Снобизм "профессионалов" всегда меня веселил. Стремление сохранить свою "Илитарность" любой соц. группы путем агрессии (снобизм один из видов агрессии) говорит лишь о том, что почвы для "Илитарности" нету. Систематическому образованию не так много лет в мире. Мало того, оно себя стремительно изживает в его традиционном виде.

Популярность лекториев связана с тем, что люди начали терять страх перед "Великим Знанием" и начали стремиться расширить рамки своих возможностей, ориентируясь на потребности и любопытство. Это происходит потому, что знание становится доступным любому в связи с развитостью коммуникаций, главным образом конечно интернета.

Тут важно отметить одну важную вещь. Люди стали (наконец-то) переключать внимание с идеи "обширной профессиональной подготовки", как было в совке, на идею "профессиональных компетенций". Это привело к тому, что представители образования стали выть о том, что совковая парадигма так крута, а нам навязывают всякую фигню с Запада. Одним из элементов западной культуры является непрерывное пожизненное образование. Оно невозможно, если тратить на каждый этап образования годы последовательного времени. Отсюда "фрагментарность". На деле же не фрагментарного образования не бывает просто потому, что память людей не абсолютна.

При этом идея профессиональных компетенций ведет к появлению людей, способных функционировать "с нуля и вне группы". Совок готовил винтики для завода, неспособные что-то создать на пустом месте в одиночку (в фундаментальной науке тоже). Западные типы потребления знаний (о ужас, слово потребление встретилось!) предполагают, что "нахватал компетенций - открыл бизнес сам". Это противоположные цели и соответственно противоположные подходы.

Ограничиваться тем или иным подходом в образовании глупо, так что стоит всемерно приветствовать популярность "фрагментарного образования", как и существование отличной школы "систематического образования". Что делать, если вы инженер, а вам надо в бухгалтерии разбираться что бы ИП открыть? Идти на лекции, курсы, консультации и прочие "фрагментарные" типы образования. Что делать, если вам что то любопытно? Многие дети, оболваненные родителями, идут получать высшее образование в какой-то области только потому, что их посетило мимолетное любопытство, тем самым губят себя и теряют время. Сейчас медленно и неуверенно функцию профориентации (которая в России никогда не была достаточно развитой) тоже берут на себя популярные лекции и прочие типы "фрагментарного" образования. Так что противопоставление этих двух подходов - полнейшая глупость противопоставляющих.

Социальная психология.

Социальная установка, её структура и изменение.

Одной из основных социально-психологических характеристик личности является ее социальная установка , которая определяетя как устойчивое отношение человека к людям, социальными группами, организациями, процессам и событиям, происходящим в обществе.

Социальная установка - предрасположенность (склонность) субъекта к совершению определенного социального поведения; при этом предполагается, что установка имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать и, как итог, действовать относительно данного социального объекта (явления) определенным образом.

В 1942 г. М. Смит разработал 3-компонентную структуру социальных установок , выделив: а) когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки,на что направлена установка); б) аффективный (оценка объекта установки на уровне симпатии и антипатии); в) поведенческий (последовательность поведения по отношению к объекту установки). Если эти компоненты согласованы между собой, то установка будет выполнять регулирующую функцию. А в случае рассогласования установочной системы, человек ведет себя по-разному, установка не будет выполнять регулирующую функцию.

Объектами соц. установки могут быть : сам человек, окружающие его люди, группы людей, соц. процессы и события, предметы материальная и духовной культуры и т.п. Как состояние соц. установка выражает собой готовность человека к определенным дей-ям, а как свойство - внутренне характеризует человека как личность.

3 основные функции соц. установки:

1) Познавательная (установки поволяют чел-ку оперативно получать знания о соц. объяектах до того, как эти объекты буду познаны; эта функция реализуется через конгитивную состаляющую)

2) Выразительная (соц. установки представляют человека как личность в его отношениях к людям и к обществу в целом; через эмоциональный компонент)

3) Приспособительная (соц. установки позволяют индивиду адаптироваться в соответсвующем обществе; через поведенческий компонент)

Через усвоение установок происходит социализация .

Также выделяют:

1) Базовые – система убеждений (ядро Личности). Формируется в детстве, систематизируется в подростковом возрасте, а оканчивается в 20 – 30 лет, а затем не меняется и выполняет регулирующую функцию.

2)Периферийные – ситуативные, могут меняться от социальной обстановки.

Социальная психология общения. Структура и функции общения.

Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанные стороны :

коммуникативная , состоит в обмене информацией между людьми;

интерактивная : заключается в организации взаимодействия между людьми, например нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника;

перцептивная : включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Передача информации

Восприятие друг друга

Взаимооценка партнерами друг друга

Взаимовлияние партнеров

Взаимодействие партнеров

Управление деятельностью и т.д.

К средствам общения относятся:

1) Язык : система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение; если я говорю «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом те же понятия, что и я, - это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл, поэтому мы не всегда правильно понимаем друг друга.

2) Интонация , эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3) Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4) Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т. е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т. е. служить для большей выразительности речи.

Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1) Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2) Ориентирование в целях и ситуации общения .

3) Ориентирование в личности собеседника.

4) Планирование содержания своего общения : человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5) Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства , речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

6) Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7) Корректировка направления, стиля, методов общения .

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов: общение окажется неэффективным. Эти умения называют социальным интеллектом, практически-психологическим умом, коммуникативной компетентностью, коммуникабельностью.

Имеется несколько классификацией функций общения . В. Н. Панферов выделяет их шесть:

-коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, --группового и общественного взаимодействия)

-информационная (обмен информацией между людьми)

-когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)

-эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)

-конативная (управление и коррекция взаимных позиций)

-креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

Коммуникативная сторона общения, ее характеристика.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Понимание человека человеком связано с установлением и сохранением коммуникации.

Источники информации в общении:

Сигналы непосредственно от другого человека;

Сигналы от собственных сексорно-перцептивных систем;

Информация об итогах деятельности;

Информация от внутреннего опыта;

Информация о вероятном будущем.

Человек должен уметь каким-то образом отличать “хорошую” информацию от “плохой". Б. Ф. Поршнев пришел к выводу, что речь является способом внушения, или суггестии , но имеется “налицо и встречная психологическая активность, называемая контрсуггестией, противовнушением, которая содержит в себе способы защиты от действия речи”.

Б. Ф. Поршнев выделил 3 вида контрсуггестии: избегание, авторитет и непонимание. Избегание подразумевает уклонение от контактов с партнером (человек невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, находит повод отвлечься). Избегание проявляется не только уходе от общения с другим человеком, но и уклонение от определенных ситуаций. Например, люди, которые не хотят, чтобы на их мнение или решение оказывали влияние просто не приходят на заседания или на назначенную встречу. Действие авторитета заключается в том, что, разделив всех людей на авторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым. Можно найти много оснований для присвоения конкретному человеку авторитета (статус, превосходство в параметрах, привлекательность в конкретных ситуациях и т.п.) Определяются основания собственной историей и основными ценностями. Эффективность общения будет зависеть от характера формирования представлений об авторитете у собеседника. Иногда опасная информация может исходить и от людей, которым мы в целом доверяем. В тихом случае защититься мы можем с помощью своеобразного непонимания самого сообщения.

Практически для всех людей важно, чтобы их слушали и слышали. Для всех, кто заинтересован в эффективной коммуникации важно уметь преследовать психологические барьеры, т.е. уметь управлять вниманием.

Существует целая группа приемов привлечения внимания :

-прием “нейтральной фразы”. -В начале общения произносится фраза, не связанная с основной темой, но имеющая смысл и ценность для всех присутствующих.

-прием “завлечения” - говорящий вначале произносит очень тихо, очень непонятно, неразборчиво, что заставляет других вслушиваться.

-прием установления зрительного контакта - пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание; уходя от взгляда, мы показываем, что не желаем общаться. Но в общении важно не только привлечь внимание, но и его поддержать.

Первая группа приемов поддержания внимания - приемы “изоляции” (изолировать общение от внешних факторов - шума, освещения, разговора или уметь изолироваться от внутренних факторов - вместо того, чтобы слушать, обдумывает свои реплики или просто ожидает конца речи, чтобы вступить в разговор самому).

Вторая группа приемов связана с “навязыванием ритма”. Внимание человека постоянно колеблется, поэтому изменяя характеристики голоса и речи, мы не даем возможности собеседнику расслабляться и пропустить нужную информацию.

Третья группа приемов поддержания - приемы акцентировки. Обратить внимание на нужную информацию можно с помощью определенных слов (“прошу обратить внимание на...”), “важно отметить, что...” и т. п.) или за счет контрасты с окружающим фоном.

1.Введение…………………………………………………………………………………..3

2.Коммуникативная сторона общения………………………………………4

3.Заключение………………………………………………………………………….

4.Список используемой литературы……………………………………..

1.Введение

В своей контрольной работе я поставила задачу рассмотреть следующие вопросы:

1.В чем заключается психологическая сущность коммуникативных барьеров?

2.Что означает понятие коммуникация в узком и широком смысле слова?

3.В чем заключается психологический смысл обратной связи?

4.Почему семантический барьер является одним из наиболее

распространенным препятствием в понимании субъектами друг друга?

5.Как барьеры социально- культурных различий связаны с ценностями субъектов общения?

6.В чем заключается значение визуального контакта в коммуникационном процессе?

7.Каковы условия и средства различия коммуникационной компетенции?

Коммуникация в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми».

Процесс двустороннего обмена информацией, ведущий ко взаимному пониманию.

Коммуникативная сторона общения, состоит во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, идей, мнений, чувств.

В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшего совместного действия, а может быть напротив, люди, включенные в совместную деятельность, познают друг друга.

Этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникационного процесса.

Коммуникационный процесс- обмен информацией между людьми, целью которого является обеспечение понимания передаваемой и получаемой информацией.

Основные функции коммуникации:

1.информативная- передача сведений

2.интерактивная- организация взаимодействия между людьми

3.перцептивная- восприятие друг друга партнерами по общению

4.экспресивная-возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.

Для осуществления процесса коммуникации необходимы четыре основных элемента:

1.отправитель информации

2.сообщение- собственно информация

3.канал-средство передачи информации

4.получатель информации.

Коммуникационный процесс разбивают на пять этапов:

IЭТАП - начало обмена информацией, когда отравитель должен ясно представить, что он хочет передать и какую ответную реакцию получить.

II этап- воплощение идеи в слова, символы, в сообщение.

Выбираются и используются различные каналы передачи информации, речь, жесты, мимика, письменные материалы, электронные средства связи.

IIIэтап- передача информации через использование выбранных

каналов связи.

IVэтап- получатель информации переводит символы в свои мысли.

Vэтап- обратная связь- отклик получателя на полученную информацию,

на всех этапах коммуникационного процесса могут существовать помехи, искажающие смысл передаваемой информации.

Информация в общении не просто передается от одного партнера

к другому (при этом лицо, передающее информацию, принято называть коммуникатором, а получающего эту информацию- реципиентом).

Коммуникация


Коммуникатор Реципиент


Обратная связь

Обратная связь- это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора.

Цель обратной связи- помощь партнеру по общению в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей.

Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь- информацию о том, как люди вас поняли.

Умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации.

Под обратной связью понимается техника и приемы получения информации о партнере по общению, используемые собеседником для коррекции собственного поведения в процессе общения.

Обратная связь включает сознательный контроль коммуникативных действий, наблюдение за партнером и оценку его реакций, последующее изменение в соответствие с этим собственного поведения.

Обратная связь предполагает умение видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнер воспринимает себя в общении.

Механизм обратной связи предполагает умение партнера соотносить свои реакции с оценками собственных действий и делать вывод.

В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и на невербальном уровне.

Вербальная коммуникация, использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык.

Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения, а также осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.

К невербальной коммуникации относятся воспринимаемый внешний вид и выразительные движения человека – жесты, мимика, позы, походка.

Они во многом являются зеркалом, проецирующим эмоциональные реакции человека, которые мы как бы «считываем» в процессе общения, пытаясь понять, как другой воспринимает происходящее.

Сюда же можно отнести такую форму человеческого невербального общения, как контакт глаз, имеющая место в визуальном общении.

Значительная часть человеческого общения разворачивается в подводной части «коммуникативного айсберга» - в области невербального общения.

Через систему невербальных средств транслируется и информация о чувствах, испытываемых людьми в процессе общения.

К анализу «невербалики» мы прибегаем в тех случаях, когда не доверяем словам партнеров. Тогда жесты, мимика и контакт глазами помогает определить искренность другого.

Как и все невербальные средства, контакт глазами имеет значение дополнения к вербальной коммуникации, то есть сообщает о готовности поддерживать коммуникацию или прекратить ее, поощряет партнера к продолжению диалога, наконец, способствует тому, чтобы обнаружить полнее свое «Я», или, напротив, скрыть его.

В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, «длительность» их, смена статики и динамика взгляда, избегание его и т.д.

Невербальные средства являются важным дополнением речевой коммуникации. Их роль определяется не только тем, что они в состоянии усилить или ослабить речевое влияние коммуникатора, но и в том, что они помогают участникам общения выявить намерения друг друга, делая, тем самым, процесс коммуникации более открытым.

В процессе коммуникации человек может играть каждую из трех ролей: быть передатчиком, принимающим и передающим средством связи.

В то же время он является самым подверженным помехам каналом коммуникации, и тем не менее, информация очень часто передается именно через людей, что обусловливает определенные искажения в процессе.

Человек как элемент коммуникации – сложный и чувствительный «получатель» информации со своими чувствами и желаниями, жизненным опытом. Полученная им информация может вызвать внутреннюю реакцию любого рода, которая, возможно, усилит, исказит или полностью блокирует посланную ему информацию.

Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров.

В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает реципиенту.

Коммуникативными помехами может быть механический обрыв информации и отсюда ее искажение; неясность передаваемой информации, в силу чего искажается изложенная и переданная мысль.

Случается, что принимающие ясно слышат передаваемые слова, но придают им иное значение. При этом передатчик может даже не обнаружить, что его сигнал вызвал неверную реакцию. Это говорит о замещающе - искажающем барьере.

Значительно большая возможность искажения связана с эмоциями – эмоциональные барьеры. Это происходит, когда люди, получив какую либо информацию, более заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами.

Возникновение барьера непонимания может быть связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Он может возникать из-за погрешностей в самом канале передачи информации – это так называемое фонетическое непонимание.

Прежде всего, оно возникает, когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искаженный грамматический строй речи.

Существует также семантический барьер непонимания, связанный прежде всего, с различиями в системах значений участников общения. Это проблема жаргонов и слэнгов.

Даже в рамках одной и той же культуры есть множество микрокультур, каждая из которых создает свое «поле значений» , характеризуется своим пониманием различных понятий, явлений, или выражений. В различных микрокультурах не одинаково понимается смысл некоторых ценностей. Кроме того, каждая среда создает свой мини- язык общения, свой слэнг, в каждой свои любимые цитаты и шутки, выражения и обороты речи.

2.1. Сущность коммуникативной стороны общения

2.2. Речь как основное средство общения

2.3. Монологическая и диалогическая речь

2.4. речевой этикет

2.5. Существенные особенности процесса слушания как вида речевой деятельности

2.6. Основные барьеры слушания

2.7. Невербальные средства общения

2.8. Обратная связь в общении

резюме

Термины и понятия

Вопросы для проверки знаний

Задача для индивидуальной работы

Литература для углубленного изучения

Изучив материал этого раздела, вы будете знать:

Особенности и составляющие коммуникативной стороны общения;

Существенные особенности вербальных и невербальных средств общения,

Функции и коммуникативные качества речи;

Характерные особенности монологической речи;

Правила использования речевого этикета;

Существенные особенности процесса слушания,

Специфику каждого стиля слушания;

Барьеры, возникающие в процессе слушания;

Основные составляющие невербальных средств общения и особенности их интерпретации,

а также уметь :

Строить выступление перед аудиторией с учетом коммуникативных качеств речи;

Анализировать, какие вербальные и невербальные средства общения целесообразно использовать в конкретной ситуации;

Выделять возможные барьеры слушания в процессе общения;

Владеть речевым этикетом;

Характеризовать различные типы слушателей;

Анализировать невербальные сигналы собеседника.

Сущность коммуникативной стороны общения

Коммуникативная сторона заключается в обмене информацией между собеседниками.

Коммуникация в узком смысле - обмен различными предложениями, идеями, интересами, настроениями. В широком же смысле она рассматривается как информация, связанная с конкретным поведением собеседников.

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что во время совместной деятельности люди обмениваются между собой различными предложениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и др. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. В условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Во-первых, общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как восприятие его другой системой, так как, в отличие от простого "движения информации» между двумя устройствами, здесь мы имеем дело с отношениями двух индивидов, каждый из которых активным субъектом: взаимное информирование их допускает налаживание совместной деятельности. Это значит, что каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и своего партнера, он не может рассматривать его как некий объект. Другой участник появляется тоже как субъект, и отсюда следует, что, направляя ему информацию, на него необходимо ориентироваться, то есть анализировать его мотивы, цели, установки (кроме, разумеется, анализа своих собственных целей, мотивов, установок), " обращаться "к нему.

Поэтому в коммуникативном процессе и происходит не простое движение информации, а как минимум активный обмен ею. Суть коммуникативного процесса - не просто взаимное информирование, но и общее понимание предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.

Во-вторых, характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера, т.е. знак изменяет состояние участников коммуникативного процесса. Коммуникативное воздействие, что здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного коммуникатора на другой с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удался это влияние. Это означает, что при обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, сложившихся между участниками коммуникации.

В-третьих, коммуникативное воздействие как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или подобную систему кодификации и декодификации. Обыденным языком это правило выражается в словах: "Все должны говорить на одном языке".

Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами. Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии, что знаки и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.

Наконец, в-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Они не связаны с уязвимыми местами в каком-нибудь канале коммуникации или с погрешностями кодирования и декодирования, а носят социальный или психологический характер. С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует понимание ситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают разную интерпретацию тех же понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Такого рода барьеры порождены объективными социальными причинами, принадлежностью партнеров по коммуникации к различным социальным группам, и во время их проявления особенно четко выступает принадлежность коммуникации к более широкой системы общественных отношений. Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она является лишь стороной общения. Естественно, что процесс коммуникации осуществляется и при наличии этих барьеров: даже военные противники ведут переговоры. Но вся ситуация коммуникативного акта значительно усложняется из-за их наличие.

С другой стороны, барьеры в коммуникации могут носить и более выраженный психологический характер. Они могут возникнуть или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся (например, чрезмерная застенчивость одного из них, скрытность другого, присутствие у кого черты, получила название "необщительность"), или в силу сложившихся между собеседниками особых психологических отношений: неприязни к друг другу, недоверия и т.

В построении типологии коммуникативных процессов целесообразно воспользоваться понятием "направленность сигналов". В теории коммуникации этот срок позволяет выделить: а) аксиальный коммуникативный процесс (от лат. Axis - "ось"), когда сигналы направлены единичным приемникам информации, то есть отдельным людям; б) ретиаль- ный коммуникативный процесс (от лат. rete - "сеть"), когда сигналы направлены множеству вероятных адресатов. В эпоху научно-технического прогресса в связи с бурным развитием средств массовой информации особое значение приобретает исследование ретиальна коммуникативных процессов, поскольку в этом случае отправки сигналов группе заставляет членов группы осознать свою принадлежность к этой группе, постольку в случае ретиальна коммуникации происходит тоже не просто передача информации, но и социальная ориентация участников коммуникативного процесса.

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и Констатувальна. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция, в свою очередь, может быть различной: 1) активизация, то есть побуждение к действию в заданном направлении; 2) интердикция, то есть побуждения, наоборот не допускает определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности; 3) дестабилизация - рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.

Информация Констатувальна выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому. Сам характер сообщения может быть различным: мера объективности может варьироваться от умышленно "безразличного" тона изложения до включения в текст сообщения достаточно явных элементов убеждения. Вариант сообщения задается коммуникатором, то есть тем лицом, от которого поступает информация.

Учреждение образования

" Гродненский государственный университет им.Я. Купалы".


Контрольная работа

по социальной психологии

Тема: "Психология общения. Три стороны общения"


Студентки 4-го курса

факультета психологии з/о

Тришиной

Натальи Анатольевны


Гродно, 2011 г.

План


1.Понятие общения.

2.Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения.

.Структура и функции общения.

.Виды, формы и механизмы общения.

.Способы коммуникативного влияния.

.Вербальная и невербальная коммуникация.

1. Общение относится к базовым категориям психологии наряду с сознанием, деятельностью и личностью. Несмотря на то, что эта категория выделилась в качестве самостоятельного объекта изучения сравнительно недавно (чуть более десятилетий назад), она быстро овладела вниманием многих научных психологических школ. Поток научной и учебно - методической литературы по тематике общения продолжается до настоящего времени. Толкование общения как понятие определяется теми теоретическими позициями, которые занимают представители тех или иных школ.

Самое общее понимание общения состоит в восприятии его как формы жизнедеятельности. В этом смысле общение является средством передачи форм культуры и общественного опыта от поколения к поколению, от человека к человеку. (1) Представляя собой процесс обмена сообщениями, в которых содержатся результаты отражения людьми действительности, общение является неотъемлемой частью их социального бытия и средством формирования и функционирования их сознания, индивидуального и общественного. С помощью общения происходит организация целесообразного взаимодействия людей в ходе современной деятельности, передача опыта, трудовых и бытовых навыков, появление и удовлетворение духовных потребностей. (2) Через общение субъективный мир одного человека раскрывается для другого. Общение помогает людям познать личностные и деловые характеристики друг друга, организовать взаимодействие в процессе совместной деятельности, установить межличностные отношения и многое другое.

Более узкое понимание общения порождает множество определений. В отечественной психологической науке, опирающейся на деятельный подход, имеется несколько определений общения.

Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающей в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Общение - взаимодействие субъектов, осуществляемое знаковыми средствами (словами, жестами, т.п.), вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно - смысловых образованиях собеседника.

Общение - специфическая форма взаимодействия и взаимовлияния субъектов, вызванная потребностями совместной деятельности.

Впервые вопрос о роли общения в психическом развитии человека был рассмотрен В.М. Бехтеревым. Вплоть до конца 60-х годов прошлого столетия понятие "общение" использовалось различными психологами в теоретических исследованиях психики человека в качестве объяснительного социального фактора, обусловливающего ее развитие (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев). Лишь начиная с 70-х годов это понятие становится объектом самостоятельного исследования, перерастает в относительно автономную научную проблему. Ныне общение представляет собой широко развернутую область психологии, изучаемую на теоретическом, эмпирическом и прикладном уровнях. (1)

2. Коммуникацией называется обмен информацией между людьми, в котором участвуют интеллектуальные, эмоциональные и волевые качества личности. (3) Коммуникация между людьми имеет ряд специфических особенностей.

Во-первых, в ней обязательно должны присутствовать два индивида, каждый из которых является активным субъектом. При этом их взаимное информирование предполагает налаживание совместной деятельности.

Специфика человеческого обмена информации заключается в особой роли для каждого участника общения той или иной информации, ее значимости. Такая значимость информации обусловлена тем, что люди не просто "обмениваются" значениями, а стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не только принята, но и понятна, осмыслена. По этой причине каждый коммуникативный процесс представляет собой единство деятельности, общения и познания.

Во-вторых, должна присутствовать возможность взаимного влияния партнеров друг на друга по средствам системы знаков. Другими словами, обмен информацией в этом случае предполагает воздействие на поведение партнера и изменение состояния участников коммуникативного процесса.

В-третьих, влияние в коммуникации может осуществляться лишь при наличии единой или схожей системы кодификации и декодификации у коммуникатора (человека направляющего информацию) и реципиента (человека, принимающего ее).

В-четвертых, всегда возможно возникновение коммуникативных барьеров. В этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением.

Распространение информации в обществе происходит через своеобразный "фильтр доверия - не доверия". Подобный фильтр действует так, что истинная информация может оказаться не принятой, а ложная - принятой. Кроме того, существуют средства способствующие принятию информации и ослабляющие действия фильтров. Совокупность этих средств называют фасцинацией. Примеров фасцинации может быть музыкальная, пространственная или световое сопровождение речи.

Модель коммуникативного процесса обычно включает в себя пять элементов: коммуникатор - сообщение (текст) - канал - аудитория - обратная связь.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытую (когда коммуникатор не скрывает, что является сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в ее подтверждение); отстраненную (когда коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто); закрытую (когда коммуникатор умалчивает о своей точки зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее). В процессе коммуникации осуществляются: взаимное влияние людей друг на друга, а так же обмен различными идеями, интересами, настроениями, чувствами. Чтобы описать процесс взаимовлияния, недостаточно знать только структуру коммуникативного акта.

Должное внимание следует уделять так же таким коммуникативным навыкам, как не рефлексивное и рефлексивное слушание. Нерефлексивное слушание - или внимательное молчание - применяется на этапах постановки проблемы, когда она только формируется говорящим, а так же тогда, когда цель общения со стороны говорящего - "излить душу", эмоциональная разрядка.

Рефлексивное слушание используется в ситуациях, когда говорящий нуждается не столько в эмоциональной поддержке, сколько в помощи при решении определенных проблем. В данном случае обратная связь дается слушающим в речевой форме через следующие приемы: задавание открытых и закрытых вопросов по теме разговора, перефразирование слов собеседника, позволяющее изложить ту же мысль другими словами (парафраз), резюмирование и изложение промежуточных выводов по ходу беседы. (4)

Интерактивная сторона общения отражает межличностное взаимодействие людей в процессе их совместной деятельности. Оно направлено на управление поведением партнера через систему психологических приемов влияния с учетом социальных норм и общественных ценностей, характерных для данного сообщества. В процессе совместной деятельности взаимодействия людей может строиться согласно ряду стратегий: соперничество, сотрудничество, комромисса и др. Общение успешно когда поведение людей соответствуют ожиданием друг друга.

Перцептивная сторона общения отражает процесс формирования образа собеседника, восприятие его как личности. Совершенно очевидно, что без такого взаимного познания немыслима успешная совместная деятельность. Психологический образ собеседника формируется на основе его поступков, поведения, внешних характеристик, взглядов, целей, эмоций. Механизмы перцептивного общения основаны на возможности осознания себя через другого человека и выражаются в явлениях идентификации и рефлексии.

Идентификация - способ понимания собеседника через попытку поставить себя на его место ("Я бы на его месте сделал так…").

Рефлексия - явление осознание человеком того, каким он представляется собеседником или слушающей его аудиторией. В процессе двустороннего общения рефлексия порождает шесть образов, отражающих личностные, эмоциональные и когнитивные особенности каждого из собеседников:

образ "Я", каким он видит себя;

образ "Я", каков он есть на самом деле;

образ "Я", каким он представляется собеседнику.

Другими словами, в общении как бы участвуют одновременно шесть собеседников. Если подобные представления касаются их совместной деятельности, то речь идет об особой форме рефлексии, а именно о предметно - рефлексивных отношениях. Следствием рефлексии могут быть несколько феноменов: каузальной атрибуции, аттракции, эффекта ореола и стереотипизации.

Каузальная атрибуция (от лат. causa - причина и attribuo - придаю, наделяю) состоит в выяснении и приписывании собеседнику причин его поведения. И хотя часто внешнего наблюдения оказывается недостаточно для надежных выводов собеседник все же использует вероятные причины для объяснения поведения партнера по общению ("наверно, он…"). Естественно, что такие выводы оказывают влияние на его собственное поведение, и, следовательно, на характеристики совместной деятельности.

Аттракция (от лат. attrahere - привлекать, притягивать) - явление возникновения привлекательного образа собеседника как результата субъективного отношения к нему, порождаемого, в частности, рефлексией.

Эффект ореола - влияние общего первого впечатления о человеке, сформулированного в условиях дефицита информации о нем, на его дальнейшие поступки, поведение и деятельность. Это оценочная пристрастность мешает видеть действительные характеристики партнера по взаимодействию: позитивный ореол вызывает переоценку партнера в положительную сторону, а негативный недооценку положительных качеств личности.

Стереотипизация (от греч. Stereos - твердый и typos - отпечаток) - устойчивый и упрощенный образ собеседника (группы собеседников), возникающий в условиях дефицита информации как результат общения личного опыта и предвзятых представлений, принятых в данном обществе.

При анализе и проектировании совместной деятельности все перечисленные выше явления и феномены подлежат обязательному учету во избежание получения ошибочных результатов. (1)

. Структура общения. Общение обычно проявляется в единстве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и поведения.

Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью. Прежде всего, это семья и профессиональная группа, которые пользуются сложившимися культурно-историческими и профессиональными шаблонами поведения. Вместе с этими шаблонами поведения человек усваивает национально-этнические, социально-возрастные, эмоционально-эстетические и другие эталоны и стереотипы общения.

Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью партнера. Она охватывает не только познание другого человека, но и самопознание. В результате в процессе общения формируются образы-представления о себе и партнерах, которые регулируют этот процесс.

Коммуникативно-информационная сторона общения представляет собой обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п. Если все это рассматривать как информацию, то процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Но такой подход к человеческому общению является очень упрощенным.

Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контактах партнеров. Они проявляются в выразительных движениях субъектов общения, их действиях, поступках, поведении. Через них поступают взаимные отношения, которые становятся своеобразным социально-психологическим фоном взаимодействия, предопределяя больший или меньший успех совместной деятельности.

Поведенческая сторона общения служит целям соглосования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров. Она обеспечивает управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности, раскрывает стремление человека к тем или иным ценностям, выражает побудительные силы человека, регулирует взаимоотношения партнеров в совместной деятельности.

Психологическая же структура общения включает в себя четыре компонента:

Мотивационно-целевой компонент представляет собой систему мотивов и целей общения. Мотивами общения членов могут быть:

потребности, интересы одного человека, проявляющего инициативу в общении;

потребности и интересы обоих партнеров общения, побуждающие их включиться в общение;

потребности, вытекающие из совместно решаемых задач.

общение вербальная коммуникация психология

Соотношение мотивов общения от полного совпадения до конфликта. В соответствии с этим общение может носить дружественный или конфликтный характер.

Основными целями общения могут быть: получение или передача полезной информации, активизация партнеров, снятие напряженности и управление совместными действия., оказание помощи и влияние на других людей. Цели участников общения могут совпадать или противоречить, исключать друг друга. От этого зависит и характер общения.

Коммуникативный компонент общения в узком смысле слова представляет собой обмен информацией между общающимися индивидами. В ходе совместной деятельности, как уже отмечено выше, индивиды обмениваются между собой различными мнениями, интересами, чувствами и т.д. Все это и составляет процесс обмена информацией, которому присущи следующие особенности:

если в кибернетических устройствах информация только передается, то в условиях человеческого общения она не только передается, но и формулируется, уточняется, развивается;

в отличии от простого "обмена информацией" между двумя устройствами в общении людей он сочетается с отношением друг к другу;

характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством используемых при этом системных знаков партнеры могут влиять друг на друга, оказывать воздействие на поведение партнера;

коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации или декодификации. В обыденном языке это значит, что люди "говорят на одном языке".

Интерактивный компонент общения состоит в обмене не только знаниями, идеями, но и влияниями, взаимными побуждениями, действиями. Взаимодействие может выступать в виде кооперации или конкуренции, согласия или конфликта, приспособления или оппозиции, ассоциации или диссоциации.

Перцептивный компонент общения проявляется в восприятии друг друга партнерами по общению, взаимном изучении и оценке ими друг друга. Это связано с восприятием внешнего облика, поступков, действий человека и их истолкованием. Взаимная социальная перцепция при общении очень субъективна, что проявляется и не всегда правильном понимании целей партнера по общению, его мотивов, отношений, установок на взаимодействие и др.

Функции общения. Общение выполняет определенные функции. Их шесть:

.Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение часто выступает самой важной потребностью.

2.Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояние и поведение человека.

.Функция подтверждения дает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

.Функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.

.Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений людей в интересах их совместной деятельности.

.Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальная форма мышления человека. (4)

4. Общение чрезвычайно многогранно и может быть различных видов.

Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение - это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

Выделяют также межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель-продавец, учитель-ученик, начальник-подчиненный).

В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.

Общение может быть доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность - существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

Общение может быть личным и деловым. Личное общение это обмен неофициальной информацией, а деловое - процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение - это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио - и видеотехники).

Общение может различаться и по его формам.

Императивное общение - это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Партнер по общению в этом случае выступает пассивной стороной. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования.

Выделяют следующие сферы деятельности, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения "начальник-подчиненный", воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах. Можно выделить и те межличностные отношения, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений.

Манипулятивное общение - это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, "нужных" манипулятору свойств и качеств. Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип общения с другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни (Доценко Е.Л. 1994).

Манипуляция используется непорядочными людьми в бизнесе и других деловых отношениях, а также в средствах массовой информации, когда реализуется концепция "черной" и "серой" пропаганды. При этом владение и использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на принципах порядочности, любви, дружбы и взаимной привязанности.

Объединенные вместе на основе общих признаков, императивная и манипулятивная формы общения составляют различные виды монологического общения , поскольку человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, не видя истинного собеседника, игнорируя его как личность.

В свою очередь, диалогическое общение - это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяв достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного развития.

Механизм общения . Универсальным механизмом регуляции общения как деятельности людей является установка, во многом определяющая стратегию жизни, пронизывающая все уровни функционирования человека и его психику. Установки всех видов уходят корнями в подсознание и поэтому с трудом поддаются рациональным способам согласования.

Партнеры с разными установками плохо понимают друг друга, плохо сотрудничают, быстрее идут на радикальный разрыв. Благоприятному развитию общения способствует совместимость установок партнеров.

Согласование и координация позиций партнеров происходят посредством обмена взглядами, мыслями, чувствами. Этот процесс подчинен целям корректировки планов совместной деятельности. В ходе общения формируются цели, мотивы и программы поведения включенных в него индивидов. В это же время осуществляется также взаимная стимуляция и взаимный контроль поведения.

5. Практика социального общения выработала два основных способа осуществления коммуникативного влияния, т.е. влияния с помощью сообщений: убеждение и внушение.

Убеждение есть процесс логического обоснования сообщением (или несколькими сообщениями) какого-либо суждения или умозаключения с целью добиться согласия собеседника (или аудитории) с высказываемой точкой зрения. Убеждение предполагает такой сдвиг в сознании собеседника (аудитории), который сделает его готовым защищать эту точку зрения и действовать в соответствии с нею.

В процессе общения само убеждение сводится к созданию и передаче сообщений, в каждом из которых обязательно - в соответствии с правилами логики - содержится тезис, подтверждаемый доводами и демонстрацией истинности тезиса. Однако убеждение в этом процессе оказывается осложненным действием таких факторов, как качество и эмоциональная приемлемость аргументов для собеседника, их уместность для доказательства конкретного тезиса, наконец, обстоятельств, в которых осуществляется общение.

В ходе убеждении происходит преодоление критического отношения собеседника к предлагаемым доводам и выводам. Критическое отношение может возникнуть в силу различных причин: из-за логического несовершенства аргументации, например чрезмерности, обилия аргу - ментов или прямых логических ошибок, из-за противоречащего влияния собственного опыта аудитории - совокупности взглядов на жизнь, сложившихся у нее под влиянием повседневной практики, из-за идеологических позиций слушателей, в случаях, когда доводы идут вразрез с нормами группы или господствующими в ней ценностями.

На результаты убеждения оказывает влияние и апелляция к чувствам собеседника. Аргументы, содержащие такого рода апелляцию, предназначены для возбуждения в слушателях эмоций и воли. Такая аргументация в общении обостряет нравственные чувства долга, гордости, достоинства, т.е. чувства, которые благоприятствуют убеждению. Той же цели могут служить в аргументации ирония и сарказм, обращение к чувствам жалости и сострадания, к скромности, к желанию индивида быть с большинством.

Убеждение в ходе общения оказывается эффективным лишь при должном учете реальных возможностей данного способа в конкретных условиях. Без этого убеждающее воздействие превращается в мало полезное морализирование, которое искомого результата не дает.

Внушение - это способ коммуникационного воздействия, рассчитанный на некритическое восприятие сообщений, в которых нечто утверждается или отрицается без доказательства.

Особую важность в ходе внушения имеет группа факторов, связанных с ориентацией собеседников на личность того, кто внушает. Степень готовности аудитории сосредоточить свое внимание на сообщениях определенного содержания, воспринимать их и усваивать в значительной мере зависит от ее представлений о человеке, выступающем в роли коммуникатора.

Далеко идущее влияние на субъективную готовность участников общения принимать внушающее воздействие оказывают конкретные условия, в которых происходит восприятие сообщений.

Непосредственным результатом процессов убеждения и внушения является формирование в сознании аудитории установок относительно объектов, которые оказываются затронутыми или связанными с предметами сообщения, либо закрепление уже имеющихся установок, либо, наконец, изменение или подавление действия установок, которые противоречат целям осуществляемого воздействия. Несмотря на различие принципов осуществления, убеждение и внушение, дополняя друг друга, используются в каждом акте общения, поскольку абсолютизация каждого из них приводит либо к сухому логизированию, либо к шаманству, действенность которого приближается к нулю по мере увеличения критичности аудитории. (2)

Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные и невербальные средства общения. (4)

Речь - это вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями. Слова могут быть произнесены вслух, про себя, написаны или же заменены у глухих людей особыми жестами, выступающими носителями значений (так называемая дактилология, где каждая буква означается движениями пальцев, и жестовая речь, где жест заменяет целое слово или группу слов).

Различают следующие виды речи: письменная и устная речь, последняя в свою очередь, подразделяется на диалогическую и монологическую. (5)

Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, является не безграмотной письменной речью, а самостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой. (4) Наиболее простой разновидностью устной речи является диалог, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и решающими какие-либо вопросы. Для разговорной речи характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий. Особенности этой речи в значительной мере зависят от степени взаимопонимания собеседников, их взаимоотношений. Большое значение имеет степень эмоционального возбуждения при разговоре. Смущенный, удивленный, обрадованный, испуганный, разгневанный человек говорит не так, как в спокойном состоянии, не только употребляет иные интонации, но часто пользуется другими словами, оборотами речи.

Вторая разновидность устной речи - монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог. (5)

Основное преимущество устной речи по сравнению с письменной заключается в экономности, т.е. для передачи одной и той же мысли в устной речи требуется меньше слов. Экономия достигается благодаря другому порядку слов, пропуску концов и других частей предложений.

Недостатками устного выражения мысли являются речевые ошибки, многозначность. (4)

Письменная речь появилась в истории человечества много позднее устной речи. Она возникла как результат потребности общения между людьми, разделенными пространством и временем, и развилась от пиктографии, когда мысль передавалась условными схематическими рисунками, до современного письма, когда тысячи слов записываются с помощью нескольких десятков букв.

Благодаря письму оказалось возможным наилучшим образом передавать от поколения к поколению опыт, накопленный людьми, так как при передаче его с помощью устной речи он мог подвергаться искажению, видоизменению и даже бесследно исчезать. Письменная речь играет важную роль в развитии сложных обобщений, которыми пользуется наука, в передаче художественных образов. Письменная речь-это та речь, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека. Письменная речь громоздка, часто содержит штампы, канцеляризмы, но это цена за точность, однозначность предложений, текста. Письменная речь не допускает различных толкований предложений, поэтому ее предпочитают в науке, деловых и юридических отношениях. (4,5.)

Общение людей не может быть уподоблено передаче информации по телеграфу, где коммуникатор и реципиент обмениваются вербальными сообщениями. В общение людей оказываются закономерно включены эмоции общающихся. К тому, что является содержанием коммуникации, и к тем, кто вовлечен в общение, они определенным образом относятся, и это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образуют особый, невербальный аспект обмена информацией, особую невербальную коммуникацию. (5)

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:

)регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;

2)обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;

)выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

Невербальные средства общения, как правило, не могут самостоятельно передавать точно значения (за исключением некоторых жестов). Они обычно оказываются так или иначе скоординированными между собой и словесными текстами. Рассогласование отдельных невербальных средств существенно затрудняет межличностное общение. В отличие от речи невербальные средства общения осознаются как говорящими, так и слушающими не в полной мере. Никто не может все свои невербальные средства подвергать полному контролю.

Невербальные средства общения делятся на визуальные, акустические, тактильно-кинестезические и ольфакторные.

Визуальные средства общения - это:

кинесика - движение рук, ног, головы, туловища;

направление взгляда и визуальный контакт;

выражение глаз;

выражение лица;

поза (в частности, локализация, смена поз относительно словесного текста);

кожные реакции (покраснение, появление пота);

дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);

вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т.п.).

Акустические (звуковые) средства общения - это:

паралингвистические, т.е. связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);

экстралингвистические, т.е. не связанные с речью (смех, плачь, кашель, вздохи, скрежет зубов, "шмыганье" носом и т.п.).

Тактильно-кинестезические средства общения - это:

физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.);

такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу).

Ольфакторные средства общения включают в себя:

приятные и неприятные запахи окружающей среды;

естественный и искусственный запахи человека.

На невербальные средства накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура, поэтому нет общих норм для всего человечества. Невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный (4).


Литература


7.Казубовский В.М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: Учеб. пособие / В.М. Казубовский. - Мн: Амалфея, 2003. - 224 с.

8.Социальная психология. Краткий очерк. Под общ. Ред. Г.П. Предвечного и Д.А. Шерковина.М., Политиздат, 1975.

.Гуревич П.С. Учебное пособие. - М.: Знание, 1999. - с.304.

.Крысько В.Г. Социальная психология: курс лекций. - М.: Омега - Л, 2003. - 365 с.

.Общая психология: Учеб. для студентов / А.В. Петровский, А.В. Брумлинский, В.П. Зличенко и др.; Под. ред. А.В. Петровского.3-е изд., перераб. доп. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с., ил.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.