По Полибию, телеологичный в своей основе и направленный к некой универсальной цели, реально состоит в чередовании ряда политических форм - монархии, аристократии и демократии, каждая из которых со временем имела тенденцию к вырождению и замене ее др. К числу выродившихся, извращенных форм государственного устройства Полибием были отнесены тирания (как измененная в худшую сторону ), олигархия (как вырождения аристократического правления) и охлократия ( государственного устройства, возникающая в результате предельного развития и доведения до абсурда демократических тенденций - правление черни, худших из числа граждан). Данное получило достаточно широкое распространение во времена поздней античности, а затем через эпоху Возрождения было заимствовано философами и мыслителями Нового времени. Пользовалось особой популярностью у представителей консервативных течений общественно-политической Европы в 19 - нач. 20 в., в частности, в связи с дискуссиями о предоставлении избирательных прав той или иной части электората, в полемике об угрозе пролетарской революции, о введении и расширении социальных гарантий и т. п. В реальной политической жизни примеры власти толпы - чрезвычайно редкое, эпизодическое , как правило свойственное периодам глубоких социально-экономических кризисов, революционных потрясений.

В 80-х гг. 19 в. Г. Лебон был одним из первых, кто попытался подойти к феномену толпы, массового действия с чисто сциентистских позиций. Наряду с Г. Тардом и некоторыми др. исследователями он оказался в числе первых теоретиков “массового общества”. Лебон полагал, что в результате промышленной революции, роста городов и развития средств коммуникации толпы маргинализированных индивидов, представляющие собой деструктивную неуправляемую силу, начинают определять социальных процессов и общества. Будучи сторонником элитистских воззрений, Лебон полагал, что наступающая “эра масс” приведет к упадку европейской цивилизации. Подобные выводы разделялись в нач. 20 в. многими политическими мыслителями и философами - такими, как О. Шпенглер, X. Ортега-и-Гассет, И. А. Бердяев и др. Однако уже Лебон в своих работах избегал употребления понятия “охлократия” для определения влияния “толпы” на те или иные параметры социального или политического процесса. Впоследствии “охлократия” вышел из употребления в строго научных контекстах и был заменен понятием “массовое общество” и его производными. Ныне в современной западной социологии и политологии этот термин практически не встречается, оставаясь достоянием политической философии и политической публицистики, где выступает синонимом доминирования при определении политической стратегии и выработке того или иного политического курса авантюристически настроенных, не обладающих развитым чувством ответственности за свои поступки и некомпетентных социальных слоев, ориентированных на популистские лозунги и требования, исповедующих анархические, антигосударственные и вообще “антисистемные” воззрения и выступающих в качестве провоцирующей силы этнических, расовых и иных страстей, нередко выливающихся в уличные беспорядки, погромы, акты вандализма и т. п. эксцессы.

Э. Г. Соловьев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ОХЛОКРАТИЯ" в других словарях:

    Охлократия … Орфографический словарь-справочник

    - (греч. ochlokratia, от ochlos чернь, народ, и krateo господствую). Правление черни, злоупотребление демократии, или же при аристократическом правлении, если правительство опирается на чернь. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка

    От греч. ochlos толпа + kratos власть; англ. ochlocracy власть толпы выродившаяся демократия, господство насилия и беззакония. Худшими проявлениями О. является экстремизм на митингах, демонстрациях, захват государственных учреждений, поджоги,… … Словарь бизнес-терминов

    - (от греческого ochlos толпа, чернь и...кратия), в древнегреческих учениях о государстве (Платон, Аристотель) господство толпы … Современная энциклопедия

    - (от греч. ochlos толпа чернь и...кратия), в древнегреческих учениях о государстве (Платон, Аристотель) господство толпы … Большой Энциклопедический словарь - (греч. господство черни или толпы) в системе Полибияформа государственного устройства, являющаяся выродившейся демократией,как олигархия выродившейся аристократией. У Аристотеля О. описывается под именемдемократии, как полибиевская демократия под … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (от греч. ochlos толпа и kratos власть) англ. ochlocracy; нем. Ochlokratie. 1. Власть толпы, массы. 2. По Аристотелю форма управления, основанная не на законах, а на меняющихся прихотях толпы, постоянной попадающей под влияние демагогов, особенно … Энциклопедия социологии

Охлократия - это такая форма государственного устройства, которую принято считать вырождающейся демократией. Это промежуточная форма, которая существует после падения старого государственного строя и до установления нового.

Для охлократии характерны мятежи, уличные беспорядки и митинги, в ходе которых пропагандируется анархизм. В связи с форму государственного устройства принято называть властью толпы.

Немного истории

Охлократия - это и черни. Именно так охарактеризовал данную древнегреческий историк Полибий. Он считал, что это худший вариант государственного устройства. Аристотель, в свою очередь, описывает данное явление, как демократию. При этом он отмечал, что народ не способен принимать рациональных решений. Как следствие, образованные лидеры отстранялись от власти, устанавливалась анархия и деспотизм.

Многие ученые умы рассматривали такое явление, как охлократия. Это, безусловно, негативный момент, но оценить его можно лишь на исторических примерах. Так, например, признаки охлократии прослеживаются во Французской революции, а также первых годах после прихода советской власти. И даже в Римской Империи присутствовали некоторые элементы данной формы власти. Это проявлялось в том, что армия самостоятельно свергала и назначала монархов.

Основные признаки охлократии

Охлократия - это одна из самых неоднозначных форм государственного устройства. Ей присущи такие основные признаки:

  • к власти приходят социально-политические группы;
  • обществу навязываются популистские настроения и примитивные идеи;
  • бесправие и произвол во всех сферах общественной жизни;
  • намеренно создаются условия для массовых беспорядков;
  • попрание ценности человеческой жизни;
  • кризисные явления в экономике и прочих сферах.

Современная охлократия

Идеалом государственного устройства современности считается демократия. Охлократия как самостоятельное явление практически не рассматривается, но некоторые ее признаки порой прослеживаются. Более того, охлократия дополняет многие Чаще всего это происходит в кризисные моменты.

Демократия-охлократия возникает тогда, когда старые политические нормы изжили себя, а ничего нового обществу не было предложено. Толпа, подогреваемая популистскими речами некоторых авантюрных лидеров, требует смены политического курса. Особенность современной охлократии состоит в том, что общественное недовольство в основном создается искусственно посредством скандалов и провокаций.

Основной движущей силой выступают общественные слои, недовольные сложившимся положением. Как правило, это простые люди, на которых социально-экономические проблемы давят больше всего. На этом фоне появляются новые лидеры, а также стихийные организации, которые нередко занимаются криминальной деятельностью.

Принцип действия

Главный орган власти охлократии - это разгневанная толпа. Правят "худшие", которые руководствуются такими основными принципами:

  • Интеллигенция и прочие образованные люди становятся неугодными, подвергаются изгнанию, унижению или физическому уничтожению.
  • Строгий запрет печатных изданий, выступлений, художественных произведений и прочих источников информации, которые продвигают в массы идеи, которые поддерживаются правящими элитами.
  • Подмена понятий. Как результат, то, что ранее считалось почетным и лучшим, становится неприемлемым и позорным.
  • Формирование групп из легко управляемых людей, которые будут выполнять функцию террора, гонения или физического уничтожения несогласных. Причем, сюда входит не только идейное население. Многие принимают участие в беспорядках на контрактной основе.
  • Повсеместное использование насилия, которое исполняется недовольной толпой, но провоцируется и направляется лидерами.
  • Безнаказанность становится синонимом свободы. Таким образом, те действия, которые ранее считались преступными, обретают легальную окраску под прикрытием высоких идей общественной справедливости.

Современные проявления

Охлократия - толпы. Как бы дико это не звучало, такому явлению есть место и в современном мире. Проявления могут быть следующими:

  • - это искусственно создаваемая ситуация, в результате толпа становится орудием в достижении определенных целей. Возмущение народа аккумулируется в стихийные акции протеста, которые провоцируются и финансируются внешними силами. Такие явления особенно распространены на постсоветском пространстве.
  • Многопартийность также является определенной формой охлократии. Так, в 90-х годах насчитывалось несколько тысяч политических объединений. Как результат, к власти получило доступ огромное количество людей, которые преследовали корыстные цели, а не руководствовались высокими политическими идеями.
  • Разрушительная вертикаль приводит к тому, что отдельные части государства стремятся к самостоятельности. Самый яркий пример - это СССР после перестройки. Но и в современной России были прецеденты декларирование независимости некоторыми республиками.

В чем заключается опасность охлократии?

Охлократия как форма власти это довольно опасное явление. Она сеет хаос, разруху и беззаконие, что приносит массу бедствий в жизнь населения страны. Права и свободы граждан больше не гарантируются. И даже элементарная безопасность не может быть обеспечена.

Что касается самого государства, то с приходом охлократии ставится под угрозу его суверенитет и существование. Эта форма власти символизирует коллапс и кризис политического устройства.

Заключение

Подводя итоги, стоит сказать, что охлократия давно перестала быть просто властью толпы. Это способ маргинальных слоев реализовать свои амбиции. Также имеют место меркантильные цели отдельных представителей правящих элит. Благодатной почвой для этого является отсутствие здоровой концепции развития государства и четких целей.

Добрый День. Мне бы хотелось весьма емкий получить ответ на такойвопрос: "Что такое охлократия? и получил лучший ответ

Ответ от Дедью[гуру]
если в начале добавить букву Х, то это демократия в Украине.

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Добрый День. Мне бы хотелось весьма емкий получить ответ на такойвопрос: "Что такое охлократия?

Ответ от ЗМЕЙ ЯДОВИТЫЙ [гуру]
Короче - ОХЛОМОНОкратия...!


Ответ от Пользователь удален [активный]
и аристотель и платон считали что демократия плохая форма правления - власть большинства для себя
так вот по их мнению она рано или поздно приводит к охлократии - власти толпы
но толпа не может существовать сама по себе
она обязательно родит лидера или группу лидеров - это уже тирания


Ответ от Никита гостюнин [активный]
Емко я не умею. Но так скажу. Всё,абсолютно всё, что сегодня называется демократия насамом деле подразумевает подсобой охлократию.


Ответ от Пользователь удален [гуру]
Охлократия
Термин, означающий власть толпы, берет свое начало от древнегреческих историков (Аристотель) ; под охлократией понималось общество, где правят законы, меняющиеся по прихоти масс, подпадающих под влияние демагогов. Аристотель отличает охлократию от демократии, власти выборной и законной; это недолговременное, переходное состояние периода смут и кризисов.
Источник:
Бункина М. К. , Семенов А. М. , Семенов А. М. Макроэкономика, 2003.
от греч. ochlos - толпа + kratos - власть; англ. ochlocracy - власть толпы
выродившаяся демократия, господство насилия и беззакония. Худшими проявлениями О. является экстремизм на митингах, демонстрациях, захват государственных учреждений, поджоги, диверсии и т. д.
Охлократия (греч. - господство черни или толпы) - в системе Полибия форма государственного устройства, являющаяся выродившейся демократией, как олигархия - выродившейся аристократией. У Аристотеля О. описывается под именем демократии, как полибиевская демократия - под именем политии. О. или, по Аристотелю, демократия, как форма извращенная, не представляет строго объективных признаков, и причисление к ней того или иного государства является всегда результатом субъективно-отрицательного отношения к нему. Аристотель описывает Афины при Перикле и позднее (с перерывом во время правления 400, потом 30 и 10), как демократию, ибо тогда господствовала чернь; люди знатного происхождения систематически устранялись от участия в делах управления, при назначении на должность решающую роль играла жеребьевка; неизбежным результатом такой системы являлся деспотизм по отношению к союзникам и беспорядки в управлении. Между тем другие писатели видят в Афинах образец чистой демократии (в позднейшем смысле этого слова). Признаки О. можно найти в римской империи, где армия возводила на престол и свергала с него по усмотрению, хотя государственные учреждения тогда были монархическими. Многие указывают как на охлократию на парижскую коммуну 1871 г. ; но правильная система всенародного голосования, господствовавшая там, делает это указание в значительной степени произвольным, хотя несомненно, что отдельные факты. как расстрел ген. Леконта и Тома, были актом воли неорганизованной толпы. С большим основанием можно назвать О. государственное устройство Франции в некоторые моменты великой революции и в первые дни после революции 1648 г. , когда неорганизованная толпа выбирала всех важнейших должностных лиц. Вообще О. , в наиболее точном смысле слова, может существовать только весьма непродолжительное время, при чем всего чаще является промежуточной формой в бурные времена после падения старого порядка и до замены его новым, более или менее правильно организованным.
ЕСЛИ НЕУДОВЛЕТВОРЕН:


Ответ от Nim [гуру]
Термин "охлократия" ввел в оборот Аристотель для обозначения власти толпы, которая не в состоянии ее разумно использовать и удержать. Охлократия проявляется в форме экстремизма на митингах, демонстрациях, в безрассудных действиях, связанных с захватом государственных учреждений, в поджогах, диверсиях и т. д.


Ответ от Пользователь удален [гуру]
Власть толпы.
Суд "Линча".


Ответ от Пользователь удален [новичек]
господство "толпы"


Ответ от Ѐеальный татарин [гуру]
Охлократия, греч. , господство толпы, черни, выродившаяся форма демократии. Охлократия не несет в себе созидательных сил и потенций, она не имеет ничего общего с процессами демократизации и, как правило, является формой проявления действия экстремистских сил.
Термин "охлократия" стал широко использоваться в последнее время, когда на волне демократических процессов, движений возникло немало негативных, порой уродливых явлений, обусловленных низкой политической культурой их участников. Неспособность предвидеть последствия своих действий, игнорирование объективных условий, возможностей, интересов других социальных групп, примитивные представления о социальной справедливости и способах ее достижения порождают острейшие социальные конфликты, коллизии, которые могут ввергнуть общество в хаос и насилие. Поэтому утверждение демократии предполагает необходимость учитывать политическую и нравственную зрелость масс, их культурный уровень, степень готовности ответственно и компетентно участвовать в управлении обществом. Политический экстремизм и демагогия, популизм, если они становятся доминирующими в мировоззрении и поведении лидеров, создают угрозу развития охлократии, что нельзя игнорировать.

Председатель домкома Швондер как олицетворение власти толпы.

ОХЛОКРАТИЯ (греч. ochlos - толпа, чернь и kratos - власть) - 1) господство толпы, захват власти стихийно возникшей неорганизованной массой; 2) власть обезумевших, эмоционально возбужденных масс, не опирающихся на закон и правопорядок.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 353.

ОХЛОКРАТИЯ, -и, ж. (нач. XIX в.). Господство толпы. Современная охлократия. Примеры охлократии в истории.

Греч, ochlokratia - охлократия, власть черни, от ochlos - толпа, чернь и kratos - власть.

Л.М. Баш, А.В. Боброва, Г.Л. Вячеслова, Р.С. Кимягарова, Е.М. Сендровиц. Современный словарь иностранных слов. Толкование, словоупотребление, словообразование, этимология. М., 2001, с. 586.

Охлократия (НФЭ, 2010)

ОХЛОКРАТИЯ (от греч. ὄχλος – толпа, чернь, κράτος – власть) – господство, власть толпы. Понятие было впервые употреблено Полибием в его «Всеобщей истории». Исторический процесс, по Полибию, телеологичный в своей основе и направленный к некой универсальной цели, реально состоит в чередовании ряда политических форм – монархии, аристократии и демократии, каждая из которых со временем имела тенденцию к вырождению и замене ее др.

Охлократия (Лопухов, 2013)

ОХЛОКРАТИЯ - буквально «власть толпы», господство массы; временный захват власти неорганизованным народом; крайне извращенная форма демократии. Выражается в погромах, уличных беспорядках, расправах, несанкционированных арестах и т. д. Проявляется также в форме экстремизма на митингах, демонстрациях, в безрассудных действиях, связанных с захватом государственных учреждений, поджогах и т. д. Кроме того, охлократия - это также власть общественно-политических групп и их лидеров, прибегающих к использованию в политических целях популистских, провокационных, экстремистских лозунгов и действий, разжигающих массовые страсти. Охлократия не несет в себе созидательных потенций, ее существование весьма непродолжительно, и чаще всего она проявляется в «смутное время», когда старые нормы, ценности, институты разрушены, а новые еще не созданы.

Говоря в наше время о демократии, зачастую принято указывать, что это-де не «настоящая демократия», а вовсе даже олигархия, охлократия и т.д. Очень напоминает старую притчу: «Мы - цыгане хорошие, лошадей не воруем, лошадей воруют цыгане плохие, мы их не знаем…».

Но ладно, давайте посмотрим, что за этим кроется.

Хотя по сути охлократию как вырождение демократии описал первым Платон, сам термин позже ввёл в обиход Полибий в своей «Всеобщей истории». Он описывал, как изначальное стремление к равенству и свободе при демократии приводит к тому, что толпа постепенно привыкает к подачкам, вследствие чего выбирает себе в вожди демагога поязыкастее, а сама устраняется от управления, вполне удовлетворяясь «хлебом и зрелищами».

Изначально охлократия - это власть толпы, большую часть которой составляет чернь, и потакание её стремлению к уравниловке. Толпа требует от всех «быть, как все», на что указывал Ортега-и-Гассет в своём труде «Восстание масс».

Однако «власть толпы» - это ведь и есть власть большинства, не так ли?

Воистину - демократия есть очень хороший годный способ правления - но только в том случае, если все граждане имеют психологию аристократа (причём по изначальной сути, а не вырожденную в снобизм и проч.). В противном случае демократия неизбежно вырождается в охлократию.

Кто нравится толпе? Вспоминаем «Человеческое, слишком человеческое» великого Фридриха Ницше:

«Легко дать рецепт того, что толпа зовет великим человеком. При всяких условиях нужно доставлять ей то, что ей весьма приятно, или сначала вбить ей в голову, что то или иное было бы приятно, и затем дать ей это. Но ни в коем случае не сразу; наоборот, следует завоевывать это с величайшим напряжением, или делать вид, что завоевываешь. Толпа должна иметь впечатление, что перед ней могучая и даже непобедимая сила воли; или по крайней мере должно казаться, что такая сила существует. Сильной волей восхищается всякий, потому что ни у кого ее нет, и всякий говорит себе, что, если бы он обладал ею, для нее и для его эгоизма не было бы границ. И если обнаруживается, что такая сильная воля осуществляет что-либо весьма приятное толпе, вместо того чтобы прислушиваться к желаниям своей алчности, то этим еще более восхищаются и с этим поздравляют себя. В остальном такой человек должен иметь все качества толпы: тогда она тем менее будет стыдиться перед ним, и он будет тем более популярен. Итак, пусть он будет насильником, завистником, эксплуататором, интриганом, льстецом, пролазой, спесивцем - смотря по обстоятельствам».

Впрочем, суть даже не в том, что толпе больше понравится демагог-краснобай, который наобещает с три короба, даже не думая что-либо из обещанного выполнять. Всё интереснее: Ксенофонт в «Греческой истории», ещё до Платона, описал на примере действий стратега Алкивиада в Пирее использование толпы как поддержки в политических целях. Там же можно найти показательный пример того, насколько коротка память толпы: Алкивиад спокойно выставлял себя защитником и покровителем Элевсинских мистерий, за профанирование которых он ранее был осуждён.

Толпа не различает «быть» и «казаться», она воспринимает лишь второе, причём во временном аспекте «прямо сейчас». Толпа не помнит прошлого и не смотрит в будущее, всё её существование - это спонтанное реагирование на «сейчас», усиленное эмоциональным заражением масс.

Впрочем, спонтанное ли? На самом деле, как показал ещё Ксенофонт на приведённом примере, толпой можно манипулировать. Толпа может думать, что избирает что-либо именно она - но реально она лишь исполняет то, что назначено к исполнению манипуляторами. Охлократия de facto - это не «власть черни», а власть тех, кто управляет чернью, противопоставляя стремление к уравниловке и деградации маргиналов прогрессу во всех областях.

С развитием средств массовой информации влияние стало гораздо проще. Массовость информации позволяет манипулировать толпой в XXI веке уже не напрямую внушением лозунгов, а косвенно - через суггестию, т.е. психическое воздействие, направленное на восприятие субъектом неких положений и т.п. пассивно и без критической оценки (здесь порекомендую свою работу « Эссе о предательстве, суггестии, ученых, Родине, любви и близости к природе », где на примере фильма «Аватар» объясняется в том числе и явление суггестии). Более того, распространение нужных мемов в современном информационном мире - процесс сетевой и требующий минимальных затрат для поддержки. Ещё в 1970-х Б. Коэн Б. указал на то, что «пресса не может заставить людей думать определенным образом, но может указать своим читателям, о чем думать», а уж сейчас-то…

При этом толпой манипулируют по старым заветам Геббельса и Гитлера: чем больше враньё - тем скорее поверят, и обращаться нужно к эмоциям, а не к разуму. Помните, как демократы уничтожали СССР, по сути призывая желудки голосовать на 100500 сортов колбасы (умалчивая об инновационном составе этих сортов)? Как потом выбирали Ельцина под лозунгом «выбирайте сердцем» - ну не мозгами же!

Рецепт простой и известен любому психологу. Чтобы воздействие СМИ было успешным, необходимо:

· совпадение формы внушаемого с чаяниями толпы;

· содержание внушаемого должно кореллировать с нормами группы, которая является целью суггестии;

· источник информации должен обладать авторитетом у толпы (причём не обязательно в той области, про которую вещает);

· для интеллигентов важны формально логические доводы, подкрепляющие посыл (при этом они могут быть ложными, системно противоречивыми действительности и т.д.);

· ну и то, на что указывал ещё Адольф Алоизович: посыл должен быть кратким и много-много раз повторяться.

Современная охлократия обладает такими системными чертами, как демагогия, авантюризм и популизм. Воззвать к толпе, повести её куда-то на благо манипуляторов (и, вероятнее всего, во вред самой толпе) - вот и вся суть политики.

При этом, как нетрудно догадаться, раз политики в такой системе являются не управленцами, а демагогами, то роль играют не личностные качества, а бюджет выборов: у кого больше средств на раскрутку, тот и получит больше «лайков» от толпы.

Современная охлократия и олигархия - это одно и то же .

Демократия без сдерживающих «тоталитарных» механизмов неизбежно вырождается в охлократию и приводит к олигархии.

Наглядной иллюстрацией охло-олиго-кратии являются так называемые «цветные революции» - т.е. искусственно, внешними силами создаваемые ситуации, когда толпа в какой-либо стране становится средством для реализации политических притязаний манипулятора. На этом примере особенно наглядно видно, что интересами самой толпы здесь и не пахнет. Взять ту же Украину сейчас - ведь были и те, кто на майдане честно скакал «против олигархов», ну и до чего допрыгались?

Толпа не просто рада обманываться, она вообще не может думать, живёт эмоциями. Это не обязательно должна быть какие-либо «ганьба» или «доколе!», результат может получиться исходя и из весьма положительных эмоций, «по приколу».

Пример: в 2010 году выборы в городской совет Рейкьявика выиграл комик Йон Гнарр, который основал специально для этого «Самую лучшую партию»:

«Я сформировал свою партию, и это при полном отсутствии какой-либо идеологии. Вначале у меня было ровным счетом две идеи. Первая - назвать партию “Лучшей”, и она была бы призвана стать лучше всех остальных партий. Второй задумкой было назвать партию “Крутой”, ну, типа, cool, и она была бы круче всех остальных. Cool станет нашим стилем, мы создадим особый комитет, который будет решать, что круто, а что - нет, и только на основании его рекомендаций мы и должны действовать».

Партия позиционировалась как «открыто коррумпированная» и обещала не выполнять своих предвыборных обещаний. Может, за честность и избрали?

Однако всё это очень напоминает высказывание Войновича о том, что в жизни реализуются самые абсурдные идеи (это был ответ на вопрос: «А как вы смогли додуматься о союзе коммунистов и православного духовенства в “Москве-2042”?»).

Post scriptum. Если не видели - то очень рекомендую посмотреть фильм «Идиократия» (Idiocracy, 2006). Там сюжет развивается через 500 лет, но при сохранении имеющихся тенденций можно уложиться и до конца столетия.