Два года философ провел под следствием, ему угрожала смертная казнь, но в результате пытки, которая продолжалась почти двое суток, его признали невменяемым. Чтобы вылечиться от последствий пыток, автору понадобилось полгода.

Сам Кампанелла до 34-х лет был монахом-доминиканцем. Отсидев в тюрьме, уехал во Францию, где и провел остаток жизни.

Это был известный религиозный мыслитель и философ, поэт. Он выступал за эмпирический характер науки, защищал идеи Галилея, даже когда находился в тюрьме инквизиции, отстаивал независимость науки от церкви.

О чем книга?

Пересказывать краткое содержание "Города Солнца" Кампанеллы непросто, так как это все-таки нет художественное, а философское произведение. Его название является прямой отсылкой к произведению "Град Божий" блаженного Августина. Текст написан в "суровом" стиле.

По своей форме утопия Кампанеллы "Город Солнца" - это диалог между собеседниками, имена которых не приведены. Один из них Мореход (о нем известно только то, что он из Генуи), второго называют Главным Гостинником, по всей видимости, подразумевается гроссмейстер Ордена госпитальеров.

Если пересказывать краткое содержание "Города Солнца" Кампанеллы с самого начала, то произведение без всяких предисловий начинается просьбой Главного Гостинника о том, чтобы Мореход рассказал о своих последних приключениях.

Оказывается, что Мореход вернулся с острова в Индийском океане, где он оказался в Городе Солнца. Далее он описывает, как устроена жизнь в этом городе.

Государственное устройство

Проводя анализ "Города Солнца" Кампанеллы, можно прийти к выводу, что в своем произведении автор изложил свои представления об идеальном государстве. Скорее всего, именно такое он хотел построить после восстания в Калабрии, в котором принимал участие.

Государственное устройство в Городе Солнца напоминает теократию. Верховным правителем является священник. При этом в книге его называют Метафизиком, что не случайно. У Кампанеллы этот пост должен был достаться самому ученому жителю города. Как только находится кто-то мудрее него, он уступает свой пост.

При нем есть три соправителя, чьи имена можно перевести как Мудрость, Мощь и Любовь. Между ними поделены основные стороны жизни. Метафизик совещается с ними, но по всем принципиальным вопросам решение выносит самостоятельно.

Помогает им достаточно много должностных лиц, также существует Совет, в состав которого входят все граждане старше 20 лет.

Вспоминая сюжет "Города Солнца" Томмазо Кампанелла, краткое содержание поможет вам быстро освежить в памяти основные детали произведения. Основной социального уклада в Городе является общность всей жизни. Ее осуществление контролируется администрацией. Практически все у жителей общее, кроме жен, детей и жилища. Даже едят все жители Города вместе.

При этом производство основано на рабовладение отсутствует. Каждый гражданин обязан работать четыре часа в день. Причем имеется в виду только физический труд, так как далее указано, что все остальное время жители проводят за чтением и занимаясь наукой.

Тотальная унификация

При анализе "Города Солнца" Томмазо Кампанеллы можно обратить внимание, что многое в этом обществе унифицировано. Например, женщины и мужчины носят практически одинаковую одежду, существует предписанная форма, что носить в самом городе, а что за его пределами. Указывается даже, как часто следует ее стирать и менять.

Детально описано, как проходят праздники, в городе регламентировано даже искусство. Под контролем государства находятся отношения между мужчинами и женщинами. Производство потомства называется государственным интересом. При этом рождение детей сравнивается с выведением скота.

Какой мужчина, с какой женщиной должен заниматься сексом, а также как часто решают начальники трудовых отрядов, врач и астролог. Сам половой акт проходит под контролем особого чиновника. Считается, что помимо продолжения рода, отношения между полами имеют важную функцию удовлетворения физиологической потребности.

Воспитание и образование

Воспитание детей в этом обществе на себя полностью берет государство. Во время обучения детей разделяют на отряды, как и взрослых во время работы.

С восьми лет они начинают изучать естественные науки, затем переходят к ремеслам. Менее способные отправляются в деревню, при этом у них есть шанс вернуться в город, если они все-таки себя проявят.

После окончания обучения гражданин считается готовым к получению должности. В какой отрасли он лучше себя проявил, решают наставники.

Система наказаний

В этом обществе, в котором упразднены семья, свобода творчества и труда, собственность, находится место нарушениям закона. Кампанелла подробно описывает систему наказаний. Преступлением считается злоба, неблагодарность, отказ в должном уважении, уныние, лень, шутовство, ложь. В наказание виновные лишаются общения с женщинами или общей трапезы.

Содомия наказывается обязанностью носить постыдную одежду, а при повторном преступлении нарушителя ждет смертная казнь. Судебная власть в городе при этом объединена с административной.

В идеальном государстве Кампанеллы отсутствуют палачи и надзиратели. Смертная казнь осуществляется народными руками, то есть виновного побивают камнями. Вообще, наказания считаются одним из элементов воспитания жителей.

Религия

В Городе исповедуется религия Солнца. В этом веровании можно выделить два аспекта. В основе государственная религия, так как управление Городом совпадает со священным служением.

Священниками из должностных лиц являются только высшие чиновники, на которых лежит обязанность очищать совесть граждан. В результате в одних и тех же руках объединяется административная, судебная и религиозная власть.

В то же время религия Солнца в изложении Кампанеллы предстает как поклонение Вселенной. Ее воспринимают как самый идеальный и рациональный механизм, который только может существовать. По сути, это соединение рационалистической науки и религии с уклоном в астрологию.

Центральное место в Городе занимает храм Солнца. Он больше напоминает не церковь, а естественнонаучный музей. На алтаре стоит глобус с изображением неба и земли, на своде главного купола - звезды.

Похороны

Примечательно, что в идеальном обществе Кампанеллы тела умерших не хоронят. Во избежание моровых болезней и эпидемий их сжигают.

При этом именно огонь сравнивается с живой и благородной стихией, которая "к солнцу исходит и к нему возвращается". Таким образом, как отмечает автор, исключается культ идолопоклонства.

В данной ситуации Кампанелла явно намекает на культ поклонения мощам святых. В его произведениях часто можно было встретить выпады против католической церкви. Однако прямо критиковать церковь он не мог, поэтому идеологические возражения подкреплял утилитарными санитарными аргументами.

Анализ

Основные идеи Кампанеллы в "Городе Солнца" изложены вполне ясно. Это его представление об идеальном мире, идеальном обществе, которое он стремился построить. При этом некоторые моменты вызывали неприятие у современников.

Например, отсутствие частной собственности он оправдывал, приводя в пример общину апостолов, а, говоря об общности жен, ссылался на различных отцов церкви. Более того, он утверждал, что возможность существования такого государства подтверждена опытным путем. В качестве примера он приводит анабаптистов. В XVII веке это была одна из самых безжалостных и жестоких религиозных сект. Выходцем из нее был предводитель крестьянской войны в Германии Томас Мюнцер.

В утопии Т. Кампанеллы "Город Солнца" ощущается влияние на автора трудов Томаса Мора и Платона, при этом произведение выделяется своим астрологическим контекстом. Интересно, что среди коммунистов и социал-демократов произведение снова стало популярным в середине XIX века.

Последующие теоретики раннего социализма испытали на себе сильное влияние ”Утопии”, в том числе и новых идей о государстве и праве. Дальнейшее распространение утопического социализма в Европе связано с именем Джованни Доменико Кампанеллы, автора ”Города Солнца”, известного итальянского философа, социолога и литератора. Он родился в 1568 году на юге Италии, в Калабрии, которая находилась под гнетом испанской короны. В пятнадцать лет, вопреки воле отца, который мечтал видеть его дипломированным юристом, он постригся в монастырь доминиканцев под именем Томмазо. Начинаются упорные занятия философией и теологией, изучение работ Аристотеля и Фомы Аквинского. На полках монастырских библиотек он находит труды Демокрита и Платона, по-своему осмысливает их. Наибольший его интерес вызвала философия итальянца Бернардино Телезио, яростного противника схоластики Аристотеля, работы которого были включены католической церковью в список запрещенных книг. Кампанелла открыто защищает идеи Телезио и публикует философские сочинения. Такая дерзость не могла пройти безнаказанной, и инквизиция заинтересовалась Кампанеллой. Он проявил себя как противник Реформации и сторонник как церковной, так и светской власти папы; инквизиция закрыла глаза на многие его прегрешения. Кампанеллы всерьез занимался астрологией, что сыграло значительную роль в его жизни и деятельности. В 1597 году он вернулся на родину и, основываясь на положении звезд, предсказал победоносное восстание против власти испанских Габсбургов. Впрочем, возмущение произволом иноземцев охватило тогда все слои Калабрии, и Кампанелла возглавил заговор, к которому примкнули и дворяне, и монахи, и крестьяне, и разбойники. Но испанцев предупредили, и верхушка заговора была схвачена. Попал в неаполитанскую тюрьму и Кампанелла. Его спасло от смертного приговора только то, что его объявили еретиком. В 1602 году Кампанеллу осудили на пожизненное заключение, и он провел в различных тюрьмах свыше двадцати семи лет. Утопия ”Город Солнца, или Идеальная Республика. Поэтический диалог” была написана на латыни в тюрьме, в 1602 году, а опубликована впервые в 1623 году. И на этой утопии лежит отпечаток своего времени, его мучений и проблем. На мрачном горизонте драматической жизни тогдашней Италии Государство Солнца появляется как светлое видение. Где-то в Индийском океане, в некоей неизвестной земле возвышается гора, на которой построен прекрасный лучезарный город. Стены его украшены чудесной и поучительной живописью, здания светлы и поместительны. Там воплотились заветные мечты о человеческом счастье, ибо там нет частной собственности и все построено на основе естественных законов природы. Кампанелла полагал, что в обществе, основанном на общей собственности, сохранится государство. Он изображает совершенно новую организацию государственной власти, не имеющую аналогии в истории. Город Солнца - теократическая республика, организованная по образцу монашеского Ордена и отдаленно напоминающая государство древних инков. Во главе его стоит мудрейший и всезнающий первосвященник Солнце (он же Метафизик), которому подчинены три соправителя: Мощь, ведающий военным делом, Мудрость - познанием, науками, и Любовь - продовольствием, одеждой, деторождением и воспитанием. Они выбирают низших должностных лиц, носителей истинного знания, презирающих схоластику - ”мертвые знаки вещей”. В Городе Солнца дважды в лунный месяц созывается общее собрание всех соляриев, достигших 20-летнего возраста. На Большом Совете каждому предлагается высказаться о том, какие есть в государстве недочеты. На Большом Совете обсуждаются все важные вопросы жизни государства. Весьма оригинальны мысли Кампанеллы о способах сочетания демократии и правления ученых-специалистов. Кандидатуры на тот или иной пост предлагаются воспитателями, старшими мастерами, начальниками отрядов и другими должностными лицами, знающими, кто из соляриев к какой должности более пригоден. В Большом Совете каждый может высказаться за или против избрания. Решение о назначении на должность выносится коллегией должностных лиц. Должностным лицам в свою очередь помогают советом так называемые жрецы, которые определяют дни посева и жатвы, ведут летопись, занимаются научными изысканиями. В этом государстве существуют право, правосудие, наказания. Законы немногочисленны, кратки и ясны. Текст законов вырезан на колоннах у дверей храма, где осуществляется правосудие. Солярии спорят друг с другом почти исключительно по вопросам чести. Этот процесс гласный, устный, быстрый. Для уличения в преступлении необходимо пять свидетелей. Пытка и судебные поединки, свойственные феодальному процессу, не допускаются. Наказания воздаются по справедливости и соответственно проступку. Источник человеческих зол - эгоизм. Автор видит возможность его искоренения, когда все члены общества равны во всех отношениях. Общие столовые, одинаковая одежда, общие украшения, общие дома, спальни и кровати... И если уж все общее, то должны быть и общие мужья и жены, общие дети. С невероятной дотошностью Кампанелла описывает деторождение и половые отношения и обнаруживает почти нескрываемое презрение к парной любви. Она для него скорее допустимая забава, чем серьезное чувство. Женщины Города Солнца имеют те же права, что и мужчины, они могут заниматься и науками, и чем угодно. Они только освобождены от тяжелых форм труда. “Общности жен” соответствует ”общность мужей” на основе взаимного равенства. В ”Городе Солнца” есть отличие экономического и социального бытия по сравнению с ”Утопией”. Рабочий день сокращен до четырех часов, и все же изобилие налицо, ибо труд, как об этом впервые в истории человеческой мысли догадывается Кампанелла, есть первая потребность человека. Кампанеллу интересует проблема выявления способностей человека, хотя решает он ее в фантастико-астрологическом духе: природные склонности должны быть разгаданы через тот же гороскоп. Моральное регулирование общественной жизни Кампанелла возлагает на религию, но надеется на религию далеко не во всем. Он разработал ряд правовых и моральных санкций нерелигиозного характера, иногда весьма жестоких, направленных против безделья и разврата. И он, в отличие от Мора, показывает обитателей своего государства способными взять в руки оружие не только для защиты от внешних нападений. Убить тирана - почетно. Изгнать вздорного и ничтожного монарха - человечно. Кампанелла пишет о наболевшем. Он рисует идеальное, с его точки зрения общество, где трудятся все и нет ”праздных негодяев и тунеядцев”. За 27 лет заключения он долго думал о неравенстве и о наилучшем государственном устройстве. Осмыслив окружавшую его действительность, он пришел только к одному выводу: существующий государственный строй несправедлив. Чтобы люди жили лучше, его должен сменить другой, более совершенный строй. Где все люди равны между собой.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Итальянский социалист и монах-доминиканец Томмазо Кампанелла (1568-1639) изобразил свою утопию в книге «Город Солнца». Т. Кампанелла стал создателем коммунистической утопии, причем старался реализовать свои идеи на практике. В 1598-1599 гг. Т. Кампанелла возглавил заговор против испанского владычества в Калабрии, но был схвачен и около 27 лет провел в тюрьмах.

«Город Солнца» Кампанеллы занимает в истории социальных идей значительное место. Несомненное влияние этой книги было вызвано в XVII и XVIII веках.

Наряду с политическими идеями, превозносящими и обосновывающими возникающий буржуазный строй, появляются политические учения, отрицающие этот строй. Это учения утопического социализма, выдвинутое передовым мыслителям того времени Томмазо Кампанеллой, который подобно Мюнцеру выражал интересы угнетенных народных масс. Идеи утопического социализма смутно предвосхищали будущее. Рост общественного неравенства, угнетение трудовые масс, усилившиеся период, первоначального накопления капитала", вызвали стремление к коренному переустройству современного им общества организации идеального общества и государства, в которых бы отсутствовали частная собственность, насилие и эксплуатация человека человеком.

В сочинениях утопических социалистов были по-новому поставлены вопросы государства и права К. Маркс называет Кампанеллу одним из первых политических мыслителей, который начал «рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии".

Политическая идеология утопического социализма в лице Кампанеллы, выражая интересы зарождавшихся пролетарских элементов, с самого момента ее появления противостояла политическим теориям идеологов эксплуататорских классов, в том числе и буржуазии. И это понятно. Критика и отрицание общественного строя, основанного на частной собственности, и обоснование преимуществ строя, основанного на общности имуществ, не могли не привести и к качественно новым взглядам на государства, хотя, разумеется, у утопических социалистов встречается немало ссылок на политических мыслителей прошлого для аргументации своих идеалов в области государства и права.

Кампанелле присуще понимание того, что угнетательская природа государственности создана с наличием частной собственности. Но это вынуждает его искать тот политический идеал, который должен быть осуществлен в обществе, где ликвидирована частная собственность. Потому не случайно, что Кампанелла связывает будущее социалистическое общество с демократической организацией государства, с самым широким участием масс трудящихся в управлении дедами государства. Проблемы подлинной демократии, свободы личности, ее освобождение от эксплуатации -- все это характерно для политических программ уже первых крупных теоретиков утопического социализма.

В его работе рассматриваются и вопросы о деятельности-будущего идеального государства по организации производства и распределения в интересах всех членов общества. Подвергаются критике агрессивные войны и анализируются многие другие вопросы внутренней и внешней политики государства, в основе которого лежит общественная собственность.

Полное отсутствие частной собственности, всеобщий обязательный труд, признаваемый всеми делом почетным, общественная организация производства и распределения, трудовое воспитание граждан - таков основной комплекс социальных идей Кампанеллы. Именно эти идеи и позволили «Городу Солнца» пережить три столетия, находя для него читателей и почитателей.

У Кампанеллы идеалом представляется общество, где жизнь граждан согласуется с интересами общества и человек сам фактически не решает, что ему делать.

Город Солнца Кампанеллы предлагает альтернативу существовавшему в то время обществу. В процессе повествования автор рассматривает нормы поведения, морали, государственности в «идеальном» обществе, но по сути не меняя существующего общественного строя. Именно поэтому для связи с Богом жителям в городе Солнца необходимы жрецы.

Особого интереса заслуживает предложенная реформа системы образования, способствующая формированию всесторонне развитого, полноценного человека. Так же даются предпосылки к созданию общего универсального языка, способного связать вместе все науки и искусства.

Цель данной работы: рассмотреть утопические идеи Т. Кампанеллы в работе «Город Солнца»

Для достижения данной цели, в курсовой работе были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть работу Т. Кампанеллы «Город Солнца»».

2. Выявить основные утопические идеи в работе Т. Кампанеллы «Город Солнца»».

3. Описать управленческую пирамиду в работе Т. Кампанеллы «Город Солнца»».

4. Проанализировать общественную жизнь в работе Т. Кампанеллы «Город Солнца»».

1. Общественная жизнь города государства соляриев

1.1 Жизнь в общине

Если учесть, что основной идеей каждого утописта было всеобщее равенство, то можно представить, как невыносимо для них было расслоение общества того времени. Люди нового времени, по сути, оставались рабами. Рабами своих королей, своих работодателей. Ни о каком равенстве в правах речи и не шло.

В «Городе Солнца» автор доводит идеи социального равенства до крайностей. Кампанелла говорит, что каждый исполняет работу «сообразно со своей природой», в труде таким образом человек не губит собственную индивидуальность а сохраняет ее. Производство организуется так, чтобы людям работалось всегда «с радостью». Мастерские соляриев - это общественные мастерские, где торжествует новый способ производства, основанный на обобществлении собственности, всеобщем коллективном труде и справедливом распределении материальных благ. В городе Солнца каждый гражданин занимается и сельским хозяйством, и военным делом. Можно предположить, что в результате появится посредственный военный и посредственный крестьянин. Ведь уметь делать всё нельзя. К тому же Кампанелла совершенно не учитывает индивидуальные особенности людей: один может быть прирожденным военным и плохим крестьянином, другой - слабым физически и плохим воином. Всех этих людей Кампанелла кидает в одну кучу.

Жители города Солнца - марионетки, винтики системы, лишенные права на выбор. Производство и потребление в городе Солнца носит общественный характер. «Они все принимают участие в военном деле, земледелии и скотоводстве: знать это полагается каждому, так как знания эти считаются у них почётными».

К сельскохозяйственным работам привлекаются все граждане (независимо от их желания). Четырехчасового труда оказывается достаточным, чтобы удовлетворить все потребности общества. Получается интересная вещь: вместо того, чтобы поработать приемлемые 8 часов и произвести в 2 раза больше, сделав свою страну в 2 раза богаче, люди половину дня бездельничают. Получается, что страна, вместо того, чтобы процветать, пойдет на поводу лени людей и произведет в 2 раза меньше. Но, в принципе, если человек захочет помочь Родине произвести больше - почему бы ему не позволить работать на благо страны сверх нормы? Нет, тогда будет нарушен принцип всеобщего равенства. Кампанелла пишет: «Распределение всего находящегося в руках должностных лиц; но так как знания, почести и наслаждения являются общим достоянием, то никто не может ничего себе присвоить».

Всеобщее участие в труде, который из проклятья стал почетным и уважаемым делом, - важнейшая черта общественного строя Города Солнца. Солярии того почитают за знатнейшего и достойнейшего, кто изучил больше искусств и ремесел и кто умеет применять их с большим знанием дела.

Никакой труд не является позорным в обществе соляриев, никто не считает для себя унизительным прислуживать за столом или на кухне, ходить за больными и т.д. Всякую службу называют они учением. Поэтому каждый, на какую бы службу ни был он назначен, исполняет ее как самую почетную. Самые тяжелые ремесла, например, кузнечное или строительное, считаются у них и самыми похвальными, и никто не уклоняется от занятия ими, тем более что наклонность к ним обнаруживается от рождения, а благодаря такому распорядку работ всякий занимается не вредным для него трудом, а, наоборот, развивающим его силы.

Труд в известном смысле реабилитируется: он перестает быть уделом угнетенных. А участие в труде всех обеспечивает возможность резко сократить рабочий день и избавить работающего от чрезмерного перенапряжения. Использование же человека в общественном производстве сообразно с его природными наклонностями делает труд привлекательным. Люди обретают радость труда.

Кампанелла ясно сознавал, что в условиях, когда ликвидирована частная собственность и потребление организовано на коммунистических началах, вопрос о том, кто станет выполнять самые непривлекательные и грязные работы, сам по себе не решится. Воплощение в жизнь принципа каждый работает сообразно со своей природой многое решало, но не все. Воспитание подрастающего поколения в духе трудовой дисциплины и наказания нерадивых проблемы тоже не решало. Упор, по мысли Кампанеллы, следовало делать на моральные факторы.

Существует у соляриев и разделение труда, прежде всего связанное с биологическими особенностями людей. Хотя женщины воспитываются и обучаются наравне с мужчинами, они освобождаются от особенно тяжелых видов работ. Никто не вынужден участвовать в труде, губительном для личности, а только в труде, сохраняющем личность.

В обществе, избавленном от эксплуатации, свободный труд, соответствующий природным наклонностям человека, не только служит самовыражению личности, но и является оплотом сохранения индивидуальности.

Итак, рассмотрим основные принципы устройства государства и общества, на которые опирается Кампанелла, создавая свой идеальный «город Солнца».

1.2 Социально-экономические основы организации общины Города солнца

Основной идеей утопии всегда является социальное равенство. Достичь социального равенства. Кампанелла пытается при помощи упразднения частной собственности (считая ее причиной всех бед в обществе, так как она порождает личный интерес и пренебрежение к интересам общества в целом и других людей в частности). Таким образом, общественно-политический строй в государстве соляриев, основывается на равенстве и обобществлении собственности (что выступает инструментом для уравнения граждан).

Общественная собственность.

Общественная собственность как главная идея социального равенства, является основой каждого аспекта жизни граждан города Солнца - абсолютное отсутствие частной собственности (не исключая предметы личного пользования и еды), отсутствие института семьи (общность жен), всеобщий и обязательный труд, организация распределения и трудовое воспитание.

1.3 Общественный труд в Городе Солнца

Всеобщий труд - одно из важнейших условий социально - экономического строя города, которое освобождает общество от подневольного труда и полностью обеспечивает государство рабочей силой.

Работа распределяется между жителями в зависимости от пола, возраста, физических возможностей и природных склонностей человека, к тому или иному виду труда (это определяется расположением звезд во время рождения каждого человека), что делает этот труд интересным и естественным, а потому исполняется с радостью и на совесть, и признается делом почетным. К работам привлечен каждый житель города - от молодежи до старцев и инвалидов, и это дает возможность государству обеспечивать себя всем необходим (и даже с избытком), при этом, сократив рабочий день, чтобы люди не перенапрягались. «...Обязанности, художества, труды и работы распределяются между всеми, каждому приходится работать не больше четырех часов в день».

Не смотря, на установленное в «городе Солнца» равноправие, существует разделение труда, которое в первую очередь связано с биологическими особенностями людей. Хотя солярии, независимо от пола, воспитываются и обучаются совместно и равнозначно, некоторые виды работ разделяются на женские и мужские, а так же учитываются увечья и беременность.

Всеобщий труд залог подлинного процветания как государства, так и всех его граждан. Трудиться человеку необходимо не только из экономических соображений: безделье губит человека и физически, и нравственно. Кампанелла убежден, что некоторые болезни возникают от недостаточной работы.

Хотя самым благородным в Государстве Солнца считалось наряду с военным делом земледелие и скотоводство, тем не менее Зайбт (Seibt) называет утопию Кампанеллы аграрно-коммунистической. Деревня как таковая в ней сколько-нибудь значительной роли не играет, ибо все основные экономические функции ее жителей, заключающиеся в обеспечении государства продуктами питания и сырьем, переданы городу. Сельское хозяйство ведется руками городских жителей.

Занятие сельским хозяйством одна из первейших обязанностей граждан Города Солнца. Обработкой полей, уходом за посевами и скотоводством занимаются все городские жители. Но все ли? Или кому-то делается исключение? Есть ли основание утверждать, будто элита освобождена от участия в сельскохозяйственных работах, обязательных для всех остальных? Имеется в виду не поголовный и одновременный выход всех в поле рациональная организация хозяйства вовсе этого не требовала, - сколько сам принцип, в силу которого определенные лица освобождаются от сельского труда по своему положению.

В Городе Солнца, по мнению А.Х. Горфункеля, сохраняется разделение умственного и физического труда: в то время, как одна часть общества (большинство) занимается физическим трудом, функции организации производства, научного и политического руководства обществом целиком переданы в руки особой группы.

Кампанелла отмечает, что в Государстве Солнца царит изобилие. И обеспечивает его не щедрость природы, а именно труд граждан. Всего у них изобилие, - гласит перевод с латинского, - потому что всякий стремится быть первым в работе, которая невелика и плодотворна, а сами они очень способны.

Коллективный труд на полях и в мастерских, избавленный от всяких тягот несправедливости и эксплуатации, обеспечивал, по Кампанелле, всеобщий достаток и невиданной досель сокращение рабочего дня. Достичь этого было можно путем обобществления производства, справедливого распределения и эффективного труда большей, как сказали бы в настоящее время, его производительности.

1.4 Принцип распределения произведённого

Как и производство, потребление в «городе Солнца» тоже является общественным. Государство обеспечивает соляриев всем необходимым, каждого по потребностям, в то же время, никому не позволяя излишеств. Все имущество является общим - дома, мебель, посуда, иные предметы домашнего обихода, еда, и даже одежда, а распределением всего занимаются ответственные лица. «...Община делает всех одновременно и богатыми, и вместе с тем бедными: богатыми - потому что у них есть все, бедными - потому что у них нет никакой собственности; и поэтому не они служат вещам, а вещи служат им».

Поощрения за какие-либо отличия (в военном деле, учебе или труде) скорее носят моральный характер (чествование и уважение), чем какие-либо материальные блага и награды. Вещи не представляют для соляриев интереса, так как они обеспечены всем что нужно, а золото и серебро ценится исключительно как материал для изготовления предметов общего пользования. «Предметы домашнего обихода и пища их мало занимают, так как всякий получает все, что ему нужно, а представляют для них интерес лишь тогда, когда это выдается в качестве почетной награды».

Относительно принципа распределения, положенного в основу Города Солнца, нет единодушия. И.И. Зильбербарф, к примеру, полагал, что продукты в Городе Солнца распределялись по потребностям, а В.П. Волгин предпочел более пространную формулировку: Каждый гражданин получает от общества все, что необходимо для удовлетворения его потребностей; но Кампанелла считает возможным чрезмерный спрос со стороны граждан на те или иные продукты. Поэтому власти следят за тем, чтобы никто не получил больше, чем ему надо действительно, в латинском издании говорится, что соляриям неоткуда делать друг другу подарки. Потому что все, в чем они нуждаются, они получают от общины, и должностные лица тщательно следят за тем, чтобы никто не получил больше, чем ему следует, никому, однако, не отказывая в необходимом. Латинский текст позволяет предположить и другой перевод: магистраты тщательно следят, чтобы никто не получил больше, чем заслуживает. Окончательный итальянский текст подтверждает такое толкование: должностные лица тщательно следят, чтобы никто не имел больше, чем он заслуживает. Но как это понимать: никто не должен иметь больше, чем он заслуживает? Что принято за критерий место гражданина в общественной иерархии или непосредственные плоды его труда?

Некоторые исследователи говорят, что основой для такого распределения может служить профессия человека, то есть каждый человек, занимающийся определенной профессией, получает одинаковое количество благ.

Но не является ли соблюдение правила люди одной профессии получают поровну защитой права грубой уравнительности, могущей подорвать всякий стимул к лучшей работе? Кампанелла подчеркивал, что солярии трудятся на совесть. Фраза о магистратах, следящих за тем, чтобы никто не получал больше других, совершенно не противоречит ни рассказу о поощрении юных соляриев, отличившихся на лекциях, в научных диспутах и военных занятиях, ни подробностям, связанным с чествованием героев и героинь. Как в первом, так и во втором случае разговор шел, прежде всего, о воспитательной мере, а не о подлинном материальном поощрении.

В своем другом трактате О наилучшем государстве Кампанелла опровергал известный тезис Аристотеля о том, что общее владение вызвало бы нерадивое отношение к работе и большие трудности при распределении ее плодов. Каждый бы стремился получить лучшую и большую долю продуктов, - излагал он доводы Аристотеля, - но приложить меньшую долю труда, что привело бы к ссорам и обману взамен дружбы. Кампанелла же считает, что предложенный им способ распределения убережет общину от подобных бед: И никто не имеет возможности что-либо присвоить себе, так как все принимают пищу за общим столом и, получив у ведающих одеждой должностных лиц одежды нужного качества, пользуются ими сообразно с временами года и со своим здоровьем. Невозможность присвоить хотя и важная, но далеко не самая существенная сторона дела. Кампанелла убежден в разумности граждан своего идеального государства и роняет знаменательную фразу: Ведь никто не может отвергать такой способ распределения, так как все совершается на основании разума.

Труд в Городе Солнца стал не только всеобщим солярии стремятся, чтобы его распределяли поровну. Но у соляриев труд был коллективный, поэтому если у них и существовала в каком-то виде урочная система, то задание, скорее всего, давалось не каждому в отдельности, а всем работающим сообща пятерке, десятке и т.п. Распределение труда поровну не означала, обязанности каждого сделать ровно столько, сколько сделают остальные. Ибо такое равенство оборачивалось бы по сути несправедливостью: люди разных навыков и разной силы оказывались бы в неравных условиях. Поэтому делить труды поровну значило работать справедливо: каждому в полную меру своих возможностей. Вероятно, об этом и говорят слова: труды распределяют соответственно пригодности и силе.

В труде, сообразном с природной склонностью, Кампанелла видит залог сохранения личности. Не случайно его солярии куда внимательней, чем утопийцы, относятся к природным наклонностям человека, их выявлению, пестованию и даже программированию. Однако нельзя сказать, что в этом внимании преобладают интересы личности на первом месте по-прежнему стоят интересы общины, стремление найти наиболее рациональное применение для каждого из ее членов. Да и проявление способностей все еще поставлено в жесткие рамки давно предначертанных понятий о нужном и ненужном.

Только учитывая это, можно сказать, что в Городе Солнца солярии требовали от каждого участия в труде соответственно пригодности и силе.

1.5 Общность жен

В отсутствии института семьи, еще раз подтверждается отрицание частной собственности. «Они утверждают, что собственность образуется у нас и поддерживается тем, что мы имеем каждый свое отдельное жилище и собственных жен, и детей». Но еще это дает возможность государству контролировать деторождение, и избавляет влияние происхождения, знатности и семейных связей при выборе должностных лиц.

И женщины, и мужчины у соляриев являются общими. Но отношения между ними допускаются лишь для продолжения рода. «У соляриев жены общи и в деле услужения, и в отношении ложа, однако же, не всегда и не как у животных, покрывающих каждую самку, а лишь ради производства потомства в должном порядке...». Только начальники могут решать, кому и от кого можно зачать детей. Выбор пар зависит от строения тела, умственных способностей и характера мужчины, и женщины, а так же исходя из их астрологических прогнозов. Время для зачатия выбирается астрологом и врачом, исходя из биологических и астрологических прогнозов. Такой селекционный подход к деторождению, обусловлен желанием воспроизводить наилучшее потомство, что является необходимым делом, направленным на благо государства. «И они издеваются над тем, что мы, заботясь усердно об улучшении пород собак и лошадей, пренебрегаем в то же время породой человеческой».

1.6 Трудовое воспитание

Воспитание и обучение детей в «городе Солнца» подчинено все тем же принципам - все должно развиваться только на благо государства, а не для своего собственного удовольствия. Государство же, в первую очередь, заботится о просвещении жителей, начиная с самого малого возраста - таким образом, истребляется еще один порок общества - всеобщее невежество.

После вскармливания младенцев матерями (примерно до двух лет - по предписанию Физика), детей забирают на попечение начальниц и начальников, в зависимости от пола ребенка, но изучением любых наук дети занимаются совместно, не зависимо от пола. До трех лет они учатся говорить и изучают алфавит, обучаются во время игр, общения и по картинкам, изображенным на стенах города, так же занимаются физическими упражнениями, и все это происходит под контролем наставников. До восьми лет осваивают они историю и различные языки, выявляются личные наклонности (для этого детей водят в различные мастерские). Достигнув восьми лет, они приступают к изучению всех естественных наук, а затем остальных наук и ремесел, в полях изучают земледелие и скотоводство.

Результатом такого обучения, является то, что каждый получает работу в той области, с которой преуспевает лучше всего. Но, получив работу, солярии продолжают познавать различные науки, ремесла и физически развивать свое тело, и «И они не признают никакого иного отдыха, кроме того, во время которого приобретают еще больше знаний...». Потому как «...того почитают за знатнейшего и достойнейшего, кто изучил больше искусств и ремесел и кто умеет применять их с большим знанием дела. Поэтому они издеваются над нами за то, что мы называем мастеров неблагородными, а благородными считаем тех, кто не знаком ни с каким мастерством, живет праздно и держит множество слуг для своей праздности и распутства, отчего, как из школы пороков, и выходит на погибель государства столько бездельников и злодеев».

В утопии доведены до крайностей основные идеи общественно-государственного строя, превращая равенство в уравниловку, разумное государственное устройство в насильственную регламентацию быта каждого человека. И отчетливо проявляется противоречивость утопических проектов с интересами личности.

1.7 Основы мировоззрения и менталитет соляриев

Жители «города Солнца» ведут «философскую жизнь в коммунизме» - у них все общее и полное равенство. С упразднением частной собственности истребляется в государстве и множество пороков, исчезает всякое самолюбие и развивается любовь к общине. Государство приучило народ ставить на первое место не интересы личности, а интересы общины - все должно служить на благо государства. «Но когда мы отрешимся от себялюбия, у нас останется только любовь к общине».

В «городе Солнца» люди с радостью принимают условия государства - они готовы быть равными и одинаковыми, жить «под диктовку», не иметь выбора и свободы, взамен на «полное» обеспечение их нужд. Кампанелла объясняет такое повиновение разумностью граждан - осознание того, что все это только на благо лично им, на благо государства, на благо и для процветания человечества. Ключевое место в жизни граждан занимает религия и астрология. Религия соляриев - это, по-видимому, и религия самого Кампанеллы: деизм, религиозная метафизика, мистическое созерцание.

Солярии крайне религиозны. Они чтят законы религии и верят в «освобождение», а не перерождение души после смерти, хотя примыкают к брахманам и пифагорейцам. В храме же постоянно читаются молитвы, так же каждый гражданин молится по утрам и в течении дня, молитвы читаются для помощи в любом деле и молитвами очищается город после исповеди. «И они беспощадно преследуют врагов государства и религии, как недостойных почитаться за людей».

Также в «городе Солнца» все проникнуто астрологией. Никакое решение не принимается без астролога, его прогнозов и предсказаний. Именно они предопределяют жизнь населения, диктуя действия и время для этих действий. Солярии убеждены, что любое деяние должно быть согласовано с расположением звезд и планет (особенно это касается зачатия).

Итак, жители «города Солнца» руководствуются разумом и полагаются на бога и расположение планет.

Но опять же, получается, что религия и зависимость от звезд навязывается государством. Ведь за несоблюдение предписаний астролога и нарушение канонов религии, люди наказываются, и порой очень жестоко, так же как за любое невыполнение приказа должностного лица. Но тогда, скорее всего, повиновение связано не с «разумностью» граждан, а со страхом перед наказанием.

Таким образом, на страницах замечательной книги Кампанелла в Городе Солнца ликвидирована частная собственность, средства производства принадлежат всему обществу. Каждый гражданин Города Солнца обязан трудиться, труд носит всеобщий и обязательный характер, признается почетным и благородным делом. В связи с тем, что производительным трудом занято все население, рабочий день сокращен до четырех часов потребление, как и производство носит общественный характер.

2. Государственное устройство соляриев

2.1 Государственное устройство управления правительств

Во главе государства у Кампанеллы стоит не просто философ, как у Платона, но и первосвященник в одном лице. Собственно, так как Кампанелла сам был священником, религия в «Городе Солнца» не отвергалась. Судьи и низшие должностные лица в городе Солнца - учителя и священники - интеллигенция. «Политический строй города Солнца можно охарактеризовать как своеобразную интеллектуальную олигархию при формальной демократии».

Должностными лицами «города Солнца» могут быть назначены исключительно ученые и лица, сведущие в какой-либо отрасли знания или искусства. А из них только Высшие должностные лица являются священниками государства. Таким образом, руководство общиной находится в руках духовной аристократии - интеллигенции.

Верховный правитель.

Во главе управления общиной стоит ученый первосвященник, называемый на языке соляриев "Солнце", и так же именуемый Метафизик - должность эту может занимать лишь человек всесторонне образованный, сведущий во всех науках, искусствах и ремеслах. Лучше всего он должен знать метафизику и богословие, и понимать судьбу и гармонию мира. «Но никто, однако, не может достичь звания 0, кроме того, кто знает историю всех народов, все их обычаи, религиозные обряды, законы, все республики и монархии, законодателей и изобретателей наук, и ремесел и строение, и историю неба».

Как правило, Солнцем становится один из жрецов, пребывающих наверху храма (они контролируют положение звезд, и исходя из этого, предвещают развитие событий и подсказывают действия, которые будут на благо государству). II должность эта не сменяема до тех пор, пока Солнце сам не передаст ее тому, кого посчитает мудрее и способнее себя к управлению.

Именно Солнце «...является главою всех и в бренном и в духовном, и по всем вопросам и спорам он выносит окончательное решение». Ежедневно поднимаясь в храм к двадцати четырем жрецам, он выясняет и «рассуждает с ними о том, что они измыслили нового на благо Города и всех народов мира», так же ежедневно он и три его соправителя, проводят совещания, обсуждая и решая текущие задачи и дела государства. Присутствует он и на Большом совете, общаясь с горожанами и узнавая от них о недочетах и проблемах в государстве, а так же о работе должностных лиц. И, конечно, как первосвященник, именно он приносит жертвоприношения, отпускает грехи граждан и заботится об искоренении этих грехов.

Соправители Солнца.

«Бог есть высшая мощь, от которой исходит высшая мудрость, которая точно так же есть Бог, а от них - любовь, которая есть и мощь и мудрость; ибо исходящее непременно будет обладать природой того, от чего оно исходит».

При Солнце находятся три главных соправителя, соответствующие трем главным составляющим бытия - Мощь. Мудрость и Любовь, именуемые на языке соляриев - Пон, Син и Мор. Они обязаны знать и понимать все подвластные им науки и ремесла. Им принадлежит ежедневная исполнительная власть, каждому в своей области управления.

Мощь ведает военным делом - под его контролем находится все, что касается войны и мира. «Он управляет военными должностями, солдатами, ведает снабжением, укреплениями, осадами, военными машинами, мастерскими и мастерами, их обслуживающими». Однако Верховное командование во время войны остается за Солнцем, но при необходимости Мощь получает полномочия «римского диктатора», но лишь после созыва Большого Совета, и в особых случаях совещается с Солнцем и двумя соправителями.

Мудрость руководит развитием всевозможных наук, ремесел, свободных искусств, а так же учебных заведений. В его подчинении находятся лица стоящие во главе наук (кроме Метафизиках) и ученые. Идеей Мудрости было расписать все городские стены (внутри и снаружи) живописью, отображающей все науки, для наглядного и постоянного обучения жителей города.

Структура власти.

Итак, четырем Верховным должностным лицам подчиняются лица, называющиеся соответственно добродетелям: Великодушие, Мужество. Целомудрие, Щедрость. Правосудие уголовное и Правосудие гражданское, Усердие, Правдолюбие. Благотворительность. Любезность. Веселость, Бодрость. Воздержность. А так же лица, ведающие узкими специальностями - Грамматик, Физик. Астролог, Арифметик, Музыкант, Поэт, Живописец, Скульптор, Заведующий деторождением, Воспитатель, Медик. Агроном, Скотовод, Стратег. Начальник единоборцев, Казначей, Инженер, и т.д. Им же, в свою очередь, подчинены особые специалисты.

В компетенции должностных лиц - решать споры, наказывать нарушителей порядка, поощрять достойных, распоряжаться при производстве работ, воспитывать и обучать подрастающее поколение. На высших должностных лицах, являющихся священниками, лежат так же обязанности исповедовать граждан. «Весь Город на тайной исповеди открывает свои прегрешения властям, которые одновременно и очищают души, и узнают, каким грехам наиболее подвержен народ. Затем сами священно начальники исповедуют трем верховным правителям и собственные и чужие грехи, обобщая их и никого при этом не называя по имени, а указывая главным образом на наиболее тяжкие и вредные для государства. Наконец, трое правителей исповедуют эти же грехи вместе со своими собственными самому солнцу, который узнает отсюда, какого рода прегрешениям наиболее подвержен Город, и заботится об искоренении их надлежащими средствами».

Все граждане с большим уважением относятся к власти должностных лиц и добровольно им подчиняются.

Большой совет.

Дважды в месяц - на новолуние и полнолуние устраивается собрание, на котором присутствуют все граждане, достигшие двадцатилетнего возраста - называют его Большой совет. На нем обсуждают и решают вопросы контроля за исполнением своих обязанностей должностными лицами, а также смещения их и предварительный выбор новых должностных лиц. И каждый гражданин может там высказать свое мнение.

Большой Совет собирается и при объявлении Городу Солнца войны, граждане выслушивают причины войны и законность похода, которые излагаются Проповедником.

Принцип замещения должностей.

Каждый восьмой день происходит собрание должностных лиц, на котором присутствуют Солнце, трое его соправителей и все подчиненные им лица, а так же начальники всех отрядов. Главным образом они обсуждают государственные дела и выбирают должностных лиц, которые были заранее намечены на Большом совете.

«Должностные лица сменяются по воле народа. Но четверо высших несменяемы, если только сами по совещании между собою не передадут своего достоинства другому, кого с уверенностью считают мудрейшим, умнейшим и безупречнейшим».

Получается, что смена должностных лиц может происходить либо по требованию народа (при помощи смещения их на Большом совете, но кроме четырех несменяемых), либо руководители сами передают свои полномочия. Выбирают же новых должностных лиц верховные правители и руководители соответственных наук и ремесел (предлагая на Большом Совете кандидата, на основании сведений о его успехах, и высказываясь за или против его избрания).

Но все же, власть - это люди, которые каждый момент времени решают судьбу государства и распоряжаются жизнями его жителей. А. ведь, люди руководящие, не могут быть равны по статусу с «подчиненными». Получается противоречие - если есть власть, то не может быть равенства.

Таким образом социалистические принципы идеального общества влекут за собой и изменение характера политического строя в Городе Солнца установлено равенство мужчин и женщин, имеет место демократическая организация государственной власти.

Решающую роль образования, эрудиции в деле державного управления Кампанелла постоянно подчеркивает. Когда Мореход сомневается в правильности дел государства, солярии отвечают: "Мы, конечно, уверены в том, что всесторонне образованный человек мудрый правитель государством, в отличие от вас, потому что выставите во главе правительства невежд, считая способными управлять только потому, что они знатного происхождения или является избранниками господствующего слоя. Наш Солнце даже при полном недостатке опыта в управлении государством никогда не станет ни мучителем, ни преступником, ни тираном именно потому, что наделен глубокой мудростью. Не только высокие руководители государства, но и все чиновники Города Солнца является образованными специалистами и именно через свои обширные познания занимают соответствующие должности; под эгидой правителя Мудрости находятся Астролог, космографом, Геометр, Поэт, Логик, Политик т.п. Под руководством Любви находятся такие правители, как Заведующий деторождением, Медицинский, Агроном тоща. Под властью Силы находятся Стратег Инженер Начальник разведки.

Политическая власть в Городе Солнца связана с священно служением: Первосвященником является Метафизик, священниками - высшие должностные лица. Они ведают богослужением и исповедуют граждан. При храме существует особая коллегия жрецов. Они определяют часы для оплодотворения, дни посева, жатвы, сбора винограда; записывают основные события и занимаются научными исследованиями.

В этом объединение церковной и политической власти исследователи утопии Кампанеллы видят теократические направления реформатора. В.Ф. Асмус видит в теократических идеях "вынужденное приспособление к современности": "Кампанелла, монах-доминиканец, жертва инквизиции, вынужден был прикрыть свои общественно-политические идеи" мистической и теократической формой ". Вполне возможно, что в учении об идеальном государственную власть Кампанелла исходил не только из своего прошлого монаха. В своей социально-политической программе Кампанелла передает руководство обществом в руки ученых - философов. Функции ученого, священнослужителя и политика совпадают. Ещё одна важная общественная функция "магической" религии соляриев заключается в том, что, сохраняя в идеальном государстве религию, Кампанелла опирается на представление о важнейшем значении духовного единства в жизни общества. "Первой оружием власти является язык, а второй - меч", - писал он в "Испанской монархии".

Заключение

утопия кампанелла солярий

Таким образом, рассмотрев работу «Город Солнца» Кампанеллы, мы приходим к некоторым выводам.

Во-первых, было рассмотрена работа Т. Кампанеллы «Город Солнца»». Произведение было адресовано не ученым мужам духовенства, а итальянским дворянам, способным повлиять на уклад в стране. Тем не менее, не смотря на некоторую простоту, «Город Солнца» считается одним из значимых философских произведений в начале эпохи «Нового времени».

Структурно издание можно разделить по темам, интересующим автора: идея социального равенства, распределение власти, селекционный подход к изменению общества.

Во-вторых, в данной работе были выявлены основные утопические идеи в работе Т. Кампанеллы «Город Солнца»». Хотя в какой-то мере его можно назвать имитацией «Утопии», надо сказать, что Город Солнца Кампанеллы совершенно отличен от Утопии, там действуют иные законы, он и построен по-другому. Однако автор гиперболизировал свою идею настолько, что она превратилась в описание коммунистического строя.

На страницах замечательной книги Кампанелла в Городе Солнца ликвидирована частная собственность, средства производства принадлежат всему обществу. Каждый гражданин Города Солнца обязан трудиться, труд носит всеобщий и обязательный характер, признается почетным и благородным делом. В связи с тем, что производительным трудом занято все население, рабочий день сокращен до четырех часов потребление, как и производство носит общественный характер.

Интересны идеи Кампанеллы о трудовом воспитании. Обучение в Городе Солнца связано с производственным трудом. Большое значение придается развитию науки и техники.

В-третьих, в данной работе была описана управленческая пирамида в «Городе Солнца»». В описываемом Кампанеллой городе-государстве исповедуется религия Солнца:

Анализ выявляет в этих верованиях два аспекта. Во-первых, они - государственная религия, так что управление государством совпадает со священническим служением. Поэтому глава государства у Кампанеллы является и первосвященником, а так как он называется «Солнце», то, очевидно, мыслится и как воплощение Бога.

Таким образом, в одних и тех же руках соединяются и административные функции, и жреческие, и - как мы видели - власть налагать любые наказания.

С другой стороны, религия Солнца представляется как поклонение Вселенной, рационалистически воспринятой как идеальный механизм. Иными словами, это синтез религии и рационалистической науки (с уклоном в астрологию). Так, мы видели, что звание первосвященника «Солнце» переводится как «Метафизик» и его право на занятие своего поста определяется его грандиозными научными познаниями.

Такое же впечатление производит и описание Кампанеллой храма Солнца, занимающего центральное положение в Городе: он больше похож на естественнонаучный музей, чем на церковь.

В четвёртых, была описана общественная жизнь города-государства соляриев.

Основой социального уклада Города Солнца является общность всей жизни, осуществление которой контролируется администрацией.

«... у них все общее. Распределение всего находится в руках должностных лиц; но так как знания, почести и наслаждения являются общим достоянием, то никто не может ничего себе присвоить. Они утверждают, что собственность образуется у нас и поддерживается тем, что мы имеем каждый свое отдельное жилище и собственных жен и детей. Отсюда возникает себялюбие».

Путём несложного анализа можно сделать вывод, что разделение на отряды продолжается и после отбытия трудовой повинности. Во всяком случае, жизнь граждан Города Солнца и в это время регламентирована. Так, в часы отдыха запрещены сидячие игры.

Унификация жизни простирается и дальше. Мужчины и женщины в Городе Кампанеллы носят почти одинаковую одежду, отличающуюся лишь небольшой разницей в длине плаща. Предписана форма и цвет одежды, какую носить в городе, какую - вне его. Указано даже, как часто одежда сменяется и стирается. Нарушение этих предписаний является величайшим преступлением.

В обрисованном Кампанеллой обществе, естественно, не существует родственных отношений.

«Все сверстники называют друг друга братьями; тех, кто старше на двадцать два года, зовут они отцами, а тех, кто на двадцать два года моложе, - сыновьями. И должностные лица внимательно следят за тем, чтобы никто не нанес другому обиды в этом братстве».

Анализ последней фразы показывает, что для поддержания в государстве Солнца общности жизни, - упразднение семьи, собственности, свободы труда и творчества оказывается не достаточно. Кампанелла это ясно сознает и подробно описывает систему наказаний, на которых основывается прочность общественного строя соляриев.

Таким образом, в работе «Город Солнца» Кампанеллы не говорится о путях преобразования существующего общественно-политического строя в идеальное государство, основанное на общественной собственности и действующее в интересах народа. Однако, несмотря на историческую ограниченность социалистической утопии этого мыслителя, в его произведении нашли яркое выражение мечты народных низов о лучшем будущем.

Список используемых источников

1. Петровский А.Ф. Кампанелла. Биографический очерк.

2. Львов С.Л. Гражданин Города Солнца: Повесть о Томмазо Кампанелле. М.: Политиздат, 1979.

3. Штекли А.Э. «Город Солнца»: утопия и наука. М.: «Наука», 1978.

4. Волгин В.П. Коммунистическая утопия Кампанеллы.

5. Кампанелла Т. Город Солнца. М., Издательство Академии наук СССР, 1947.

6. Горфункель А.Х. Томмазо Кампанелла. М., «Мысль», 1969.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Возникновение и эволюция идей утопического социализма. Биографии Т. Мора и Т. Кампанеллы, идеалы равенства в их работах. Свобода личности и ее всестороннее развитие в "Утопии" и "Городе Солнца". Поиск истинной демократии Т. Мором и Т. Кампанеллой.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2016

    Исследование истоков русской идеи; ее трансформация и специфичность на каждом историческом этапе развития Российского государства. Русская идея в произведении П.Я. Чаадаева "Философские письма" и в трудах Н.А. Бердяева. Основные типы морального сознания.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2014

    Социальное государство - характеристика (принцип) абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти. Проблемы становления социального государства в России.

    реферат , добавлен 22.05.2008

    Роль преобразования представлений о государственной власти, предпосылки и основы эпохи Нового времени. Особенности политической теории Николо Макиавелли, утопического социализма Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. Развитие идей либерализма в обществе.

    презентация , добавлен 19.03.2013

    Сущность национальной творческой идеи как источника энергетического потенциала народа, смысла его жизни и борьбы за существование. Проблемы формирования белорусской идеи на современном этапе. Экономические начала и основные ценности философии православия.

    реферат , добавлен 28.01.2011

    Социальное равенство как важнейшая политическая ценность. Рассмотрение процесса политической социализации в современном обществе как овладение демократическими ценностями, нормами и культурными образцами. Роль школы в политической социализации личности.

    эссе , добавлен 27.05.2014

    Положения Евразийства - русского политического движения, выступающего за интеграцию с центральноазиатскими странами: учение о культуре и государстве, отношение к Советской власти и большевизму. Роль Назарбаева в развитии Евразийской идеи в Казахстане.

    презентация , добавлен 16.10.2012

    Национальной идея, ее взаимосвязь с национальной идеологией и состояние в современной России. Современный взгляд на национальную идею России. Подмена национальной идеи как основа политических манипуляций. Национализм и национальное государство.

    реферат , добавлен 06.05.2014

    Идея просвещённого абсолютизма. Политико-правовые воззрения Юрия Крижанича. Политические идеи Ф. Прокоповича. Политическая программа И.Т. Посошкова. Политические взгляды М.М. Щербатова. Учение о государстве и праве Десницкого. Политические воззрения.

    курсовая работа , добавлен 18.11.2002

    Консерватизм как идеология, нацеленная на сознательное удержание идентичности, сохранение живой непрерывности эволюционного развития. Основные черты русского консерватизма и его генезис. Равенство в области морали и добродетели, политическое равенство.

В 1597 г. Кампанелла организовал в Калабрии заговор против испанцев, которым тогда принадлежала страна. Заговор провалился, в 1599 г. Кампанелла был арестован, подвергнут пытке и в 1602 г. осужден на пожизненное заключение. В тюрьме в 1602 г. он написал свое сочинение «Город Солнца». Попробуем кратко изложить его содержание и сделать анализ высказанных там Кампанеллой общественно-философских идей.Само заглавие «Город Солнца» – Civitas Soli – напоминает название произведения блаженного Августина «Град Божий» – Civitas Dei. Написано это произведение в суровом стиле, без свойственных «Утопии» Мора прикрас в виде необыкновенных приключений в экзотических странах. «Город Солнца» Кампанеллы имеет форму диалога между собеседниками, имена которых даже не называются – Главным Гостинником (по-видимому, подразумевается гроссмейстер ордена госпиталиеров) и Мореходом, о котором сообщается лишь, что он – генуезец. Диалог начинается без всяких объяснений словами Гостинника: «Поведай мне, пожалуйста, о всех своих приключениях во время последнего плавания», в ответ на что Мореход сообщает, что на острове в Индийском океане попал в Город Солнца, и описывает жизнь в этом городе.Государственное устройство Города Солнца внешне напоминает теократию: «Верховный правитель у них – священник, именующийся на их языке «Солнце», на нашем же мы назвали его Метафизиком». Такой странный перевод (Солнце – Метафизик) не случаен. Весь характер деятельности священника «Солнце» гораздо больше подходит главе технократической иерархии. Этот пост у Кампанеллы занимает самый ученый житель города, знающий «историю всех народов, все их обычаи, религиозные обряды, законы», знакомый со всеми ремеслами, физическими, математическими и астрологическими науками, но особенно изучивший метафизику и богословие. Он занимает свою должность, «пока не найдется такой, кто окажется мудрее своего предшественника и способнее его к управлению». При Метафизике в Городе Солнца Кампанеллы состоят три соправителя: Пои, Син и Мор, что значит Мощь, Мудрость и Любовь. Между ними разделено управление основными сторонами жизни. Это разделение в некоторых случаях своей неожиданностью заставляет вспомнитьОруэлла : например, в ведении Любви находится не только наблюдение за сочетанием мужчин и женщин (об этом будет сказано позже), но и «земледелие, скотоводство и вообще все, относящееся к пище, одежде и половым сношениям». Метафизик совещается с этими тремя соправителями, но по всем важным вопросам он выносит окончательное решение. Упоминается и большое число других должностных лиц, назначаемых четырьмя главными правителями или другими членами администрации Города Солнца. Существует также Совет, в который входят все граждане старше 20 лет, но он, по-видимому, имеет лишь совещательный голос. Намеченные на Совете кандидаты на должности утверждаются на собрании должностных лиц и дальше – четырьмя главными правителями. В этой ситуации остается неясной фраза: «Должностные лица сменяются по воле народа», которая Кампанеллой не разъясняется.