АНТИФА движение растёт и множится день ото дня! Однако многие «новички» мало подкованы, а порой неграмотны в политических идеях. Многие не знают исторических корней, целей и даже значения некоторых символов АНТИФА движения.
Этой статьёй мы открываем серию публикаций по просвещению молодых активистов АНТИФА движения.

Одним из наиболее распространённых символов антифашизма является КРАСНО-ЧЁРНЫЙ ФЛАГ и различные его варианты. Флаг представляет собой два треугольника (красный либо розовый и чёрный), кторые своими основаниями образуют полотно знамени. Исторически красно-черный флаг берёт своё начало от анархо-синдикалистов, ещё с 1870-х гг. в Современный диагональный вариант как связь этого символа именно с антифашизмом стал широко применяться после окончания Второй мировой войны. Сочетание красного и черного флагов имело свою логику:

Розовый треугольник - это один из наиболле популярных и широко признанных символов антифа сообщества. Его исторические корни - нацизм Второй Мировой не дают нам забыть об одних из самых трагичных страницах истории. В 1935 году Адольф Гитлер приходит к власти и начинаются гонения на гомосексуалистов. Только в период 1937-1939 годов было сосланы в концентрационных лагеря, а затем либо кастрированы либо уничтожены в газовых камерах порядка 25.000 человек. Каждому заключенному полагалась нашивка, отделяющая политических от уголовников. Так два желтых треугольника, символизировавших звезду Давида - носили евреи, зеленые треугольники - рецидивисты, красные - политические. Розовый треугольник - носили гомосексуалисты. За людей не считали заключенных с одновременными нашивками желтых и розовых треугольников - евреев гомосексуалистов. В семидесятых годах движение антифа выбирает розовый треугольник как символ свободы от притеснений.

Чёрный треугольник :
Существуют документальные доказательства, что черный треугольник использовался в концлагерях, чтобы отличить заключенных с анти-общественным поведением. Надо заметить, что Нацисткая идея полезности обществу основывалась на "киндер-китчен-кирхен", поэтому под определение анти-общественные подпадали: проститутки, женщины не желающие рожать, лесбиянки и т.д. Как розовый треугольник - мужской символ, так черный выбран лесбиянками и феминистками символом свободы и солидарности.

Радужный флаг в современном контексте является символом толерантности, разнообразия, мира. С начала 70-х годов XX века радужный флаг считается интернациональным символом геев и лесбиянок. При этом зачастую забывается начальное значение этого флага как символа всеобщей толерантности по отношению ко всем людям, культурам и религиям.
Антифашисты всей планеты широко используют радужный флаг на митингах и пикетах. По популярности его можно сравнить с красно/розово-чёрным флагом.

В России Радужный флаг является официальным символом Еврейской автономной области, и поэтому несёт двойную смысловую нагрузку.

Звезда давида (ивр. מָגֵן דָּוִד‎ - Маген Давид, «Щит Давида»; в идише произносится могендовид) - примерно с18 го века символ иудаизма и семитства. Фашисты активно использовали звезду давида в качестве отличительного признака для евреев содержащихся в концентрационных лагерях 3го Рейха.
В качестве АНТИФА символа звезда Давида используется так же после окончания Второй мировой войны:

Маген Давид постянно присутствует на антифашистских акциях, будь то концерты, митинги или шествия.

Аббревиатуры S.H.A.R.P. и R.A.S.H. .

S.H.A.R.P. - Скинхеды против расовых предрассудков (англ. Skinheads Against Racial Prejudices, SHARP, шарпы). SHARP создали логотип на основе значка Trojan Records, которая выпускала ямайскую музыку (ска, рокстеди и регги). Этим они подчёркивали, что корни скинхедов идут от чёрных ямайцев. На логотипе шлем повёрнут в правую сторону, в отличие от значка Trojan Records.

Содружество Красных и Анархистских Скинхедов R.A.S.H. (RASH, англ. Red & Anarchist Skinheads) используют символы пола в качестве отличительных знаков:
Эти знаки ведут свою историю со времен Древнего Рима. Зеркало Венеры - знак женского пола, Марса, признак пола мужского. Несколько стрел Марса - обозначают однополую мужскую любовь. Символом RASH является круг с тремя красными или белыми стрелами внутри. Стрелы обозначают 3 остроконечных знака Марса. Данное лого было использовано первыми уличными антифашистами - Красными Бригадами Немецкой Коммунистической Партии.

Наряду с Аббревиатурой R.A.S.H. распространено сокращение G.A.S.H. - (G.A.S.H., англ. Gay & Anarchist Skinheads).

Логотип кампании очень быстро завоевал популярность вне границ Германии и теперь он является общим антифашистским символом молодежи во всем мире.
В 2007-ом году группа активистов решила переактивизировать кампанию, и они придумали ей новый логотип. Новый девиз кампании – «Let"s Fight White Pride» («Давайте бороться с белой гордостью» – указывает на необходимость бороться не только против расизма и фашизма, но также против гомофобии.

Часто в символике современных антифашистов можно встретить послания зашифрованные в числах: 46, 69 или 7/40 .

46 обозначает DF («Destroy Fascism», что в переводе с англ. Означает: Уничтожить Фашизм/фашистов 4-я и 6-я буквы латинского алфавита)


на плакате изображён антифашист, уничтожающий фашистскую гадину.

69 обозначает Spirit of 69 "Дух 69-го" . 1969 год можно считать началом отсчета современного гей-движения, когда посетители бара “Стоунвол” (Англия) оказали сопротивление проводившим проверку полицейским.

7/40 – зашифрованное приветствие антифашистов.

В понедельник президент Трамп подчинился всеобщему требованию и отказался от своего комментария о том, что вина за случившееся в Шарлоттсвиле лежит на «многих сторонах», в явной форме осудив белый национализм. «Расизм - это зло, - признал он с большой неохотой, - включая ККК, неонацистов и белых расистов».
REUTERS, Hannah McKay

Через день Трамп пошел на попятную, пояснив, что на слете белых националистов были и «очень хорошие люди», и одновременно с этим «обвинил обе стороны», в том числе вроде бы и «ультралевых» антифашистов.

Впервые попав в заголовки новостей в феврале, когда они добились отмены выступления ультраправого провокатора Мило Яньнопулоса в Калифорнийском университете Беркли, антифашисты вновь приковали к себе внимание общественности, выступив против участников слета белых националистов Unite the Right в Шарлоттсвилле.

Но кто такие антифашисты? И откуда они взялись? Воинствующий антифашизм, или «антифа» - это политика социальной революции, проводимая крайне левыми радикалами и нацеленная на борьбу с крайне правыми. Его приверженцы - преимущественно коммунисты, социалисты и анархисты, которые предпочитают в одиночку, без помощи полиции или государства, сдерживать наступление белых националистов. Они пропагандируют народную оппозицию фашизму, подобную тому, что мы видели в Шарлоттсвилле.

Антифашистские группы существуют по всему миру, но сама по себе антифа не является взаимосвязанной организацией, ее также нельзя назвать идеологией, подобной социализму, или тактикой, как заслон пикета - это особая группа. Антифа - это автономные антирасистские группы, которые контролируют и отслеживают деятельность местных неонацистов. Они разоблачают их деятельность перед соседями и работодателями, проводят просветительские кампании, поддерживают мигрантов и беженцев, а также оказывают давление на органы, в ведении которых находятся места проведения мероприятий, запланированных белыми националистами, добиваясь их отмены.

По большей части антифашистская деятельность носит ненасильственный характер. Но их готовность физически защищать себя и других от насилия белых националистов и заранее пресекать организуемые фашистами инициативы, прежде чем те повлекут за собой человеческие жертвы, отличает их от либеральных антирасистов.

Антифашисты утверждают, что после ужасов рабства и Холокоста физическое насилие над белыми расистами и этически оправдано, и стратегически эффективно. По их мнению, мы не должны отвлеченно оценивать этический статус насилия, когда за ним не стоят определенные ценности и контекст. Вместо этого они выдвигают этически последовательный, исторически обоснованный аргумент для борьбы с нацистами, пока не станет слишком поздно. Как объяснил Корнел Уэест, переживший неонацистские нападения в Шарлоттсвилле: «Если бы не антифашисты, защищавшие нас от неофашистов, нас бы раздавили, как тараканов».

Хотя с момента возвышения Трампа антифа часто рассматривается как новая сила в американской политике, антифашистская традиция насчитывает уже почти столетие. Первые антифашисты сражались с чернорубашечниками Бенито Муссолини в итальянской провинции, вели перестрелку с гитлеровцами в тавернах и переулках Мюнхена и защищали Мадрид от националистической армии повстанцев Франсиско Франко. За пределами Европы антифашизм стал образцом сопротивления китайцев против японского империализма во время Второй мировой войны, а также сопротивления латиноамериканским диктатурам.

Современная антифашистская политика ведет свое начало от противодействия волнам ксенофобии и зародившемуся движению скинхедов в Британии в 1970-е и 80-е годы. Она также имеет свои корни в группах самообороны, организованных революционерами и мигрантами в Германии после падения Берлинской стены, когда на волю вырвались жестокие неонацистские силы.

С конца 1980-х годов по 2000-х годы активисты Сети борьбы с расистскими действиями (ARA) в Соединенных Штатах и Канаде упорно преследовали членов клу-клукс-клана, неонацистов и других приверженцев превосходства белых. Их девиз был прост, но звучал дерзко: «Мы идем туда, куда идут они». Если нацистские скинхеды раздавали на панк-шоу в Индиане листовки о том, почему «Гитлер был прав», ARA уже были там, чтобы указать им на дверь. Если фашисты обвешивали центр Эдмонтона в Альберте расистскими плакатами, АРА срывали их и заменяли антирасистскими лозунгами.

Сама тактика реагирования на небольшие фашистские группы кому-то может показаться тривиальной, однако возвышение Гитлера и Муссолини показывает, что сопротивление не может быть переключателем, который можно просто-напросто включить, когда наступает кризис. Когда однажды нацистские и фашистские партии получили контроль над правительством, срывать стоп-кран было уже поздно.

Оглядываясь назад, антифашисты пришли к выводу, что остановить Муссолини было бы намного легче еще в 1919 году, когда его первое фашистское ядро насчитывало сотню человек. Или ликвидировать правую Немецкую рабочую партию, в которой состояло всего 54 члена в тот момент, когда Гитлер присутствовал на ее первом собрании - это уже потом он превратил ее в Национал-социалистскую немецкую рабочую партию (нацистскую партию). Хотя режимы, вдохновлявшие их первоначальные протесты, уже давно мертвы, антифашисты отдают все силы борьбе с небольшими фашистскими и нацистскими группами, как если бы те были ядром жестокого движения или будущего режима.

На протяжении многих лет антифашистов жестко критиковали за то, что они в высшей степени серьезно относились к группам из 40 или 60 человек, будь то куклусклановцы или фашисты. Членов старейшей из ныне существующих в стране антифашистских групп - организации Rose City Antifa из Портленда (штат Орегон), которой уже десять лет - раскритиковали даже левые за то, что они направляют свои силы на разоблачение деятельности небольших групп местных расистов, исламофобов и фашистов вместо того, чтобы сосредоточиться на более масштабных и системных проявлениях несправедливости.

Задолго до того, как у ультраправых появилось собственное название, антифашисты уже вовсю занимались неблагодарной работой: чистили убогие доски объявлений и разузнавали о подпольных неонацистских собраниях. Они отслеживали тех, кто сеял семена смерти, всходы которых мы наблюдали Шарлоттсвилле. Принимаете вы их методы или нет, но антифашистов, которые посвящают себя борьбе с расизмом, никоим образом нельзя ставить на одну доску с ультраправыми троллями, которые рассказывают анекдоты о газовых камерах. За масками антифа скрываются медсестры, учителя, соседи и родственники всех рас и полов, которые не колеблясь подвергают себя риску, чтобы остановить фашизм любой ценой.

Неужели требовалась смерть Хизер Хейер, чтобы столь многие из нас, особенно белые, начали всерьез относиться к угрозе, которую представляют собой белые националисты, на протяжении нескольких поколений подвергающие цветные сообщества преследованиям? История антифашистского движения требует, чтобы мы серьезно относились к насилию белых националистов. Прошло то время, когда их можно было «просто игнорировать».

Марк Брей (Mark Bray)

The Washington Post, США

2000-е годы в России отметились активизацией антифашистских группировок. Тогда многие воспринимали их как еще одних хулиганов с улицы, да и сейчас, возможно осадок остался. Но это всё страхи. Мы пообщались с одним из представителей современного левого движения, чтобы разобраться, какие есть антифашисты и чем они занимаются в рамках своей «левой» деятельности.

Среди современных «левых» движений, можно выделить два основных типа антифашистов: радикальные и умеренные. Первые – это, чаще всего, скинхеды, которые борются с нацистами, участвуя с ними в постоянных потасовках и драках. Себя они называют SHARP (аббревиатура, сокращение от англ. «Скинхеды Против Расовых Предрассудков»). Вторые – это политические молодежные организации с разными политическими взглядами, начиная от левых социал-демократов и заканчивая ультралевыми марксистами и анархистами («Левый фронт», «Авангард красной молодежи» и др.), для которых антифашизм — это скорее про политику, нежели про субкультуру. Они пытаются бороться с фашизмом пропагандой «левых» идей, постоянно выступая на митингах и пикетах.


Международный логотип движения.
Антифа (сокращение от антифашизм) – мировое движение, основной целью которого является борьба с фашизмом. Логично предположить, что движение появилось в 1920-х годах, когда зарождался фашизм в Германии. Но сам термин впервые упомянут в Италии, и обозначал противников Муссолини.

Антифа в мире

Особо развита тема антифашизма в Европе. Стоит отметить, что «левая» идеология там развита куда более, чем в России. Нередко можно увидеть антифашистов на футбольных матчах. Самыми крупными леворадикальными группировками стали «The Green Brigade» из г. Глазго (Шотландия), «Gate 9» г. Никосия (Кипр), и др.

Антифашистов в Европе можно встретить на различных уличных акциях, например, активисты антифа блокируют марш неонацистов в Дрездене, в рамках акции «Dresden - Nazifrei».


Автор: dielinke_sachsen — originally posted to Flickr as Dresden Nazifrei Blockade, CC BY 2.0,

Антифа в России

В российской футбольной среде представителей антифа практически невозможно встретить. Об одной группе из Петрозаводска я упоминал в , однако, это единичный случай. Всё русское движение антифашистов сосредоточено в рамках общественно-политических организаций. Основными центрами выступают Москва и Санкт-Петербург, на крупных мероприятиях которых обычно собирается от 500 до 1500 человек. В регионах также есть определенные движения, но они менее яркие, чем националистические, поскольку на последние мода среди российской молодежи появилась еще в 90-е годы.

Но время от времени антифа заявляет о себе. Любопытный факт произошел в Новосибирске в 2008 году, когда во время Русского марша колонне националистов перекрыла дорогу группа около 50 человек с горящими красными и зелёными факелами в руках и транспарантом «Нет фашистскому маршу!».

Борьба антифашистов с националистами разошлась не на шутку, вплоть до убийств. Так, в Москве 16 ноября 2009 году был убит антифашист Иван Хуторский, а 9 февраля 2012 году в Самаре убит анархист и антифашист, участник митингов «За честные выборы» 20-летний Никита Калин. Также покушения и убийства были совершены и со стороны антифашистов. 17 ноября 2012 года рязанскими антифашистами был убит житель Рязани Александр Дудин, а 16 января 2011 года в Казани активисты антифашистского движения спровоцировали массовую драку с болельщиками казанской футбольной команды «Рубин».

Задержание активистов во время стычки антифы и болельщиков ФК Рубин. (Источник – Комсомольская Правда)

Интервью с представителем антифашистского объединения в Краснодаре

Группировки антифашистов, представляющие собой некие политические объединения, имеются и в Краснодаре, но их численность невелика. Нам удалось пообщаться с лидером одной из таких группировок, представителем Революционной Рабочей Партии Антоном Капшуком и взять у него интервью:

Антон, считаешь ли ты себя в какой-то степени антифой?

Антон: Я считаю, что существуют антифашисты двух типов. Первые — это представители субкультурных антифашистов. Например, панки, R.A.S.H. и S.H.A.R.P., скинхэды и так далее. Второй тип — это политические антифашисты. Т.е. люди, которые из своих мировоззренческих, в основном политических взглядов, не допускают дискриминацию человека по национальному, этническому или расовому принципу. К этой группе относятся представители всех левых политических движений (в данном контексте я не отношу к левым всевозможных националистов, таких, как, например, «Другая Россия»). Я скорее, как коммунист, отношусь именно ко второй группе антифашистов.

Каков твой вклад в «левую» культуру?

Антон: Я занимаюсь пропагандой основ марксизма, участвую в марксистских кружках, поддерживаю протесты в защиту прав рабочих, помогаю им в организации их борьбы по возможности.

Что представляет собой твоя организация в Краснодаре?

Антон: Я состою в Революционной рабочей партии (РРП). Наша организация по всей стране сейчас очень активно действует. Помогает в организации рабочих, в борьбе за их права. Взаимодействует с профсоюзами. Например, руководитель Московского МПРА Григорий Сивачёв, является членом ЦК РРП. В Краснодаре наша организация возникла не так давно. Первоначально, весной 2015 г., мы создали Союз Коммунистической молодёжи в Краснодарском крае, а примерно через год, в июне 2016, наша организация вошла в РРП.


Среди проводимых нами мероприятий можно выделить активную помощь рабочим станкозавода «Седин». Мы с ними сотрудничаем ещё с августа 2015 г. Участвуем во всех их акциях. Удалось добиться значительных результатов: этой осенью окончательно была погашена вся задолженность по зарплате перед рабочими. Кроме того, мы поддерживали протесты пенсионеров за сохранение льготных проездных в начале 2016 г., сотрудничаем с обманутыми дольщиками. Сейчас, при активном участии РРП, в Краснодаре на постоянной основе проводятся марксистские дискуссионные клубы, в которых помимо нашей организации принимают участие представители РОТ-Фронта и Союза Трудящихся.


В целом, среди молодёжи, особенно рабочей, популярны левые идеи, такие как стремление к справедливости, равенству, но обычно они не переходят в политическую плоскость. В нашей организации на данный момент состоит немного людей: не более десятка человек, при этом у нас немало сторонников. Надеемся, что активная работа увеличит число членов РРП в нашем городе.

Есть ли определенная мода в одежде, музыке, книгах?

Антон: У представителей субкультурных «Антифа», несомненно, мода и предпочтения, связанные с их взглядами: панки, скинхэды, sXe и т.д. У всех своя мода, своя музыка.

Среди коммунистов, конечно, главным связующим звеном является литература классиков марксизма: К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина. Фашизм разбирает в своих работах генсек итальянской компартии П. Тольятти. Так у каждого свои предпочтения. Лично я предпочитаю рок-музыку, например, Lumen и Louna — в своём творчестве очень много внимания уделяют левым идеям

Что по-твоему «левая культура»?

Антон: Вопрос, конечно, дискуссионный. На мой взгляд, это мировоззрения, которые не допускают дискриминацию людей по какому-либо признаку, эксплуатации человека человеком, стремление к свободе, равенству. Проще говоря, если сегодня очень часто можно услышать поговорку «Человек человеку волк», то мы выступаем за общество, в котором будет «человек человеку друг, товарищ и брат».

Заключение

Современный мир содержит в себе множество различных идей и мнений, и на их фоне всегда особенно ярко выделяются представители радикальных взглядов. Антифа не борются за права одной отдельной нации, они борются за всех людей, не различая цвета кожи и социального статуса. На этом фоне происходят постоянные стычки с «правыми». Как отмечают представители левых движений — всемирная история однажды доказала, что националистическая идея губительна для общества и страны и ей нужно противопоставлять другие идеи, основанные на мире и дружбе между людьми.

16 марта стал днем массового террора: неонацисты фактически объявили войну обществу и государству. Чтобы убедиться в этом, еще раз прочтите хронику текущего месяца - стр. 3. Но на этот вызов не ответили ни власти, ни политические партии. И...

16 марта стал днем массового террора: неонацисты фактически объявили войну обществу и государству. Чтобы убедиться в этом, еще раз прочтите хронику текущего месяца - стр. 3. Но на этот вызов не ответили ни власти, ни политические партии. И так уж получилось, что, помимо разрозненных групп правозащитников, единственная сила, которая на сегодняшний день противостоит наци, - неформальное молодежное движение антифашистов: «антифа». Государство считает их экстремистами, фашисты называют «шавками» и охотятся на них точно так же, как и на мигрантов, обывателя их закрытые лица и странные лозунги явно пугают. Корреспонденты «Новой» провели прошлую неделю рядом с антифа-активистами. Мы не оцениваем их взгляды, мы не разделяем методы их борьбы, но мы пытаемся понять: кто эти люди, решившие активно бороться с российским фашизмом.

Кто за нас отдувается в сопротивлении, рискуя здоровьем и жизнью, вы знаете? На самом деле их очень мало, много меньше, чем в спокойной Швеции, и намного меньше - в десятки раз, - чем российских наци. Рассказывать об антифашистах тяжело - слишком разные люди, не схожие в мотивах своих поступков, политических взглядах и методах своей борьбы. Так что лучше всего рассказать об одном человеке, двадцатилетнем скинхеде Василии - вместе с ним мы оказались в центре событий прошедшей фашистско-антифашистской недели.

Понимаю, почему округлились глаза читателей. Да, он - скинхед. Но неожиданно выясняется, что между скином и нацистом не стоит поспешно ставить знак равенства.

В воскресенье вечером - 16 марта - от Василия пришла смс-ка: «Сегодня на Китай-городе боны убили парня. Может, я лезу не в свое дело, но хорошо бы ты об этом написал».

Бонами «антифа» называют нацистов. 16 марта наци убили 21-летнего панка Алексея Крылова, когда он шел в клуб на концерт.

Василий еще давно мне объяснил, почему именно «боны»: «Это такой русский сокращенный вариант английского bonehead - тупоголовый. Их уже и нацистами нельзя называть, там ни о какой идеологии давно речи нет. Убийц надо называть убийцами, но вот эту большую кучу одинаковых убийц мы зовем бонами».

Когда идешь с Василием по городу, прохожие шарахаются боязливо: черные ботинки Dr. Martens, голубые подкатанные джинсы, черное пальто со значком RAF на воротнике и бритая голова. «Я каждый день встречаю испуганные взгляды, как будто сквозь одежду все видят у меня свастику на груди. Скинхеды - не расисты! Это изначально так было в Англии в шестидесятых. Теперь все не так. Да и в России боны уже лет пять-шесть ходят в обычной, неприметной одежде. А скинхед-культуру мы у них отвоевали, теперь так одеваются либо рашы, либо шарпы».

В антифа-лексиконе заимствованных слов по понятным причинам много - как и наци, это явление не российское. Рашы - производное от RASH, аббревиатуры, которая на русский переводится как «красные и анархо-скинхеды»; шарпы - аббревиатура «S.H.A.R.P.» - «скинхеды против расовых предрассудков». Вася себя относит к первым. Тех и других среди антифашистов примерно одинаковое количество.

17 марта. Понедельник. Идем по Тверской, Вася вспоминает события воскресенья: «Они грань давно перешли, но вчера это было что-то окончательно дикое. У всех голову от этой новости снесло. Мы как раз с друзьями вчера ехали из детдома, мы там с детьми общаемся, привозим какие-то вещи, - тут звонят. Мы собрались подтянуться туда, к клубу, встретили человек 15 на Чистых прудах, но потом кто-то сказал, что вокруг клуба курсирует толпа бонов - щей (лиц. - Ред.) в 70. Так что нам там делать было нечего. Пришлось расписаться (разъехаться. - Ред.)».

Обидно, что информация оказалась эта не совсем верна. Оказывается, буквально через десять минут после смерти Алексея появились люди, которые могли бы его защитить. Один из шарпов рассказывал так: «Мы приехали на двух троллейбусах мобом (группой. - Ред.) человек в сорок. И только выходим - где-то на расстоянии ста метров видим около пятнадцати бонов. Мы за ними погнались, но достать не смогли - они рассыпались по переулкам. Оказалось, эти свиньи только что парня убили. Мы тело увидели еще до приезда «скорой». Потом приехали менты и тупо стали наших парней вязать».

Необходимое отступление

13 марта в интернете получила распространение ссылка на сайт Fanat1k.ru, организованный спартаковскими фанатами. Пользователь под ником Perovskiy. опубликовал несколько советов для тех, кто «решит прогуляться около концерта» и в клубе на Китай-городе: «1) Один или несколько человек пусть до воскресенья съездит к клубу, посмотрит местность. 2) Максимально беспалевно одевайтесь, как обыватели. 3) Очень близко к клубу не подходите только». Получил он и несколько откликов. Позже автор удалил запись, но копия сохранилась в кэше поисковых машин.

По этому поводу есть вопросы к милиции. За работу в интернете отвечает специальное подразделение - «К». Именно его сотрудники должны обнаруживать угрозы и предотвращать возможные преступления. Объявление на Fanat1k.ru провисело несколько дней. Тем не менее реакции правоохранительных органов не последовало.

Однако стоит отметить, что 19 марта - в день проведения антифашистского марша - к месту сбора активистов подогнали несколько автобусов с ОМОНом. В переходе дежурили милиционеры в касках. Если учесть, что сеть была главным средством оповещения антифашистов, выходит, что их намерения все же заметили и оперативно отреагировали. Было задержано много народа, среди которых - 13 наци, у них изъяли ножи и травматический пистолет. Получается, что в нужных случаях милиция все же реагировать успевает.

Книжный магазин «Фаланстер», встреча с немецкими антифашистами. Гости из Германии рассказывали о своих стратегиях, а Вася, посмеиваясь, комментировал выступление: «Слушай, ну цветные стикеры на деньги государства - это уже никуда не годится». - «Почему?» - «Да потому, что они потом скажут, что у них тут есть ручные анархисты. Ты понимаешь, без борьбы с капитализмом и государством антинацизм непоследователен. Долго об этом говорить, но именно примат прибыли как высшей ценности в обществе создает нестабильные районы, потоки мигрантов, безработицу - на этих проблемах наци и растут».

Немцы уехали, активисты «антифа» остались - договориться об акции памяти Алексея Крылова. Предложение о согласованном с властями шествии на будущие выходные почти не обсуждалось. Ясно, что не разрешат и выходных ждать бессмысленно. Решено провести несанкционированный марш в среду - 19 марта - от Пушкинской площади до Охотного Ряда. «Ну что, будем друзей звать. Тут нужно как можно больше народу собрать», - это Вася кинул мэссидж мне.

И тут я задумался: а позову ли я своих друзей? Понятно: без ОМОНа не обойдется, хотя уже и привычно, но тут дело такое - у ОМОНа будут «помощники», которые засядут с ножами по переулкам, - ждать разбегающийся от милиции народ.

Спрашиваю, чтобы потянуть время: «А родители знают о вашей деятельности?» - «Я не знаю никого, кто бы рассказывал все. С родителями сложно, приходится много врать. Хотя моя мама - почти идеальный случай. Она понимает все положение, понимает, что надо бороться, но считает, что это должен делать кто угодно, кроме ее сына. А вот у других ребят хуже - родители смотрят только в телик, - и добавил как-то на первый взгляд не в тему: - Мы страшно разделены, страшно…». Впрочем, понятно, что речь шла вовсе не о родственниках, а вообще.

Вторник - 18 апреля. На возложении цветов к месту гибели Алексея Крылова очевидцы рассказывали, как все это было. «Когда шли по переулку, сразу увидели, что там впереди какое-то движение. Стало ясно, что мы попали. Ко мне подходят с вопросом: «Вы «антифа»?» - а сзади в этот момент уже бьют ребят. Вижу, какой-то бон летит на меня со штык-ножом, потом меня куда-то отбросило, нас разделили, и мы побежали до первой открытой двери. Оказалось, что это была синагога. Уже потом, когда прошло все, вернулись и увидели Крыла… С нами девушка еще была, они и ее ножом в спину ударили, но зацепили не сильно».

Среда - 19 апреля. На месте убийства Алексея около тридцати антифашистов растянули баннер «Фашизм не пройдет». Стояла Лешина фотография, свечи, на стене надпись: «Крыл, вечная память!». Прохожим раздавали листовки, журналистам - короткие интервью. У тех и у других самый популярный вопрос: «Почему у вас лица закрыты?». Вася в конце концов не выдерживает: «Почему? Боны нас шавками называют, типа презрительно, только когда кого-нибудь накроют, гордости на весь интернет. Охотятся на нас - вот почему!».

Через сорок минут баннер сворачивают, идем к «Детскому миру»: должны еще подтянуться активисты и поступить информация от скаутов (разведчиков), которые курсируют в районе метро «Пушкинская». Информация занимательная: на месте - толпа ОМОНа, людей, выходящих из метро, забирают без разбора. «Ты смотри, какие хитрые! Обычно стоят там, сосиски жрут, а тут интернетом пользоваться научились! Больше неоткуда было узнать. А вот когда убийство надо предотвратить, тут спрашивать не с кого! По поводу нападения 16 марта - за несколько дней инфа на форумах была».

Место шествия пришлось менять: начался созвон. Договорились начать марш с «Кропоткинской».

Антифашистский марш в прошлую среду стал самым крупным несогласованным непартийным мероприятием в Москве за последние годы. Вася улыбается: «Ну ты видел когда-нибудь такое? И это при том, что человек 150 мы недобрали: боны «спалили» информацию в интернете - и многие не решились прийти. Ну и человек 50 забрали на Пушке».

Толпа движется быстрым шагом по Гоголевскому бульвару в сторону Старого Арбата. Горят фаеры, освещая баннеры с надписями: «Фашизм убивает - власть покрывает», «Для власти фашизм - хулиганство», «Ваше безразличие - наша смерть». Публика различная - в основном, конечно, молодая: скинхеды, панки, неформалы, обычные студенты. Почти у всех закрытые лица.

«Здесь все, кто только может быть. Самые мирные активисты - FNB (Food Not Bombs - либертарная инициатива, в рамках которой активисты кормят бездомных. - Ред.), шарпы, которые редко посещают какие-то собрания, кроме концертов и драк; правозащитники, - да все вообще!».

Кто-то не поддерживает насильственный метод, кто-то не терпит «либерального» антифашизма, но на этом марше 19 марта были все вместе - в память о погибшем человеке.

Но если бы можно было посмотреть на эту толпу с крыши высотки - любопытствующие физически бы ощутили, что такое 300 человек в пересчете на население огромного города.

Необходимое отступление

В анонимных беседах милиционеры признают: именно малолетние «фашисты» совершают самые кровавые преступления. Радикальные «взрослые» организации, еще год назад пытавшиеся «играть в политику», сегодня распались. «Национал-социалистическое общество» раскололось, лидер «Формата-18» оказался за решеткой. Партия «Великая Россия», образованная на основе ДПНИ, Славянского союза и ряда более мелких организаций, так и не получила регистрации, и ее организаторы притихли. Накануне выборов силовики могли рапортовать: экстремизм в стране побежден. Однако мартовские события рапорта обесценили.

Бывшие члены «серьезных» организаций оказались не подконтрольны вообще никому. Например, из распавшейся организации «Белые волки» выделилось несколько подростковых групп - в том числе известная банда Рыно. Его подельники выходили на «прогулки» пару раз в неделю. Как правило, в ходе «прогулок» жертве наносили несколько десятков ножевых ранений. От рук «борцов за чистоту расы» погибали не только дворники-мигранты. На счету банды - убийство женщины вполне славянской национальности, вернувшейся с курорта и вызвавшей сомнения цветом кожи.

Эксперт по проблеме фашизма, адвокат Станислав Маркелов, говорит: «Если раньше национальный мотив преступления рассматривался в последнюю очередь (преступникам старались вменить «хулиганку»), то теперь наконец-то стали рассматривать политический мотив. Тем не менее время упущено. За наци милиция уже не поспевает».

«Увеличение количества убийств в последнее время - закономерный результат роста количества наци-скинов, - считает социолог Александр Тарасов. - Сегодня в России около 70 тысяч скинхедов и сочувствующих. Милиция упустила контроль за ситуацией».

Да и ищут их по старинке. В начале года проводилась операция «Скинхед». В ОВД была прислана разнарядка: вычислить неблагонадежные элементы. Из одного отделения пришел примерно такой ответ: «Установлены 3 девочки-эмо (определены по розовым волосам), 2 панка (с хаером на голове), 3 гота (одеты во все черное). Бритоголовых молодых людей в военных ботинках не обнаружено». Надо сказать, что в традиционном виде наци стараются не появляться уже несколько лет. К тому же, как признаются сами оперативники, никакой единой базы данных по фашистам нет.

20, 21, 22 и 23 марта вышли более спокойными. В воскресенье пили водку у общих знакомых. Собственно, пил я и знакомые. Василий не пьет, ничего не курит и мясо не ест - набор правил, принятых многими антифашистами. Конечно, вспоминали Крылова и акцию.

А зачем тебе все это нужно?

С одной стороны, это просто как крик: *удаки за**али! Да, я дерусь на улицах, и, может быть, это неправильно, но что еще нам остается? А с другой стороны - может быть, просто забиваю так свою совесть, потому что на самом деле ничего не могу изменить. Хотя верить надо, надо искать выходы.

Ты говорил, что после убийства Крылова какую-то грань переступили? В тебе самом что-то изменилось?

Знаешь, многие товарищи стали говорить о войне в том контексте, что скоро начнутся жертвы с «их» стороны. Что это необходимо и неизбежно. И в эту среду нас совсем немногое отделяло от крупного вооруженного столкновения. Ненависть растет, злость… Но я точно понял, что я не должен оскотиниваться и убивать, несмотря ни на какую войну.

Досье «Новой»

R.A.S.H. (Red and Anarchist Skinhead) - красные и анархо-скинхеды

Цели и идеология: борьба с нацизмом и всеми видами дискриминации как часть борьбы против капитализма и государства. Освобождение скинхед-течения от крайне правых. Считается частью анархического движения в России.

Внешние отличия: традиционный внешний вид скинхедов. Анархистские значки, красно-черные флаги во время демонстраций.

Методы борьбы и пропаганды: не согласованные с властями уличные акции, вооруженные нападения на неонацистов, организация концертов.

Численность:
около 150 человек.

Возрастной состав: в среднем 16-25 лет.

S.H.A.R.P. (Skinhead Against Racial Prejudice) - скинхеды против расовых предрассудков

Цели и идеология: борьба с неонацистами. Освобождение скинхед-течения от крайне правых.

Внешние отличия: традиционный внешний вид скинхедов и футбольных фанатов. Вещи марок Lonsdale, Fred Perry, Ben Sherman. Значки и нашивки с изображением шлема троянского воина.

Методы борьбы и пропаганды: нападения на неонацистов, организация концертов.
Численность: 250-300 человек.

Возрастной состав: в среднем 16-30 лет.

Анархисты

Цели и идеология: борьба с фашизмом наряду с борьбой с государством, капитализмом, всеми видами дискриминации, защита окружающей среды, помощь бедным и бездомным.

Внешние отличия: преимущественно черная одежда, часто с самодельными рисунками, анархистские значки, нашивки. Одежда известных производителей не используется принципиально. Красно-черные флаги во время демонстраций.

Методы борьбы и пропаганды: уличные акции, организация концертов, просветительских и протестных лагерей, создание видео для распространения в интернете, проведение кинофестивалей, выпуск газет и журналов. Также участвуют в нападениях на неонацистов.

Численность: примерно 800 активистов по всей России.

Возрастной состав: 16-45 лет.

Алексей Яковлев

Термин «антифашистское движение» впервые появился в Италии , где использовался для обозначения противников Муссолини .

Однако поддержка Советским Союзом антифашистских движений была во многом противоречива; так, следует указать на выдачу Советским Союзом сотен немецких коммунистов-политэмигрантов нацистской Германии, в которой их ожидали концлагеря, пытки и смерть; в этом же ряду отказ Сталина от предложения Гитлера освободить Эрнста Тельмана в качестве подарка к пакту Молотова-Риббентропа . Эти факты были умело использованы фашистской пропагандой и нанесли непоправимый урон как немецким антифашистам, так и антифашистскому сопротивлению в целом.

Движение в современном виде

Термин «антифа» является сокращением от «Антифашистское действие» (нем. Antifaschistische Aktion ), он был растиражирован журналистами c 1980-х годов и является своеобразным мемом , с помощью которого они обозначают современных антифашистов.

В настоящее время термин «антифа» описывает личности или группы, борющиеся против того, что они считают фашистскими тенденциями. Разные группы относят сюда национализм , расизм , неонацизм , антисемитизм , ксенофобию , гомофобию и всё что можно отнести к дискриминации .

Движение не однородно - конечные цели могут быть разные в зависимости от группы или личности. Некоторые группы или организации проводят уличные акции (митинги , шествия и пикеты ), конференции , форумы, кинопоказы , дискуссии и граффити-акции . Другие могут прибегать к незаконным методам борьбы, включающим в себя срыв и блокирование , в том числе и насильственными методами , мероприятий ультраправых организаций, уничтожение их символики, атрибутики, избиение активистов и др.

См. также

Напишите отзыв о статье "Антифа"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Антифа

– У него спросить бы!.. Это сам и есть?.. Как же, успросил!.. А то что ж… Он укажет… – вдруг послышалось в задних рядах толпы, и общее внимание обратилось на выезжавшие на площадь дрожки полицеймейстера, сопутствуемого двумя конными драгунами.
Полицеймейстер, ездивший в это утро по приказанию графа сжигать барки и, по случаю этого поручения, выручивший большую сумму денег, находившуюся у него в эту минуту в кармане, увидав двинувшуюся к нему толпу людей, приказал кучеру остановиться.
– Что за народ? – крикнул он на людей, разрозненно и робко приближавшихся к дрожкам. – Что за народ? Я вас спрашиваю? – повторил полицеймейстер, не получавший ответа.
– Они, ваше благородие, – сказал приказный во фризовой шинели, – они, ваше высокородие, по объявлению сиятельнейшего графа, не щадя живота, желали послужить, а не то чтобы бунт какой, как сказано от сиятельнейшего графа…
– Граф не уехал, он здесь, и об вас распоряжение будет, – сказал полицеймейстер. – Пошел! – сказал он кучеру. Толпа остановилась, скучиваясь около тех, которые слышали то, что сказало начальство, и глядя на отъезжающие дрожки.
Полицеймейстер в это время испуганно оглянулся, что то сказал кучеру, и лошади его поехали быстрее.
– Обман, ребята! Веди к самому! – крикнул голос высокого малого. – Не пущай, ребята! Пущай отчет подаст! Держи! – закричали голоса, и народ бегом бросился за дрожками.
Толпа за полицеймейстером с шумным говором направилась на Лубянку.
– Что ж, господа да купцы повыехали, а мы за то и пропадаем? Что ж, мы собаки, что ль! – слышалось чаще в толпе.

Вечером 1 го сентября, после своего свидания с Кутузовым, граф Растопчин, огорченный и оскорбленный тем, что его не пригласили на военный совет, что Кутузов не обращал никакого внимания на его предложение принять участие в защите столицы, и удивленный новым открывшимся ему в лагере взглядом, при котором вопрос о спокойствии столицы и о патриотическом ее настроении оказывался не только второстепенным, но совершенно ненужным и ничтожным, – огорченный, оскорбленный и удивленный всем этим, граф Растопчин вернулся в Москву. Поужинав, граф, не раздеваясь, прилег на канапе и в первом часу был разбужен курьером, который привез ему письмо от Кутузова. В письме говорилось, что так как войска отступают на Рязанскую дорогу за Москву, то не угодно ли графу выслать полицейских чиновников, для проведения войск через город. Известие это не было новостью для Растопчина. Не только со вчерашнего свиданья с Кутузовым на Поклонной горе, но и с самого Бородинского сражения, когда все приезжавшие в Москву генералы в один голос говорили, что нельзя дать еще сражения, и когда с разрешения графа каждую ночь уже вывозили казенное имущество и жители до половины повыехали, – граф Растопчин знал, что Москва будет оставлена; но тем не менее известие это, сообщенное в форме простой записки с приказанием от Кутузова и полученное ночью, во время первого сна, удивило и раздражило графа.
Впоследствии, объясняя свою деятельность за это время, граф Растопчин в своих записках несколько раз писал, что у него тогда было две важные цели: De maintenir la tranquillite a Moscou et d"en faire partir les habitants. [Сохранить спокойствие в Москве и выпроводить из нее жителей.] Если допустить эту двоякую цель, всякое действие Растопчина оказывается безукоризненным. Для чего не вывезена московская святыня, оружие, патроны, порох, запасы хлеба, для чего тысячи жителей обмануты тем, что Москву не сдадут, и разорены? – Для того, чтобы соблюсти спокойствие в столице, отвечает объяснение графа Растопчина. Для чего вывозились кипы ненужных бумаг из присутственных мест и шар Леппиха и другие предметы? – Для того, чтобы оставить город пустым, отвечает объяснение графа Растопчина. Стоит только допустить, что что нибудь угрожало народному спокойствию, и всякое действие становится оправданным.
Все ужасы террора основывались только на заботе о народном спокойствии.
На чем же основывался страх графа Растопчина о народном спокойствии в Москве в 1812 году? Какая причина была предполагать в городе склонность к возмущению? Жители уезжали, войска, отступая, наполняли Москву. Почему должен был вследствие этого бунтовать народ?
Не только в Москве, но во всей России при вступлении неприятеля не произошло ничего похожего на возмущение. 1 го, 2 го сентября более десяти тысяч людей оставалось в Москве, и, кроме толпы, собравшейся на дворе главнокомандующего и привлеченной им самим, – ничего не было. Очевидно, что еще менее надо было ожидать волнения в народе, ежели бы после Бородинского сражения, когда оставление Москвы стало очевидно, или, по крайней мере, вероятно, – ежели бы тогда вместо того, чтобы волновать народ раздачей оружия и афишами, Растопчин принял меры к вывозу всей святыни, пороху, зарядов и денег и прямо объявил бы народу, что город оставляется.
Растопчин, пылкий, сангвинический человек, всегда вращавшийся в высших кругах администрации, хотя в с патриотическим чувством, не имел ни малейшего понятия о том народе, которым он думал управлять. С самого начала вступления неприятеля в Смоленск Растопчин в воображении своем составил для себя роль руководителя народного чувства – сердца России. Ему не только казалось (как это кажется каждому администратору), что он управлял внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководил их настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных тем ёрническим языком, который в своей среде презирает народ и которого он не понимает, когда слышит его сверху. Красивая роль руководителя народного чувства так понравилась Растопчину, он так сжился с нею, что необходимость выйти из этой роли, необходимость оставления Москвы без всякого героического эффекта застала его врасплох, и он вдруг потерял из под ног почву, на которой стоял, в решительно не знал, что ему делать. Он хотя и знал, но не верил всею душою до последней минуты в оставление Москвы и ничего не делал с этой целью. Жители выезжали против его желания. Ежели вывозили присутственные места, то только по требованию чиновников, с которыми неохотно соглашался граф. Сам же он был занят только тою ролью, которую он для себя сделал. Как это часто бывает с людьми, одаренными пылким воображением, он знал уже давно, что Москву оставят, но знал только по рассуждению, но всей душой не верил в это, не перенесся воображением в это новое положение.