ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Башенко И.В.

Дидактическая игра «Хорошие привычки»

Цель: закрепить и углубить представление о полезных для здоровья человека привычках, их влияние на развитие и жизнь человека. Развивать способности к анализу и сравнению, способность к самооценке.

Ход игры: У детей на столах лежат красные и зеленые фишки. Воспитатель называет какое-то действие, а дети должны определить, что это - умение или привычка? Например, если дети считают, что у них есть умение чистить зубы и умываться - поднимают зеленую фишку. Если считают, что это привычка - красную.

У вас всегда в кармане есть носовой платок (это привычка).

Вы умеете пользоваться носовым платком, но забываете положить его в карман (это умение).

Вы умеете завязывать шнурки и делаете это быстро (это привычка).

Вы умеете это делать, но медленно, часто просите маму вам помочь. (Это привычка).

Есть бесшумно, пользоваться правильно столовыми приборами и др..

Дидактическая игра «Что для чего нужно? »

Цель: расширять знания детей о необходимости соблюдать правила гигиены, о предметах, которые помогают заботиться о чистоте и здоровье. Закреплять привычки, связанные с чистотой и опрятностью, вызвать у детей желание умываться и дружить с водой.

Ход игры : Перед детьми лежат карточки с изображением различных предметов гигиены. Ребёнок, получая карточку, рассказывает о назначении этого предмета и о правилах пользования им.

Дидактическая игра «Что я умею?»

Цель: закрепить знания о строении тела. Учить выполнять упражнения под слова товарища.

Ход игры: Ведущий (ребёнок) называет часть тела и даёт задание ребёнку рассказать, что он может делать с помощью этой части тела. Например: «Ноги»». «Я умею ходить, бегать, танцевать, прыгать и пр.»

«Зубы». «Я умею кусать, жевать, говорить».

Дидактическая игра «Кому это нужно?»

Цель: закрепить знания о разнице в одежде, игрушках, играх и поведении девочек и мальчиков.

Ход игры: Ведущий показывает картинку с изображениями различной одежды, игрушек, игр. Дети, разделившись на команды, должны отобрать необходимые. Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданиями.

Дидактическая игра «Я похож на всех, я отличаюсь от других»

Цель: закрепить представление детей о схожем и различном во внешности девочек и мальчиков, дать понять, что каждый человек - неповторим.

Ход игры: Игра проводится методом сравнения. Сначала рассказывает воспитатель о себе:

Я такой же человек, как и все остальные. У меня есть голова, нос, глаза, губы... Но отличаюсь от вас, дети в возрасте. У меня серые глаза, а Светы - темные. У меня коротко подстриженные волосы, а в Софии - длинные волосы...

Затем дети сравнивают себя друг с другом, пытаясь найти не только отличные, но и подобное (например, Миша и Саша одного роста, они оба белокурые и т.д.).

Дидактическая игра «Приготовь чай»

Цель: Закрепить знания детей о целебных растениях, их внешний вид и целебные свойства.

Ход игры: Детям предлагаются карточки с изображением лекарственного растения. Каждый ребёнок выбирает себе карточку с изображением определённой ягоды и закрашивает воду в стаканчике краской соответствующего цвета. Затем, рассказывает о своём «чае» и его лечебных свойствах.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

Цель: закрепить знания детей о связи природы и состояния физического, психического и духовного здоровья человека. Систематизировать представления о последовательности сезонных изменений в природе. Учить детей устанавливать взаимозависимость их самочувствие и этих изменений.

Дидактическая игра «Я так устроен»

Цель : Закрепить знания об основных органах и системах организма человека и их функции.

Ход игры: Игра проводится с подгруппой или индивидуально. Воспитатель начинает предложение, а дети заканчивают его. К примеру:

Глаза мне нужны... (чтобы увидеть все вокруг; чтобы любоваться природой, чтобы видеть мамино лицо).

Уши мне нужны... (чтобы слышать, что мне говорят; чтобы слушать музыку, пение птиц).

Зубы мне нужны... (чтобы хорошо пережевывать пищу; чтобы кусать яблоко) и др..

Дидактическая игра «Да или нет?»

Цель : Закреплять понятие о человеке, его частях тела, некоторых внешних и внутренних органах.

Ход игры : Воспитатель предлагает правильные и неправильные ответы. Правильный ответ необходимо подтвердить словом «Да» (аплодисментами), а неправильный - словом «Нет». Примеры вопросов:

Органами зрения есть уши. Так или нет?

Органами зрения являются глаза. Так или нет?

Органом обоняния является нос. Так или нет?

Органом вкуса является язык. Так или нет?

Органом слуха является нос. Так или нет?

Органами слуха есть уши. Так или нет?

Дидактическая игра «Вкусная еда»

Цель: формировать собственные вкусовые предпочтения, умение различать и объяснять вкусовые качества различных блюд.

Ход игры: Предложить детям представить, что они едят свое любимое блюдо. Дети описывают вкус этого блюда, не называя ее. По описанию другие дети угадывают, какие блюда больше всего любят их друзья. Затем дети рисуют любимое блюдо и рассказывают, из чего его готовят.

Дидактическая игра «Художник»

Цель: развивать наблюдательность, память, коммуникативные способности.

Ход игры: Из группы детей выбираются двое, остальные - «зрители». Один из избранных - «художник», а второй - «заказчик». Художник внимательно смотрит на своего заказчика (1,5 - 2 мин.), Затем отворачивается и по памяти описывает внешность ребенка.

Дидактическая игра «Угадай, кто я»

Цель: с помощью мимики, жестов передать поведение насекомого.

Ход игры: на столе у ​​педагога лежат карточки с рисунками разных насекомых. Каждый по очереди вытягивает карточку, воспроизводит руками, жестами, мимикой поведение этих насекомых. Остальные дети отгадывают, кого именно было показано.

Дидактическая игра «Кто - что слышит?»

Цель: закрепить знания о том, что мы слышим ушами, воспитывать слуховое внимание, умение называть словом звуки (например, звенит, играет, скребет, стучит и др.)

Ход игры: За ширмой - разные предметы: звонок, свирель, игрушечное пианино и тому подобное. Воспитатель или ребенок выполняет действия с предметом. Дети отгадывают, что это за предмет. Звуки повторяют с разной силой.

Дидактическая игра «Улица»

Цель : закрепить знания о поведении пешеходов, правила движения и последствия, к которым приводят нарушения правил дорожного движения

Ход игры: На площадке, во время прогулки (или в групповой комнате)

воспитатель вместе с детьми строит улицу из строительного материала Обозначают мостовую, тротуар, переход. Расставляют игрушечный транспорт. Выбирают ребенка - «светофор» (в руках она держит три флажки: красный, желтый, зеленый), остальные дети - пешеходы. По сигналу воспитателя начинается игра на закрепление правил дорожного движения.

Дидактическая игра «Зачем соблюдать режим дня?»

Цель : Уточнять знания детей о режиме дня - рациональное и четкое

чередование сна, различных видов деятельности, отдыха в течение суток, о том, что одна из главных условий развития здорового ребенка - правильный распорядок дня.

Ход игры : Воспитатель, а затем ребёнок, составляют рассказ «с ошибками». Например: «Однажды утром я сел ужинать.» Или: «Как-то ночью мы играли на площадке в детском саду». Детям нужно объяснить ошибку и рассказать, почему так делать нельзя.

Дидактическая игра «Моё лицо»

Цель: Учить познанию самого себя, своей индивидуальности. Обучать детей составлению лица человека (с использованием различных предметов). Развивать мелкую моторику рук. Закреплять понятия детей о цвете (голубые, зеленые, серые, карие глаза). Закреплять представление о частях лица; активизировать словарь: глаза, рот, губы, нос, брови. Развивать тактильные ощущения.

Материал: разноцветная тесьма, пуговицы, палочки, пластилин, наждачная бумага, бархатная бумага, поролон.

Ход игры: Используя различные материалы, дети составляют человека или его лицо; дают описательный рассказ о лице, его форме и т.д.

Дидактическая игра «Чистые руки»

Цель: Обучать последовательности действий процесса умывания. Активировать словарь: мыло, мочалка, щетка, полотенце. Формировать потребности в соблюдении правил личной гигиены. Учить практическому освоению навыков здорового образа жизни.

Материал: картинки с правилами, предметами туалета, мелкие игрушки, объемные фигурки животных, предметы труда.

Ход игры:

1 – й вариант – воспитатель предлагает детям выбрать картинки, соответствующие правилу, когда надо мыть руки, и соответственно картинке найти объемные предметы.

2 – й вариант – воспитатель предлагает детям имитировать движения процесса умывания (развивается творчество и воображение).

Дидактическая игра «Умею – не умею»

Цель: Активизировать внимание детей на свои умения и физические возможности своего организма. Развивать исследовательскую деятельность, воспитывать чувство собственного достоинства.

Ход игры . В игре может участвовать любое количество детей (от 1 до 10). Ведущий бросает ребенку мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребенок, поймав мяч, должен продолжить фразу, объяснив, почему он умеет (что ему помогает) или не умеет (может ли научиться) это делать, и вернуть мяч ведущему. Например: «Я умею бегать, потому что у меня есть ноги», «Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель: Упражнять детей в подборе одинаковых пластин, сравнивая их поверхности благодаря тактильным ощущениям (с завязанными глазами).

Ход игры: Перед детьми кладут пластины, обклеенные фольгой, бархатной бумагой, мехом, фланелью, шелком, а также металлические и деревянные пластины. Дети выбирают по одной пластине, а затем по очереди на ощупь ищут вторую такую же.

Примечание. Ребенок должен объяснить, что помогло ему правильно определить разные материалы.

Дидактическая игра «Определи на ощупь»

Цель: Упражнять детей в угадывании знакомых предметов на ощупь, называя признаки этого предмета.

Ход игры: Ребенок должен на ощупь определить предмет в «чудесном мешочке» и охарактеризовать его, выделяя как можно больше признаков. Воспитатель предлагает назвать цвет предмета и выясняет, почему невозможно это сделать. В целях усложнения игры в мешочек стоит положить лишь один предмет для угадывания, предварительно показав его остальным детям. За каждый правильный ответ вручается фишка.

Дидактическая игра

«Все помощники важны, все помощники нужны,

а кому какой нужнее?»

Цель. Активизировать знания детей о доминирующем развитии того или иного органа чувств для людей определенной профессии. Активизировать словарь: повар, разведчик дирижер, парфюмер, фокусник.

Ход игры: Каждый игрок получает большую карточку с изображением человека определенной профессии. На столе лежат маленькие карточки с изображением того или иного органа чувств. Игроки по очереди достают по одной маленькой карточке и либо оставляют ее у себя, если она подходит к изображению на большой карточке (т. е. если этот орган чувств важен для людей данной профессии), либо возвращают обратно. (Например: к большой карточке с изображением парфюмера ребенок подбирает маленькую карточку, на которой изображен нос.) Игра заканчивается, когда у каждого игрока имеется по одной маленькой карточке, соответствующей большой. Затем игроки по очереди обосновывают свой выбор. Остальные игроки внимательно слушают и оценивают правильность. Выигрывает тот, кто не сделал ни одной ошибки или допустил минимальное количество неточностей.

Примечание. Количество разрезанных карточек должно быть больше необходимого. Можно предложить вариант игры, при котором каждый из детей имеет право выбрать несколько больших карточек. Это становится возможным по мере овладения дошкольниками соответствующими знаниями об особенностях развития определенного органа чувств у людей разных профессий.

Игровое упражнение

«Кто быстрее сосчитает пуговицы?»

Цель . Активизировать внимание детей на том, что большое количество задействованных в работе анализаторов облегчают выполнение любой работы.

Ход: Ребенку предлагают сосчитать количество пуговиц на своей рубашке (кофте, платье, пальто, шубе) двумя способами: только на ощупь или ощупывая и глядя на них.

Примечание. Побеседовать с детьми о том, в каком случае, получается, считать быстрее и почему.

Игровое упражнение «Поговорим без слов»

Цель. Упражнять детей в понимании смысла некоторых жестов, позы, мимики человека.

Ход : Воспитатель предлагает детям отгадать значение его жестов (приветствие, прощание, угроза и пр.), мимики (удивление, радость, злость и пр.), позы (растерянность, усталость, благополучие и пр.). Затем ребятам дается задание привести примеры использования различных жестов, изменения позы и мимики с целью понимания друг друга без слов.

Игровое упражнение

«Послушаем свой организм»

Цель . Познакомить детей с элементарными приемами релаксации, что оказывает позитивное влияние на самочувствие и самоощущение.

Содержание . Воспитатель предлагает детям удобно сесть или лечь, закрыть глаза, расслабиться (расслабить руки, ноги, все тело), прислушаться к себе, к тому, как работают внутренние органы организма (как пульсирует кровь в такт ударам сердца, как ровно мы дышим, находясь в спокойном состоянии, и т. п.).

Дидактическая игра «Угадай вид спорта»

Цель: Закреплять знания детей о разных видах спорта.

Материал : Карточки с изображением атрибутов к каждому виду спорта.

Ход игры : Ведущий раздает детям карточки с изображением различных видов спорта. Задача ребенка – подобрать карточки с соответствующими атрибутами к данному виду спорта.

Дидактическая игра «Одень спортсмена»

Цель: Учить детей умению подбирать соответствующий инвентарь и экипировку для спортсменов

Материал: Карточка с изображением инвентаря и экипировки разных спортсменов .

Ход игры:

Детям раздают карточки с изображением спортсменов из различных видов спорта. Задача ребенка – подобрать картинки с соответствующей экипировкой и инвентарем для данного спортсмена.

Дидактическая игра «Что можно кусать зубами?»

Цель. Развивать умение детей устанавливать положительное и отрицательное влияние на зубы продуктов, употребляемых в пищу

Ход : Дети встают в круг. Водящий взрослый или ребенок (в зависимости от возраста детей группы) называет предметы, продукты. (Например: камень, булка, котлета, косточка, палец, орех и т. д.). Дети говорят «да» и поднимают руки вверх, если это можно кусать зубами, или говорят «нет» и приседают, если это нельзя кусать зубами.

Дидактическая игра «Чтобы быть здоровым, я буду…»

Цель: Закрепить знания детей о ведении здорового образа жизни.

Материал: Сюжетные картинки с изображением различных позитивных ситуаций (ходьба босиком, солнечные ванны, катание на санках, обливание и др.) и набор картинок с негативными ситуациями.

Ход игры: Воспитатель говорит: «Чтобы быть здоровым, ты будешь...» Задача ребенка дополнить первую часть предложения воспитателя и подобрать соответствующую позитивную сюжетную картинку.

Дидактическая игра «Полезно – вредно»

Цель: Закрепить знания детей о пользе и вреде тех или иных продуктов

Материал: Большие карты с изображением веселого человечка; набор карточек с изображением полезных и вредных для здоровья человека продуктов.

Ход игры

На столе лежат 2 большие карты с лицами веселого и грустного человечка. Задача ребенка - выбрать карточки с полезными для здоровья человека продуктами и положить их к карте с веселым человечком, а карточки с вредными для здоровья человека продуктами положить к карте с грустным человечком.

Дидактическая игра «Много – мало»

Цель: Учить детей думать, что и в каких количествах можно употреблять, не во вред своему здоровью. Формировать умение классифицировать продукты: кислый - сладкий, горький - солёный, овощи - фрукты.

Материал: Картинки с изображением овощей, фруктов; карточка с вопросами:

Ход игры:

1 .Что будет, если съешь много (картинка)?

2.Много яблок съешь - это хорошо...

Много яблок съешь - это плохо..

Задание: разложить овощи-фрукты, «Вершки-корешки».

Дидактическая игра

«Выбери съедобные грибы и ягоды»

Цель: закрепление знания о съедобных и ядовитых растениях, умения отличать их друг от друга.

Материал : корзины, муляжи или карточки с изображением съедобных и ядовитых грибов и ягод, фишки.

Ход игры: предложить собрать съедобные грибы и ягоды в корзины, а «несъедобные» оставить в лесу. За каждое правильно выбранное растение-фишка. Выигрывает игрок, набравший наибольшее количество фишек.

Дидактическая игра "Что такое хорошо и что такое плохо".

Цель: Учить детей отличать хорошее поведение от плохого;

Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни.
Правила игры:
выражать мимикой свое отношение детям следует только после вопроса "Ребята, это хорошо или плохо?"
Материал: Отрывки их художественных произведений, жизненные факты о хорошем и плохом поведении человека, детей, группы.

Ход игры: Ребенку предлагается определить, "что хорошо, а что плохо", объяснить свое решение.
Дети мимикой и жестами выражают свое отношение к хорошему и плохому поведению (плохое поведение - делают сердитое лицо, грозят пальцем; хорошее - улыбаются, одобрительно кивают головами). Отвечают на вопросы воспитателя.
Например:
Сегодня Сережа опять ел снег. Ребята, это хорошо или плохо?
Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо.
Что может случиться с Сережей? Дети отвечают.

Снова к нам пришел К-М.. Посмотрите на него, какой он красивый. Не зря о нем говорят:

Глазищи, усищи, хвостище, а моется всех чище.

Скажи нам, К-М., а чем ты вытираешься?

Я умываюсь чисто и вытираюсь насухо язычком и мне не надо иметь полотенце!

В.: Дети, а нам можно вытираться язычком?

Давайте поиграем в игру «Да – нет-ка» и в ней расскажем К-М. о том, что можно делать во время умывания, а что – нет. Становитесь в круг. Я буду бросать мяч и задавать вопросы – действие со словом «можно». Надо поймать мяч, ответить «да» или «нет» и бросить его обратно.

Можно ли разбрызгивать воду? Можно ли закатывать рукава перед мытьем рук? Можно ли чистить зубы расческой? И т.д. последним должен быть вопрос: Можно ли вытирать руки полотенцем?

Работа с учебным пособием (с.10)

Предлагается рассмотреть картинку. Девочка и мальчик умылись. Чем им вытираться – не знают. Дайте мальчику самое узкое и короткое полотенце. (соединить линией) Найдите самое длинное и широкое полотенце. Украсьте его так как вам нравится. Дайте его девочке (соед.Линией) Соедините красными стрелками по порядку полотенца от самого узкого и короткого до самого широкого и длинного, а синими стрелкками – по порядку от самого широкого и длинного до самого узкого и короткого. Назовите геометрическую фигуру, на которую похожа форма полотенца. Какой формы полотенце?

Физкультурная пауза «Два хлопка»

Выполняются движения согласно текста.

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой,

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем.

Работа с учебным пособием (с.11)

Загадываются загадки:

1. На свете нет её сильнее, на свете нет её буйнее.

В руках её не удержать – и на коне не обогнать. (вода)

2. Мойдодыру я родня, отверни-ка ты меня,

И холодною водою живо я тебя умою. (кран с водою).

Посмотрите что это? Девочка и мальчик умылись, а краны не закрыли и из них льется вода?! Непорядок! Воду надо беречь. Она - сокровище планеты Земля. К-М. рассказал, что на планете Считай-Отгадывай тоже есть вода и они её очень берегут – считают каждую каплю. Давайте поможем К-М. закрыть краны! Первым надо закрыть кран, к которому можно попасть, пройдя все клеточки с овалами. Проведите синюю линию по клеточкам с овалами и, когда «дойдете» до крана, зачеркните каплю желтым карандашом. Вот таким знаком – «Х».

Вторым надо закрыть кран, к которому можно попасть пройдя все клеточки с треугольниками. Проведите красную линию по клеточкам с треугольниками и, когда «дойдете» до крана, зачеркните каплю красным карандашом., таким же знаком. «Х».



К следующему крану надо идти по клеточкам с квадратами и зачеркнуть каплю зеленым карандашом.

И последний кран по клеточкам с кругами синим карандашом.

После выполнения задания, следующее задание.

Пора навести порядок на полочках с гигиеническими принадлежностями. Посмотрите на верхнюю полку. Что лежит на первом месте справа? Вторым справа? Чтобы это узнать. Надо считать порядковым счетом, начиная с правой стороны (там где правая рука): на первом – зубная щетка, на втором – мыло. Которая по счету справа зубная щетка? Которое по счету справа мыло?

А теперь считаем слева: на первом месте что лежит? А на втором? Которая по счету слева расческа? А которая по счету слева зубная паста?

Посмотрите на нижнюю полку. Что изменилось?

Игровое упражнение «Пойди и найди»

Не все принадлежности мы положили К - М. на полку. Что-то спрятали в группе. Давайте найдем то, что спрятано в группе.

Предлагается всем подойти и встать так, чтобы перед детьми был стол. Далее предлагается выполнять задания и двигаться, считая шаги: два шага вправо, два шага вперед, один шаг вперед, два шага влево и таки образом довести детей до места, где что-то спрятано (например до шкафчика). Затем предлагается: «Повернитесь так, чтобы шкаф был перед вами. Угадайте что лежит в шкафу?» (полотенце).

Когда дети угадают, полотенце можно подарить К-М.

Занятие 7. Осень.

Образовательные задачи.

“Количество и счет” Формировать представления: о множественных и единичных количествах; о числах “один” и “два”, их отношениях; о способах сравнения количеств (графический, наложение, приложение, счет); о независимости числа от качественных признаков (принадлежности к понятию – мальчики, девочки);

Умения считать, соблюдая правила, количественным счетом в пределах двух; определять итог счета; обозначать множественные и единичные количества словами “много” и “один”; количество из двух объектов – словом “два”, согласовывая его с названием предметов в роде и числе; сравнивать количества практическим путем (графически, наложением, приложением) и посредством чисел “один” и “два”, обозначать их отношения словами “больше”, “меньше”, “поровну, по два”.



“Величина”. Формировать представления: о параметрах величины (высота); о способах сравнения по высоте;

Умения сравнивать по высоте изображения двух объектов с помощью предмета-посредника (полоски), соблюдая правила использования посредника; использовать слова “Выше”, “ниже”, для обозначения отношений объектов по высоте.

“Время”. Формировать представления: о порах года (осень): характерные явления природы, труд людей в саду, огороде, городе, деревне, характерная одежда людей осенью; о моделях времени (“поры года”: круг, разделенный на 4 равные части разного цвета: осень – желтая, зима-голубая, лето – красная, весна – зеленая).

Умения группировать объекты по одному признаку (что бывает осенью в природе, что делают взрослые осенью, что созревает в саду осенью, во что одеваются люди осенью).

Развивать: мышление, внимание, восприятие, пам"ять; действия: сравнения, группировки по одному, двум признакам; умение находить сходство и различие; любознательность; настойчивость; графические умения (провести линию).

Воспитывать: культуру познания; интеллектуальные чувства; чувство уверенности в себе и комфортности в окружающем.

Материал:

Для дидактической игры “Когда это бывает” : фишки.

Для дидактической игры “Найди свій дом”: 12 демонстрационных карточек с условными изображениями домов-капель – изображением разноцветных туч: больших и маленьких; раздаточный набор вырезанных из плотной бумаги или картона капель разного цвета и размера (по 2 капли – большая и маленькая шести цветов: красная, желтая, синяя, зеленая, коричневая, белая) – всего 12.

Рис. 7. Пример оформления карточек-моделей обозначения величины и изображения капель

Для работы с учебным пособием: модель пор года, разрезной материал (полоски).

Ход занятия:

Сегодня к нам пришел К-М., который пожаловался на то, что ему холодно, от дождя он весь промок, птицы куда-то улетают, листья с деревьев падают… Что это? Когда это бывает?

Дидактическая игра “Когда это бывает?”

У детей спрашиваются приметы осени по признакам: Что делают люди осенью на огороде? (в саду, в городе, в деревне)? Во что одеваются? Что созревает в саду? На огороде? Какая погода осенью? Что делают птицы? Звери? Что происходит с деревьями? Можно задавать вопросы в стихах:

1. Пусты поля, молчит земля, день убывает, когда это бывает?

2. Листья сыплются дождем, ветер с листьями играет,

То поднимет, то бросает. Когда это бывает?

3. Под ногами шелестят желтые листочки,

Отцвели и засыхают поздние цветочки.

Дождик землю заливает. Когда это бывает?

Показывеется детям модель года, разделенная на 4 поры года с закрашенной желтым цветом одной частью. Объясняется, что груг – целый год. Она его часть закрашена желтым цветом – это осень. Предлагается посмотреть как К-М. прятался от осеннего дождя.

Пояснительная записка. Проблема раскрытия механизмов интеллектуального развития человека является одной из актуальных проблем современной психологии, хотя сама по себе она не нова. Данной проблеме посвящено множество психологических исследований, как за рубежом, так и у нас в стране. Теоретические основы формирования интеллектуальных умений широко представлены в работах таких отечественных ученых, как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.

У детей семи лет формируется познавательный потенциал, развиваются мыслительные процессы, мотивация предметно-операциональной, игровой, трудовой, творческой деятельности и общения.

Исследования отечественных психологов П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца свидетельствуют о том, что применяемые в младшем школьном возрасте формы познания имеют непреходящее значение для интеллектуального развития ребенка в будущем. А.В. Запорожец утверждал, что если соответствующие интеллектуальные качества не развиваются должным образом на стадии дошкольного детства и младшего школьного возраста, то позже преодолеть возникающие недостатки в становлении личности оказывается трудно или вовсе невозможно.

Учитывая положение отечественной психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности детей семи лет, мы считаем, что именно в ней можно найти резервы, позволяющие осуществить интеллектуальное развитие ребенка. В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно - действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их.

Очень велико значение дидактической игры для интеллектуального развития детей. Она помогает усваиванию, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Дидактические игры, используемые в работе с детьми, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Все это делает дидактическую игру важным средством интеллектуального развития детей семи лет.

В настоящее время существуют противоречия между востребованностью практиков в научно-обоснованных рекомендациях по интеллектуальному развитию современных детей семи лет посредством дидактических игр и недостаточной разработанностью этой проблемы в литературе. Все вышесказанное и определило разработку программы для интеллектуального развития детей семи лет посредством дидактических игр.

Периодичность встреч 1 раз в неделю. Общая продолжительность программы - 3 месяца. Вся организованная деятельность выполняется в приемлемом для группы темпе. Каждое мероприятие рассчитано на 25-30 минут и начинается с игр на внимательность, которые позволяют сконцентрировать внимание, погрузить детей в особую игровую атмосферу, быстро и без усилий настроиться на специфическую групповую работу.

Посредством использования дидактических игр можно целеустремленно влиять на интеллектуальное развитие детей.

Целью программы являлось интеллектуальное развитие детей семи лет посредством дидактических игр.

Основными задачами программы являлись:

  • развитие сенсорных, интеллектуально-познавательных способностей детей;
  • обогащение словаря и развитие речи-суждения, речи-умозаключения, речи-доказательства;
  • развитие умений моделирования;
  • развитие мелкой моторики;
  • побуждение мотивации к успешной интеллектуально-познавательной деятельности.

Теоретико-методологической основой для составления данной программы интеллектуального развития детей семи лет посредством дидактических игр, послужили работы как отечественных так и зарубежных ученных (Л.С. Выготский, Б.Г.Ананьев, Ж.Пиаже, С.Л. Рубинштейн, В.Н.Дружинин, А.В. Бондаренко, А.И.Сорокина, А.П.Усова).

  • здоровъесберегающий - учет психофизиологических особенностей, создание психо-эмоционального благополучия ребенка;
  • деятельности (включение ребенка в субъект-субъектное взаимодействие во всех компонентах интеллектуально-познавательной деятельности);
  • универсальности (развитие умений переноса полученных знаний в новые условия, установление связи, зависимостей и элементарных закономерностей);
  • вариативности (учет интереса и наклонностей детей).

Программа интеллектуального развития детей посредством дидактических игр позволяет развивать визуальное, аудиальное, тактильное восприятие, память, внимание; развивать зрительно-пространственную ориентацию; развивать наглядно-образное, творческое и комбинированное мышление; строить логические цепочки, развивать произвольную сферу и согласовывать свою сферу с действиями взрослого и других детей.

В Приложении 1 представлены рабочие тетради к программе "интеллектуальное развитие детей семи лет посредством дидактических игр".

Основной блок дидактических игр в данной деятельности направлен на развитие интеллектуальных умений, таких как умение слушать и слышать, выделять главное (общее и отличительное), сравнивать, систематизировать, обобщать, делать выводы, устанавливать взаимосвязи, воспринимать и выстраивать цепь суждений, анализировать, доказывать.

Программа интеллектуального развития включает в себя 3 этапа, которые реализуются в следующем порядке.

Первый этап - ориентировочный (2 занятия). Цель этапа: сконцентрировать внимание детей на игровые правила, погрузить детей в особую игровую атмосферу, быстро и без усилий настроиться на специфическую работу.

Второй этап - развивающий (8 занятий). Цель этапа - развитие у детей интеллектуальных умений, выделять главное (общее и отличное), сравнивать, систематизировать, обобщать, делать выводы, устанавливать взаимосвязи, воспринимать и выстраивать логическую цепь суждений.

Третий этап - закрепляющий (2 занятия). Цель этапа - Создание условий для применения знаний, умений, навыков в повседневной жизни. Применение дидактических игр закрепляющего характера.

Более подробно этапы и тематика организованной образовательной деятельности представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Система организованной деятельности по интеллектуальному развитию детей семи лет

Этапы интеллектуального развития Система организованной деятельности
1 этап: ориентировочный

(2 занятия)

Цель этапа: сконцентрировать внимание детей на игровые правила, погрузить детей в особую игровую атмосферу, быстро и без усилий настроиться на специфическую работу.

Дидактические игры: "Что изменилось?"; "Заполни ячейки"; "Домик"; "Подпрыгни на месте"; "Да -нет"; "Коврик".

2 этап развивающий

(8 занятий)

Цель этапа - развитие у детей интеллектуальных умений, выделять главное (общее и отличное), сравнивать, систематизировать, обобщать, делать выводы, устанавливать взаимосвязи, воспринимать и выстраивать логическую цепь суждений.

Дидактические игры: "выполни движение"; "Аналогии"; "Рисунок по клеткам"; "Слушай внимательно"; "Не ошибись"; "Дорисуй картинку"; "ДА и нет не говорите"; "Скажи правильно"; "Скопируй по точкам"; "Считай и делай"; "Продолжи предложение"; "Подбери пары"; "Запомни фигуры"; "Угадай как нас зовут"; "Соедини линии и точки"; "Кто здесь прячется?"; "Четвертый лишний"; "Запомним загадку"; "Почемучки"; "Незаконченное предложение".

3 этап Закрепляющий:

(2 занятия)

Цель этапа - Создание условий для применения знаний, умений, навыков в повседневной жизни. Применение дидактических игр закрепляющего характера.

Дидактические игры: "Запомни звук"; "Конкретизация понятий"; "Запоминание слов"; "Найди закономерность"; "Светофор"; "Вербальные аналогии".

1 этап - Ориентировочный.

1 занятие.

Дидактическая игра "Что изменилось?"

Дидактическая задача. Воспитывать у детей наблюдательность, умение замечать незначительные, малозаметные изменения, происшедшие с предметами: заменили бантик на косичке у куклы, поменяли туфли, расстегнули пуговицу, подняли правую (левую) руку; объяснять связно, что изменилось.

Игровая задача. Замечать не только крупные предметы в комнате но и мелкие, замечать изменения происшедшие с предметами.

Правила игры. Отгадывает, что изменилось, тот кому водящий бросает мяч. Если отгадал правильно, он становится водящим.

Игровые действия. Водящий делает за ширмой различные изменения в предметах; бросает мяч тому, кто будет отвечать.

Оборудование: Игрушки и предметы разного содержания, мяч.

Ход игры.

Педагог, обращаясь к детям, говорит: "Игра вам знакома. Но в этой игре,- предупреждает педагог детей, - надо быть особенно внимательным: изменения будут очень незаметными, вы все-таки постарайтесь их заметить и назвать. Первого ведущего выберем считалочкой, а потом ведущим будет тот, кто правильно отгадал, что изменилось. Отгадывает тот, кому ведущий бросит мяч. Поэтому будьте все готовы быстро и правильно отвечать".

Выбранный считалочкой ведущий предлагает внимательно посмотреть на стол с предметами и запомнить их. Затем, закрыв ширмой предметы (или предложив всем детям закрыть глаза), что-то изменяет в одежде, в расположении частей тела (поднята рука, повернута голова куклы и др.). Затем он убирает ширму и дает возможность детям внимательно посмотреть на предметы. "Все готовы?"- спрашивает он у ребят и бросает мяч кому-нибудь из них. Тот ловит его и отвечает. Если ответ правильный, он становится ведущим.

Изменение надо делать одно, чтобы игра проходила более динамично и большее число детей активно играли. Если же поймавший мяч не ответил, он платит фант, а в конце игры или на прогулке фанты отыгрываются.

Дидактическая игра "Заполни ячейки".

Дидактическая задача. Развивать логическое мышление и произвольное внимание.

Игровая задача. По аналогии видеть недостающие геометрические фигуры.

Игровые действия. Действия с рабочими тетрадями.

Правила игры. Посмотрев внимательно на задания в рабочей тетради, по аналогии до рисовать и заполнить пустые ячейки.

Оборудование. Рабочие тетради и ручка.

Ход игры.

Дети заполняют пустые ячейки.

Дидактическая игра "Домик".

Дидактическая задача. Развитие мелкой моторики.

Игровая действия. С помощью пальцев с сопровождающим текстом выполнять задание.

Правила игры. Выполнение пальцами рук фигурки домика.

Ход игры.

Выполнение фигурки домик из пальцев с сопровождающим текстом:

Дом стоит с трубой и крышей,

На балкон гулять я вышел.

(Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (трубу, балкон)).

Занятие 2.

Дидактическая игра "Подпрыгни на месте"

Дидактическая задача. Развивать внимание и слухо-речевую память.

Игровая задача. Вспомнить и узнать профессии.

Игровые действия. На слух отбирать профессии.

Правила игры. Слушать внимательно слова произносимые педагогом, подпрыгивать на месте при названии профессии.

Ход игры.

Дети образуют круг и слушают слова, которые произносит педагог: лампа, водитель, ножницы, механик, липа, токарь, яблоко, болтун, архитектор, карандаш, гроза, строитель, столяр, обруч, мельница, ткач, попугай, пекарь, шахтер, листок, экскурсовод.

Когда дети слышат название профессии - подпрыгивают.

Затем педагог просит повторить названные профессии.

Дидактическая игра "Да-нет"

Дидактическая задача. Учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.

Игровое правило. На вопросы водящего можно отвечать только словами "да" и "нет".

Игровое действие. Угадывание предмета посредством вопросов, даваемых в логической последовательности.

Ход игры.

Вариант 1. воспитатель сообщает детям правила игры и объясняет название: почему эта игра так называется? Потому что мы с вами можем отвечать на вопросы водящего только словами "да" или "нет". Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся,какой предмет в нашей комнате мы ему задаем. Он придет и будет у нас спрашивать,где находится предмет, какой он, для чего нужен. Мы ему будем отвечать только двумя словами. Сначала водящим буду я. Когда я выйду из комнаты, Саша скажет вам, какой предмет он предлагает загадать. Потом вы позовете меня.

Педагог выходит, потом заходит в комнату и спрашивает: "Этот предмет на полу?"- "Нет".- "На стене?"- "Нет".- "На потолке?"- "Да".- "Стеклянный? Похож на грушу?" - "Да".- "Лампочка?"- "Да".

Взяв на себя роль первого водящего, педагог учит детей логично ставить вопросы. Он разъясняет:

Дети вы заметили, как я спрашивала? Сначала я узнала, где находится предмет, а потом я узнала, какой он. Постарайтесь и вы так же отгадать.

Эта игра учит детей мыслить логично: если предмет не на полу,значит, он может быть на стене или на потолке. Дети не сразу делают правильные выводы. Бывает так узнав, что этот предмет не на полу, ребенок продолжает спрашивать: "Стол?", "Стул?" Педагог в таких случаях помогает ребенку прийти к правильному умозаключению: "Саша, мы тебе ответили,что предмет не на полу. А где находится стул, стол?"- "На полу". - "Нужно было их называть?"- "Нет". - "Ты узнал, что предмет на стене. Посмотри какие предметы на стене, и отгадай, что мы загадали", - предлагает педагог. "Он квадратный?" - "Да". - "В рамочке?"- "Да". - "На нем нарисованы цветы?"- "Да".- "Картина?"- "Да".

Вариант 2. можно предложить боле сложный вариант. Педагог загадывает предмет, который находится за пределами комнаты:

Предметов, дети, очень много и отгадать будет трудно, если вы не узнаете,на земле это или на небе, в доме или на улице, животное или растение.

Если дети несколько раз играли в эту игру,они быстро начинают подбирать вопросы и отгадывать задуманный предмет. Например, дети загадали солнце. Миша-отгадчик задает такие вопросы: "В доме? На улице? В огороде? В лесу? На земле? На небе?" Узнав что предмет на небе, он задает следующие вопросы: "Воздух? Тучи? Снег? Воробьи? Ракета? Самолет? Солнце"

По его вопросам можно проследить ход логического мышления: узнав что предмет находится на небе, он называет уже только те объекты, которые могут быть там.

Дидактическая игра "Коврик"

Дидактическая задача. Развивать зрительно - пространственную ориентацию, мелкую моторику рук и произвольное внимание.

Игровое действие. В рабочей тетради дорисовать вторую половину коврика.

Правила игры. В рабочей тетради на листе с заданием дорисовать узор коврика.

Оборудование. Рабочая тетрадь с заданием, ручка.

Ход игры:

В рабочую тетрадь каждого ребенка педагог вклеивает лист с заданием. Дети дорисовывают вторую половину коврика.

2 этап. Формирующий

Занятие 3.

Дидактическая игра "Выполни движение"

Дидактическая задача. Развивать произвольное внимание, аудиальную память и моторную память.

Игровая задача. Правильно выполнять движения.

Правила игры. По инструкции педагога выполнять правильно движения.

Ход игры.

Педагог вместе с детьми встает на ковер и дает инструкцию: "Постарайтесь правильно выполнить движения. Если услышите название цветка- хлопните в ладоши, название птицы- взмахните руками, название дерева- положите руки на колени". Затем называет слова: дятел, ромашка, береза, тюльпан, воробей, осина, сова, одуванчик, василек, голубь, тополь, гвоздика, дуб, ель, ласточка, роза, сосна, подснежник, аист, пальма, цапля, фиалка, филин.

Дидактическая игра "Аналогии"

Дидактическая задача. Развивать словесно- логическое мышление.

Игровая задача. Подобрать слово-аналог.

Правила игры. К перечисленным словам педагога подбирать слово - аналог.

Ход игры.

Педагог диктует слова. Дети подбирают слово-аналог.

Корова- молоко, курица- :...

Рыба- река, волк- ::..

Пылесос- уборка, стиральная машина - ::.

Яблоко - сад, огурец - ::

Курица - цыпленок, медведь - :.

Игла - шить, пила- :

Автобус - водитель, самолет - :.

Волк- волчонок, лиса-:

Девочка - мама, мальчик - :.

Дидактическая игра "Рисунок по клеткам"

Игровая задача. Узнать что, получиться, рисуя по соответствующим адресам.

Правила игры. Работать с рабочими тетрадями в соответствии инструкции.

Оборудование. Рабочие тетради с заданиями, ручка.

Ход игры.

В рабочую тетрадь каждого ребенка педагог вклеивает лист с заданием и объясняет, что рисовать крестики нужно в тех клетках таблицы, которые соответствуют "адресам", указанным ниже.

В результате получается рисунок уточки.

Занятие 4.

Дидактическая игра "Слушай внимательно"

Дидактическая задача. Развивать аудиальное восприятие и внимание.

Игровая задача. Услышать повторяющиеся слова.

Правила игры. Внимательно слушая педагога, выбрать часто повторяющиеся слова.

Ход игры.

Педагог диктует слова: кошка, линейка, слон, чеснок, вода, гусь, метро, облако, слон, арбуз, еж, зонтик, экран, сон, школа, слон, парта, танец, кровать .

Дети должны сказать, какое слово встречается чаще других.

Дидактическая игра "Не ошибись"

Дидактическая задача. Развивать быстроту мышления, закреплять знания детей о том, что они делают в разное время суток.

Игровые правила. Получив в руки кубик, надо назвать одно какое-либо занятие, действие, которое делают в определенное время суток, затем, назвав любое время суток, передать кубик другому игроку.

Игровое действие. Передача кубика.

Ход игры. Педагог проводит с детьми беседу закрепляя их знания о разных частях суток. Дети вспоминают, что они делают утром, днем, вечером,ночью.

Вариант 1.

Затем педагог предлагает игру:

Дети, давайте теперь с вами поиграем вот так. Я буду называть одно слово, часть суток, а вы вспомните, что вы в это время делаете. Например, я скажу слово "утро". Что вы назовете?

Дети вспоминают:

Просыпаемся, здороваемся, умываемся, чистим зубы, причесываемся.

Правильно, -говорит педагог. - Но во время игры будет отвечать только тот, кому я положу кубик, и назвать можно только одно действие ("иду в детский сад", или "делаю гимнастику", или "занимаюсь"); назвавший передает кубик другому играющему. Если кто-то не вспомнит и ничего не скажет, он должен стукнуть кубиком о стол и передать его дальше. Тогда он считается проигравшим. Будьте внимательны, не ошибитесь!

Педагог называет разные части суток, дети отвечают.

Вариант 2. Педагог называет различные действия детей, а они должны ответить лишь одним словом: день, утро, вечер, ночь . Например, педагог говорит: "Завтракаю", - и кладет кубик играющему. Тот быстро отвечает: "Утром". Педагог: "Смотрю телевизор". Дети могут назвать два слова: "Днем", "Вечером".

Дидактическая игра "Дорисуй картинку"

Дидактическая задача.Развивать зрительно - пространственную ориентацию, мелкую моторику рук, учить ориентироваться в клеточном поле.

Ход игры:

В рабочую тетрадь каждого ребенка педагог вклеивает картинку и спрашивает, какое изображение получится, если дорисовать его правую часть. Дети дорисовывают по клеткам вторую половину свечи.

Занятие 5.

Дидактическая игра "Да" и "нет" "не говорите"

Дидактическая задача.Развивать внимание и слуховое восприятие.

Игровая задача. Узнать правильно ли отвечают на вопросы.

Правила игры. Отвечать на вопросы педагога, ответом да или нет.

Ход игры:

Педагог по очереди задает детям по одному вопросу.

Ты девочка (мальчик)?

В школу ходишь?

Птицы летают?

Снег белый?

Тебе шесть лет?

Гуси мяукают?

Сейчас зима?

Ребенок должен отвечать на вопрос, не используя слова "да" и "нет".

Дидактическая игра "Скажи правильно"

Дидактическая задача. Учить сравнивать понятия, развивать внимание и словесно- логическое мышление.

Правило игры. Ребенок должен понять, правильно ли педагог составил предложения, затем исправить ошибку и сказать предложение правильно.

Ход игры.

Педагог диктует каждому ребенку предложение.

У Лены длинная юбочка, а у Тани юбочка синего цвета.

Дерево высокое, а куст красиво цветет.

Мел твердый, а творог сделан из молока.

Птица летает, а рыба молчит.

Великан большого роста, а гном носит колпак.

Река широкая, а ручей мелкий.

Дидактическая игра "Скопируй по точкам"

Дидактическая задача. Развивать мелкую моторику рук и произвольное внимание.

Правила игры. По точкам передать рисунок.

Оборудование. Рабочая тетрадь с заданием, карандаш.

Ход игры.

В рабочую тетрадь каждого ребенка педагог вклеивает лист с заданием.

Занятие 6.

Дидактическая игра "Считай и делай"

Дидактическая задача. Развивать координацию движений. Развивать произвольное внимание.

Игровое действие. Определить содержание действия в соответствии с числом.

Правило игры. Выполнять движение в соответствии с текстом.

Ход игры.

Дети вместе с педагогом встают на ковер и выполняют движения в соответствии с текстом.

Один - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать.
Шесть - на место тихо сесть.

Дидактическая игра "Продолжи предложение"

Дидактическая задача. Развивать словесно-логическое мышление.

Правила игры. Продолжить предложение прочитанное педагогом.

Ход игры.

Педагог диктует начало предложения, дети продолжают.

Мама улыбнулась, потому что:..

Петя громко вскрикнул, потому что:::..

У Саши заболело горло, потому что:::..

Девочка решила переодеться, потому что::::..

Мама отругала сына, потому что::::::::.

Девочка поднялась с сиденья автобуса, потому что:::..

Дети сели в лодку, чтобы::::.

Рабочие привезли кирпич, чтобы:::.

Сережа подошел к ручью, чтобы::.

Дидактическая игра "Назови соседей"

Дидактическая задача: Развивать координацию, ловкость движений, уточнение математических представлений, развитие мелкой моторики.

Игровая задача. Закрепить математические знания.

Правила игры. Назвать соседей заданного числа.

Оборудование. Мяч.

Ход игры.

Дети играют по двое. Ребенок берет в руки мяч и бросает его партнеру, называя число (от 0 до 10), поймавший мяч должен назвать "соседей" названного числа (на 1 больше, меньше). После этого он называет свое число и бросает партнеру или следующему ребенку. Если поймавший ошибается - выбывает из игры.

Занятие 7.

Дидактическая игра "Путь кружочка"

Дидактическая задача. Развивать зрительно- пространственную ориентацию и произвольное внимание.

Правила игры. Нарисовать путь кружочка, опираясь на условные обозначения.

Оборудование. Рабочие тетради с заданиями, карандаш.

Ход игры. В рабочую тетрадь каждого ребенка педагог вклеивает лист с заданием. Дети рисуют путь движения кружочка, опираясь на условные обозначения и схему пути.

Дидактическая игра "Придумай предложение"

Дидактическая задача. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Игровое правило. Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.

Игровое действие. Передача камешка.

Ход игры.

Дети и педагог садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры:

Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу, какое либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово "близко" и передам Мише камешек. Он возьмет камешек и быстро ответит: "Я живу близко от детского сада". Затем он назовет свое слово и передаст камешек рядом сидящему.

Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди (по кругу) камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, педагог помогает им.

Дидактическая игра "Подбери пары"

идактическая задача. Развивать логическое мышление.

Правило игры. Из перечисленных слов педагога, назвать два слова образующих логическую пару.

Ход игры. Педагог диктует поочередно несколько слов и просит назвать два слова образующих логическую пару. Дети объясняют свой выбор.

Книга, замок, часы, ключ, лес.

Нос, рыба, альбом, каша, карандаш.

Мяч, шапка, лампочка, тетрадь, шарф.

Линейка, шарик, игла, таблетка, нитки.

Чайка,стрекоза, чашка, булавка, блюдце.

Кисточка, машина, шоколад, юбка, краски.

Кружка, гвозди, телевизор, фонарик, молоток.

Занятие 8.

Дидактическая игра "Запомни фигуры"

Дидактическая задача. Развивать зрительную память.

Игровая задача. Передать рисунок.

Правила игры. Запомнить показанную карточку с фигурами, и нарисовать такие же фигуры и так же расположить.

Оборудование. Карточку с фигурами, листы бумаги.

Ход игры.

Педагог предлагает поиграть в игру, показывает карточку с фигурами (образец) в течение 10 секунд, затем убирает ее. Дети должны нарисовать такие же фигуры и так же расположить их.

Дидактическая игра "Угадай, как нас зовут"

Дидактическая задача. Развитие речи (знакомить с буквами), словесного -логического мышления.

Игровое правило. Узнать и вспомнить какие есть имена девочек и мальчиков.

Правила игры. Посмотрев карточки, из представленных предметов составить из начальных букв имя девочки или мальчика.

Оборудование. 10 картинок, на каждой из которых изображен мальчик или девочка. Под каждой картинкой даны изображения предметов, начальные буквы, названия которых обозначают имя девочки или мальчика, нарисованного вверху.

Ход игры.

Например:

Арбуз - ножницы - яблоко (Аня)

Арбуз - санки - яблоко (Ася)

Обруч - лопата - яблоко (Оля)

Ножницы - игра - ножницы - арбуз (Нина)

Лопата - игла - дом - арбуз (Лида)

Ведро - арбуз - санки - яблоко (Вася)

Ведро - арбуз - лопата - яблоко (Валя)

Троллейбус - облако - лопата - яблоко (Толя)

Ведро - арбуз - ножницы - яблоко (Ваня)

Ведро - очки - ведро -арбуз (Вова)

Дидактическая игра "Соедини линии и точки"

Дидактическая задача.Развивать зрительно -пространственную ориентацию, ввести понятия "вне" и "внутри". Развитие мелкой моторики рук.

Правила игры. Соединить все точки, чтобы фигуры с углами оказались вне замкнутой линии, а круги внутри нее.

Оборудование. Рабочие тетради с заданием,карандаш.

Ход игры.

В рабочую тетрадь каждого ребенка педагог вклеивает лист с заданием.

Дети соединяют все линии и точки так, чтобы фигуры с углами оказались вне замкнутой линии, а круги - внутри нее.

Занятие 9.

Дидактическая игра "Кто здесь прячется"

Дидактическая задача: развитие смыслового запоминания и припоминания путем установления смысловых связей между предметами.

Игровая задача. Обыгрывание картинок.

Оборудование. Картинки с изображением предметов, палочка.

Ход игры.

Педагог раскладывает перед детьми в случайном порядке картинки, на которых изображены кукла, платье, гриб, корзина, мышка, кот, и предлагает запомнить их (обучение приему смыслового соотнесения, например, к слову "кукла" подойдет слово "платье"). Затем психолог переворачивает картинки. Один ребенок берет палочку и стучит по картинке: "Кто здесь спрятался?" Другой отвечает: "Это я, кукла". Психолог спрашивает: "Кто покажет, где спряталась картинка, которая подходит к картинке с изображением куклы?" Таким образом, обыгрываются все картинки. В заключение он просит кого-нибудь из детей назвать все спрятанные парные картинки.

Дидактическая игра "Четвертый лишний"

Дидактическая задача: развитие мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификация), умения обосновывать свои решения.

Игровое действие. Назвать обобщающее слово.

Оборудование. Картинки на классификацию.

Ход игры.

Педагог предлагает детям игру, в которой необходимо все изображения на картинках назвать одним словом или объединить их по какому-то признаку, а затем из слов (картинок) выбрать то, которое можно исключить. Дети должны обосновать свой вариант решения.

Варианты слов (картинок):

1) белка, заяц, лиса, еж (дикие животные). Можно исключить:

а) ежа (он колючий);

б) белку (живет в дупле на дереве);

в) лису (она хищница);

г) зайца (меняет цвет шкурки);

2) стрекоза, комар, бабочка, пчела (насекомые). Можно исключить:

а) пчелу (собирает нектар, получается мед);

б) бабочку (красавица, большие крылья, их коллекционируют);

в) комара (кусается, приносит много беспокойства людям);

г) стрекозу (большие прозрачные крылья, стрекочет);

3) яблоки, грибы, орехи, земляника;

4) море, река, озеро, лужа.

Дидактическая игра "Запомни картинки"

Дидактическая задача: развитие зрительной памяти, произвольного запоминания с использованием приема группировки.

Игровая задача. Узнать алгоритм запоминания.

Оборудование. Картинки по группам.

Ход игры.

Педагог предлагает поиграть в "запоминалки". Нужно запомнить все картинки. Как это лучше сделать?

Дети с помощью педагога осваивают алгоритм запоминания:

1) запомнить группы картинок: одежда - транспорт;

2) запомнить по подгруппам: зимняя - летняя одежда; пассажирский - грузовой транспорт (проводятся игры: "Что изменилось?", "Какой группы картинок не стало?", "Какой картинки на данную тему не стало?");

3) запомнить картинки каждой группы и место их расположения (психолог переворачивает картинки изображением вниз и предлагает кому-нибудь из детей назвать все их группы и подгруппы, другому - картинки на тему "Одежда", третьему - "Транспорт", затем просит назвать картинки в случайном порядке).

В заключение дети должны назвать все картинки.

Занятие 10.

Дидактическая игра. "Запомним загадку"

Дидактическая задача: развитие произвольности внимания.

Игровая задача. Разгадывание загадок.

Правила игры. Необходимо отгадать загадку, и нарисовать на листах ответ.

Ход игры. Педагог читает детям загадку и просит быть внимательными. Необходимо не только ее отгадать, но и запомнить и нарисовать ответ.

Прыг-скок, трусишка!

Хвост - коротышка,

Ушки - вдоль спинки,

Глаза - с косинкой,

Одежда - в два цвета:

На зиму и лето.

Дидактическая игра "Почемучки"

Дидактическая задача: формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, обосновывать свой вариант решения задания.

Игровая задача. Найти ответ на интересующий вопрос.

Правила игры. Задавать друг другу вопросы и отвечать на них.

Ход игры.

Педагог предлагает детям поиграть в игру "Почемучки": задавать друг другу вопросы и отвечать на них. Если дети затрудняются в формулировке вопросов, педагог демонстрирует несколько вариантов, например: "Для чего дети ходят в детский сад, школу?", "Почему взрослые работают?", "Зачем машине нужен бензин?", "Для чего нужен детям, взрослым велосипед?", "Что растет у вас на огороде?", "Какая на вкус редиска?" и т.д. Педагог учит детей задавать простые и сложные вопросы.

Дидактическая игра "Незаконченное предложение".

Дидактическая задача. Развитие мыслительных операций.

Игровое действие. Продолжить начало предложения, прочитанного педагогом.

Ход игры.

Педагог проговаривает начало предложения, а дети завершают.

1. Если человек добрый, то он... .

2. Если человек злой, то он... .

3. Люди строят дома, чтобы... .

4. Дети ходят в детский сад, чтобы... .

5. Милиционер остановил машину, потому что... .

6. Мальчик смеется, потому что... .

7. Если помогать маме и папе, то... .

8. В дом пришли гости, друзья, потому что... .

9.Дети могут ссориться, потому что... .

10. Если долго смотреть телевизор, то... .

Педагог стимулирует попытки детей высказывать любые мысли, разные версии продолжения предложений.

3 этап. Закрепляющий.

Занятие 11.

Дидактическая игра "Запомни звуки"

Дидактическая задача: развитие слуховой памяти, сосредоточенности, внимания.

Правило игры. Повторять воспроизведение хлопков и ударов педагога.

Оборудование. Палочки на каждого ребенка.

Ход игры.

У детей по одной палочке. Педагог просит запомнить, сколько раз он хлопнет в ладоши и сколько ударит "молоточком" (палочкой) по столу (например, три хлопка и один удар). После каждого хлопка или удара дети воспроизводят звуки.

Дидактическая игра "Конкретизация понятий"

Дидактическая задача: развитие мыслительных операций (обобщение, классификация), формирование умений обобщать предметы по главным и второстепенным признакам.

Правила игры. Разложить картинки по группам и назвать обобщающим словом.

Оборудование. Картинки с изображением посуды.

Ход игры.

Детям предлагают картинки, на которых изображены чайник, чашка с блюдцем, глубокая тарелка, ложка, вилка, кофейный набор (кофейник, чашка с блюдцем), котелок, миска, кружка, фляжка. Картинки расположены в случайном порядке. Дети должны разложить их по группам и назвать обобщающим словом "посуда". Затем следует назвать каждую группу предметов: чайная, столовая, кофейная, походная посуда - и объяснить, почему она так называется. Психолог просит назвать и другие признаки, по которым можно разгруппировать посуду (например, по материалу - фарфоровая, керамическая, металлическая).

Дидактическая игра "Запоминание слов"

Дидактическая задача. Развитие произвольного запоминания, умения воспроизводить слова на основе смысловых связей.

Ход игры.

Педагог говорит: "Ребята, я буду произносить слова, а вы должны их запомнить. Подумайте, как это лучше сделать. Среди слов есть такие, которые подходят друг к другу". Слова для запоминания следует повторить два раза в том же порядке: "врач", "дом", "мотор", "нитки", "строитель", "больной", "машина", "иголка"; воспроизводить их дети могут в любом порядке. Сначала это будет механическое запоминание, поэтому нужно подсказать им прием логического запоминания на основе смысловых связей (слово "врач" подходит к слову "больной"). Затем дети будут находить смысловые связи сами (дом - строитель, нитки - иголка).

Занятие 12.

Дидактическая игра "Найди закономерность"

Дидактическая задача: развитие логического мышления на основе перцептивных действий.

Игровое действие. Дорисовывание картинок по основным принципам.

Оборудование. Рабочие тетради с заданием, карандаш.

Ход игры.

Педагог предлагает дорисовать картинки. Для выполнения этих заданий дети должны усвоить основные принципы:

1) в каждом последующем рисунке происходит увеличение элементов, в последней клеточке создается условный образ чего-либо;

2) в каждом последующем рисунке происходит уменьшение элементов, в последней клеточке целостный образ распадается;

3) при определении закономерности обращать внимание на чередование цвета.

Дидактическая игра "Светофор"

Дидактическая задача. Развитие наглядно-образного мышления.

Правила игры. Нарисовать в клеточках кружки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце не было одинаковых кружков.

Оборудование. Рабочие тетради с задание, цветные карандаши красного, зеленого, желтого цвета.

Ход игры:

Перед ребенком поле, состоящее из пустых клеток. Необходимо нарисовать в клеточках красные, желтые и зеленые кружки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце не было одинаковых кружков.

Дидактическая игра "Вербальные аналогии"

Дидактическая задача. Развитие интеллектуальных способностей, логических абстракций.

Правила игры. Назвать слова, на основе аналогии.

Оборудование. Доска, мел.

Ход игры. Педагог пишет на доске слова, связанные логическими аналогиями - слева, а справа лишь одно слово вверху. Нижнее слово ребенок должен назвать сам.

а) день =ночь

б) бидон = чайник

ночь = ? молоко = ?

в) летчик = шофер

г) топор = коса

самолет = ? дрова = ?

д) снег= лед

Дидактическая игра «ДА - НЕТ» для детей старшего дошкольного возраста.

Игра подойдет для любого валеологического мероприятия.

Цель: закреплять у детей знания о соблюдении режима дня, о правилах гигиены и поведения.

Живут в нашем саду

Ребята славные:

красивые и умные

милые и дружные.

Ну-ка дайте мне ответ

Это правда или нет?

Хочу я с вами поиграть:

Вы должны хором отвечать.

Какой же будет ваш ответ

ДА или НЕТ.

Рано утром я проснусь

и сделаю зарядку. (Да!)

А затем в кровать пойду

и усну там сладко. (Нет!)

А! Я завтракать пойду,

даже не умоюсь. (Нет!)

Сначала в ванную пойду

себя в порядок приведу. (Да!)

А на завтрак у меня

вкусные конфеты. (Нет!)

Ну, тогда я съем

все жирные котлеты. (Нет!)

Мама кашку мне сварила,

вкусный чай мне заварила. (Да!)

Я всё съем и убегу,

за собой не приберу. (Нет!)

Маме я скажу: «Спасибо!»

В щечку поцелую. (Да!)

За компьютер я пойду,

целый день там просижу

и гулять не буду. (Нет!)

Сначала маме помогу,

потом, на улицу пойду. (Да!)

Там по дороге целый день,

на роликах кататься буду. (Нет!)

Спокойно поиграю во дворе.

Баловаться я не буду. (Да!)

С прогулки вовремя приду

на стол накрыть я помогу. (Да!)

После обеда отдохну,

книжку полистаю. (Да!)

Потом я музыку включу

всех танцевать заставлю. (Нет!)

Я телевизор посмотрю,

рисунок нарисую. (Да!)

Потом я маме помогу

и опять гулять пойду. (Да!)

Погуляю во дворе,

поваляюсь на песке. (Нет!)

Встречу я своих друзей,

поиграем дружно. (Да!)

Вечером домой скорей,

ужинать нам нужно. (Да!)

Сяду я быстрей за стол

и руки не помою. (Нет!)

Ой, да это я шучу,

руки с мылом вымою. (Да!)

За ужином капризничать начну,

потому что, чипсы я хочу. (Нет!)

Мамин ужин похвалю

и добавки попрошу. (Да!)

Мамочке своей помогать я буду:

всю посуду приберу,

пол на кухне подмету. (Да!)

Перед сном почищу зубы

и купаться буду. (Да!)

Потом ужастик посмотрю,

всю ночь бояться буду. (Нет!)

У мамы сказку попрошу

и сладко-сладко я усну. (Да!)

Вот и славно поиграли.

Вы все верно отвечали.

Знаете правильный ответ,

Когда ДА, а когда НЕТ.

Педагог-психолог Дортман Е.А.

Занятие в подготовительной группе

«Мы все разные, но мы вместе»

Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности объективно обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Официальная статистика и данные многочисленных исследований фиксируют рост молодежного экстремизма, различных форм девиантного поведения, конфликтов на почве межнациональной розни, социального расслоения населения и т.п. В этой связи формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе стало сегодня насущной необходимостью.

В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка, так как именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

Цель: знакомство детей с понятием «толерантность», формирование культуры межличностных отношений между детьми.

Задачи:

§ обобщение и расширение знания детей о том, как должны вести себя люди по отношению друг к другу;

§ развитие умения быть внимательными, приветливыми, доброжелательными;

§ совершенствование коммуникативных навыков;

§ снятие психоэмоционального напряжения.

Материалы и оборудование: проектор, электронная презентация, музыкальное сопровождение (Ж. Массе «Элегия», Барбарики «Дружба», «Разукрасим все планеты»), игрушка «сердечко», ковер-плед, макет камней, заготовки шаблонов сердечек, лепестки цветка толерантности, смайлики, клей, магниты, красные карандаши, медали «толерантности».

Ход занятия

1. Приветствие. (слайд 1 – изображение детей разных национальностей)

Психолог: Ребята, посмотрите, как много пришло гостей, давайте будем вежливыми и поздороваемся.

И конечно же, мы поприветствуем друг друга. Мы будем сейчас по кругу передавать сердечко и говорить друг другу «Доброе утро!»

Дети садятся в круг, передают по кругу сердечко и говорят друг другу «Доброе утро!»

Психолог: Я рада видеть вас всех здоровыми, с хорошим настроением.

Ребята, скажите пожалуйста, а вы умеете дружить?

Дети: Да

Психолог: А какие вы знаете виды дружбы?

Дети: Дружба между девочками, мальчишечья дружба, дружба между девочками и мальчиками, семейная дружба, дружба с животными…

Психолог: Правильно бывает разная дружба. А еще ребята бывает дружба народов и дружба между людьми разных национальностей. Скажите мне, а как называется наш округ, в котором мы живем?

Дети: Ханты-Мансийский Автономный округ.

Психолог: Люди каких национальностей живут в нашем округе?

Дети: русские, ханты, манси….

Психолог: Правильно, в основном в нашем округе живут русские, татары, украинцы и люди других национальностей, а коренное население – это ханты и манси. Так вот, ребята, дружба народов – основное богатство нашего округа! Мы все с вами разные, но мы вместе. Сейчас мы с вами поиграем в игру и узнаем, чем же мы отличаемся, а чем похожи.

Игра «Разные-похожи»

Выйдите в круг те, у кого темные волосы.

Выйдите в круг те, у кого светлые волосы.

Хлопните над головой те, кто умеет дружить

Покивайте головой те, кто мальчики.

Покружитесь те, кто девочки.

Хлопните над головой те, кто всегда поможет другу в беде.

Присядьте те, у кого светлые глаза.

Присядьте те, у кого темные глаза.

Хлопните над головой те, кто совершает добрые дела и поступки.

Психолог: Отлично! Так чем же вы мы отличаемся?

Дети: Пол, цвет волос, цвет глаз….

Психолог: А чем похожи? Конечно мы все умеем дружить, совершать добрые дела и поступки, помогать друг другу в беде, не обманывать и уважить друг друга. Это значит мы все с вами толерантные. А вы знаете что такое «толерантность»?

Дети: Нет.

Психолог: Тогда я всех вас приглашаю в необыкновенное путешествие в город Толерантности. Так как город Толерантности необычный, то и в путешествие мы отправимся необычным способом, мы полетим на ковре-самолёте.

(Дети и психолог подходят к «ковру-самолету» и занимают места на нем)

Психолог: Возьмемся за руки, держитесь крепче, чтобы не упасть. Наш «ковер-самолет» взлетает. (Звучит Ж. Массне «Элегия»)

Аутотренинг «Радость жизни» (слайд 2 – небо)

Психолог:

Ты, ковер, лети, лети,

Нас по небу прокати.

Выше, выше поднимайся.

Тише, тише не качайся.

Мы летим.

Ты, ковер, лети, лети,

Ниже, ниже опускайся.

А сейчас откройте глаза

(музыка прекращается)

(слайд 3 – изображение сказочного города)

Психолог: Вот мы с вами и прилетели в город Толерантности. В нашем путешествие мы отдохнем, поиграем, а главное, научимся быть приветливыми, внимательными, дарить радость друг другу. А еще мы с вами соберем цветок «Толерантности»

(слайд 4 – изображение ручья и музыкальное сопровождение – журчанье ручья)

Психолог: Ой, а на пути ручей. Как же нам его перейти!

Дети: По камушкам.

Психолог: Конечно по камушкам, но для начала нам нужно размяться.

Физкультминутка

Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем,

А потом их разведем и к себе скорей прижмем

Два хлопка над головой, два хлопка перед собой,

Две руки за спину спрячем и на двух ногах поскачем.

Игра «Ручей помощи»

Психолог: Перебираться через него мы будем по камушкам. Сейчас разделитесь на пары и возьмите по камушку. Вдвоем, перекладывая камушки нужно перебраться на другой берег.

Психолог: Вот и первый лепесток. Возьмем его с собой и отправимся дальше.

Улица «Дружбы» (слайд 5 – изображение улицы)

Психолог: Давайте прочитаем как называется эта улица.

Дети: улица «дружбы»

Психолог: На этой улице живут настоящие друзья, они не ссорятся и всегда приходят на помощь в трудную минуту. А чтобы узнать каким должен быть настоящий друг, мы поиграем в игру. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечаете, если согласны "да-да-да" и топаете, а если не согласны "нет-нет-нет" и хлопаете.

Игра "Да-да-да, нет-нет-нет".

Будем крепко мы дружить?

Да-да-да.

Нашей дружбой дорожить?

Да-да-да.

Мы научимся играть?

Да-да-да.

Друг другу будем помогать?

Да-да-да.

Друга нужно разозлить?

Нет-нет-нет.

А улыбку подарить?

Да-да-да.

Друга стоит обижать?

Нет-нет-нет.

Друга нужно обнимать?

Да-да-да.

Психолог: Молодцы, нашли еще один лепесток, отправляемся дальше.

Улица «Вежливых слов» (слайд 6 – изображение улицы)

Психолог: Люди, живущие в этом городе, знают много вежливых слов. Надеюсь и вы знаете такие слова.

Игра «Доскажи словечко»

Слова коротенькие эти

Повсюду слышатся с утра.

Они живут на белом свете,

Запомнить их давно пора.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого … (спасибо)

Зазеленеет старый пень

Когда услышит: … (добрый день)

Если больше есть не в силах

Скажем маме мы … (спасибо)

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь: … (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим: … (простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощание говорят … (до свидания)

Нужно знать, как дважды два

Все волшебные слова,

В день, пожалуй, раз до ста

Говорить … (пожалуйста)

Психолог: Все верно. Еще один лепесток от цветка возьмем и дальше пойдем.

«Улица комплиментов» (слайд 7 – изображение улицы )

Психолог: Сейчас будем передавать по кругу сердечко и говорить друг другу комплименты. Глядя в глаза соседу, постарайтесь сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить его. Принимающий добрые слова должен кивнуть головой и сказать: “Спасибо, мне очень приятно!” Затем он дарит комплименты своему соседу и так далее по кругу.

Психолог: Как вы красиво умеете делать комплименты! Возьмем еще один лепесток и продолжим путь.

Озеро «Улыбки» (слайд 8 – изображение озера и музыкальное сопровождение – кваканье лягушек)

Психолог: Ребята посмотрите какое красивое озеро есть в этом городе. И какое у него красивое название. Давайте встанем все в круг и подарим друг другу улыбки.

Игра «Собрались все дети в круг»

«Собрались все дети в круг.

Ты мой друг и я твой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы одна семья

Вместе мы всегда.

Тому, кто справа, улыбнись,

Тому, кто слева, улыбнись.

Тому, кто справа поклонись,

Тому, кто слева поклонись.

Тому, кто справа руку дай,

Тому, кто слева руку дай,

Теперь по кругу ты шагай,

С друзьями вместе ты шагай.

Того, кто справа обними,

Того, кто слева обними.

Ну вот, закончилась игра,

И снова дружат все. Ура!»

Психолог: Последние лепестки мы нашли. На этом наше путешествие закончилось, пора возвращаться в детский сад. Присаживаемся на «ковер-самолет» и полетели.

Аутотренинг «Радость жизни» (слайд 9 – изображение неба)

Психолог: Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза.

Ты, ковер, лети, лети,

Нас по небу прокати.

Выше, выше поднимайся.

Тише, тише не качайся.

Мы летим.

Мимо проплывают белые пушистые облака. Сегодня необыкновенно хороший день. Вы дышите легко и свободно. Вы чувствуете себя спокойно, у вас радостное настроение. Вы счастливы.

Ты, ковер, лети, лети,

Ниже, ниже опускайся.

А сейчас откройте глаза

(музыка прекращается)

(слайд 10 – изображение разноцветного цветка)

Психолог: Вот мы и снова в детском саду. Давайте соберем наш цветок толерантности, и прочитаем что же такое толерантность.

Дети: (собирают лепестки на магнитной доске и читают вместе с психологом слова, написанные на лепестках: доброта, дружба, забота, уважение, помощь, любовь.)

Психолог: Ребята если вы будете добрыми, заботливыми, дружелюбными, будете уважать всех людей на земле и помогать тем, кто нуждается в вашей помощи, то значит вы будете толерантными людьми. Вы хотите стать такими людьми?

Дети: Да.

Психолог: Тогда я вручаю каждому из вас медали «толерантности» и с этого дня вы теперь тоже толерантные люди. Предлагаю вам присесть на стульчики обсудить наше путешествие.

Рефлексия:

Психолог: Что нового вы сегодня узнали? Каким должен быть толерантный человек?

(дети отвечают по кругу)

Психолог: Если вам понравилось путешествовать, то возьмите и приклейте веселого смайлика, а если нет, то грустного.

(приклеивают смайлики)

Психолог: Ребята встаньте в круг, возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и скажите: «Мы разные, но мы вместе». На этом занятие закончилось «До свидания».