Профилактика нарушения зрения у детей важна в любом возрасте, ведь орган зрения развивается и взрослеет вместе с ребенком! Воспринимая световые раздражения от чрезмерных усилий и напряжения, глаза утомляются и снижают эффективность своей работы. Офтальмологи предупреждают, что регулярное перенапряжение может привести к спазму глазных мышц, в результате чего глаза перестают отзываться на смену фокусного расстояния. Среди причин нарушения зрения у детей - наличие хронических заболеваний, нерациональное питание, наследственная предрасположенность, высокая зрительная нагрузка, длительное статическое напряжение, проблемы с позвоночником, несоблюдение режима дня, сокращение длительности ночного сна, неправильная организация занятий в домашних условиях и в образовательных учреждениях. Основной причиной нарушения гигиены зрения у дошкольников является телевизор. Серьезную нагрузку на органы зрения детей дает чтение. Процесс заключается в движении взгляда по строке, при котором совершаются остановки для восприятия и осмысления текста. Не секрет, что в настоящее время наиболее актуальной проблемой работы с компъютером является его воздействие на зрение детей и подростков. Неприятные ощущения в области глаз, как ощущение усталости, дискомфорта в виде пелены перед глазами, неясных очертаний предметов наблюдаются в разное время у 40-92%, а ежедневно у 10-40% пользователей. Доказано, что утомление развивается через 30 мин непрерывной работы за компъютером у каждого третьего старшеклассника и у каждого второго ребенка 7-9 лет. У детей с пониженной остротой зрения коэффициент утомляемости возрастает почти в 4 раза.

Как предупредить нарушения зрения у детей?

Ограничивать зрительные нагрузки при пользовании компъютером : - не допускать детей до 2-х лет к компъютерным играм и просмотру телепередач, сократить длительность работы за компъютером детям после 10 лет до двух часов в день, обеспечив достаточную дистанцию до монитора компьютера - 40-60 см;

Ограничивать зрительные нагрузки при пользовании телевизором:

  • сядьте на диван напротив телевизора: экран должен находиться на уровне глаз, не выше и не ниже;
  • расположите источники света так, чтобы они не отбрасывали бликов на экран;
  • не смотрите ТВ в полной темноте, держите включенной неяркую лампу с рассеянным светом, расположенную вне поля зрения взрослых и детей, смотрящих телевизор.
  • исключите бесконтрольный просмотр детьми телепередач: обеспечить расстояние до телевизионного экрана не ближе 2-3 метров; ограничить время просмотра телепередач на уроках до 10 мин. - в 1 классе, до 20 мин. в 3-4 классах, до 25 мин. в 5-7 классах, до 25 мин. - в 8-11 классах.

Соблюдать гигиенический регламент проведения занятий :

  • выполнения домашних заданий для учащихся в 1 классе - до 1 ч, во 2-м - до 1,5 ч, в 3-4 классах - до 2 ч, в 5-6 классах - до 2,5 ч, в 7 классе - до 3 ч, в 8-11 классах - до 4 ч.;
  • продолжительность непрерывной учебной деятельности школьников (чтение, письмо не должна превышать 7-10 мин. для учащихся 1-4 классов, 10-15 мин. - для учащихся 5-11 классов.
  • продолжительность непрерывной образовательной деятельности дошкольников не должна превышать: 10 мин. для детей от 1,5 до 3 лет; 15 мин. - от 3 до 4 лет; 20 мин.- - от 4 до 5 лет; 25 мин. - от 5 до 6 лет; 30 мин. - от 6 до 7 лет. Общая продолжительность занятий дома для детей младшего дошкольного возраста в течение дня не должна превышать 40 минут, при этом обязательны перерывы для отдыха каждые 10 мин., переключая внимание детей, чтобы ребенок смотрел вдаль; необходимо также чередовать спокойные игры с подвижными, уменьшая время игр со значительным зрительным напряжением.

Соблюдать гигиену чтения: запрещается читать в темноте, читать, держа книгу на близком расстоянии, смотреть в монитор в темной комнате без дополнительного освещения, читать или играть в компьютерные игры во время движения транспорта .

Выбирать печатные издания, предназначенные для детей соответствующего возраста, с четким шрифтом на белой бумаге.

Создать оптимальные условия освещенности на рабочем столе ребенка дома и в образовательном учреждении (левостороннее естественное освещение, достаточное искусственное освещение).

Обеспечить правильную посадку ребенка во время занятий: расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 30-45 см у учащихся 1-4 классов и не менее 30-45 см - у обучающихся 5-11 классов; строго запрещается читать лежа, сгорбившись и в движущемся транспорте, это вредно для зрения.

Вести активный образ жизни: физические нагрузки должны соответствовать возрасту детей; необходимо достаточное, не менее 3-4 часов, пребывание на свежем воздухе.

Питаться правильно: организация здорового питания предусматривает употребление продуктов с высоким содержанием витаминов А и С. Это творог, мясо, кефир, рыба, морковь, яблоки, курага, черника, смородина, лимоны.

Соблюдать режим дня с чередованием труда и отдыха .

Соблюдение рекомендаций и гигиенических правил позволит сохранить зрение детей и подростков на долгие годы!

Гимнастика для сохранения остроты зрения

Предложить ребенку :

  1. Навести фокус. Вытянуть большой палец левой руки перед собой на уровне глаз на расстояние примерно 40 см. На 5-10 сек. сфокусировать взгляд на своем пальце, затем, найдя вдалеке точку смотреть на нее также 5-10 сек., затем снова на палец и вновь на отдаленную точку. Повторить 7-10 раз.
  2. Снять напряжение. Поместить большой и средний пальцы одной руки по обеим сторонам носа ближе к глазам, а указательным нажать между бровями. Далее тремя пальцами делать круговые движения в течение 1 мин. Повторить 4 раза.
  3. Выполнить упражнение «сон». Выполняется после каждого упражнения. Ребенок закрывает глаза, потирает ладони друг об друга и кладет их на лицо. Сидит так, глубоко дыша, 1-2 мин.

Комплекс упражнений для профилактики зрительного утомления

Упражнения выполняются сидя, в удобной позе: позвоночник прямой, глаза открыты, взгляд устремлен вперед. Продолжительность занятий 3-5 минут .

  1. Взгляд направить влево - прямо, вправо - прямо, вверх - прямо, вниз - прямо без задержки (от 3до 10 раз).
  2. Взгляд смещать по диагонали: влево - вниз - вправо, вправо - вверх - прямо, вправо - вниз - прямо, влево - вверх - прямо и постепенно увеличивать задержки в отведенном положении, дыхание произвольное, но надо следить, чтобы оно не задерживалось (3-10 раз).
  3. Совершать круговые движения глаз: влево и вправо, вначале быстрее, потом как можно медленнее (от 1 до 10 кругов).
  4. Смотреть на кончик носа, затем вдаль (от 5 до 7 раз).
  5. Смотреть на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см от глаз, а затем вдаль (от 5 до 10 раз).
  6. Смотреть прямо перед собой пристально и неподвижно, стараясь видеть более ясно, затем моргнуть от 5 до 7 раз.
  7. Массировать веки глаз, мягко поглаживая их указательным и средним пальцами в направлении от носа к вискам. Или: глаза закрыть и подушечками ладони, очень нежно касаясь проводить по верхним векам от висков к переносице и обратно (10 раз в среднем темпе).
  8. Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий прикрыть ими предварительно закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света (на 1 мин). Представить погружение в полную темноту. Открыть глаза (от 5 до 7 раз).

January 25, 2016 10:52

By Fabiosa

Зрение может меняться со временем. У кого-то оно остается отличным до самой старости, но в современном мире часто зрение начинает ухудшаться уже с детства. По недосмотру родителей дети получают лишнюю вредную нагрузку, которая в итоге может стать причиной близорукости. Близорукость очень быстро развивается от 7 до 9 лет и от 12 до 14 лет, а особенно важно оградить от чрезмерной нагрузки на глаза детей дошкольного возраста, когда глазные мышцы только формируются.

Всем заботливым родителям, которые хотят сохранить зрение детей, пригодятся эти советы опытного офтальмолога – доцента кафедры офтальмологии Российского национального исследовательского медицинского университета Минздрава России Нины Максимовой.

1. Глазам нужен отдых.

Ребенку с хорошим зрением нужно делать перерыв в занятиях через каждые 40 минут. При небольшой близорукости - через каждые 30 минут. Отдых для глаз - это когда ребенок не сидит с планшетом или телефоном, а бегает, прыгает, гуляет, смотрит в окно или делает гимнастику для глаз.

2. Книгу или тетрадь надо держать на расстоянии 35–40 см от глаз.

В таком положении будет меньше напрягаться глазная мышца и глаза будут меньше уставать.

mama.ua

3. Закаляйте и укрепляйте иммунитет ребёнка, больше гуляйте на улице.

Дети, которые часто болеют, больше подвержены риску получить близорукость. Поэтому старайтесь максимально укрепить здоровье ребенка, закаляйте его и гуляйте на свежем воздухе не менее 2 часов в день.

4. Ограничивайте время, проведенное ребенком за компьютером или телевизором.

Следуйте этим простым правилам, чтобы снизить риск ухудшения зрения:

  • младший школьник может проводить за компьютером не больше 15–20 минут в день, старший – не больше 1 часа. Если для выполнения задания нужно продлить время, то обязательно необходимо делать перерыв для глаз через каждые 15 минут;
  • младшие школьники должны смотреть телевизор не больше 30 минут непрерывно, старшие – не больше 1 часа (расстояние должно быть не ближе 2,5 метра); особенно важно снизить нагрузку на глаза в дни учебы.

mirror.co.uk

5. Введите в рацион ребенка полезные для глаз продукты.

К таким продуктам относятся: творог, отварная рыба, говядина и говяжий язык, индюшатина, крольчатина, морковь, капуста и зелень. Также по возможности старайтесь покупать ребенку чернику, бруснику, клюкву. Выбирая витаминный комплекс, помните, что для глаз особенно полезны поливитамины с микроэлементами, препараты кальция с витамином D, с фосфором.

koolinar.ru

6. Следуйте советам врача – если у ребёнка уже есть близорукость и ему прописали очки, то носить их надо обязательно.

При этом их обязательно надо надевать во время нагрузки: и в школе, когда нужно смотреть на доску, во время похода в кино или театр, дома у телевизора. Если ребёнок не хочет надевать очки и всё время щурится, это может провоцировать еще более быстрое развитие близорукости.

7. Не старайтесь опередить время – не учите детей читать раньше 4 лет, не отдавайте в школу раньше 7 лет.

Эти советы особенно важно соблюдать, если у вас в роду уже есть близорукие взрослые, ведь проблемы со зрением имеют наследственный характер. Мышца, которая обеспечивает хорошее зрение, окончательно формируется только к 7–8 годам. Более раннее постоянное напряжение глаз приведет к проблемам со зрением. По статистике, среди первоклашек-шестилеток в 3 раза больше близоруких, чем среди детей, которые пошли в первый класс в 7 лет.

По этой же причине нельзя давать смотреть телевизор малышам до 2 лет; нельзя давать дошкольникам играть или смотреть мультики на планшетах и смартфонах.

Сегодня на школьных линейках виднеются не только цветы и бантики, но и очки. А все потому, что больше трети детей выпускается из школы в очках, а первых парт давно уже не хватает на всех слабовидящих. И что же делать родителям?

По статистике каждый 4-й школьник имеет проблемы со зрением, большая часть которых связана со школьной близорукостью. И каждый год эта цифра увеличивается.

Особенности детского зрения

Казалось бы, зрение малышей ничем не отличается от зрения взрослых — глаза ребенка также воспринимают и с помощью нервных импульсов посылают сигналы в мозг. Но все-таки детское зрение имеет свои особенности, и оно намного уязвимее.

Нормальное зрение устанавливается у ребенка к 5-7 годам. Зрительная корка полностью созревает только к 7 годам, а окончательное формирование глаза как органа зрения заканчивается только к 14-16 годам.

Из этого следует, что с момента рождения и до окончания роста детского организма следует особенно тщательно заботиться о здоровье глаз своего чада.

Хрусталик ребенка пропускает больше ультрафиолета, потому что еще до конца не сформировался. У взрослого человека до сетчатки глаза доходит только 10% УФ-лучей, а у 10-летнего ребенка — до 75%. Поэтому качественные детские солнцезащитные очки — это здоровая необходимость, а не дань моде.

Почему зрение ухудшается?

Есть факторы, которые изменить невозможно, например, генетика. Многие заболевания глаз наследственные. Если хотя бы один из родителей страдает близорукостью или дальнозоркостью, вероятность их проявления у чада 50%. Также это касается астигматизма и косоглазия. В этом случае отправляться к детскому офтальмологу нужно как можно раньше.

Но есть негативные факторы, которые родители могут исключить или свести к минимуму. Например, неконтролируемое увлечение гаджетами, компьютером, планшетом, сотовыми телефонами, неправильное освещение или непомерная зрительная нагрузка.

Нагружать детские глаза нужно строго дозированно, давая им регулярный отдых. Особенно это касается чтения, просмотра телевизора и нахождения за компьютером. Если этого не соблюдать, то возможно развитие близорукости и косоглазия.

Школьные годы — самые рискованные

У современных школьников огромная зрительная нагрузка, к которой добавляется еще и груз ответственности. Особенно это касается выпускных классов, потому что психоэмоциональный стресс негативно сказывается на всем детском организме, в том числе и на глазах.

— По моим наблюдениям, у школьников выпускных классов, а сегодня это 4, 9 и 11 классы, резко ухудшается зрение. Поэтому в этот период очень важно соблюдать рекомендации по охране зрения. Необходимо научить ребенка беречь зрение с малых лет, а для этого нужно не только разговаривать с ним на эту тему, но и подавать личный пример, — объясняет врач.

Кроме того, многие подростки, желая сохранить привлекательность, начинают скрывать от родителей свои проблемы со зрением, чтобы не носить очки. В такой ситуации недуг можно запустить: если вовремя не начать лечение, вместо минус 1 - 2 диоптрии будет сразу минус 3 - 4.

Как гаджеты ухудшают детское зрение?

Давая ребенку в руки гаджеты по «100 раз в день», родители сами создают предпосылки для возникновения проблем со зрением. И вот почему.

  • Синий свет от любого дисплея интенсивно воздействует на детские глаза. Он может вызвать повреждение сетчатки и дегенерацию желтого пятна, что является основной причиной развития катаракты. У взрослого человека подобный риск ниже, потому что с возрастом хрусталик немного желтеет и блокирует часть синего света.
  • Длительное «общение» с любым гаджетом вызывает синдром сухости глаз. В процессе разглядывания экрана мы в 2 - 3 раза реже моргаем, а значит, глаз не увлажняется. Сухость глаз приводит к развитию воспалений.
  • Чем меньше экран и изображение на нем, тем сильнее напрягаются глаза. Мелкие и яркие быстро меняющиеся картинки нарушают естественные процессы формирования зрительного аппарата ребенка. Поэтому телевизор все-таки лучше планшета.
  • Удаленность экрана от глаз имеет огромное значение, поэтому смартфоны так опасны. Как правило, их дисплей находится перед самым носом ребенка, а не на безопасном для глаз расстоянии.

Современные дети проводят у различных мониторов до 10 часов в день!!! Хотя для подростка допустимый максимум 3 часа в день, а для детей младшего школьного возраста — не более часа.

Что делать?

Во-первых, даже при 100%-ном зрении показывать ребенка детскому офтальмологу нужно регулярно — 2 раза в год. Для школьников лучше это делать во время каникул, чтобы при обнаружении каких-то проблем можно было пройти, когда зрительная нагрузка минимальна. И важно попасть именно к детскому специалисту, который проведет осмотр.

Во-вторых, использовать все возможные способы для защиты детских глаз.

— Всем школьникам я рекомендую очки для работы за компьютером, особенно это касается тех ребят, которые решили связать свою будущую профессию с IT-технологиями. Сейчас огромный выбор линз с различными покрытиями — для защиты от вредного синего излучения, грязе-, водоотталкивающее покрытие, антистатическое и т.д., — говорит Ася Владимировна.

Для деток с уже ослабленным зрением офтальмологи рекомендуют линзы для очков «перифокал». Это своеобразный тренажер для глаз, который обеспечивает различную степень рефракции по всей поверхности линзы. Благодаря этому процессу глаза ребенка тренируются все время, пока он носит очки, а зрение не ухудшается.

— Также я настоятельно советую перифокальные тренировочные линзы для детей с сильно прогрессирующей миопией. Благодаря различному преломлению они снижают нагрузку на глаза и приостанавливают процесс ухудшения зрения. Конечно, стоят они не так дешево, как хотелось бы, но лучше один раз потратиться на здоровье, чем каждые 3 месяца прибавлять в диоптриях. Ведь речь о детском здоровье! — отмечает врач.

В сети «Оптика Сэсэг» опытные специалисты помогут подобрать вашему ребенку современные линзы для очков последнего поколения. Огромный выбор для любого случая по доступным ценам.

Медицинская статистика показывает, а жизнь подтверждает, что сегодня очки нужны всем детям без исключения, только одним для защиты зрения, а другим — для его коррекции и улучшения. Поэтому первоочередное значение имеет профилактика, за которую в большей степени несут ответственность родители.

Памятка для родителей

Особое внимание родители должны уделить следующим рекомендациям специалистов.

  1. Регулярно и своевременно проходить осмотр у детского офтальмолога, минимум 2 раза в год.
  2. Уделить внимание рациональному питанию, чтобы детскому организму хватало витаминов, минералов и белков, в частности кальция. Особенно это важно в первые годы жизни, когда зрительная система формируется.
  3. Поддерживать активный образ жизни, потому что современные дети мало гуляют. Ежедневные двухчасовые прогулки на свежем воздухе снижают риск развития заболевания на 36%.
  4. Адекватное расстояние до рассматриваемого объекта. Если это телевизор с диагональю 1 метр, то смотреть его нужно на расстоянии 5 метров. От компьютерного монитора диагональю 17 дюймов — на расстоянии вытянутой руки и под небольшим углом.
  5. Установить время зрительной нагрузки. Телевизор для младших школьников по 30 - 40 минут, средних - от 60 до 90 минут. Компьютер: в 5 лет по 5 минут, в 6 - 7 лет — по 10 минут, от 7 - 9 лет — по 15 минут.
  6. В детской комнате должно быть достаточное освещение: рассеянное потолочное и направленное нижнее (светильники и бра).
  7. Малыши любят играть на полу: собирать конструктор, пазлы, лепить и т.д. Поэтому так важно организовать правильное освещение этой игровой зоны, одного потолочного света недостаточно.
  8. Рабочее место школьника должно быть организовано по всем правилам. Во-первых, настольная лампа мощностью 60 Вт для правшей слева, для левшей — справа. Во-вторых, мебель, подобранная по росту ребенка, чтобы расстояние от глаз до тетради было 30 - 35 см.
  9. При чтении сказки на ночь подавайте ребенку правильный пример — не читайте лежа при плохом освещении. Когда он подрастет, будет делать точно так же. Категорически запрещается писать и читать лежа, на боку, наклонив или запрокинув голову.

Необходима консультация специалиста.

Человеческий глаз— уникальный, исключительно сложный прибор спомощью которого мыпознаем окружающий мир. Человек видит ясно, когда все отделы этого прибора работают гармонично. Если вкаком-либо звене происходит сбой— зрение ухудшается.

Сетчатка— внутренняя оболочка глаза, воспринимающая свет. Для хорошего зрения необходимо, чтобы световые лучи сходились точно насетчатке. Обеспечивает эту точную фокусировку хрусталик— природная линза, расположенная внутри глаза. Когда этого непроисходит, мир вокруг принимает нечеткие, размытые очертания.
Если человек хочет рассмотреть близко расположенный объект, включается так называемый механизм аккомодации. Специальные глазные мышцы сокращаются, асвязки, переходящее вхрусталиковую сумку рассабляются, делая хрусталик выпуклым, как увеличительное стекло. Когда взгляд устремлен вдаль, мышцы расслабляются ихрусталик становится плоским.

Впоследние годы врачи стревогой отмечают неуклонный рост нарушений зрения. Идеально созданный природный глаз человека оказался плохо приспособленным ксовременным зрительным нагрузкам иразрушительному воздействию техники (компьютер, телевизор, сотовый телефон и т. д. ).
Если непроводить профилактические мероприятия при большой зрительной нагрузке— потеря хорошего зрения неминуема.

Как портится зрение
Поданным генетиков, когда зрение родителей впорядке, шанс школьника получить плохое зрение равен 25%. Если близорукостью страдает папа или мама— 50%. Ну, авероятность того, что ребенок обоих близоруких родителей наденет очки, равна уже 80%.
Нодаже при наследственной предрасположенности развития близорукости можно недопустить. Дело втом, что человеческий глаз обладает запасом прочности, который спасает зрение в« Трудные моменты» . Зрение начинает ухудшаться, если этот резерв исчерпан.
Чтоже подрывает запас прочности детских глаз? Это ителевизор, икомпьютерные игры, и, конечно, непосильные зрительные нагрузки связанные сзанятиями вшколе. Вредное воздействие настолько велико, что завремя обучения вшколе число близоруких детей увеличивается с4% до40%, тоесть в10 раз! Неудивительно, что убольшинства людей близорукость начинается именно враннем школьном возрасте.
При чтении глаза находятся вогромном напряжении. Глазные мышцы, которые держат хрусталик, сильно напрягаются иустают. Запас прочности глаз стремительно тает, может возникнуть иактивно прогрессировать близорукость.

Основными факторами, стимулирующими развитие близорукости ушкольников, считаются:
 Недостаточное освещение рабочего места вшколе ивдомашних условиях вовремя приготовления уроков (особенно при искусственном освещении).
 Неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий. Очень важно, чтобы вдомашней обстановке размеры мебели соответствовали росту.
 Неправильная посадка зарабочим столом. Вредная привычка читать иписать, сильно склонив голову, сгорбившись, снаклоном всторону, внеудобном положении, способствует ослаблению зрения.
 Длительное пребывание закомпьютером.
 Неограниченный просмотр телепередач.
 Игры всотовый телефон.

Как правильно сидеть застолом:
 длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер;
 высота ножек стола должна равняться длине голеней;
 голеностопный, коленный итазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол;
 между краем стола игрудной твоей клеткой необходимо выдерживать расстояние, равное ширине кисти.
При работе книгу или тетрадь необходимо держать нарасстоянии 33см отглаз. При этом меньше всего деформируется глазное яблоко. Лучше всего читать сподставки. Нужно помнить, что достоверно « опасным» вплане прогрессирования близорукости, является зрительное рабочее расстояние при чтении иписьме менее 20-25 см.
Нерекомендуется читать ииграть лёжа иособенно набоку, атакже втранспорте. Дело втом, что вположении лёжа, как правило, недостигается правильная освещённость объекта, апри лежании набоку, кроме того, глаза располагаются наразном расстоянии отрассматриваемого предмета иэто приводит кзрительной утомляемости иголовной боли. Вибрация транспорта вызывает зрительный дискомфорт при чтении вовремя езды.

Просмотр телепередач
Все рекомендации попросмотру телевизионных передач детям соснижением зрения должен давать врач— офтальмолог.Нокаждый ребенок должен помнить, что наибольшее утомление инапряжение зрения возникает при слишком близком расстоянии кэкрану телевизора. Это усугубляется тем, что дети иподростки часто смотрят телевизор всамых разнообразных позах. Лучше всего расположиться оттелевизора неближе, чем на3метра, при этом следует сидеть несбоку, апрямо перед экраном. Если тыносишь очки для дали, следует ихнадеть, чтобы излишне ненапрягать зрение.
Смотреть телевизор следует восвещенной комнате.
Если ребенку 8 лет, топросмотр телепередач должен быть ограничен 30- 40минутами. Вболее старшем возрасте время можно увеличить до1,5- 3 часов вдень, нонепрерывно неболее часа, независимо оттипа телевизора (обычный, плоский экран, жидкокристаллическая панель, плазменный телевизор).
Как это нипечально для школьника, носмотреть телевизор можно только ввыходные дни, когда нет уроков. Пять часов напрягать глаза вшколе (уроки физкультуры ипения мынесчитаем) идва-три часа дома— такую нагрузку неможет выдержать растущий глаз.

Компьютерный зрительный синдром
Это заболевание глаз, вызванное работой закомпьютером иприводящее кснижению зрения. Зрение человека, сформированное входе длительной эволюции, оказалось мало приспособленным ктакой работе.
Возникает компьютерный зрительный синдром после длительной (втечение нескольких часов без перерыва) работы закомпьютером. Его признаки знакомы многим. Появляется жжение, чувство « песка» завеками, глаза могут покраснеть. Могут также появиться боли при движении глаз. головные боли вобласти лба. Иэти опасные явления непроходят бесследно. Вследствие нарушения работы глазных мышц, снижается зрительное восприятие. Если зрительные перегрузки систематически повторяются— может появиться « временная» близорукость, ауже имеющаяся близорукость начинает прогрессировать.
Клинические исследования показали: даже один день работы закомпьютером вызывает ухудшение зрения! Иэто неудивительно. Глаз патологически устает. Чтобы компенсировать недостаток кровообращения мелкие сосуды наповерхности глаз расширяются, вызывая ихпокраснение.
Если непомочь глазам вборьбе снакопившейся усталостью, топостепенно изменения втканях глаза, ивпервую очередь это глазные мышы, будет продолжаться. Следствием этого может стать прогрессирующая близорукость.
Чтобы сохранить зрение при современном уровне зрительных нагрузок необходимо строго соблюдать определенные правила. Впервую очередь -это максимальное сокращение времени работы закомпьютером иправильная посадка, которая помогает предотвратить еще ивозможное появление болей вобласти спины ишеи.
Длительность безопасной работы школьника закомпьютером:
 В1 классе- 15минут вдень,
 -2-5 класс- 15- 20минут вдень,
 -6-7 класс-20 минут вдень,
 -8-9 класс-25 минут вдень,
 -10-11 класс- 30минут напервом часу занятий и20 навтором.

После работы скомпьютером илидругой зрительной нагрузки втечение нескольких минут необходимо гимнастику для глаз, чтобы снять напряжение, улучшить кровообращение.

Основные упражнения:
Каждое упражнение следует повторять от30 до60 секунд.

 Перемещение взгляда при закрытых глазах: движения глазами направо-налево , вверх-вниз , рисуем восьмёрку и т. п. Это упражнение снимает болезненные ощущения (зуд, жжение, сухость), восстанавливает « смазку» глаз.
 Движение открытыми глазами вверх-вниз исправа- налево.
 Круговые движения глазами: почасовой стрелке ивпротивоположном направлении.
 Интенсивные сжимания иразжимания глаз вбыстром темпе. Это упражнение улучшает кровообращение идоступ кислорода кглазам илицу, укрепляет зрительную систему, расслабляет глазные мышцы.
 Движение глаз подиагонали: скосить глаза влевый нижний угол, затем попрямой перевести взгляд вверх. Аналогично впротивоположном направлении.
 Сведение глаз кносу. Для этого кпереносице поставьте палец посмотрите нанего.
 Частое моргание глазами. Это упражнение облегчает затрудненность мигательных движений, расслабляет глазные мышцы.
 Перемещение взгляда сблизкой точки наотдаленную.
 Массаж. Поглаживание закрытых глаз, вибрация, нажим, массаж ладонью илегкое разминание. Наиболее распространен прием массажа двумя пальцами— указательным исредним— ввиде восьмиобразного движения. Понижнему краю глаза движение кносу, поверхнему краю глаза— над бровями. Такое движение повторяется 8- 16 раз.

Если школьник стал замечать, что стало плохо видно сдоски, появились головные боли, быстрая утомляемость глаз, если глаза струдом адаптируются крассматриванию предметов наразличных расстояниях (расплывается изображение при переводе взгляда сблизкого расстояния нарассматривание предметов вдали), необходимо сказать обэтом родителям ипосетить офтальмолога уже вближайшее время!

Наш эксперт — доцент кафедры офтальмологии ФДПО Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н. И. Пирогова Минздрава России Нина Максимова .

1. Почаще давайте глазам отдых. Если у ребёнка хорошее зрение, он должен делать перерыв в занятиях через каждые 40 минут. Если уже есть небольшая близорукость — через каждые 30. Чем выше близорукость, тем чаще надо делать перерывы. 10-15 минут отдыха — это не сидение с планшетом или телефоном, это когда ты бегаешь, прыгаешь, смотришь в окно, делаешь гимнастику для глаз.

2. Книжку или тетрадку надо держать на расстоянии 35-40 см от глаз. Так меньше напрягается глазная мышца, меньше устают глаза.

3. Закаляйте ребёнка, чтобы он как можно меньше болел. Чем чаще ребёнок болеет, тем больше у него шансов получить близорукость. Так что гулять надо не меньше двух часов в день.

За компьютером младший школьник может проводить не больше 15–20 минут в день, старший – не больше часа. Если работу за это время не выполнить, её надо разбить на части, и через каждые 15 минут делать для глаз перерыв.

Внимание!

В выходные младшие школьники могут смотреть телевизор не больше 30 минут непрерывно, старшие – не больше часа с расстояния не ближе 2,5 метра.

4. Кормите полезными для глаз продуктами. Творогом, отварной рыбой, говядиной и говяжьим языком, индюшкой, крольчатиной. Давайте ему чернику, бруснику, клюкву, смородину, больше моркови с капустой и зелени — петрушки, укропа... Для глаз полезны поливитамины с микроэлементами, препараты кальция с витамином D, с фосфором.

5. Если у ребёнка близорукость и врач прописал ему очки, носить их надо обязательно. Надевать — и когда смотришь на школьную доску, и когда идёшь в театр, и когда сидишь у телевизора. Если ребёнок всё время щурится, напрягает глаза от того, что видит плохо, близорукость у него будет прогрессировать быстрее, разовьётся расходящее косоглазие.

6. Не сберегли глаза старшего — подстелите соломку младшим детям: не учите их читать раньше 4 лет, не отдавайте в 6 лет в школу, особенно если в роду у вас есть близорукие. Цилиарная мышца, которая обеспечивает хорошее зрение, окончательно формируется к 7-8 годам (среди тех, кто пошёл в первый класс в 6 лет, в 3 раза больше близоруких, чем среди школьников, которые пошли в первый класс в 7 лет), не сажайте малышей перед телевизором раньше 2 лет и не больше, чем на 10 минут, не давайте дошкольникам планшеты и смартфоны.

Смотреть телевизор в будние дни школьник может ограниченное время. Пять часов напрягать глаза в школе (уроки физкультуры и пения мы не считаем) да два-три часа дома – это нагрузка, которую не может выдержать растущий глаз. А близорукость особенно быстро развивается от 7 до 9 лет и от 12 до 14 лет.