень», «ранняя (поздняя) осень».

Задание 9. Составить рассказ об осени по следующему плану:

Когда наступает осень?

Назови осенние месяцы.

Приметы ранней осени в природе.

Красота золотой осени.

Какие стихи об осени ты знаешь?

Приметы поздней осени.

Труд человека в осенний период.

Задание 10. Объяснить ребенку пословицы об осени.

· Лето - со снопами, осень - с пирогами.

· В ноябре зима с осенью борется. © Холоден сентябрь, да сыт.

Декабрь

Тема «Библиотека»

(1-я неделя)

рассказать детям о библиотеке и работе библиотекаря;

спросить, для чего людям нужны библиотеки;

рассказать о том, что нужно беречь книги, и о том, как много людей разных профессий трудятся над созданием книг;

посетить вместе с ребенком библиотеку.

Задание 2. Рассмотреть вместе с ребенком книгу, обращая внимание на шрифт, обложку, иллюстрации.

Задание 3. Отгадать загадку.

Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

Задание 4. Выучить стихотворение.

Заболела эта книжка - разорвал ее братишка. Я больную пожалею - я возьму ее и склею.

Задание 5. Попытайтесь вместе с ребенком сочинить рассказ, сказку или стихотворение. Сделайте книжку, пусть ребенок нарисует картинки к своей книге, красочно ее оформит и принесет в детский сад.

Задание 6. Дидактическая игра «Подбери признак к пред­мету»: книга (какая?) - детская, художественная, научная, красочная, большая....

Задание 7. Подобрать родственные слова к слову книга (книжка, книжный, книголюб, книгопечатание).

Задание 8. Предложить ребенку выполнить по заданию взрослого действия с книгой:

· положить книгу на стол, в стол, под стол, около стола;

· достать книгу из сумки...

Затем спросить у ребенка: «Что ты сделал?» - «Я положил книгу на стол»... (упражнение на понимание и употребление предлогов).

Задание 9. Дидактическая игра «Угадай сказку по отрывку». (Взрослый читает отрывок из сказки, а ребенок угадывает ее название.)

Тема «Зимующие птицы»

(2-я неделя)

рассмотреть с ребенком на иллюстрациях зимующих птиц, вспомнить их названия, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина), где они живут, чем питаются, почему называются зимующими;

во время совместной прогулки в парке или на улице рассмотреть встретившихся зимующих птиц, обратить внимание на то, какие птицы часто прилетают во двор;

провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой;

изготовить совместно с ребенком кормушку и повесить на улице.

Задание 2. Вспомнить загадки о зимующих птицах.

Задание 3. Составить сравнительный рассказ о снегире и синице,

Задание 4. Составить описательные загадки о зимующих птицах.

Эта птица маленькая. У нее короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях светлые полоски. Целый день чирикает и прыгает. - Воробей.

Задание 5. Синица, воробей, грач, снегирь.

Задание 6. Дидактическая игра «Подбери признак» (согласование имен существительных с прилагательными): синица (какая?) - ..., голубь (какой?) - ....

Задание 7 . Пересказ рассказа «Кормушка».

Увидали дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На другой день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.

Задание 8. Подобрать родственные слова: корм - кормить, кормушка, накормленный, кормление (птица).

Задание 9. Рассказать, как ребенок помогает птицам зимой (рассказ из личного опыта).

Тема «Хвойные деревья»

(3-я неделя)

во время прогулки в зимнем лесу или парке совместно с ребенком рассмотреть и сравнить хвойные деревья: сосну и ель, вспомнить, почему они называются хвойными и вечнозелеными деревьями;

внимательно рассмотреть и сравнить ствол, крону, расположение веток, хвою и шишки ели и сосны;

на иллюстрациях рассмотреть и другие хвойные деревья: пихту, лиственницу, рассказать, где растут эти деревья, рассмотреть их листья и плоды, в каких целях использует человек эти деревья;

объяснить ребенку, почему лес - наше богатство.

Задание 2. Вспомнить стихи и загадки о хвойных деревьях.

Задание 3. Подобрать родственные слова: ель - елка елочка, еловый, ельник (сосна).

Задание 4. Дидактическая игра «Назови - какой» (образование относительных прилагательных).

Лес (какой?) - еловый, сосновый, кедровый... .

Шишка (какая?) - еловая... .

Иголки (какие?) - сосновые....

Задание 5. Дидактическая игра «Подбери признак к предмету»: ель (какая?) - ..., сосна (какая?) - ..., кедр (какой?) - ... .

Задание 6. Дидактическая игра «Четвертый лишний». Дуб, береза, осина, лиственница. Кедр, липа, сосна, ель.

Задание 7. Составить описательную загадку о хвойном дереве по выбору.

Задание 8. Составить сравнительный рассказ о ели и сосне по плану:

Где растет?

Какой внешний вид (величина, крона, хвоя, шишки)?

В каких целях человек их использует?

Задание 9. Составить предложения из слов.

Заяц, елка, сидеть, под.

Белка, сидеть, сосна, на.

Гриб, расти, ели, между.

Задание 10. Выучить и отгадать загадку.

Ее всегда в лесу найдешь, пойдем гулять - и встретим.

Стоит, колючая, как еж, зимою в платье летнем.

А к нам придет на Новый год - ребята будут рады,

Хлопот веселых полон рот, готовят ей наряды. (Елка).

Задание 11.

Задание 12. Изготовить поделки из природного материала (шишек, хвои, деревьев).

Тема «Новый год»

(4-я неделя)

рассказать ребенку о том, какой праздник скоро наступит;

обратить внимание на отрывной календарь, на его последние страницы;

рассмотреть дома новогоднюю елку, совместно с ребенком ее украсить, рассказать о елочных игрушках, обратить внимание на их внешний вид и материал, из которого они сделаны, назвать их, сравнить игрушки по величине и цвету;

посмотреть на большую елку, установленную на центральной улице города;

вспомнить, кто приходит в гости к ребятам на Новый год и приносит подарки.

Задание 2. Отгадать загадку.

· На первую ступеньку встал парень молодой,

К двенадцатой ступеньке пришел старик седой. (Новый год)

Задание 3. Совместно с ребенком вспомнить, сколько месяцев в году, и повторить их названия.

Задание 4. Составить рассказ (из личного опыта) «Как я украшал новогоднюю елку».

Задание 5. Дидактическая игра «Подбери признак к предмету»: елка (какая?) - ..., праздник (какой?) - ..., елочные игрушки (какие?) - ..., Дед Мороз (какой?) - ..., Снегурочка (какая?) - ..., ребята (какие?) - ..., подарки (какие?) - ....

Задание 6. Пересказать рассказ.

Елка

В детском саду елка. У елки стоит Дед Мороз, большой, седой, в красной шубе, в меховой шапке, в белых валенках, с палкой в руке. Он очень понравился ребятам. Саша на него смотрел, смотрел, подошел и тронул. Дед Мороз зашевелился, голову поднял и громко спросил:

Кто меня разбудил?

Это я, Саша.

Спасибо, Саша, а то я чуть праздник не проспал. Пришлось бы подарки в лес увозить.

Задание 7. Выучить стихотворение.

Елка

Горит огнями елочка, под нею тени синие,

Колючие иголочки, как будто в белом инее.

Огни на елке яркие повсюду зажигаются.

Во всех домах, по всей стране ребята улыбаются. (Л. Некрасова}

Задание 8.

Елочка зеленая выросла в лесу.

Елочку на праздник я домой несу.

Задание 9. Совместно с ребенком изготовить несколько елочных игрушек.

Январь

Тема «Зимние забавы»

(2-я неделя)

спросить у ребенка, какое сейчас время года, в какие игры дети любят играть зимой и почему, что им нужно для зимних игр;

выяснить, в какие игры нельзя играть зимой и почему.

Задание 2. Совместно с ребенком вспомнить, какой зимний спортивный инвентарь ему знаком и какие загадки о нем он знает.

Задание 3. Вспомнить и назвать зимние виды спорта.

Задание 4. Дидактическая игра «Почему так назван?» (упражнение на словообразование, в том числе и образование сложных слов): конькобежец (бегает на коньках), саночник (катается на санках), лыжник (катается на лыжах), хоккеист (играет в хоккей), фигурист (занимается фигурным катанием).

Задание 5. Дидактическая игра «Кому что нужно» (употребление дательного падежа имен существительных): клюшка нужна хоккеисту, коньки нужны... , санки - ... , лыжи - ... , шайба - ... .

Задание 6. Дидактическая игра «Четвертый лишний». Санки, лыжи, скакалка, коньки.

Задание 7. Составить рассказ (из личного опыта) на темы: «Как я лепил снежную бабу», «Как я играл зимой».

Снежная баба

Мы слепили во дворе два огромных снежных кома. Положили ком на ком. Затем прилепили снежной бабе руки. Воткнули в руки ей метлу. Потом мы сделали ей глаза, рот и нос. На голову бабе надели шапку.

Задание 8. Выучить стихотворение.

Работница

Мы слепили бабу снежную,

Бабу снежную, потешную,

А зима сказала ей:

«Стань работницей моей!

У тебя в руках метла,

Ты б дорожки замела.

Раздели со мной заботы

И старайся дотемна».

А уволила с работы

Бабу снежную весна. (В. Шварц)

Объяснить ребенку, почему «уволила с работы бабу снежную весна».

Задание 9. Выложить из спичек фигурку по образцу.

Санки зимой с горок летят.

В санках ребята хохочут, визжат.

Тема «Наш город. Моя улица»

(3-я неделя)

вспомнить с ребенком, как называется город (поселок), в котором он живет, улица, на которой находится его дом, назвать главную улицу города (поселка);

обратить внимание, в честь кого назван город, чем он знаменит, рассказать о наиболее важных событиях, произошедших в вашем городе, какие достопримечательности в нем есть;

рассмотреть иллюстрации, открытки и фотографии с изображением своего города (поселка);

вспомнить, какой транспорт можно увидеть на улицах города (поселка);

повторить с ребенком домашний адрес, адрес детского сада, вспомнить, на каком транспорте вы едете в детский сад;

напомнить о необходимости соблюдения правил дорожного движения.

Задание 2. Дидактическая игра «Назови - какой» (образование сложных слов): дом (какой?) - многоэтажный, одноэтажный... .

Задание 3. Дидактическая игра «Подбери признак»: город (какой?) - ..., улица (какая?) - ..., дом (какой?) - ....

Задание 4. Составить рассказ (из личного опыта) «Дорога в детский сад».

Задание 5. Нарисовать картинку на тему «Мой город (поселок)».

Тема «Как звери зимуют» (дикие животные наших лесов)

(4-я неделя)

поговорить с ребенком о том, какое сейчас время года; обратить внимание на природные условия зимой; вспомнить знакомых ребенку диких животных, которые проживают в наших лесах, как они добывают себе пищу, чем они питаются, как называется их жилище;

рассказать ребенку о том, как звери зимуют в лесу, какие изменения произошли в их внешнем виде к зиме.

Задание 2. Прочитайте ребенку стихотворения, обсудите их. Назовите животных наших лесов, про которых говорится в стихотворении.

Кто где живет

Зимой в берлоге мишка спит,

Под крышей воробей сидит.

Лиска рыжая - в норе,

Жучка - в теплой конуре.

В логове лежит волчиха,

Под кустом дрожит зайчиха.

Белка спряталась в дупле,

Ежик спит в сухой траве.

Белочка - хозяйка

Ветер гонит по земле мерзлых листьев стайку.

Приготовилась к зиме белочка-хозяйка.

В срок она ушанку сшила, серым мехом опушила.

Примеряла боты собственной работы.

Заготовленные впрок шишки спрятала в мешок.

И колоть без спешки принялась орешки.

Славно в белкином жилище - в нем порядок, тишина.

Пусть холодный ветер свищет, белке вьюга не страшна.

Лиса

Лисичка зимой мышкует - мышей ловит. Она встала на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает, и слушает, и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнется. Услышит, заметит - кинется. Готово, попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице!

Белка

Не страшен белке холод. У нее серенькая шубка серенькая. А лето пришло, белка шубку переменила - теперь и холода нет, и прятаться не от кого: не нужен охотникам тонкий рыжий мех. Белка грибы сушит, шишки шелушит.

Волк

Летом ходит волк сытый. Дичи много. Придет зимнее время, птицы улетят, звери спрячутся, нечего есть волку. Злые, голодные ходят волки, ищут добычу. К деревне подойдут... Где сторожа нет да запоры плохи - несдобровать овце.

Медведь

Медведь имеет теплую мохнатую шубу. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело, переставляя лапы как-то вкось, поэтому его и назвали косолапым. Но он может быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям. Медведь ест ягоды, мед. Медведь на холодные месяцы забирается в берлогу, спит и сосет лапу.

Задание 4. Упражнение на координацию речи с движениями.

Февраль

Тема «Игрушки. Русская народная игрушка»

(1-я неделя)

рассказать детям о русских народных игрушках, рассмотреть их на иллюстрациях и в натуральном виде;

рассмотреть материал, из которого сделаны игрушки - глина, дерево, керамика;

цвет, форму, величину, части игрушек, рассказать, как в них играют;

побеседовать с детьми о народных промыслах, о том, что игрушки делают народные умельцы.

Задание 2. Дидактическая игра «Назови игрушку» (образование относительных прилагательных): игрушка из дерева (какая?) - деревянная (матрешка, дудка); игрушка из глины (какая?) - глиняная (свистулька); игрушка из керамики (какая?) - керамическая (куколка).

Наши руки крендельком, щеки будто яблоки.

С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.

Мы игрушки расписные, хохотушки вятские -

Щеголихи слободские, кумушки посадские.

Дымковские барышни всех на свете краше,

А гусары-баловни - кавалеры наши.

Задание 4. Отгадать и выучить загадку.

· Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке, но всего одна игрушка. (Матрешка)

Задание 5. Нарисовать пять матрешек (от самой большой до самой маленькой) и сосчитать их по образцу: одна матрешка, две матрешки... пять матрешек (согласование числительных с существительными).

Задание 6. Составить описательный рассказ о матрешке по плану:

Какого цвета, размера, формы?

Из какого материала сделана?

Из скольких частей состоит? о

Как в нее играют?

Задание 7. Вырезать и вклеить в альбом картинки с изображением русских народных игрушек.

Тема «Транспорт. Правила дорожного движения»

(2-я неделя)

понаблюдать с ребенком на улице за движением различного транспорта;

закрепить названия видов транспорта;

спросить у ребенка, какие виды транспорта он знает, какой транспорт относится к наземному, подземному, железнодорожному, воздушному, водному;

спросить, на какие две группы можно разделить наземный транспорт (легковой и грузовой), почему они так называются;

вспомнить, люди каких профессий работают на различных видах транспорта;

провести с ребенком беседу о правилах уличного движения, показать во время прогулки светофор, обратив внимание на его свет и уточнив, когда можно переходить улицу, когда - нет;

рассказать ребенку о профессии регулировщика.

Задание 2. Совместно с ребенком рассмотреть на иллюстрациях различные виды транспорта.

Задание 3. Вспомнить загадку о транспорте.

Задание 4. Составить описательную загадку о каком-либо виде транспорта (по выбору).

Задание 5. Дидактическая игра «Подбери признак»: машина (какая?) - ..., самолет (какой?) - ....

Задание 6. Дидактическая игра «Почему так называются?» (образование сложных слов): самолет (сам летает), вездеход, паровоз, пароход, самосвал, самокат.

Задание 7. Дидактическая игра «Подбери предмет к призраку»: старый... , новый... , маленькая... , мощный... , длинный... , грузовой... , трехколесный... , быстроходный... , летящий... .

Задание 8. Подобрать синонимы к словам: ехать, мчаться, нестись, гнать, тащиться, передвигаться.

Задание 9. Подобрать антонимы к словам: взлет - посадка, взлетать - приземляться, приезжать - ..., приплыть - ....

Задание 10. Составить предложение из слов. Машина, мост, ехать, под.

Задание 11. Дидактическая игра «Четвертый лишний». Самолет, лодка, пароход, корабль.

Задание 12. Подобрать подходящий по смыслу глагол с Приставкой от глагола ехать).

Машина из гаража.... Машина к дому.... Машина от дома.... Машина в ворота.... Машина до дома.... Машина с моста....

Задание 13. Выучить стихотворение.

Шла по улице машина, шла машина без бензина,

Шла машина без шофера, без сигнала светофора,

Шла, сама куда не зная, шла машина заводная.

Задание 14. Отгадать загадку и объяснить значение цветов светофора.

Если свет зажегся красный, значит двигаться опасно.

Желтый - предупрежденье, а зеленый говорит: «Проходите, путь открыт». (Светофор)

Задание 15. Дидактическая игра «Кто на какой машине работает».

На «скорой помощи» работает врач.

На пожарной... .

Задание 16. Выложить из спичек фигуру по образцу:

ü Самолет я в небе чистом увидал.

Жалко, я ни разу на нем не летал.

ü Пароход большой плывет, капитан его ведет.

ü Машина по улицам мчится, из-под колес пыль клубится.

ü Лодка у берега речки стоит, с лодки рыбак рыбу удит.

ü Лодка с парусом плывет, путешествовать зовет.

Тема «День защитника Отечества. Военные профессии»

(3-я неделя)

рассказать ребенку о том, что это за праздник, кто такие защитники Отечества;

вместе с ребенком рассмотреть помещенные в газетах и журналах фотографии, имеющие отношение к Армии;

воспитывать уважение и любовь к Российской армии;

познакомить ребенка с родами войск, военной техникой, военными профессиями (по картинкам и иллюстрациям).

Задание 2. Задать ребенку вопрос: «Кто служит в Армии?» (образование имен существительных с помощью суффиксов -чик, -ист ):

-ник: ракетчик, минометчик, летчик, зенитчик;

-ист: связист, танкист, артиллерист.

Задание 3. Дидактическая игра «Подбери признак»: защитник Отечества (какой?) - смелый, храбрый, отважный... .

Задание 4. Дидактическая игра «Сосчитай» (счет различных предметов - согласование числительных с существительными): один танк, два танка... пять танков.

Задание 5. Выучить стихотворение.

Февраль

Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле легкая поземка.

Поднимаясь, мчатся вдаль самолетов звенья -

Это празднует февраль Армии рожденье. (С. Маршак)

Задание 6. Ответить на вопрос. Почему в этот день поздравляют всех мужчин и дарят им подарки? Сделать своими руками подарок для папы (дедушки, дяди).

Задание 7. Выложить из спичек фигурку по образцу.

Танк на войне - боевая машина, Сильная, смелая, несокрушимая.

Тема «Зима» (обобщение)

(4-я неделя)

побеседовать с ребенком о том, какие изменения произошли в живой и неживой природе зимой;

во время прогулки в парке обратить внимание на признаки зимы;

вспомнить названия времен года и зимних месяцев;

объяснить, какое время года самое холодное и почему;

напомнить ребенку о жизни птиц и зверей зимой, о том, как они зимуют;

назвать зимующих птиц, рассказать о том, как человек помогает птицам зимой;

вспомнить, какие зимние виды спорта и зимний спортивный инвентарь ребенок знает;

назвать пословицы и поговорки о зиме, зимние приметы.

Задание 2. Вспомнить совместно с ребенком стихи и загадки о зиме.

Задание 3. Вспомнить совместно с ребенком названия зимних месяцев.

Задание 4. Дидактическая игра «До - между - после». Какой месяц перед январем, после января... .

Задание 5. Объяснить ребенку пословицы:

· Декабрь год кончает, а зиму начинает.

· В феврале зима с весной встречаются.

Задание 6. Дидактическая игра «Назови как можно больше признаков зимы».

Зимние картинки

Солнце землю греет слабо, по ночам трещит мороз.

Во дворе у снежной бабы побелел морковный нос.

Под березой на пригорке старый еж устроил норку,

А под листьями лежат двое маленьких ежат.

Белка спряталась в дупло - в нем и сухо и тепло,

Запасла грибов и ягод столько, что не съешь и за год.

Под корягой в буреломе спит медведь, как будто в доме.

Положил он лапу в рот и, как маленький, сосет.

Осторожная лисица подошла к ручью напиться.

Наклонилась, а вода неподвижна и тверда.

У косого нет берлоги, не нужна ему нора:

От врагов спасают ноги, от бескормицы - кора. (Г. Ладонщиков)

Задание 8. Предложить ребенку распространить предложение по образцу.

Наступила зима. Наступила холодная зима. Наступила холодная вьюжная зима.

Задание 9. Дидактическая игра «Подбери родственные слова».

Снег - снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик …

Зима - зимушка, зимний, зимовать, зимовье... .

Мороз - морозный, морозить, замораживать... .

Лед - ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед... .

Задание 10. Дидактическая игра «Подбери признак к предмету» (тема «Зима»): солнце (какое?) - ..., лед (какой?) - ..., мороз (какой?) - ....

Задание 11. Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»: снежный - ком..., снежная - ..., снежные - заносы..., снежное - поле... .

Задание 12. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Коньки, скакалка, лыжи, санки. Ворона, голубь, воробей, ласточка. Лиса, волк, медведь, жираф. Шуба, шапка, купальник, шарф.

Задание 13. Составить рассказ о зиме по плану.

Как ты заметил наступление зимы?

Назови ее первые приметы в природе.

Зимние месяцы.

Признаки зимы.

Повадки зверей и птиц зимой.

Зимующие птицы.

Зимние забавы и развлечения.

Март

Тема «Почта. Профессии»

(1-я неделя )

показать ребенку корреспонденцию, которую вы вынимаете из почтового ящика: газеты, журналы, письма, открытки;

рассмотреть их с ребенком;

показать ребенку письмо, почтовую марку, конверт, телеграмму, прочитать, откуда пришло письмо, телеграмма;

рассказать, как письмо и телеграмма попали в ваш дом из другого города;

показать, как написанное письмо вкладывают в конверт, запечатывают, пишут адрес на конверте, опустить письмо вместе с ребенком в почтовый ящик;

показать ребенку посылку;

рассказать о профессиях работников почты (почтальона, телеграфиста);

предложить ребенку самостоятельно вынуть из почтового ящика корреспонденцию и сказать, что пришло по почте;

вместе с ребенком сходить на почту, где обратить его внимание на труд почтовых работников.

Задание 2. Выучить стихотворение.

Почта

Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне

С цифрой 5 на медной бляшке, в синей форменной рубашке?

Это он, это он, ленинградский почтальон. (С. Маршак)

Задание 3.

Почтальон принес письмо (кому?) - маме, сестре... (дательный падеж имен существительных).

Что мы нашли в почтовом ящике? - газету, открытку... (винительный падеж имен существительных).

Чего не стало в почтовом ящике? - газеты, журнала... (родительный падеж имен существительных).

Задание 4. Дидактическая игра «Подбери признак»: открытка (какая?) - праздничная, поздравительная... .

Задание 5. Дидактическая игра «Подбери родственное слово»: почта - почтальон, почтовый, почтамт.

Задание 6. Дидактическая игра «Образуй новое слово»: Телефон - телефонист, телефонистка, телеграф - телеграфист, телеграфистка.

Задание 7. Дидактическая игра «Подбери предметы к признакам»: почтовый... (голубь, перевод), почтовая... (открытка, Посылка), почтовое... (письмо).

Задание 8. Совместно с ребенком сделать конверт из бумаги.

Отгадать загадку.

· Заклеили клеем прочно и ко мне прислали срочно.

Я его не пожалею, получу и вмиг расклею. (Письмо, конверт).

Задание 9. Выложить из спичек фигурку по образцу.

(2-я неделя)

побеседовать с ребенком о празднике 8-е Марта, спросить, что это за праздник, кого поздравляют в этот день;

научить ребенка словам поздравления, который он должен будет сказать в этот день маме, бабушке, воспитательнице и другим женщинам;

побеседовать с ребенком о женских профессиях (врача, портнихи, учительницы, повара, продавца, парикмахера);

Задание 2. Дидактическая игра «Кто что делает» (подбор действий к существительным): повар - варит, портниха - ....

Задание 3. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы» (употребление винительного падежа имен существительных; дательного падежа имен существительных): повару - поварешка, продавцу - ...; ножницы - портнихе, бинт - ... .

Задание 4. Дидактическая игра «Подбери признак»: мама (какая?) - добрая, ласковая, заботливая... .

Задание 5. Дидактическая игра «Бывает - не бывает» , (осмысление логико-грамматических конструкций).

Повар варит суп. Суп варит повар. Суп варит повара. Суп сварен поваром. Поваром сварен суп. Повар сварен супом. Супом сварен повар.

Задание 6. Повторить фразу: «Волосы подстригают в парикмахерской» (формирование слоговой структуры слов).

Задание 7. Подобрать родственные слова: мама - мамочка, мамуля.

Задание 8. Дидактическая игра «Назови женскую профессию» (словообразование): повар - повариха, портной - ..., учитель - ..., воспитатель - ..., художник - ..., певец - ..., скрипач - ..., пианист - ..., продавец - ....

Задание 9. Выучить стихотворение по выбору.

Мама, бабушка, сестра - все нарядные с утра.

Принимают поздравления, хоть у них не день рожденья.

Каждой праздничный подарок и букет - он очень ярок.

А еще сюрприз их ждет - испекли мы с папой торт.

Перемыли всю посуду, навели порядок всюду.

Мы забыли слово лень, вот что значит Женский день!

А сестра спросила нас: «Это будет каждый раз?» (В. Нестеренко)

Бабушка наша очень добра,

Бабушка наша очень стара.

Много морщинок у бабушки нашей,

С ними она еще лучше и краше.

Бабушка теплые варежки свяжет,

Бабушка вечером сказку расскажет.

Слушать ее мы готовы часами,

Что позабудет, подскажем ей сами.

Задание 10. Дидактическая игра «Угадай, про какую профессию говорится».

Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней? (Врач)

Задание 11. Дидактическая игра «Помощник» (изменение глаголов по временам).

Я мою пол. Я буду мыть пол. Я вымыл пол. Я стираю белье... .

Задание 12. Составить рассказ «Мамина работа»,

Задание 13. Нарисовать свою маму за работой.

Тема «Животные холодных стран»

(3-я неделя)

показать ребенку картинки с изображением животных, живущих на Севере: белого медведя, песца, моржа, северного оленя, кита, нерпы;

спросить у ребенка, какие дикие животные живут там, где холодно, чем они питаются, каких из этих животных можно увидеть в зоопарке;

вместе с ребенком посетить зоопарк.

Задание 2. Совместно с ребенком составить описательный рассказ о любом из животных холодных стран, придерживаясь следующего плана:

Название.

Где живет?

Внешний вид (размер, окраска, шерсть и т.д.).

Чем питается?

Как добывает корм?

Как защищается?

Детеныши.

Задание 3. Дидактическая игра «Подбери признак»: морж (какой?) ... .

Задание 4. Дидактическая игра «Узнай животного по описанию». (Взрослый рассказывает о животном, а ребенок по характерным признакам его узнает и называет.)

Задание 5. Дидактическая игра «Медведи» (по ролям). Встретились белый и бурый медведи, поздоровались. Затем белый спрашивает у бурого:

Где ты живешь? - В лесу.

А я на севере на льдине. У тебя шерсть какого цвета? - Коричневого.

А у меня шерсть белая. Что ты ешь? - Листья, ягоды, рыбу.

Я тоже ем рыбу, а еще тюленей. Что ты делаешь зимой? - Сплю в берлоге.

А у меня берлоги нет, я сплю на льдине, в снегу.

Задание 6. Составить сравнительный рассказ о белом и буром медведях (составление сложносочиненных предложений с союзом а).

Бурый медведь живет в нашем лесу, а белый... .

У бурого медведя шерсть коричневая, а у белого... .

Бурый медведь ест малину, мед, рыбу, а белый... .

Бурый медведь спит в берлоге, а белый... .

Задание 7. Дидактическая игра «Сосчитай животных» (согласование числительных с существительными): один морж, два моржа, три моржа, четыре моржа, пять моржей.

Задание 8. Вырезать и вклеить в альбом картинки с изображением животных Севера.

Тема «Животные жарких стран»

(4-я неделя)

показать ребенку картинки с изображением диких животных, живущих в жарких странах: жирафа, бегемота, зебры, дикобраза, слона, льва, тигра, леопарда, кенгуру, верблюда, носорога;

рассказать об их внешних признаках, характерных повадках;

задать вопросы ребенку: «Какие животные живут там, где Жарко? Чем они питаются? Кого из них ты видел в зоопарке?»;

посетить с ребенком зоопарк.

Задание 2. Составить описательный рассказ об одном из Животных жарких стран по плану:

Как называется?

Где живет?

Какое у него жилище?

Какой внешний вид?

Какие повадки?

Чем питается?

Как добывает пищу?

Какие у него враги?

Как защищается?

Детеныши.

Задание 3. Дидактическая игра «Подбери признак»: жираф (какой?) - ..., зебра (какая?) - ..., слоны (какие?) - ....

Задание 4. Подобрать синонимы: слон - большой (огромный, могучий, здоровенный, гигантский, громадный...).

Задание 5. Отгадать и заучить загадки и стихотворение по выбору.

· Изрисована лошадка будто школьная тетрадка. (Зебра)

· Ежик вырос в десять раз, получился... (дикобраз).

· Когда он в клетке, то приятен, на шкуре много черных пятен.

Он хищный зверь, хотя немножко, как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард)

· Уж очень вид у них чудной: у папы - локоны волной,

А мама ходит стриженной, за что она обижена?

Недаром часто злится на всех мамаша... (львица).

· Он ходит, голову задрав, не потому что важный граф,

Не потому, что гордый нрав, а потому, что он... (жираф).

· Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам. (Верблюд)

· Носорог бодает рогом - не шутите с... (носорогом).

· Эй, не стойте слишком близко - я тигренок, а не киска.

· Спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он.

· Лев, лев, девушка - желтая головушка.

Задание 6. Дидактическая игра «Назови семью»: папа - дев, мама - львица, детеныш - львенок (детеныши - львята) ... .

Задание 7. Дидактическая игра «Кто живет в Африке?» (закрепление правильного употребления окончаний имен существительных в косвенных падежах множественного числа).

В Африке живут... (львы, тигры...). Однажды животные заболели. Кто отправился их лечить? (Доктор Айболит). Кого лечил Айболит? (Львов, тигров...) Кого вылечил добрый доктор? (Львов, тигров...) Звери лечились охотно. Кем был доволен доктор? (Львами, тиграми...) О ком вспоминал Айболит дома? (О львах, ...)

Задание 8. Прослушать стихотворение. Ответить на вопросы.

Про каких животных говорится в стихотворении? Где они живут? (В Африке, в наших лесах.)

Где обедал воробей

Где обедал, воробей?

В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва за решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы, у моржа попил водицы.

Ел морковку у слона, с журавлем поел пшена.

Погостил у носорога, отрубей поел немного.

Побывал я на пиру у хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде у мохнатого медведя.

А зубастый крокодил чуть меня не проглотил . (С. Маршак)

Задание 9. Дидактическая игра «Чей, чья, чье, чьи?»: голова (чья?) - львиная, хвост (чей?) - львиный, туловище (чье?) - львиное, уши (чьи?) - львиные

Задание 10. Ответить на вопросы.

Кто из животных жарких стран является хищником? Почему?

Задание 11. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Лев, тигр, морж, зебра.

Верблюд, зебра, лев, жираф.

Носорог, бегемот, тигр, волк.

Задание 12. Вырезать и вклеить в альбом картинки с изображением животных жарких стран.

Апрель

Тема «Перелетные птицы»

(1-я неделя)

вспомнить с ребенком названия перелетных птиц, которые прилетают к нам весной (их названия, внешний вид и отличительные признаки;;

обратить внимание на сезонные изменения в живой и неживой природе;

рассказать ребенку о том, какую пользу приносят пере­летные птицы;

учить бережному отношению к живой природе;

вместе с ребенком изготовить скворечник и установить его в парке;

по возможности понаблюдать за жизнью перелетных птиц весной во время прогулки в парке.

Задание 2. Дидактическая игра «Четвертый лишний». Ворона, воробей, стриж, голубь. Скворец, грач, голубь, стриж.

Задание 3. Дидактическая игра «Улетает - не улетает». (Взрослый называет птицу, а ребенок говорит, какая она - перелетная или зимующая.)

Задание 4. Дидактическая игра «Назови ласково» (слоообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): соловей - соловушка, журавль - журавушка, лебедь - лебедушка... .

Задание 5. Дидактическая игра «У кого - кто» (упражнение в словообразовании).

У грача - грачата, у скворца - .... У грача - грачонок, у журавля - ... .

Задание 6. Составить описательные рассказы о перелетных птицах.

Грач - это большая птица. Она похожа на ворону. У нее большой толстый клюв. Грач прилетает к нам весной первый. Грач ходит по пашне и поедает жуков, личинок, червей. Он делает гнездо из тонких прутьев и соломы на верхушках деревьев.

Задание 7. Подобрать нужный по смыслу предлог (из, в, к, над, на, по).

Грач вылетел... гнезда. Грач прилетел... гнездо. Грач подлетел... гнезду. Грач кружит... гнездом. Грач сел... ветку. Грач ходит... пашне.

Задание 8. Пересказать рассказ от первого лица.

Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.

Объяснить ребенку значение слова скворечник.

Задание 9. Пересказать рассказ «Прилетели грачи» по вопросам.

Первыми прилетаю! грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

Объяснить ребенку значения словосочетаний: «предвестники весны», «гнезда вить», «вершина дерева», «птенцов выводить».

Вопросы. Какие птицы прилетают весной первыми? Что сразу начинают делать грачи? Где они вьют гнезда? Когда они выводят птенцов?

Задание 10. Дидактическая игра «Закончи предложение».

На дереве гнездо, а на деревьях... (гнезда). На ветке сук, а на ветках... .В гнезде птенец, а в гнездах - ... . На дворе дерево, а в лесу - ....

Задание 11. Упражнения для пальчиков.

Птенчики в гнезде

Скворечник

Тема «День космонавтики»

(2-я неделя)

рассмотреть картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники; рассказать ребенку о первом космонавте - Ю.Гагарине.

Задание 2. Выучить стихотворение.

В небо ракета стрелою взлетела,

В ней космонавт сидит сильный и смелый.

Задание 3. Отгадать загадку.

· Крыльев нет, но эта птица полетит и прилунится. (Ракета)

Выложить фигурку из спичек по образцу.

Задание 4. Объяснить ребенку значение слов: взлет, посадка, старт, приземление, скафандр, шлем.

Задание 5. Подобрать родственные слова к слову космос (космический, космонавт).

Задание 6. Составить предложение из слов. Ракета, космос, лететь, в.

Задание 7. Дидактическая игра «Подбери признак»: космонавт (какой?) - ....

Задание 8.

Понеслись к другой планете Космонавты на... (ракете).

Задание 9. Нарисовать картину на тему «Космос».

Задание 10. Вырезать и вклеить в альбом картинки с изо­бражением космической техники и космонавтов.

Тема «Школа. Школьные принадлежности»

(3-я неделя)

рассказать ребенку о школе, о том, для чего дети ходят в школу, кто учит детей в школе, какие школьные предметы преподают в школе;

рассмотреть вместе с ребенком школьные принадлежности, поговорить о том, для чего нужна каждая из этих вещей;

задать ребенку вопросы: что школьники кладут в пенал? в портфель?

сходить с ребенком в магазин, где продают канцелярские.товары, или на школьную ярмарку.

Задание 2. Отгадать загадки и выучить по выбору.

· Новый дом несу в руке. Двери дома на замке.

А живут в доме том книжки, ручки и альбом. (Портфель)

· Черный Ивашка - деревянная рубашка.

Где носом пройдет - там заметку кладет. (Карандаш)

· То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать. Что такое я? (Тетрадь)

· Белый камешек растаял, на доске следы оставил. (Мел)

Задание 3. Дидактическая игра «Подбери признак»: портфель (какой?) - кожаный, вместительный, яркий, большой... .

Задание 4. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Ручка, резинка, мяч, пенал.

Портфель, тетрадь, учебник, яблоко.

Задание 5. Дидактическая игра «Исправь ошибку в предложении» (употребление падежных окончаний имен существительных).

У меня есть портфеля. У меня нет тетрадка. Я забыл дома линейкой. Я пишу ручки. Я рисую в альбом.

Задание 6. Дидактическая игра «Подскажи словечко».

Быть должны всегда в порядке твои школьные... (тетрадки).

Чтобы было где писать, в школе нам нужна... (тетрадь).

Задание 7. Объяснить ребенку пословицы:

Ученье - путь к уменью.

Ученье свет, неученье - тьма.

Задание 9. Дидактическая игра «Собери портфель в школу» (назвать школьные принадлежности).

Тема «Орудия труда. Профессии» (обобщение)

(4-я неделя)

побеседовать с ребенком о том, что на свете есть очень много профессий, спросить его, какие профессии он знает, кем бы он хотел стать, когда вырастет;

спросить у ребенка, что делают люди разных профессий, какую работу они выполняют, какие инструменты и орудия труда им для этого нужны;

рассказать ребенку о своей профессии, о том, где и кем вы работаете, что делаете, какую пользу приносит ваша работа людям;

если есть возможность, отведите ребенка на место вашей работы.

Задание 2. Дидактическая игра «Кем ты будешь?» (употребление глаголов будущего времени). Я буду строителем, построю дома. Я буду... .

Задание 3. Дидактическая игра «Назови профессию» (образование существительных с помощью суффикса -щик ). Кто носит багаж? - Носильщик. Кто сваривает трубы? - Сварщик. Кто вставляет стекла? - Стекольщик. Кто работает на кране? - Крановщик. Кто кладет камни? - Каменщик. Кто чинит часы? - Часовщик. Кто точит ножи? - Точильщик. Кто кроит платье? - Закройщик.

Задание 4. Дидактическая игра «Назови женские профессии» (словообразование): ткач - ткачиха, повар - ..., воспитатель - ..., учитель - ..., художник - ..., продавец - ..., певец - ..., летчик - ..., пианист - ..., скрипач - ... .

Задание 5. Дидактическая игра «Почему так названы?» (сложные слова): рыболов - ловит рыбу, пчеловод - ..., землекоп - ..., лесоруб - ..., трубочист - ....

Задание 6. Дидактическая игра «Кто чем работает?» (образование творительного падежа имен существительных): маляр - кистью, землекоп - ..., дворник - ... .

Задание 7. Дидактическая игра «Назови действия»: лопатой - копают, иголкой - ..., пилой - ..., топором - …, граблями - ..., кистями - ..., ножницами - ....

Задание 8. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы» (дательный падеж имен существительных): поварешка нужна повару, письмо нужно..., метла нужна..., указка нужна..., топор нужен... .

Задание 9. Дидактическая игра «Ответь на вопрос» (употребление предлога в).

Куда пойдет мама, если нужен врач? Куда ты пойдешь, если нужно сшить платье? Куда нужно пойти, чтобы купить лекарство? хлеб?

Задание 10. Дидактическая игра «Подбери родственные слова к слову строить»: стройка, строитель, строительство, строительный, постройка.

Задание 11. Дидактическая игра «Подскажи словечко». Дровосеки рубят бор - есть у каждого... (топор). Папе гвоздь забить помог деревянный... (молоток). Пыль на полу - подайте... (метлу). Возле школы все ребята убирают снег... (лопатой).

Задание 12. Отгадать и выучить загадки по выбору.

· Я землю копала - ничуть не устала.

А кто мною копал, тот и устал. (Лопата)

· Толстый тонкого побьет, тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь)

· Листья падают в саду, я их быстренько смету. (Грабли)

· Ела, ела дуб, дуб. Поломала зуб, зуб. (Пила)

Выложить «отгадки» из спичек по образцу.

Задание 13. Упражнение для кистей рук

У каждого дела есть запах особый:

В булочной пахнет тестом и сдобой.

Пахнет маляр скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик оконной замазкой.

Пахнет кондитер орехом мускатным.

Доктор в халате - лекарством приятным.

Рыхлой землею, полем и лугом

Пахнет крестьянин, идущий за плугом.

Рыбой и морем пахнет рыбак.

Только бездельник не пахнет никак.

Тема «День Победы»

(1-я неделя)

рассказать ребенку о том, какой праздник отмечают в нашей стране 9 мая и почему он называется «День Победы»;

рассказать о героях Великой Отечественной войны, рассмотреть иллюстрации в книгах;

вспомнить, кто из членов вашей семьи принимал участие в Великой Отечественной войне, показать ребенку фотографии родственников;

воспитывать у ребенка уважение к героям войны.

Задание 2. Подобрать синонимы: смелый - храбрый, отважный, геройский... .

Задание 3. Подобрать антонимы: смелый - трусливый.

Задание 4. Подобрать родственные слова: герой - геройский, героический...; защита - защитник, защищать, защищенный.

Задание 5. Объяснить ребенку значение слов и словосочетаний «подвиг», «победа», «героический поступок», «защитник», «ветеран»; объяснить пословицу «Мир строит, а война разрушает».

Задание 6. Выложить из спичек фигуру по образцу.

Звезды нам с небес сияют, всех героев поздравляют.

Тема «Сад, парк, луг. Лес - наше богатство»

(2-я неделя)

познакомить ребенка с растениями луга и сада;

показать растения на иллюстрациях и, по возможности, на лугу, в саду и в парке;

рассмотреть внешний вид растения, показать его части: корень, стебель, лист, цветок, семена;

вместе с ребенком совершить прогулку по парку, лесу.

Задание 2. Побеседовать с ребенком о лесе, о том, какие деревья растут в лесу (лиственные и хвойные), какой бывает лес (лиственный, хвойный и смешанный);

объяснить, почему лес так называется, какую пользу он приносит, чем он ценен и важен для человека, кто живет в лесу (животные и птицы);

рассказать о профессии лесничего;

объяснить ребенку выражение «Лес - наше богатство».

Выучить стихотворение.

Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели

Чтобы новые леса поднимались в небеса,

Болтлив как …рыба?

О том, что известное выражение «нем как рыба» не соответствует реальности, стали подозревать ещё во время Второй мировой войны. Причём первыми эту догадку сделали не ихтиологи, а флотские гидроакустики. Они могут крякать, кудахтать, каркать, щебетать, пищать и стучать Некоторые рыбы «кричали» так громко, что даже срабатывали взрыватели акустических мин!
Сейчас уже установлено, что звуки издают более тысячи рыб. Голосовых связок у них нет. Поэтому чаще всего они подают голоса с помощью плавательного пузыря. Кроме того, рыбы издают звуки, используя для этого зубы, жаберные крышки, плавники, шипы, зазубринки, сочленения костяка.
Что касается силы звука. То есть среди рыб «шептуны», чьи голоса едва слышны. А есть «горлопаны». Это от их воплей взрывались мины. По количеству «слов» в языке рыб можно судить об их психологических способностях. Самый маленький словарный запас у ярко выраженных стайных рыб. А самый большой словарный запас у рыб, живущих парами и строящих гнёзда. Жизнь их сложна, разнообразна и требует много «слов». Как считают ихтиологи, парные рыбы – самые развитые среди своих сородичей и потому самые разговорчивые.

Мудрецы подводного мира.
Всем рыбакам известно, что подданные Нептуна по-своему умны.
:
Например, некоторые рыбы ни за что не клюнут, как бы ловко ни был замаскирован крючок. Кто из них всех умнее решил выяснить австралийский фермер Карл Люгер. На речонке с быстрым течение он соорудил небольшой бассейн, в котором и занялся опытами, поочерёдно запуская в его различные виды рыб и пытаясь научить их выполнять достаточно простые действия. Неплохие умственные способности обнаружились у щук и сомов. Но на первое место с большим отрывом вышла форель.


Она оказалась единственной, кто хорошо поддаётся дрессировке. Форели быстро схватывали, что от них требуется, и, чтобы получить червяка, научились прыгать через обруч, нырять в кувшин и даже забивать головой пластмассовый мячик в ворота. Двум самым гениальным рыбинам Карл дал имена: одну назвал Футболисткой, потому что ей чаще других удавалось забивать голы, а вторую – Гельмутом Колем. Почему – экспериментатор не уточняет.

Взаимовыгодное сотрудничество

В Красном море самый свирепый хищник – это гигантская мурена. Её пасть усажена тремя десятками острых зубов, а змеевидное тело бывает длиной больше 3 метров. Она безбоязненно нападает даже на больших рыб, вырывая куски мяса из тела жертвы, а когда добычи нет, откусывает хвосты у своих сородичей. При появлении мурены все обитатели подводного царства спешат убраться подальше от морского тигра, как прозвали эту хищницу местные рыбаки.
Второй герой этой истории – морской окунь, большая хищная рыба.


Какого же было удивление швейцарского биолога профессора Редуана Бшари, когда, наблюдая за окунями, он стал свидетелем необычной сцены:
«Когда я впервые увидел, как окунь тряхнул головой перед мордой мурены, то подумал, что два хищника собрались подраться друг с другом, - рассказывает он. – поэтому я был очень удивлён, когда они уплыли вместе, держась рядом, будто хорошие друзья на прогулке.»
Оказалось, что окуни часто посещают гигантских мурен в их коралловых убежищах, трясут головами примерно в 2,5 см от них, делая 3-6 горизонтальных колебаний в секунду и тем самым приглашая на совместную охоту. Иногда такое приглашение следует после того, как добыча окуня ускользнула и скрылась в рифах, где её может настичь только мурена. Вообще же такую сознательную «вербовку» окунь проводит только тогда, когда очень голоден.


Если морской тигр соглашается на сотрудничество, то просто выбирается из своей норы, и окунь подводит его к щели, где спряталась добыча, и тем же встряхиванием головы указывает на место. Никаких ответных сигналов со стороны мурены учёные не заметили. Любопытно, что в таких случаях гигантская мурена не всегда сама съедает рыбу, которую поймала с помощью окуня: время от времени она отдаёт её своему товарищу. К сожалению, поделить добычу поровну охотники не могут, так как глотают жертву целиком.
Учёные ни разу не видели, чтобы гигантская мурена сама звала окуня. Инициатива совместной охоты всегда исходит не от неё.
(С. Дёмкин «Подданые Нептуна» ЧиП 11/ 2009, фото интернета)

Рыбы - математики.
Итальянские ученые продолжают изучать математические способности животных, на этот раз объектом их изучения стали рыбы гамбузии. Группа ученых из университета Падуи под руководством Кристиан Агрилльо провели эксперимент, воспользовавшись интересной особенностью гамбузий – эти рыбки чрезвычайно социальны и любят находиться в окружении как можно большего количества рыбок их вида. Биологи решили научить рыб определять, за какой из предложенных дверок прячется большее количество «родственников».

Рыбкам предлагали на выбор дверцы, на которых были изображены геометрические фигуры. Для начала ученые использовали от 1 до 10 фигур, позже счет пошел на сотни. Поначалу рыбы были весьма удивлены происходящим, однако со временем проявили удивительные способности – они показали, что могут «на глаз» определить, на какой двери больше фигур. Конечно, рыбы не могут пересчитать все фигуры до одной, если им предложить двери с небольшим соотношением количества фигур, то рыбки начинают ошибаться чаще. Так они уверенно указывали разницу между соотношениями 1 к 2 (100 против 200 фигур), 2 к 3 (60 и 90 фигур), однако соотношение 3 к 4 (90 и 120) становилось неразрешимой проблемой для рыб.
Для полноты эксперимента ученые провели исследование и на людях – добровольцами стали 25 студентов, которым предложили выбрать табличку с большим количеством фигур всего за 2 секунды. Люди, конечно, оказались точнее, чем рыбы, но и у них наблюдалось учащение ошибок в момент перехода от соотношения 2:3 к 3:4.

Дрессировка рыб теперь это уже целая индустрия. В Штатах рыбы выписывают зигзаги, в Японии ходят строем. Правда, зачем - загадка.
В Петербургском океанариуме уверяют, что любые рыбы поддаются дрессировке, даже аквариумные. Это, конечно, не означает, что они будут узнавать вас в лицо и любить. Но при удачном стечении обстоятельств даже гуппи можно научить играть в футбол.

Ещё несколько любопытных фактов о рыбах.
Австралиец Мэтт Уоллер занимается организацией подводных туров для любителей посмотреть на акул. Традиционно для приманки хищников он использовал рыбу, однако недавно случайно обнаружил, что акул привлекает музыка рок-группы AC/DC. Предположительно, акулы реагируют на вибрацию низких частот, так как у них нет ушей.

Стреляющие креветки имеют специальные приспособления на клешнях, позволяющие делать громкий щелчок. Мощность звука - 218 децибел - ставит их в один ряд с ревущими китами. Креветки используют эту способность для охоты - звук такой силы позволяет убить находящуюся рядом небольшую рыбу.

Одна из самых необычных рыб – морской конёк. Во-первых внешне на рыбу непохожа. Во-вторых, плавает вертикально. В третьих, потомство морских коньков вынашивает самец, а не самка. На теле самца есть специальный карман, куда самка вбрасывает яйца. Эта выводковая камера обильно снабжается кровью и играет роль матки. «Роды» порой бывают такими трудными, что коньки умирают от истощения.


Колонизаторы и миссионеры Южной Америки встретили в 16 веке зверька капибару - грызуна, ведущего полуводный образ жизни. Они попросили Папу Римского объявить капибару рыбой, чтобы её мясо можно было есть во время постов, на что тот любезно дал своё согласие.

Чтобы прочистить свой желудок, некоторые виды акул иногда выворачивают его через рот наизнанку. При этом они умудряются не повредить желудок зубами.

Кости у рыбы саргана необычно зелёного цвета.

Рыба-свеча, обитающая в водах Тихого океана, получила своё название потому, что обладает исключительно высоким содержанием жира. Индейцы Северной Америки помимо употребления этой рыбы в пищу высушивали её, продевали сквозь неё фитиль и жгли как обычную свечу.

Рыбы-чистильщики живут семьями по 6-8 особей - самец и «гарем» самок. Когда самец умирает, сильнейшая самка начинает меняться и постепенно превращается в самца.

На этом видео - самые странные существа нашей планеты, причем подавляющее большинство из них - обитатели подводного мира.

Юлия Беляева
Дидактическая игра «Кто как голос подает?» в рамках проекта по развитию речи во второй младшей группе

Дидактическая игра «Кто как голос подает в рамках проекта по развитию речи

во второй младшей группе

Цель :

Сформировать у детей представление о том, как домашние животные подают голос .

Задачи :

1. Развивать звуковую культуру речи детей .

2. Обогащать лексический запас.

3. Формировать грамматический строй речи .

4. Развивать связную речь .

5. Развивать мелкую моторику .

Материалы и оборудование : предметные картинки домашних животных, аудиозаписи голосов домашних животных .

Ход игры:

Воспитатель демонстрирует детям картину животного и включает аудиозапись голоса данного животного . Дети пытаются повторить звуки , издаваемые животными.

Кошка – мяу

Собака – гав

Корова – му

Коза – ме

Лошадь – игого

Затем воспитатель демонстрируем детям картины животных и просит подать голос также , как животное, уточняя при этом, как подает голос животное .

(Например, увидев картину собаки, дети скажут : «гав-гав» . Воспитатель, при этом, уточнит, что собака лает).

В заключении игры воспитатель предлагает выполнить пальчиковую гимнастику.

Встретились две кошки и замяукали :

Мяу-мяу. Соединить мизинцы

Встретились две собаки и залаяли :

Гав-гав. Соединить безымянные пальцы

Встретились две козы и заблеяли :

Ме-ме. Соединить средние пальцы

Встретились две свиньи и захрюкали :

Хрю-хрю. Соединить указательные пальцы

Встретились две коровы и замычали :

Му-му. Соединить большие пальцы

Посмотри, какие рога.

Сделать «рожки»

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Кто как говорит» по развитию речи для первой младшей группы Цель: Формировать умение воспроизводить имеющиеся в тексте звукоподражания, развивать умение слушать, выбирать из нескольких картинок ту,.

Дидактическая игра по развитию речи, способствующая закреплению употребления в речи предлогов (маленьких слов) Данная игра помогает решать.

Цель: Формирование представлений у детей о пешеходном переходе. Задачи: - Развивать образное, ассоциативное мышление дошкольников через.

Конспект комплексного занятия по развитию речи и рисованию (в рамках проекта День Победы) Конспект комплексного занятия по развитию речи и рисованию Цель: Обобщение материала по теме «День Победы». Задачи: Развивать у детей мышление,.

НОД по развитию речи в 1 младшей группе на тему «Дидактическая игра «Какой?» Цель: Учить детей различать и называть цвета: красный, желтый,.

Перспективное планирование во второй младшей группе ДОУ в рамках кружка «Юный исследователь» по познавательному развитию Цель программы – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Актуальность проекта: Поводом организовать и провести этот проект послужило то, что замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше.